РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» (спортивно-оздоровительное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (1 класс)

Манчилина Галина Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

(спортивно-оздоровительное  направление)

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zdorovya_1.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

Рассмотрена на заседании МО школы

Руководитель __________/И.В. Орехова/

 (Протокол №__ от ____________ 2018 года)

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы _______/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _____________2018 года)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» 

(спортивно-оздоровительное  направление)

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                                                                  Составитель:

                                                                                                                                                  Манчилина Галина Викторовна,

                                                                                                                                                  учитель начальных классов

п. Новокасторное, 2018 г.                                                                    

1.Пояснительная записка

Программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья» для 1 класса имеет спортивно-оздоровительную и валеологическую направленность и предназначена для  формирования необходимых ЗУН здорового образа жизни обучающихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения по предмету окружающий мир, составлена на основе:

Нормативные документы

1

Федерального закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ.

2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)  

3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы

4

Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на  2018-2019 учебный год.

5

Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год.

6

Авторская  программа внеурочной деятельности «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой ,    Н. А. Лемяскиной  для 1-4 классов.

В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана  на 66 часов в год при  2 часа в неделю

 (33 учебные недели)  с использованием учебных пособий:

Авторы

Название

Год

издания

Издательство

1

Л. А.Обуховой ,    Н. А. Лемяскиной  

«Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» авторская  программа внеурочной деятельности для 1-4 классов.

2004

М.: ВАКО

2

Маюров А.Н

Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя.

2004

М.: Педагогическое общество России,

3

Л. А.Обуховой ,    Н. А. Лемяскиной  

«Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» авторская программа по внеурочной деятельности (1-4 класс)”

2008

М.: ВАКО

Гостюшин А.В.

Основы безопасности жизнедеятельности

1997

М.,Просвещение  

2.Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса

(ФГОС)

Личностные

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Предметные

Обучающиеся должны знать:

  • Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
  • Специальные упражнения при плоскостопии.
  • Правила ухода за кожей.
  • Органы пищеварения.
  • Золотые правила питания, полезные продукты.
  • Правила здорового сна, хорошего настроения.
  • Правила для поддержания правильной осанки.
  • Признаки здорового и закаленного человека.
  • Правила безопасности на воде.
  • Правила хорошего тона.
  • Задачи оздоровительных пауз.
  • Вопросы физического и духовного здоровья.
  • Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
  • Специальные упражнения при плоскостопии (катание валика, хождение босиком, массаж стопы и др.).
  • Следить за кожей, ногтями.
  • Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
  • Правильно ложиться спать.
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах.
  • Выполнять правила для поддержания правильной осанки.

Ученик научится: использовать

  • правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам
  • правила питания, полезные продукты.
  • правила ухода за кожей.
  • Правила здорового сна, хорошего настроения.
  • Правила для поддержания правильной осанки.
  • Признаки здорового и закаленного человека.
  • Правила безопасности на воде.
  • применять специальные упражнения при плоскостопии, правила хорошего тона.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы  и правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам,правила ухода за кожей, правила питания, правила здорового сна, хорошего настроения, правила для поддержания правильной осанки.
  • организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

3.Содержание учебного предмета, курса

Раздел / тема

часы

Содержание

Секреты здоровья

От улыбки хмурый день светлей

Что такое здоровье.

 Основные коспоненты здоровья.

Режим дня.

Утренняя зарядка.

Утренняя зарядка.

Сон – лучшее лекарство. Если нарушается сон.

Что такое личная гигиена?

Для чего нужна вода?

Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло.

Глаза – главные помощники человека.

Гимнастика для глаз. Болезни глаз. Как их предупредить

Чтобы уши слышали.

Слух – большая ценность для

человека.

Что такое зубы и почему они есть? Почему болят зубы.

 Чтобы зубы были здоровыми  «Рабочие инструменты» человека. Зачем человеку кожа

.Если кожа повреждена. Забота о коже.   Гигиена кожи. 

Скелет – наша опора.

  Осанка – стройная спина.

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи.

Самые полезные продукты .

Что такое вредные привычки? Лекарства в лесу.

