Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»
рабочая программа (2 класс)

Пикова Марина Николаевна

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

                  Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Основные задачи программы:

  • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
  • расширить представление учащихся о дорожной среде;
  • систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
  • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
  • способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Актуальность и практическая значимость данной программы в  воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • коммуникабелен (социальное здоровье);
  • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zdorovogo_obraza_zhizni_2_v.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

 начального общего образования

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа здорового образа жизни»

Направление «Общекультурное»

Класс: 2 «В»

Учитель: Пикова М.Н., высшая квалификационная категория

МБОУ «СШ№10»

2022-2023учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

        Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Основные задачи программы:

  • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
  • расширить представление учащихся о дорожной среде;
  • систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
  • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
  • способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Актуальность и практическая значимость данной программы в  воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • коммуникабелен (социальное здоровье);
  • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Связь с другими программами.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
  • осуществление точечного профилактического массажа.

Формы занятий: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания.    

Особенности возрастной группы детей.

Программа адресована обучающимся 2 класса, возраст- 7-8 лет. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны, хорошо запоминают факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне

Система отслеживания и оценивания результатов обучения  программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

            Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Календарно-тематическое планирование.

Раздел

Дата

Тема

Формы деятельности обучающихся

Общее

кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

По плану

По факту

Я  и окружающий мир

9 ч

07.09

07.09

Что значит здоровый образ жизни?

Беседа, работа в паре.

1

1

14.09

14.09

Зачем я на этой земле.

Ресурсный круг.

1

1

21.09

21.09

Я часть природы

Ресурсный круг.

1

1

28.09

28.09

Красота окружающего мира.

Ресурсный круг.

1

1

05.10

05.10

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту.

Беседа, работа в паре.

1

1

12.10

12.10

Развитие познавательной сферы.

Ресурсный круг, работа в паре.

1

1

19.10

19.10

Развитие эмоциональной сферы.

Практическая работа, беседа.

1

1

26.10

26.10

Как я могу владеть своим телом.  Знакомство с навыками саморегуляции.

Ресурсный круг.

1

1

09.11

09.11

Развитие навыков общения.

Беседа, работа в паре.

1

1

Правила этикета

11 ч

16.11

16.11

Знакомство с письменным общением.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

23.11

23.11

Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Ресурсный круг.

1

1

30.11

30.11

Культура поведения. Этика. Этикет.

Беседа.

1

1

07.12

07.12

Культура поведения. Этика. Этикет.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

14.12

14.12

Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

21.12

21.12

Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

11.01

11.01

Аккуратность и опрятность.

Ресурсный круг.

1

1

18.01

18.01

Чистота  в доме и в школе.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

25.01

25.01

Чистота  в доме и в школе

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

01.02

01.02

Как делают уборку дома и в школе.

Ресурсный круг, беседа.

1

1

08.02

08.02

«Мужские» и «женские» обязанности.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

Я и мое здоровье

15 ч

15.02

15.02

Знакомство с организмом.

Беседа.

2

1

1

22.02

22.02

Мой организм - целая планета.

01.03

01.03

Я хозяин своего здоровья.

Деловая игра.

1

1

08.03

08.03

Дыхание, осанка,  движение -  суть жизни

Работа в паре.

1

1

15.03

15.03

Советы  «Что надо есть, если хочешь стать сильнее?».

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

29.03

29.03

Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Ресурсный круг.

1

1

05.04

05.04

Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

12.04

19.04

12.04

19.04

Профилактика детского травматизма.

Беседа, работа в паре, ресурсный круг.

2

1

1

26.04

26.04

Творчество и здоровье.

Ролевая игра.

1

1

03.05

03.05

Не хочу, не могу, не буду.

Беседа, работа в паре, практическая работа.

1

1

10.05

10.05

 На вкус и цвет товарищей нет. (хочу знать, узнаю, могу и смею).

 Ресурсный круг. Деловая игра.

1

1

17.05

24.05

17.05

24.05

Питание и здоровье.

 Беседа, работа в паре, практическая работа.

2

1

1

Содержание курса «Школа здорового  образа жизни»

Содержание программы предусматривает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены, сексологии в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

В программу включены совместные занятия родителей и детей. Также программа подразумевает организацию родительского всеобуча по ключевым вопросам воспитания и активное участие родителей в выполнении домашних заданий детей.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития.

Я  и окружающий мир

Формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.  Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств.

Правила этикета

Формирование навыков правильного поведения дома и в общественных местах; внутренней культуры ученика младшего школьного возраста. Понимание значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного. Знакомство с понятиями обязанности в семье, дать представление о распределении обязанностей между членами семьи

Я и мое здоровье

Познакомить учащихся со строением организма человека, дать представление о функциях каждого органа, формировать навыки здорового образа жизни. Представление о здоровой пище, о правилах ее приема, рассказать о зависимости здоровья человека от правильного питания.

Правила гигиены полости рта, зубов рассказ о продуктах, содержащих витамины.

Ресурсное обеспечение

Предполагается широкое использование технических средств (компьютеры, магнитофоны, видеотехника и др.), наглядных пособий (таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи и пр).

Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm

Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm

 Правила поведения на природе. http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/

 Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm

Ожидаемые результаты освоения программы.

-укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

-сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни;

-повышение уровня знаний учащихся о факторах, негативно влияющих на здоровье человека;

-формирование у школьников потребности в культуре здоровья, здоровом образе жизни;

-повышение ценностного отношения учащихся к жизни и здоровью человека;

-снижение общего количества заболеваемости обучающихся;

-увеличение количества детей, занимающихся физической культурой и спортом (в сравнении с началом работы Программы и в конце учебного года).

 

Список рекомендуемой литературы для родителей и обучающихся:

  1. Бодмаев Ю.Л. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения у школьников. — М., 1997.
  2.  Волжская Н.Ю. О наркотиках с разных сторон (методическое пособие для работы с подростками). - М., 2000.
  3.  Дубровина И.В. Психологическая служба образования. — М., 1997.
  4.  Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М., 1999.
  5.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков. — М., 2003

Для учителя:

  1. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни:учебное пособие для 1-4 классов.М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г.
  2. Безруких М.М.Формула правильного питания:Блокнот для школьников. М:ОЛМА Медиа групп, 2013 г.
  3. Маркин Н.И. Безопасностьна дорогах: Учебник-тетрадь для 2 кл.нач.шк.М,: ЭНАС-КЛАСС, 2013 г
  4. Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности:учебное пособие для 2 класса. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов Здоровья"

1. Пояснительная записка2. Тематическое планирование по годам обучения...

Программа по внеурочной деятельности «Культура здорового образа жизни».

Нормативной базой составления программы « Культура здорового образа жизни» является Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа Здоровья"

Рабочая программа "Школа здоровья" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1- 4классов.Она...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» (спортивно-оздоровительное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»(спортивно-оздоровительное  направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...