Викторина «Зимующие птицы»
классный час (4 класс)

Субботина Елена Владимировна

Цель:

Образовательные: - формировать у учащихся любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия; - способствовать нравственному воспитанию учащихся;

Задачи:

 Развивающая: - развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость. Воспитательная: - воспитывать интеллектуальные и музыкальные интересы, вкусы детей; - воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_zimuyushchie_ptitsy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Зимующие птицы»

Цель:

Образовательные: - формировать у учащихся любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия; - способствовать нравственному воспитанию учащихся;

Задачи:

 Развивающая: - развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость. Воспитательная: - воспитывать интеллектуальные и музыкальные интересы, вкусы детей; - воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.

Планируемые результаты:

 Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.

Личностные: принимать базовые ценности «игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.

Какое время года? О каких птицах мы будем говорить? (О зимующих)


Сегодня мы проведём викторину о зимующих птицах.

Дети делятся на 3 команды. Выбирают капитана.

1.Придумай название команды – зимующая птица

2. Отгадай птицу по написанию

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»   

Ответ: синица.

«Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Кто же я?

Ответ: воробей.

«Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

Ответ: полозень.

 «Какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь я получается пёстрый. Летают за мной много пернатых нахлебников. Кто же я?»

Ответ: дятел

 Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". 

Ответ: Свиристель

Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пестринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. 

Ответ: Сойка

3.  Вопрос- ответ

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

 2. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

3. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)

4.  Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)

 5. Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой?   (Клёст).

6. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка.)

7.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

8. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

 9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

10. Какая птица из семейства воробьиных, зимующая у нас, часто висит на дереве вниз головой (синица).

11. Как называют человека, который разносит сплетни? (Сорока).

12. У какой зимующей птицы любимое лакомство – семена кедра? (кедровка).



4. Найди птиц. (В тексте спрятались птицы)

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

5. Составь пословицы

  1. Всякая птица свое гнездо любит.
  2. На чужой стороне и орел — ворона.
  3. Глух как тетерев.
  4. Видом сокол, а голосом ворона.
  5. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  6. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  7. Синичка невеличка, а птичка.
  8. Дятел и дуб продалбливает.
  9. К недоброму человеку и голубь не летит.

6. Загадки для капитанов

1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Дети: Синица

2. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок - получается прыжок.

Дети: Воробей

3. Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нём малиновый берет и пестрая спецовка.

Дети: Дятел

4. Днем спит, ночью летает.          

Дети: Сова

5. Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...

Дети: Сорока

6. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.

Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.

Дети: Снегирь.

7.Буква перепутались

ядетл   дятел

злопопень поползень

норов ворон

кагал галка

истрисвель свиристель

йбоворе воробей

ацниси синица

гирьнес снегирь

козларева лазоревка

8. Разгадайте загадочное послание

П К О О З М О Т Т Е Й И Ц И П Р И М

9. Кто чем питается.

 Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).

1.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

       2.Чем любит лакомиться зимой клёст? (семенами ели, сосны)

       3. У какой зимующей птицы любимое лакомство – семена кедра? кедровка

       

  1. Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел, б. синица)
  2. Какая птица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама? (б. синица)
  3. Какая птица питается еловыми шишками? клёст

10. Мы кормушку смастерили. Посчитать мы птиц забыли.

1.Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Ягоды, зерна в нее положили.

Гости себя не заставили ждать –

Стали мы птиц на кормушке считать:

Два свиристеля, четыре синицы,

Три снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц? Отвечайте скорей!  2+4+3+1= 10

2.Шли мы с братом в детский сад,
 А на ёлке, глянь, сидят:
 Дрозд, ещё и три синицы,
 Нас боятся эти птицы.
Взмах крылом и улетели...
 Сколько было птиц на еле?

3.Мы фломастеры возьмём,

Разрисуем весь альбом!

На каждой странице -

По птице.

На первой - птичка воробей.

Хлебных крошек не жалей!

На второй – синичка,

Птичка – невеличка.

Сойка,

Страус,

Попугай…

Ты считай, дружок, считай!

Вот ворона – хромоножка

Ковыляет по дорожке.

Вот сорока – Белобока.

Вот поющий соловей.

Подсчитай всех птиц скорей!  9

11.Подведение итогов

Кормушку сделаю для птиц.

Для воробьёв и для синиц.

Пакет возьму от молока.

И дырки сделаю в боках.

Насыплю крошек и крупы.

Чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали.

И никогда не голодали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Зимующие птицы"

Викторина "Зимующие птицы" помежет в игровой форме проверить знания учащихся 3-4 классов о птицах, зимующих в МО....

Викторина «Зимующие птицы»

Викторина о зимующих птицах для 2 классов...

Урок-викторина. Зимующие птицы Хабаровского края.

Интересное занятие может быть использовано как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Игра-викторина «Зимующие птицы»

Данное мероприятие даёт нам возможность расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц; развивать познавательный интерес детей, любознательность, вниман...

Викторина "Зимующие птицы" в старшей группе.

Воспитывать экологическую культуру...

Диплом победителя экологической онлайн-викторины "Зимующие птицы"

Диплом за I место в экологической викторине "Зимующие птицы"...

Викторина "Зимующие птицы нашего края"

Расширить знания о зимующих птицах своей местности...