Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"
план-конспект урока на тему

 Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре хантов и манси 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya._kukly_narodov.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей»
Цели:
- сформировать представление у воспитанников о традиционной игрушке обских угров;
- показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической
культуре хантов и манси;
- приобщить учащихся к глубинному наследию югорских народов с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений;
- воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям;
- формировать нравственные основы личности, ее духовный потенциал, национальное
самосознание;
- развивать у учащихся творческие и физические способности, логическое мышление и эстетический вкус.
Оборудование:

  1. Макет хантыйского летнего стойбища.
  2. Традиционные хантыйские игрушки: куклы с различными местными особенностями (щепная и из утиного носа); костяные игрушки (бабки); модели нарт, обласов, морд; вертушка; берестяной мяч; косточки из щучьей головы; берестяная люлька для кукол; лук со стрелой-колотушкой; черкан.
  3. Традиционная детская одежда: сак, кумыш, платье, пояс.
  4. Сумка женская для рукоделия.
  5. Материал для практической работы: заготовки для пошива куклы-пакы: бисер, головные платки.
  6. Иллюстрированный материал: фото, рисунки, изображающие традиционную игрушку.
  7. Экран  для просмотра видеоматериала.

Используемая литература:

  1. Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е.А. Немысовой. - СПб., 1999.
  2. Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов ... - Тюмень, 1999. - С. 227.
  3. Головнев А. Говорящие куклы. - Екатеринбург, 1995.
  4. Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.
  5.  Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная часть.
    11. Вводная беседа.
    1. Хантыйская легенда о сотворении Земли и людей.
    Когда еще не было куклы богов,
    Когда еще не было куклы людей,
    По этому озеру, по этому времени
  2. Торум Великий путешествовал ...
    По хантыйской легенде, до сотворения мира Бог Торум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из упавшей сверху капли вышла девочка, ставшая женой Торума.
    Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на преддверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей мужчину и женщину. «Когда он на них дунул, они ожили».
    111. Краткое сообщение об игре.
    Оказывается, Земля и люди появились в процессе игры. Поэтому игру можно считать очень важным занятием. Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. «Игрушка - зеркало жизни». В процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети играют свадьбу. Часто взрослые разыгрывают боевые турниры, выигрывают спортивные соревнования, играют в театрах, в компьютерные и интеллектуальные игры. Но больше всего человек играет в детстве.
    IV. Беседа по содержанию.
    - Ребята, когда вы берете в руки игрушку?
    Действительно, когда становится скучно. Игра несет много радости и веселья. Недаром ханты говорят, что не от еды дитя растет, а от радости. Детям старшие наказывают: «Пока молоды, играйте, веселитесь, чтобы вспоминать и радоваться в старости».
    - Рассказывали ли вам родители, а может, старшие братья, сестры о своих любимых играх, игрушках? С какими чувствами они рассказывают об этом?
    - Как вы думаете, когда появились на Земле первые игрушки?
    V. Древние истоки игрушки.
    Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева. Недалеко от г. Сургута ученые-археологи, изучающие древние времена, нашли несколько глиняных куколок с человеческим лицом
    (показ иллюстраций).
    VI. Куклы богов.
    Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир. Вы подрастете, и ваши родители обязательно вам расскажут о куклах богов, вы сами будете участвовать в священных обрядах и научите этому своих будущих детей.
    Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица.
    Почему куклы обских угров безликие?
    (Игрушку нельзя делать полностью похожей на живое существо, чтобы в нее не вселuлись злые духи. Такая кукла может навредить ребенку)
    VII. Архаичная кукла обских угров.
    У самой древней хантыйской куколки голова сделана из клюва водоплавающей птицы, с прилегающей к ней шкуркой. На нее нашивались вертикальные цветные полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, такая же, как и у взрослых. Может быть, голова из клюва
    связана с образом женской богини Калтащ - «Земной матери», «Нижнего мира (земли) матери». Ханты и манси изображают Калтащ в образе гусыни, утки. Калтащ оберегает душу новорожденного, заботится о людях, отмеривает жизненный срок.
    (Показ иллюстраций с древним типом кукол.)
    Существует много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся - мужчину; маленького гуся - «главную женщину», маму; уточки - невесту; темный, с наростами - бабушку.
    VIII. Работа с выставкой традиционных хантыйских кукол.
    По сей день у хантов, манси и ненцев дети играют тряпичными куклами. У обских угров кукла называется «акань», у тромаганских - «пакы».
    - Посмотрите на выставку кукол. Вы обратили внимание, что все они разные. Как вы думаете, почему? В чем их отличия?
    (Учитель помогает подметить локальные особенности у обской, пuмской, казымской, юганской и тромаганской кукол.)
    IX. Рассказ учащихся о куклах.
    - Девочки, расскажите, как играют с такой куклой, как относятся к ней? Можно ли ее дарить? Что делать, если кукла порвалась или ее испортила мышка?
    Х. Практическая часть урока.
    Кукла всегда рядом с девочкой. Но если случайно она осталась дома, то в дороге можно сделать новую куклу из платка или просто из отреза ткани.
    (Девочки делают куклу из платка.)
    XI. Игровой момент урока.
    - Давайте поиграем со своими куклами. Как будто бы нашим дочкам пора спать. Что для этого можно сделать? Конечно, под колыбельную песню усыпить кукол. Попробуем?
    (Видеозапись, лучше аудиозапись с колыбельной песней. Кукла кладется в берестяную люльку.)
    ХII. Обобщающая часть.
    - Почему девочки играют в куклы?
    (Девочка - будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари, женственность, доброта, скромность.)
    - Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей?
    (Не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».)
    XIII. Подведение итогов.
    Домашнее задание:
    1 вариант - нарисовать любимую куклу.
    2 вариант - сшить куклу для постоянно действующей выставки в объединении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"

Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспи...

Фрагмент урока «Музыка моего народа»

Фрагмент урока «Музыка моего народа», 4 класс...

Музыка моего народа

Урок-викторина по музыке в 4 классе...

Музыка моего народа. Государственный гимн Российской Федерации

Материал предназначен для уроков музыки в 1 классе. Дети знакомятся с понятием гимна, его применением и датой создания....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Житие святителя Иоанна Златоуста как пример служения Богу и людям

Эта работа посвящена одному из великих христианских святых  и одному из любимых святителей на Руси -святителю Иоанну Златоусту. Я решил рассказать о нем еще и потому , что это мой святой, в честь...