Этапы формирования умственных действий по Гельперу
презентация к уроку

Этапы формирования умственных действий по гельперу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon etapy_formirovaniya_umstvennyh_deystviy_po_galperinu.ppt179 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Проф.Е.Г.Речицкая

Слайд 2

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Действие, формируемое у обучаемого, осваиваемое им, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, проходя некоторые стадии, или этапы, каждый из которых качественно отличается от предыдущих. Освоение деятельности и, следовательно, усвоение обеспечивающих ее знаний может быть успешным только при условии, что обучаемый последовательно пройдет все этапы.

Слайд 3

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Это впервые было обнаружено П. Я. Гальпериным и нашло отражение в созданной им теории поэтапного формирования умственных действий. Всего выделено пять таких этапов.

Слайд 4

Этапы формирования умственных действий по Гальперину.

Слайд 5

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Первый этап называют вводно-мотивационным. На этом этапе действие еще не выполняется, оно только подготавливается. Обучаемый знакомится с действием и условиями его выполнения. Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие. На этом этапе составляется схема ориентировочной основы действия. Обучающий раскрывает содержание ориентировочной основы действия, анализируя условия его выполнения, и обучаемый, используя ранее сформированные действия, составляет ориентировочную основу нового действия.

Слайд 6

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Вначале проводится общая ориентировка, а затем и ориентировка на исполнение. Обучаемый составляет план действия (решения задачи), определяет порядок его выполнения, состав и последовательность операций. Обучаемый должен понять логику осваиваемого действия, оценить возможность его выполнения.

Слайд 7

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. На этом этапе решается и задача мотивации действия. Этому предшествует мотивация деятельности в целом, и, как правило, мотивационная сфера у обучаемых уже сформирована (кто не хочет учиться, того не научишь). Однако ее можно (а если можно, значит, нужно) усилить мотивацией конкретного действия. Это можно сделать путем диалога, вовлекая обучаемых в процесс ориентировки, используя различные методы активизации, внося в содержание действия элементы профессиональной направленности и т.п. Нередко обучающие ставят в качестве оперативной цели учебной деятельности понимание, считая, что если обучаемый понял, то, значит, он научился.

Слайд 8

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Но цель обучения – это действие, и ему нельзя научиться, только поняв, в чем оно заключается. Даже наблюдение за действиями других людей (как преподавателей, так и соучеников) недостаточно, хотя и полезно. Для освоения деятельности ее необходимо выполнить самому. Это и предполагают остальные четыре этапа: этап материального (материализованного) действия, этап речевого действия, этап речевого действия про себя, этап умственного действия.

Слайд 9

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. На втором этапе – этапе формирования действий в материальной (материализованной) форме – действие выполняется в материальной форме с развертыванием всех входящих в него операций. На этом этапе не должно быть большого числа однотипных задач. В противном случае результатом их решения будет «досрочное» сокращение и автоматизация действия. Это затруднит освоение действия в речевой форме.

Слайд 10

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Для облегчения перевода действия в речевую форму выполняемые операции полезно проговаривать, формулировать в речи все, что выполняется практически. Следующий этап – этап речевого действия – направлен на формирование действия как речевого. На этом этапе все элементы действия представлены в форме социализированной речи, действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще не автоматизированным и не сокращенным. Речевое действие, так же, как и материальное, обязательно должно быть освоено в развернутом виде. Все операции, входящие в него, должны не только приобрести речевую форму, но и быть освоенными в ней. Здесь также не следует стремиться к автоматизму.

Слайд 11

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Четвертый этап – это этап выполнения речевого действия про себя. Особенность этого этапа заключается в том, что обучаемый, как и на предыдущем этапе, проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя, без внешнего проявления, беззвучно. По сути дела, это та же самая речь, что и раньше, но она уже не социализирована, она осуществляется во внутреннем плане, не доступном внешнему наблюдателю.

Слайд 12

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. На первых порах действие по основным характеристикам ничем не отличается от речевого, но затем начинает быстро сокращаться и автоматизироваться. Сокращение и автоматизация действия свидетельствуют о том, что его формирование переходит на пятый, заключительный этап – этап умственного действия. Действие быстро сокращается и автоматизируется, становится недоступным самонаблюдению. Оно превращается в навык.

Слайд 13

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Подчеркнем, что только то умственное действие, которое сформировано в описанном выше порядке, может обладать высокими значениями меры как основных, так и вторичных свойств. Однако практика показывает, что теория поэтапного формирования умственных действий не взята на вооружение ни в средней, ни в высшей школах. Тем не менее, люди учатся, затем работают (и, зачастую, неплохо), есть несомненные успехи традиционной системы обучения. Отчасти это объясняется тем, что обучение людей прошло очень долгий путь и накопило огромный эмпирический багаж.

Слайд 14

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Методики обучения, построенные в соответствии с этой теорией, позволяют достичь результатов более высокого качества, в более короткие сроки, с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств.

Слайд 15

– методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества; – методики индивидуализируют процесс обучения, доводя буквально каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма; – методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обычным методам); – методики предоставляют возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью; – методики исключают необходимость специального заучивания, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения; – методики не требуют никаких дополнительных дорогостоящих технических средств обучения помимо тех, которыми обычно пользуются; – методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность; – методики обеспечивают такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100 % обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.

Слайд 16

Этапы формирования умственных действий по Гальперину. Основу методики ускоренного обучения составляют психологический закон усвоения знаний, согласно которому они формируются в человеческой голове не до, а в процессе их практического применения, а также специально разработанные схемы ориентировочной основы действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин).

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умстве...

Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.

Все мы прекрасно понимаем, что в современном мире активно происходят разного рода изменения, процессы. Естественно они затрагивают образование и требуют от него высокой мобильности и возможности соотв...

Доклад по теме "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"

  В этом докладе описываются этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаю...

Способы умственных действий

Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации....

ТВОРЧЕСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В данной статье даётся информация о некоторых игровых формах работы с младшими школьниками, которые можно использовать на разных этапах урока английского языка или на внеурочных занятиях. Описанные иг...