Классный час на тему" Город -герой Ленинград" .
план-конспект занятия (2 класс)

Бутова Татьяна Анатольевна

Классный час. Патриотическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Город-герой Ленинград»

Цели: обогащение знаний учащихся о ВОВ;

воспитание чувства любви к Родине и уважения к старшему

поколению;

формирование личностных, нравственных и гражданских качеств

обучающихся на ярких примерах храбрости и мужества нашего

народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Дети

Войны»; фильм «Дети ВОЙНЫ» (песня); детский проект «Правнуки Победы

о детях Войны»; мини-проект «Я голосую за мир!» (голубой ватман,

солнышко и голуби с пожеланиями мира

Цели: обогащение знаний учащихся о ВОВ;

воспитание чувства любви к Родине и уважения к старшему

поколению;

формирование личностных, нравственных и гражданских качеств

обучающихся на ярких примерах храбрости и мужества нашего

народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Дети

Войны»; фильм «Дети ВОЙНЫ» (песня); детский проект «Правнуки Победы

о детях Войны»; мини-проект «Я голосую за мир!» (голубой ватман,

солнышко и голуби с пожеланиями мира

Цели: обогащение знаний учащихся о ВОВ; воспитание чувства любви к Родине и уважения к старшему поколению; формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся на ярких примерах храбрости и мужества нашего народа, формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Россию.

Задачи:

#1044;ать информацию о городе-герое Ленинграде во время Великой Отечественной войны, о трудностях, с которыми столкнулись жители города во время блокады Ленинграда, о вкладе людей в борьбу с врагом.

#1060;ормирование уважительного отношения к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

Оборудование: презентация «Город-герой Ленинград».

#1054;рг. момент.

2. Актуализация знаний.

-Какую годовщину мы будем отмечать 9 мая?

-Почему мы отмечаем этот праздник?

-Когда началась Великая Отечественная война?

-Когда закончилась война?

#1042;ведение в тему.

-О чем пойдет сегодня наше занятие вы узнаете из стихотворения. Слайд 2

Прекрасный город Ленинград!

Дворцы, Каналы, Летний сад.

В войну был окружен блокадой,

И гибли люди Ленинграда.

Да! Много лет тому назад

В блокаде был весь Ленинград.

Со всех сторон, со всех сторон

Он был врагами окружен.

И большей не было беды:

В домах ни света, ни еды,

И холод, холод ледяной

Пронзал людей словно стрелой.

-О каком городе пойдет речь?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном городе с удивительной историей. Это Ленинград. О том сколько пришлось выдержать жителям города во время Великой Отечественной войны, во время его блокады.

-Как сейчас называется этот город?

Ленинград-второй по величине город после Москвы. Наша северная столица.

#1057;ообщение темы.

1. В 1941, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. (Слайд 3)

8 августа 1941 года Ленинград оказался окружен со всех сторон врагами. В это время в городе находилось более 3 млн. человек, среди них 400 тысяч детей.

Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе оставалось немного, к тому же немцам удалось разбомбить склады с продовольствием. С конца ноября 1941 года хлеб в Ленинграде стали выдавать по продуктовым карточкам. Блокадная пайка хлеба на день составляла 125 г в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были древесные опилки. жмых, отруби.

Пайка блокадного хлеба. Слайд 4

Мама! Хлебушка дай -ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

-Когда началась блокада Ленинграда?

-Почему в городе сложилось тяжелое положение?

-Сколько граммов весила пайка хлеба в день?

-Из чего пекли хлеб?

#1057;лайд 5

Первая блокадная зима выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, вышел из строя водопровод, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться, ленинградцы жгли мебель, книги.

Слайд 6

В январе 1942 года в Ленинграде ежедневно умирало от 3-4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила о себе страшную память –множество братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму погибли 650 тысяч жителей города.

3. Слайд 7.

До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки –Тани Савичевой. В записной книжке она писала: «Женя умерла 28 декабря в час. утра. 1941 г.». Женя — это сестра Тани. На другой странице: «Сегодня умерла мама», на следующей: «Сегодня умер Лека». День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».

Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады.

Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.

Слайд 8

Женщины, дети, старики, несмотря на холод, голод, работали на фабриках, заводах, помогали фронту.

