Технологическая карта урока педагогики "Природное равновесие" (Рабочая программа "ПроЭнергию", 3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Ковалева Анастасия Вячеславовна

Тема: «Природное равновесие».

Цель: обогащение знаний обучающихся о взаимосвязи человека и природы, об особенностях природного равновесия.

Планируемые результаты: 

Предметные: узнают, в чём заключается природное равновесие, можно ли его достичь и что может сделать человек для стремления к природному равновесию.

Личностные: будут формировать целостное представление о взаимосвязи человека и природы, а также сохранения и сбережения природного равновесия.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятием природного равновесия, со способами сохранения природного равновесия.

Развивающие: обогащать словарный запас обучающихся через ознакомление с новым понятием, развивать логику через выявление причинно-следственных связей в природе.

Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающей среде

Форма проведения: занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx209.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 3-8

Студент: Ковалева Анастасия Вячелавовна

Методист: Мирзоян Регина Владимировна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПРОэнергию»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс /возраст детей: 3 класс, 9-10 лет.

Тема: «Природное равновесие».

Цель: обогащение знаний обучающихся о взаимосвязи человека и природы, об особенностях природного равновесия.

Планируемые результаты: 

Предметные: узнают, в чём заключается природное равновесие, можно ли его достичь и что может сделать человек для стремления к природному равновесию.

Личностные: будут формировать целостное представление о взаимосвязи человека и природы, а также сохранения и сбережения природного равновесия.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятием природного равновесия, со способами сохранения природного равновесия.

Развивающие: обогащать словарный запас обучающихся через ознакомление с новым понятием, развивать логику через выявление причинно-следственных связей в природе.

Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающей среде

Форма проведения: занятие.

Дата проведения: 31.10.23


Ход внеурочного занятия

Время 

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

1

мин

Приветствует обучающихся. 

-Добрый день, ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна. Сегодня внеурочное занятие у вас проведу я. Несмотря на хмурую и холодную погоду, предлагаю вам поделиться друг с другом теплом: быстро-быстро потрите свои ладони, разогрейте их, и прикоснитесь ими с соседом по парте. Пожелайте друг другу тепла, удачи и хорошего настроения. Спасибо, садитесь!

Приветствуют учителя. 





Выполняют задание.

Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место

Коммуникативные УУД: 

- слушать и понимать речь других

Актуализация знаний, введение в ситуацию

5

мин

- Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «Сказка старого дуба». Смотрите внимательно и будьте готовы отвечать на вопросы.

- Как мальчик относился к природе?

- В каких поступках выражалось его неуважительное отношение к природе?

- Как потом мальчику ответила природа на его поступки?

- Как вы думаете, а может ли в жизни случиться такое: все деревья уйдут от людей?

- А как природа может поступить к нам взамен на неуважительное отношение?

- А теперь посмотрим, что случилось с героями сказки дальше.

- Почему мальчик с дубом снова подружились?

- Ребята, а как вы думаете, как можно назвать дружбу между человеком и природой.

- Посмотрите на слайд и разгадайте ребус:

- Исходя из мультфильма: как мальчик смог восстановить природное равновесие?

- Молодцы! А теперь, порассуждав на эту тему, подумайте, какая тема нашего занятия будет сегодня?

- Давайте поставим цель с помощью опорного слова: узнать…

- План нашего занятия запутался, помогите расставить его в правильной последовательности.

- Вспомним, как связаны человек и природа.

- Узнаем, что такое природное равновесие.

- Закрепим знания о сохранении природного равновесия.

Смотрят фрагмент.

- Неуважительно.

- Обижал дуб, царапал его, обижал насекомых.

- Дуб расстроился и ушел от него.

- Не может.

- Все деревья могут погибнуть, люди останутся без ресурсов.

Смотрят фрагмент 2.

- Мальчик решил измениться и помочь природе восстановить ресурсы.

- Природное равновесие.

- Он восстановил ресурсы природы, посадив дерево.

- «Природное равновесие»

-Узнать, что такое природное равновесие и как его сохранять.

- Вспомним, что такое энергия

- Какие есть экологические проблемы в нашем городе, как их можно решить.

- Закрепим наши знания

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Основной

30 мин

- Ребята, а сейчас герой нашей сказки Дуб предлагает послушать вам легенду, чтобы мы выполнили 1пункт плана:

- В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей.  Трудно ей было за всеми уследить.

И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».

- Как вы думаете, кому она это сказала?

А другим сказала: «А вам даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, плавать, прыгать, ползать.

 - Кому так говорила матушка Земля?

 - А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы.

- К кому она обратилась с такими словами?

- Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому -  свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».

 -  В чём смысл сказанных слов?

- Именно поэтому такое явление называется «природным равновесием», ведь все организмы нашей Земли связаны друг с другом.

- Давайте вспомним, как называется наука, которая рассматривает отношения между человеком и природой?

- Верно! Экология рассматривает взаимосвязь живой и неживой природы. А в природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки. Давайте посмотрим, как выглядит экологическая цепочка леса.

- Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ «строят» на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники – волки, рыси и лисы. А после - органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются, как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

- О каком процессе идёт речь?