Викторина «Секреты здоровья».

17

 

Встреча с доктором Улыбка. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.  Беседа о здоровье, о компонентах здоровья, о факторах, влияющих на здоровье.

Режим дня- что это такое? Почему необходимо соблюдать режим дня. Составление режима дня первоклассника.

Зачем делать утреннюю гимнастику? Как влияет утренняя гимнастика на состояние всего организма человека. Комплекс утренней гимнастики.

Почему человеку необходим сон. Нарушение сна: причины, последствия. Польза здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

Беседа о пользе воды для организма. Знакомство с советами доктора Воды. Проводится анализ ситуации “Грязнуля”. Обсуждение вопроса: Как надо правильно мыть руки?

Глаза – главные помощники человека. Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.) Проводится опыт по изменению размера зрачка. Выполнение оздоровительной минутки “Гимнастика для глаз”.

Слух – большая ценность для человека. Проводится опыт по установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Выполнение оздоровительной минутки “Самомассаж ушей”.

Зуб – это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум “чистка зубов”.

Проведение бесед о “рабочих инструментах” человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия, по срезанию ногтей. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.    Беседа по теме. Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы…). Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проведение оздоровительной минутки: “Солнышко”, “Этюд души”. Проводится практикум “Первая помощь при ранах, ожогах”.

Беседа по теме. Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы. Выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.

Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды.)

Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.

Обобщающие занятия «Доктора здоровья».

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Попрыгать, поиграть.

Подвижные игры.

Спортивные игры и эстафеты.

Спортивные игры и эстафеты

3

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. ». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа

«Придумай правила».

«Золотое зѐрнышко», «Не зевай!», «Западня».«Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Профилактика детского травматизма.

Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару»

Красный, жёлтый, зелёный.

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

Экскурсия «Дорожные знаки»

Участники дорожного движения.

Экскурсия «Мы – пешеходы».

Виды транспортных средств. Я – велосипедист.

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

Экскурсия «Безопасный путь в школу»  

 Экскурсия «Где можно играть».

Викторина «Правила дорожного движения»

Правила пожарной безопасности.

Огонь – друг или враг?

Где дым, там и огонь.

Спички детям – не игрушка.

 Обобщение по теме Викторина «Правила пожарной безопасности»

Правила поведения в быту

Опасность у нас дома.

Безопасность при общении с домашними животными.

Правила поведения в природе

Если солнечно и жарко

Если солнечно и жарко.

Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасности на воде.

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

29

16

 

 5

    2

6

Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

 Дорога и пешеходные переходы, рассказ инспектора ГИБДД об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками.

Опасные места вокруг школы. Движение детей группой. Выбор наиболее безопасного пути в школу и домой; Подробное описание улиц, их пересечения, наличие светофора, пешеходного перехода. Маршрут «Дорога в школу и обратно».

 Практика: изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом» Опасные места на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Установка учащимся развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации.

 Примеры неосторожного поведения детей.Практика: памятка «Правила безопасного поведения».

 Понятие «транспорт» и виды транспорта. Виды транспорта: дорожный, наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт со спец. сигналами Понятие «светофор», световые сигналы светофора, различие светофоров для водителей и для пешеходов; дисциплина на дороге.

Переход дороги на зеленый свет. Установка учащимся на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Практика: игра «светофор», «Водители и пешеходы». Что такое дорожный знак? Значение дорожных знаков для пешеходов, их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Знакомство со знаками «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» «Пешеходный переход», «Дети» и т.д. Практика: тестирование по теме, игра «Мы рисуем дорожные знаки».

Представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». Движение пешеходов по правой стороне, нельзя ходить по бордюру, нельзя играть на тротуаре. Практика: игра «Движение по тротуару». Права и обязанности пешехода и пассажира, ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров. Правильное поведение на улицах и дорогах – показатель культуры человека.

Практика: тестирование по теме: «Права и обязанности пешехода и пассажира» Термины «ГИБДД» и «ДПС»; значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.

