Профилактическое занятие «Страна порядка»
план-конспект занятия (3 класс)

Филатова Наталья Валентиновна

Профилактическое занятие «Страна порядка» для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskoe_meropriyatie_strana_poryadka.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое мероприятие

«Страна Порядка» вначальных классах

о правах ребенка и профилактике правонарушений

Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени , а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.

Задачи:

 образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице (дороге – ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.

• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.

Оборудование: раздаточный материал (пазлы сердца на каждой парте, сигнальные кружки: зелёные, жёлтые, красные по количеству детей), нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, оборудование для опыта (пластиковая бутылка, вата, сигарета, зажигалка или спички) шарф, телефон, проектор, мультимедийная презентация.

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный этап

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу. СЛАЙД 2

Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но приятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

II. Введение в тему

Учитель: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд. СЛАЙД 3

1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена)

2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок) 3. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово)

5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба)

Учитель: Какое слово мы получили по вертикали, прочитаем его вслух.

Дети (читают): Права.

III. Основная часть

1. Станция «Страна правовых знаний» СЛАЙД 4

Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну Порядка. Первая остановка «Страна Правовых знаний».

(Вбегает Незнайка)

Незнайка: Каких, каких знаний, правовых? ( Недоуменно).

Учитель: Здравствуй, Незнайка. В первую очередь нужно поздороваться с ребятами, а потом уже задавать вопросы.

Незнайка: Ну, здравствуйте, ребята. Так каких знаний, правовых? Там что, ходят только направо?

Учитель: Какой же ты глупый, Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!

Незнайка: О чем, о чем? О какой ценности, о каких правах?

Учитель: Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?

Дети: Водительские права, права потребителя, права человека.

Учитель: А ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе путешествия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?

Дети: Жители стали жить по законам.

Учитель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Учитель: Незнайка, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

Незнайка: Ну, я … это?

Учитель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. И сейчас ребята расскажут, что такое закон.

(Выступают заранее подготовленные дети)

Толкование слов из энциклопедии

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Учитель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

- Незнайка, а есть ли какие-нибудь права у детей?

(Пожимает плечами)

- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.

Незнайка: А я уже все узнал!

Учитель: Давай проверим, много ли ты знаешь? Внимание на экран (рисунки ребят на тему «Права детей»). СЛАЙД 5. Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках?

Незнайка: Да это легко! Вот это… ну, это я не знаю. Но вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это… ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это…

Учитель: Ну, хватит! В Стране Порядка все дети знают свои права. (Обращается к ребятам). Что, ребята, поможем Незнайке. СЛАЙД 5 и 6

(Дети называют свои права)

Учитель: Молодцы!

Основные права ребёнка

Учитель: Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

Основные права детей СЛАЙД 7

1. Право на образование.

2. Право на охрану здоровья.

3. Право на отдых и досуг.

4. Право на личную жизнь.

5. Право свободно выражать своё мнение.

6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

Викторина «Какие права литературных героев нарушены»

- Будьте внимательны.

- В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища? СЛАЙД 8

(Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).

- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища? СЛАЙД 9

(Варианты: Чипполино; зайчик; герои сказки «Теремок»).

- У какой героини нарушено право на отдых и досуг? СЛАЙД 10

(Варианты: Настенька из сказки «Морозко»; Дюймовочка; Золушка).

- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком? СЛАЙД 11

(Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).

Незнайка:

- Хотя пока еще вы дети, но знать права свои должны.

Узнал я много здесь, поверьте! И эти знания важны!

2. Станция «Азбука дорожных знаков»

Учитель: Незнайка с нами прощается, а мы с вами продолжаем путешествие и отправляемся на станцию «Азбука дорожных знаков». СЛАЙД 12

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но, одновременно с этим, он охраняет людей от страшных несчастий, оберегает их жизнь, потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Поэтому, только знание и соблюдение правил дорожного движения позволяет вам правильно вести себя на улице.

Игра «Назови дорожный знак»

Вот стоит дорожный знак,

Кажется совсем пустяк.

Ты прочти его, дружок,

Кому - то он уже помог!

Что за знак такой висит?

Стоп машинам он велит:

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно - белым. СЛАЙД 13

а) Пешеходный переход

б) Подземный пешеходный переход

в) Пешеходная дорожка

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма,

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион. СЛАЙД 14

а) Дорожные работы

б) Въезд запрещён

в) Движение без остановки запрещено

Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки:

Только здесь не тротуар -

Дело всё в дорожном знаке. СЛАЙД 15

а) Главная дорога

б) Пешеходная дорожка

в) Пешеходный переход

Человек, идущий в чёрном,

Красной чёрточкой зачёркнут.

И дорога, вроде, но

Здесь ходить запрещено! СЛАЙД 16

а) Движение пешеходов запрещено

б) Движение запрещено

в) Движение без остановки запрещено

Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти. Какой? СЛАЙД 17

а) Пункт первой медицинской помощи

б) Место остановки автобуса

в) Место остановки трамвая

Игра на внимание СЛАЙД 18

А теперь проверим, все ли внимательны:

Внимание! Глядит в упор

На вас трехглазый светофор.

Зеленый, желтый, красный глаз –

Он каждому дает указ!

На красный свет похлопали,

Желтый – поморгали,

А на зеленый – тихо на месте побежали.

Есть дорожный алфавит

ПДД оно звучит.

Выучи их поскорей,

И на улицу смелей!

Правила надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 19

3. Станция «Вредные привычки» СЛАЙД 20

Учитель: Ребята, как вы считаете, выполнение правил дорожного движения – это хорошая привычка? Привычки могут только полезными или бывают и вредными? Какие вредные привычки вы знаете?

