Славен казаками край Донской
занимательные факты (4 класс)

Шеховцова Виктория Владимировна

О традициях Казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час35.01 КБ
Файл Выпускной в 4 классе25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра для начальных классов на тему: «Славен казаками край Донской»


Цели: расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков,
развивать память, мышление, коммуникативные компетенции,

умение обобщать и систематизировать,

воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ.
Задачи:

- воспитание гражданственности и любви к родине;

- формирование мировоззренческой культуры;

- показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе мероприятия.

1.Познавательные:

 формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

 развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

 развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4. Личностные:

 формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование:

Административная карта Ростовской области, иллюстрации, доска, презентация

Ход мероприятия:

Казачья песня

 Испокон веков казачий род ведётся,
С этим спорить, братцы, нам нельзя.
Лава* по степи стрелой несётся,
Словно молния, по воздуху летя.

Казаки работы не боятся,
Научились храбро воевать.
От души поют и веселятся,
Зажигательно умеют танцевать.


Верные Отечеству и Дону,
Славные, достойные сыны.
Не дождался враг от них поклона,
Не были никем покорены.

-Ребята, сегодня, мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. Кто такие «казаки»?

-Совершенно верно. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Очень интересна история казачества. Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки?

В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли оренбургское, кубанское, донское, терское и алтайские казачьи войска.

Постепенно у казаков стали складываться свои обычаи и традиции.

Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас. 

- Ребята, большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имён знаменитых казаков или от названий родных городов.

Первые станицы стали строить в 18 веке. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.

Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, глины, хвороста. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

Вот такие построения велись нашими предками. В станица поселились казаки со своими семьями. Казаки охраняли границы государства. Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам (иллюстрации чтобы дети имели об этом представление)  и занимались земледелием и скотоводством (подтверждается иллюстрациями).
 Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами. Память о своих корнях казаки хранили всегда, а в последнее десятилетие началось бурное возрождение традиций российского казачества.
 

1. Игра «Художники». Каждой группе выдается лист бумаги и карандаш. Задание: нарисовать Донскую реку и ее окрестности, используя только геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.). У каждой группы есть 5 минут на выполнение задания. После этого листы с рисунками вывешиваются на доске и оцениваются по критериям: оригинальность, аккуратность, соответствие теме. Победительская группа получает 3 балла, вторая по результатам - 2 балла, третья - 1 балл, четвертая - 0 баллов.

 Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно  культуру казачества.
Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда.

Одежда казаков

 Казака всегда видно было издалека.
Так выглядит старинная одежда казака и казачки  
Костюм казаков складывался веками.

За столетия покрой их не изменился.

Вот костюм казака.

Костюм казачий из сукна и ситца.

Он мог десятилетьями носиться.

Красивы на Кубани мужики.



А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных дней?
 Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем.


Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.
 Обязательная часть мужского костюма –  шаровары. Подвязывались тонким ремешком гашником, за которым в «припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда выражение «спрятать в загашник».
Штаны с лампасами.  Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству. Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.
А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда.
Ценилась одежда, шитая матерью или женой.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
А вот костюм казачки: кофта, юбка, запон, всё очень расшитое. Любимым украшением

казачки были бусы.

Казачий  женский  костюм прошлого резко отличался от других  женских костюмов России, потому что в основе   своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону  — широкие, на Среднем, Верхнем Дону — узкие, похожие на брюки-дудочки.

Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин  или  чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»...

Особенностью женского костюма были обязательные головные накидки. Носились они в соответствии с семейным положением. Замужняя женщина носила файшонки и наколки. Девушка заплетала одну косу с лентой.

Женские пояса  украшались серебряными застежками, вышивкой, бисером, обшивались галуном

Традиционные женские казачьи серьги «чикилики»

Праздничные туфли – черевички.


Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и кофта. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по собственному вкусу и возможности.
Кофты украшались тесьмой, кружевами, вышивкой и бисером. Сзади или сбоку они застегивались на множество мелких пуговиц. Юбки предпочитали широкие, мелко собранные у пояса. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками.