- Можем ли мы сказать, что в данном случае существует равновесие между живой и неживой природой?

- А как вы понимаете, что значит «равновесие»?

- Равенство между кем? и чем?

- Хорошо!

- Но вот, что удивительно. Стоит кого-нибудь убрать из этого круговорота, как вся экологическая система начинает разрушаться. Что произойдёт, если бы вдруг в лесу не осталось хищников?

- Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу – и лес погибнет.

- Что вы можете сказать о природном равновесии теперь.

- Как вы думаете, что могло быть причиной исчезновения хищных животных в данном случае?

Задание 1. Работа в группах

- Сейчас мы узнаем, как именно человек может помочь сохранению природного равновесия. Поделимся в группы по 4-5 человек. Вспомним правила работы в группах.

- У каждой группы будет своя экологическая задача. Вы должны решить её грамотным путём и рассказать нам о своём решении, мы составим совместную памятку о том, как нужно сохранять природное равновесие.

Задача 1: «Маша на летних каникулах стала убираться у себя в шкафу и собрала огромную стопку бумаги: это были её старые тетради, записи, старые учебники. Что нужно сделать Маше?»

- Зафиксируем первый пункт памятки: Перерабатывать бумагу: сдавать её на сбор макулатуры или же использовать как расходный материал.

Задача 2.: «Дима купил себе фрукты в полиэтиленовом мешочке. Он выложил фрукты в тарелку, но что ему делать с пакетом?»

- Полиэтиленовые пакеты можно использовать по нескольку раз. К сожалению, большинство изделий из пластика не поддается переработке, поэтому сейчас в некоторых магазинах продают бумажные пакеты, лучше пользоваться ими.

Задача 3. «У Миши было много механических игрушек, однако они все перестали работать. Миша узнал, что все игрушки работали с помощью батареек, они все разрядились. Мальчик собрал в общей сложности 10 штук батареек. Что с ними нужно сделать?»

- Верно, батарейки – одно из самых вредоносных для природы изобретений человека. Сейчас сбор батареек есть в некоторых магазинах.

Задача 4. «Даша собралась гулять на улицу. Перед тем, как выйти из комнаты, она посмотрела на свет в своей комнате и подумала: зачем мне выключать свет, если я всё равно вернусь через 2 часа? Нужно ли Даше выключить свет?

- Верно, нам важно экономить электроэнергию, на обеспечение всего мира светом уходит много природных ресурсов.

Задача 5. «Никита разбирался со своими вещами в шкафу. Многие вещи ему стали малы или непригодны для носки. Что ему делать с горой ненужных вещей?

- Молодцы. Вещи можно отдавать в «вещеворот», ведь ваши вещи могут подойти кому-то другому, либо же своим родственникам, или же использовать как тряпки для уборки.

У нас получилась памятка по сохранению природного равновесия:

Задание 2. Самостоятельная работа

- А теперь узнаем, как у вас получилось освоить правила сохранения природного равновесия. Выполним самостоятельно работу в своих тетрадях: Задание 5 на странице 11. Вам дано 3 вопроса, вы должны обвести правильный вариант ответа: как бы вы поступили в данной ситуации.

- А теперь обменяемся тетрадями и проверим друг друга! Поставьте + или -.

Задание 3.

- Ну а теперь задание на креативность: в ваших тетрадях есть Задание 3, вам нужно нарисовать символ равновесия в природе.

-Что такое символ?

-Человек-это природа? А растения? Животные?

(Например, голубь - символ мира; змея, обвивающаяся вокруг чаши или посоха, - символ медицины.)

-Подумайте, как он может выглядеть, что может символизировать гармонию и взаимосвязь природы и человека. После выйдете и объясните вашу задумку.

- Молодцы!

Слушают.

- Растениям.

- Животным.

- К людям.

- Растения, животные, человек взаимосвязаны и связь эту нарушать нельзя.

- Экология.

- Это круговорот веществ в природе.

- Да.

- Равенство.

- Равенство между живой и неживой природой.

- Тогда травоядным было раздолье.

- Природное равновесие разрушено.

- Деятельность человека.

- Сдать бумагу на переработку.

- Сохранить пакет и использовать повторно.

- Сдать батарейки на утилизацию.

- Обязательно выключить свет.

- Отдать вещи знакомым.

Выполняют самостоятельную работу.

Ответы:

  1. Не трогать
  2. Унести домой и выкинуть в мусоропровод.
  3. Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.

Проводят взаимопроверку.

- Символ - это знак, который изображает некоторый объект и несет в себе добавочный смысл. Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи.

Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства.

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

- подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

- подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

- подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

Рефлексия

2-3 мин

- Какая тема занятия у нас была сегодня?

- Какую цель мы ставили?

- Смогли ли мы её достичь?

- Предлагаю вам себя оценить в тетради. Закрасьте лампочку красным цветом, если вам было сложно и непонятно, жёлтым – если были небольшие трудности, и зелёным, если удалось выполнить всё хорошо.

- Спасибо за занятие!

Слушают. Оценивают свою работу.

- Природное равновесие.

-Узнать, что такое природное равновесие и как его сохранять.

- Да.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщить изученное;

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки речевой деятельности.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль, различать результат и способ действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку

ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....