 Служба 01

Огонь – друг и враг человека. Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе.Опасные и чрезвычайные ситуации дома.Опасность у тебя дома. Опасные ситуации в школе. Опасные растения и грибы. Правила поведения с домашними питомцами. Безопасный отдых. С кем дружат болезни. Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях.

                                                     

4.Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

1

Секреты здоровья

34

2

Попрыгать, поиграть

3

3

Профилактика детского травматизма.

Правила дорожного движения

Правила пожарной безопасности

Правила поведения в быту

Правила поведения в природе

29

16

5

2

6

Итого

66

График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения

Количество часов

Практические  работы

Проектные работы

Проверочные работы

1 четверть

18 часов

2

1

2

2 четверть

14 часов

1

1

1

3 четверть

18 часов

1

1

1

4 четверть

16 часов

1

1

2

Итого:

66 часов

5

4

6

5.Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата

План

Факт

     

     1

Секреты здоровья

От улыбки хмурый день светлей

34

1

2

Что такое здоровье. Основные коспоненты здоровья.

1

3

Режим дня.

1

4

Режим дня.     Практическая работа№1

1

5

Утренняя зарядка.

1

6

Утренняя зарядка. Практическая работа№2

1

7

Сон – лучшее лекарство. Если нарушается сон.

1

8

Что такое личная гигиена? Проверочная работа №1

1

9

Что такое личная гигиена?

1

10

Для чего нужна вода?

1

11

Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло.

1

12

Глаза – главные помощники человека.

1

13

Гимнастика для глаз. Болезни глаз. Как их предупредить

1

14

Чтобы уши слышали.

1

15

Слух – большая ценность для человека.

1

16

Что такое зубы и почему они есть?

1

17

Проект «Здоровая улыбка»

1

18

Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми  Проверочная работа№2

1

19

«Рабочие инструменты» человека.

1

20

Зачем человеку кожа.

1

21

Если кожа повреждена. Забота о коже.

1

22

Гигиена кожи. 

1

25

Скелет – наша опора.

1

26

Осанка – стройная спина.

1

27

Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

28

Здоровая пища для всей семьи.

1

29

Самые полезные продукты Проверочная работа№3

1

30

Самые полезные продукты. Проект «Как питаешься, так и улыбаешься»

1

31

Что такое вредные привычки? Практическая работа№3

32

Лекарства в лесу.

1

33

Обобщение по разделу «Секреты здоровья». Проверочная работа№4

   34

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья».

            1

35

Попрыгать, поиграть.

Подвижные игры.

3

1

36

Спортивные игры и эстафеты.

1

    37

Спортивные игры и эстафеты

1

38

Профилактика детского травматизма.

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения

29

16

1

39

Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

1

40

Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

41

Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару»

1

42

Красный, жёлтый, зелёный.

1

43

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

1

44

Экскурсия «Дорожные знаки»

1

45

Проект «Такие разные знаки»

1

   46

Участники дорожного движения.

1

47

Экскурсия «Мы – пешеходы».

1

48

Виды транспортных средств. Проверочная работа№5

1

49

Я – велосипедист.

1

50

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

2

51

Экскурсия «Безопасный путь в школу»   Практическая работа№4

2

52

Экскурсия «Где можно играть».

1

    53

Обобщение по теме .Викторина «Правила дорожного движения»

1

54

Правила пожарной безопасности 

Огонь – друг или враг?

5

1

55

Поект «Огонь – друг или враг?»

1

56

Где дым, там и огонь.

1

    57

Спички детям – не игрушка.

1

58

 Обобщение по теме Викторина «Правила пожарной безопасности» 

1

59

Правила поведения в быту 

Опасность у нас дома.

2

1

60

Безопасность при общении с домашними животными.

1

61

 Правила поведения в природе

Если солнечно и жарко

             6

1

    62

Если солнечно и жарко.

1

63

Если на улице дождь и гроза.

1

64

Правила безопасности на воде.Практическая работа№6

1

    65

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

Проверочная работа№6

1

66

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса

Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждат...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­ч...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Поем на французском» для 4 классов на 2018-2019 уч. год

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Поем на французском» для 4 классов на 2018-2019 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа мигрантов» для обучающихся 2 классов ( 7-8 лет)

В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ве...