(Дети называют вредные привычки)

Учитель: Правильно, курение - одна из вредных привычек. Насколько это опасно для здоровья мы узнаем на следующей станции, она так и называется «Вредные привычки».

Опыт с бутылкой

Учитель: Для проведения этого опыта приглашен отец ученика.

Папа ученика: Что бы наглядно посмотреть, что оседает на легких курильщиков, можно сделать небольшой опыт. Для этого нам потребуется сигарета, пластиковая бутылка, вата и спички или зажигалка. В крышке пластиковой бутылке сделано отверстие, диаметр отверстия, совпадает с диаметром сигареты. Просовываем сигарету в отверстие. Изнутри на конец сигареты положим слегка смоченную водой вату. Закрутим крышку на бутылку. И подожжём сигарету. Зажмём бутылку, что бы дым пошел внутрь ее.

Учитель: В этом опыте пластиковая бутылка выполняет, роль дыхательных путей человека. Вата это легкие человека. Эта бутылка изображает курильщика. Подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через лёгкие курильщика.

Папа ученика: Давайте достанем вату и рассмотрим её. Что видите?

Дети: На ней осталась копоть и смола.

Папа ученика: Вместе с табачным дымом в лёгкие поступают частички сажи и копоти. Всё это оседает в лёгких. И чем больше человек будет курить, тем больше копоти и смолы будет оседать на его легких. Давайте понюхаем вату. Что почувствовали?

Дети: Неприятный запах.

Папа ученика: В табаке содержится никотин - это один из сильнейших ядов. Он всасывается даже через кожу. Поэтому табак вредно не только курить, но также нюхать и жевать. Люди, которые курят, гораздо чаще заболевают такими серьёзными заболеваниями, как рак и туберкулёз.

Учитель: Особенно опасно курение в детском возрасте. Послушайте стихотворение.

Ученик:

Я шёл домой со спортзанятий.

Меня окликнул мой приятель.

Он сигаретою дымил

И закурить мне предложил.

Но ведь куренье - это вред.

И я сказал: «Спасибо, нет.

Дышать нам надо кислородом,

К чему травиться углеродом?»

Учитель: Но, к сожалению, по числу курящих детей и подростков Россия занимает I-е место в мире.

Если хочешь долго жить,

То не следует курить.

Ведь курение – беда,

Ты запомни навсегда!

Я думаю, остановка на этой станции станет для вас хорошим уроком, и вы всегда будете думать, прежде чем совершить какой-либо поступок. А для себя сделаете вывод: «Никогда не пробовать, не начинать курить».

4. Станция «Азбука пожарной безопасности» СЛАЙД 21

Учитель: Мы продолжаем своё путешествие и следующая остановка на станции «Азбука пожарной безопасности»

Игра «Доскажи словечко»

Где с огнем беспечны люди,

Там возникнет дым и жар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, немыслимый…? (Пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ... ? (Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... ? (Утюг).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... ? (Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... ? (Газом).

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... ? (Зажигал).

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... ? (Костер).

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... ? (Траву).

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... ? (Предметы).

Дым увидел - не зевай.

И пожарных .... (Вызывай!)

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем ...? (Опасно).

Помни, каждый гражданин,

Пожарный номер ...? («01»)

Игра «01 –примите вызов» СЛАЙД 22

Задача игроков: с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

Огонь – партнер серьезный,

Небрежность не простит!

И если не научитесь

Огнем повелевать,

то нам придется снова

вам телефон сказать.

Помни каждый гражданин

Пожарный номер 01!

IV. Рефлексия

«Сердце доброты» СЛАЙД 23

Учитель: А сейчас я предлагаю собрать сердце доброты. У вас на партах лежат пазлы, попробуйте собрать сердце доброты в парах.

(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)

Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

V. Итог занятия

Учитель: Подведём итог работы нашего занятия. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на занятии. СЛАЙД 24

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе, на улице, в быту». Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем. СЛАЙД 25 и 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Внеклассные мероприятия в начальной школе: тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы – обозрения / авт.-сост. С.А. Болотская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.

3. Права детей в сказках, рисунках и вопросах / А. Лопатина, М. Скребцова. М.: Амрита – Русь. 2008.

4. Конституция детства / сборник М.: Центр «Детство. Отрочество. Юность» - 2009.

5. Надо знать! / Брошюра «Новоком», 2011 г.

6. «Интегрированный подход к формированию у школьников навыков соблюдения правил безопасности на дороге» / М.: М.Беланкова «Начальная школа» №1, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактическое занятие "Если возник пожар"

Внеклассное занятие для учащихся "Если возник пожар"...

Профилактическое занятие для учащихся начальных классов «О вреде алкоголя»

Цель занятияСнизить риск приобщения к употреблению алкоголя среди учащихся.Задачи занятия    Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и...

Профилактическое занятие для младших школьников "Поговорим о конфликте"

Осознание участниками своего поведения, формирование умения решать конфликты....

Интерактивное профилактическое занятие формирующего характера «Я делаю добро» для учащихся начальной школы

Интекрактивное профилактическое занятие формирующего характере "Я делаю добро".возраст обучающихся 6,5 - 8 лет....

Профилактическое занятие по правилам поведения на железной дороге.

Основные правила поведения на железной дороге. Основные знаки РЖД...

Профилактическое занятие с родителями обучающихся с элементами тренинга "Язык родительской любви"

Профилактическое занятие для родителей учащихся в начальной школе направленно на актуализацию чувства единения родителей и детей, профилактику детско-родительских конфликтов, гармонизацию взаимоотноше...

Тематический классный час «Путешествие в Страну Порядка»

Цель: воспитание правового сознания обучающихся.Задачи:–        познакомить обучающихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и...