Викторина "Зимующие птицы" в старшей группе.
план-конспект по окружающему миру

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Воспитывать экологическую культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                   «Детский сад №32»

Конспект развлечения в старшей группе.

Викторина «Зимующие птицы» .

                                                                                                   

                                                                        Воспитатель высшей категории :

                                                                                  Мухаметзянова С.В.

                                                        Троицк 2019г

Викторина «Зимующие птицы» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;воспитание любви и бережного отношения к обитателям природы.

Задачи:

1. Образовательные

Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

Вырабатывать умение быстро находить ответ.

2. Развивающие

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом;

Развивать умение слушать ответы друг друга;

Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

3. Воспитательные

Воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;

Методы и приемы: вопросы, беседа, демонстрация , игра.

Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей голосов птиц, рисование птиц. 

Оборудование: аудиозаписи с песней и голоса птиц, иллюстрации изображающие различных птиц, ноутбук ,письмо, ящик с кормом, кормушки, листы с контуром птиц,  разрезанные картинки снегиря и синицы, а так же эмблемы команд, карандаши цветные, звёздочки с тарелочками, игрушка снеговик, 2 флажка.

Словарная работа: зимующие, перелётные,  кормушка.

Индивидуальная работа: помогать детям в произношении слов, в словообразовании, Учить делать описание птицы Лизу.

Ход занятия:

Дети входят в зал под песню «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»

-Ребята, посмотрите у нас гости. Что говорят гостям?(Здравствуйте)

 -Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). Что произошло с зайцем? (Заяц поменял летнюю шубку на зимнюю белую), а лиса с волком ? ( Лиса и волк поменяли на тёплую ). А птицы, разве они не улетели в теплые края? (Улетели, но не все). А как же называю тех птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие)

Сегодня пришло письмо от  снеговика.

« Помогите мне, пожалуйста.  Жители леса загадали мне загадки,  которые я  не могу  отгадать .А ещё мне хотелось бы  узнать что-нибудь интересное про жителей леса».

-Ребята, поможем ему? (Да)

-О ком пойдёт речь, слушайте загадку.

 

1.      Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать,

Нас зимою покормите…

Дети, кто мы, назовите!  (Птицы).

-Каких птиц вы знаете?

Где живут птицы?(В парках, лесу, поле)

Чем питаются? (семенами ,насекомыми)

Какие птицы встречаются зимой на улицах города? (Вороны, сороки, синицы, ….)

Как они называются одним словом?(зимующие)

-Сегодня мы проведём  игру, на тему «Зимующие птицы».

-. Вы уже многое  знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И я предлагаю вам поиграть в игру  викторину. Думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые я приготовила для вас. Для этого нам нужно разделиться на две команды. А какое название, будет у каждой команды — мы узнаем, выполнив задание .

Задание: В конвертах разрезные картинки. Ваша задача собрать их, и узнать название своей команды.

1 команда - «Снегири» (капитан команды …..)

2 команда - «Синицы» (капитан команды ……).

Воспитатель: Команды, занимайте свои места.

Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будет: «Зимующие птицы». Вам будут задаваться вопросы и вы, если знаете ответ, поднимаете вверх флажок, который находиться на ваших столах. Выкрикивать нельзя. За правильный ответ каждая команда будет получать одну звёздочку . И по окончанию игры  посчитаем вместе . Победит команда, набравшая наибольшее количество звёздочек.

Вы готовы?

Первый конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»

Я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ  один бал.

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый) ;

Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

Сорока  высиживают птенцов летом, а клёст (зимой) ;

У воробья туловище меленькое, а у вороны (крупное) ;

 У вороны клюв большой, а у синички (маленький)

У воробья хвост короткий, а у вороны (длинный) ;

У синички лапки тонкие, а у вороны (толстые) ;

Ворона большая, а воробей (маленький) ;

-Разминка прошла удачно.

Следующий конкурс «Образуй слово»

Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный)

Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая) ;

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая) ;

Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая) ;

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый);

Если у синицы жёлтая грудь, то она какая? (жёлтогрудая).

Переходим к следующему конкурсу

 «Угадай по описанию».

 План: 1) кто это;

2) какая это птица (перелетная, зимующая);

3)   внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

4)  чем питается; 5)   как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

Команды составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали.

Первая команда(Птица зимующая. Большой клюв, длинный хвост, перья на груди и спине  окрашены в серый цвет, а хвост и крылья чёрные, ноги  средней длины, питается разной пищей, птенцов выводит летом, каркает. Ворона)

Вторая команда (Перелётная зимующая.Клюв кривой и хвост больше чем у воробья, малоподвижная, хвост и крылья чёрные, туловище красное, питается кедровыми орехами,сосновыми шишками, птенцов выводит зимой. Клёст.)

Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.

Пальчиковая игра «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!  (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов  (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой,  (Большие пальцы соединяют

                                                   остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют

                                          изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть  (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть  (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз  (Изображают как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось  (Пальцы щепоткой «открывают

                                                   и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

Следующий конкурс «Угадай по голосу»

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт? (прослушивание записи с голосами птиц) .

Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».

На мольберте появляются картинки четырёх птиц. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами изображения птиц. Кто же здесь лишний?

Дятел,  ворона, ласточка, синица;

Сова, голубь, сорока, жаворонок;

Ворона, снегирь, грач, синица;

Поползень, скворец, синичка, сова;

Воробей, снегирь ,журавль , свиристель;

Клёст, воробей, синичка, кукушка. 

Следующий конкурс называется «Ответь на вопрос»

-Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи.)

- Почему поползня называют лесным акробатом? (Поползень перемещается  по стволу вниз головой.)

-Какие птицы могут поворачивать голову на 180  градусов? (Филин, сова.)

 -Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда? ( кукушка).

-Какая птица весь день клювом стучит по дереву? (дятел).

-Почему зимой птицы прилетают к жилью человека? (Не хватает пищи в лесу)

А сейчас, чтобы вы, ребята, отдохнули, давайте поиграем

Физминутка

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Следующий конкурс «Отгадай загадку»-Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.

1Спиною зеленовато,

Животиком желтовато,

Черненькая лапочка

И полоска шарфика. (Синица)

2Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.{Дятел)

3Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая!(Сорока)

4Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым. (снегирем) .

5На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар! "(Ворона)

6Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

7Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

8    Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует.  (Воробей).

- Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.

-Ребята, к нам снеговик принёс неизвестную посылка. Он не знает что с ней делать(Выносится черный ящик). В посылке: стаканчики с зёрнами, хлебом, конфеты, печенье, сало, семечки, рябина.(Достаю из посылки корм и ставлю детям на стол) А здесь записка: Чем можно покормить птиц? Куда надо насыпать корм? (в кормушку) По одному человеку выходите и относите по одному корму, объясняя для кого. Та команда, которая не ошибётся получит одну звёздочку.

Следующий конкурс «Покорми птиц»

. После выполнения задания дети объясняют, почему они положили те или иные продукты в кормушку.

- Молодцы, все справились с этим заданием на отлично. А сейчас предлагаю сесть ровно, выпрямить спинки и обратить внимание на мальберт.

Следующий конкурс «Юнный художник» (конкурс капитанов)

-На листе нанесены точечные рисунки птиц – капитаны должны соединить все линии вместе по точкам. Кто первый выполнит это задание и команды назовут правильно птицу, те получат звёздочку.

-Капитаны отличные художники.

-Следующий конкурс «Назови ласково»

Перо — перышко, хвост-хвостик, голова — головка, головушка,  шея — шейка, крыло — крылышко,  гнездо — гнездышко.

-Следующий конкурс «Хорошо-плохо» Если хорошо-хлопаем в ладоши, если плохо-топаем. Будьте внимательны Каждой команде по очереди.

-Шуметь в лесу-(плохо)

-Сажать деревья(хорошо)

-Развешивать кормушки (хорошо)

-Ломать ветки (плохо)

-Брать птенцов (плохо)

-Кормить птиц (хорошо)

-Следующий конкурс «У кого кто?»(Как называют птенцов?)

-У вороны- воронята;

-У аиста- аистята;

-У гуся- гусята;

-У грача- грачата;

-У скворца- скворчата;

-У клеста- клестята.

-Какая из этих птиц выводит птенцов зимой? (клёст)

-Молодцы . А снеговик внимательно всё слушал и он вам говорит спасибо за то , что он так много узнал сегодня. Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но вы с ними справились!

 -Давайте дружно посчитаем звёздочки и посмотрим,  какая команда набрала больше. Снеговик приготовил вам медальки. Всем детям вручаются медали .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»

Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»

Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...

Конспект НОД по художественно - творческому развитию «Рисование» в старшей группе. Тема: «Перелётные птицы».

Задачи:Учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.Развивать навыки рисования кисточкой и гуашевыми красками.Закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных ...

Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»

Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»...

НОД по речевому развитию в старшей группе «Как птицы весну встречают»

Цель:закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии.Задачи:Образовательная область &laq...

Конспект для занятия в детском саду старшая группа (5-6 лет). Тема: "Птицы осенью. Кто остается зимовать"

Тема: «Птицы осенью. Кто остается зимовать?»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятие.Вид: занятие – путешествиеФорма: фронтальная          ...