В апреле 1942 года снова были запущены трамваи, город оживал.

#1057;лайд 9-11

Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла Ленинград с большой землей? Что это за дорога?

Зимой ладожское озеро замерзло, по льду шли грузовики. В Ленинград они привозили продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из города вывозили обессилевших от голода и холода людей-женщин, детей, стариков.

Обратимся к воспоминаниям ветерана войны И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни.

«Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится какую страшную работу нам, шоферам легендарной Дороги жизни, довелось выполнять.

Мы трудились днями и ночами, в морозы и вьюгу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессиливших людей-взрослых, стариков, детей. В город доставляли бесценный груз-продовольствие, боеприпасы войскам и многое другое.

В декабре морозы стали злее, крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность поджидала нас на каждом шагу.

Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики.

Однажды в сильную пургу случился большой налет немецких самолетов.

Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество осколков от лобового стекла поранили мне руки и лицо.

Машина медленно опускалась под лед, а я,истекая кровью, выползла на льдину.

Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач.»

Дорога жизни.

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед

Все же идет машина,

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!

-Что такое Дорога жизни?

-Где она проходила?

5.Слайд 12

Не всех людей вывозили по Дороге жизни. В Ленинграде существовали детские дома, де жили дети, оставшиеся без родителей.

Послушайте рассказ про один из таких детских домов.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕД. С. Алексеев.

Стояли тяжелые дни блокады Ленинграда. Обед был праздничным. Из трех блюд. О том, что обед будет из трех блюд, ребята в детском доме знали заранее. Директор Мария Дмитриевна так и сказала:

- Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

Что же будет ребятам на первое?

Бульон куриный?

Борщ украинский?

Щи зеленые?

Суп гороховый?

Суп молочный?

Нет. Не знали в Ленинграде таких супов. Голод косит ленинградцев. Совсем другие супы в Ленинграде. Их приготовляли из дикорастущих трав. Нередко травы бывали горькими. Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. Назывались такие супы из трав супами-пюре. Вот и сегодня ребятам - такой суп. Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

- Из сурепки он будет, из сурепки, - шептал ребятам.

Из сурепки? Так это ж отличный суп. Рады ребята такому супу. Ждут не дождутся, когда позовут на обед.

Вслед за первым получат сегодня ребята второе. Что же им на второе будет?

Макароны по-флотски?

Жаркое?

Рагу?

Гуляш?

Нет. Не знали дети Ленинграда подобных блюд. Миша Кашкин и здесь пронюхал.

- Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! - кричал мальчишка.

Вскоре к этому новую весть принес:

- К хвое бараньи кишки добавят.

- Ух ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты.

Рады ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед.

Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. Что же будет сегодня на третье?

Компот из черешни?

Запеканка из яблок?

Апельсины?

Желе?

Нет. Не знали ребята подобных третьих. Кисель им сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей.

- Повезло нам сегодня, - шептал Кашкин. – Ламинарии-это сорт водорослей. Сахарину туда добавят, - уточнял Кашкин.

- Сахарину! Вот это да! Так это ж на объеденье кисель получится!

Обед был праздничный, полный - из трех блюд. Вкусный обед. На славу. Не знали блокадные дети других обедов.

- Из чего сварили суп для ребят?

-Из чего пожарили котлеты?

-Из чего сварили кисель?

-Почему обед считался праздничным?

6. Слайд 12

900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград.

12 января 1943 года советские войска прорвали блокаду. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами.

Зимой 1944 года Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной армии.

Вопросы.:

-Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

-Кто освободил Ленинградцев?

-Какой подвиг совершили ленинградцы в годы блокады?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город-герой Ленинград"

Внеклассное мероприятие для 2-3 класса. Послужит воспитанию патриотизма, бережного отношения к ветеранам и пожилым людям...

Классный час "Александр Невский - герой России"

Данный материал можно использовать для учащихся 3-5 классов. Цель мероприятия- воспитание патриотизма, познавательного интереса к истории своего Отечества. Крме того, этот материал будет полезен воспи...

Классный час "Город-герой Ленинград"

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях ср...

Классный час «Москва - город — герой, Москва город -героев»

Классный час  «Москва - город — герой, Москва  город -героев»...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...