 В праздничные дни казачки покрывали головы красивыми шелковыми платками, в косы вплетали бархатные и атласные ленты.
Одежда детей напоминала взрослую. Детей не баловали и часто они донашивали рубахи и шаровары своих старших братьев, сестер и других родственников.
Очень немного дошло до нас и предметов быта казаков.
К  началу  20  века преобладающим  на  Дону  стал  комплект   женской  одежды, состоящий  из  юбки  и  кофты, который  называли «парочка»

В культуре казаков 3 правила.
Их повторяем вновь:
Хором все дети:

-Старикам- уважение.
-Гостю – всё почтение.
- А женщине – любовь.

2. Игра «Составление мозаики». Каждой группе выдается лист с изображением элемента казачьей формы или атрибутики (шапка, папаха, кинжал, нашивка, погоны, сабля и т.п.). Задание: вырезать изображение по контуру и склеить его на другой лист бумаги, создавая мозаику. У каждой группы есть 10 минут на выполнение задания. После этого листы с мозаиками вывешиваются на доске и оцениваются по критериям: красота, аккуратность, соответствие теме. Победительская группа получает 3 балла, вторая по результатам - 2 балла, третья - 1 балл, четвертая - 0 баллов.
Казаки и родители.
 Казаьи семьи были большими (5-10 человек).

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам.
   Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.

             Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим.

             

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и

Почитание родителей было внутренней потребностью детей. Авторитет отца и матери был непререкаем, почитаем. Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Не почитание отца с матерью считалось за большой грех.

       Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Они помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». При появлении старика все должны были вставать. В присутствии старшего не разрешалось курить, вступать в разговор , непристойно выражаться. При входе куда-либо первым пропускали старшего. Уважение к нему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто и из них в отношении кого старше. Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей. Родители не выясняли свои отношения в присутствии детей. Отец и мать мужа ( свекровь и свекр ) для жены и мать и отец жены

( тесть и теща ) для мужа являлись Богоданными родителями.
1. Почитание родителей-
Всех правил изумительней.
Авторитет отца и матери
Самым главным казаки ставили.
Крестная мама дочку хозяйству обучала,
Пока родная - по дому хлопотала.
Ну а крестный отец
Сына военному искусству обучал,
Чтобы тот был храбрый боец
И знал « по чем фунт лиха», наконец.
Величали мать и отца на «Вы».
Казачата,
будьте уважительны ко взрослым и вы!

Отношение к старшим.

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться).

При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться.
    При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.

Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.
Уважали и старшую сестрицу.
Она мать заменяла,
возилась с детьми,
была мастерицей.
Детям, тем, кто баловался и бил баклуши,
Мог и посторонний казак надрать уши.

Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.          Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог представлять атаман.

         Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.
   В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население хутора или станицы.
  Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в присутствии детей.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении  ее правами мужчины не было необходимости.

Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта. 

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.
Казаки и гости.

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Гость считался божьим посланцем.

  Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
 Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствуют, можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Таковы были нравы и обычаи старого казачества.


Гость считался божьим посланцем,
Никто его не мог тронуть и пальцем.
Гостя любили, уважали,
На лучшее место за столом сажали.
Казаки должны помогать друг другу:
Накормить, обогреть, напоить гостя,
Подтянуть коню подпругу.
При этом ценилась в казаках честность и сила духа.

О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Казак без коня, что солдат без ружья
  • Казак родился – Отчизне пригодился.
  • Казачье братство милее богатства.
  • У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.

    Рождение казака.

Казак рождался воином, и с появлением  на свет младенца начиналась его  военная школа. Новорождённому  все родные и друзья отца  приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

   По истечению сорока  дней ребенка  носили в церковь  для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой,  отец надевал на ребенка

портупею от шашки, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.

 Через сорок дней после рождения ребенка состоялись крестины. Сначала новорожденному, дарили какое – нибудь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет или ружье.

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Обучение начиналось после праздника первых штанов.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

К 5-6 годам казачонок уже участвует конкурсах и скачках. Воспитывали у детей готовность к военной службе и в первую очередь приучали к коню, добиваясь

единства коня и седока, развивали в нем отвагу, удаль, презрение

 к опасности.

С 8-9 лет дети шли в школу, где  с основами общей грамоты учили

историю Отечества, знакомили с военным делом, позже ввели гимнастику.


Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак вступал

в подготовительный разряд и принимал присягу.


Казак уже с рожденья – воин,
Все дарят лук, одежду, стрелы, ружье, патроны, порох, пули.
По-моему, мы всё упомянули…
В 5 лет дитя по степи мог скакать,
А чуть научится стрелять -
И монету между пальцев пулей
мог казак наш выбивать.
Самым отвратительным пороком считали обман,
Тут уже наказывал – атаман
Наказанья были справедливы,
Хотя, слышали мы, что очень строги,
Но ведь это наши предки – казаки,
А значит, они всегда были правы!

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Когда девушке исполнялось14-15 лет дед дарил ей серебряное колечко, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё» а «барышня» и вести должна иначе: «на неё женихи смотрят».

С момента получения колечка девушка начинала готовить приданное. Девичья жизнь кончалась сватовством.


У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть!

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

 

Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать

Не смог кошку удержать!

Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался!

Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет.

Мы девчата – казачата

Не умеем мы тужить

Без частушек – прибауток

Нам и суток не прожить

Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону - батюшке служить!

Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.

А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону – батюшке верны.

Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!

Учитель. Молодцы. Помните, ребята сказали, что в шапку казака вшивалась иконка.
Вера в Бога у каждого казака была особенной. Она давала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи в трудной ситуации, и силу в борьбе...

Казачьи заповеди
.

 Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

 

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

3.  Безмерное почитание гостя.

 (Каждую заповедь дети быстро по очереди произносят)
Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.
1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ

6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Возрождение казачества –
это вовсе не ребячество
И не месть, хоть униженных не счесть!
Может, в этом есть лихачество,
Но ведь здесь и суть казачества:
Никому не преклоняться, за родную землю драться,
Крепко Родину любить, если надо – защитить!
Честно жить, работать дружно –
Вот казачеству что нужно!
Что жизнь коротка - не беда,
В ней можно успеть очень много.
Лишь мирно бы солнце светило всегда,
Сияло над каждым порогом.
Мир дому вашему!
Мир краю нашему
Живи и процветай, Донской край!
Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постоять.

3. Викторина «Донское казачество в истории». Каждой группе выдается набор карточек с вопросами и ответами по истории Донского казачества. Вопросы могут быть такие:

- Как назывался первый город, основанный донскими казаками в 1570 году? А) Черкасск Б) Новочеркасск В) Старочеркасск Г) Азов

- Какое звание носил избранный глава Донского казачьего войска? А) Атаман Б) Есаул В) Полковник Г) Сотник

- Как называлось восстание донских казаков против царской власти в 1707-1709 годах? А) Булавинское Б) Разинское В) Пугачевское Г) Кондратьевское

- Какой документ утвердил особые права и привилегии Донского казачьего войска в 1711 году? А) Донская конституция Б) Донская хартия В) Донская грамота Г) Донская устав

- Как называлась военная операция донских казаков во главе с Матвеем Платовым в 1812 году? А) Пересечение Березины Б) Осада Дрездена В) Разгром Мюратовского корпуса Г) Штурм Парижа

- Какой известный писатель был донским казаком и участвовал в Крымской войне? А) Лев Толстой Б) Михаил Лермонтов В) Николай Гоголь Г) Федор Достоевский

- Как называлась самостоятельная государственная образование донских казаков в 1918-1920 годах? А) Донская республика Б) Донская советская республика В) Всевеликое войско Донское Г) Донская народная республика

Каждая группа должна выбрать одну карточку и ответить на вопрос, не показывая его другим группам. Если ответ верный, группа получает 2 балла, если нет - 0 баллов. Затем карточки перемешиваются и процесс повторяется, пока не закончатся все вопросы. Побеждает группа, набравшая больше всего баллов.

4. Игра «Я – Донской казак». Каждой группе выдается лист с набором слов, связанных с Донским казачеством (например, Дон, атаман, сабля, папаха, казачок, станица, кубанка, плеть, казачья каша и т.п.). Задание: выбрать одно слово и представить себя в роли этого предмета, явления или персонажа, рассказав о себе в первом лице. Например: «Я – Дон. Я река, которая течет по югу России. Я был свидетелем многих событий в истории Донского казачества. Я видел, как они основывали свои города и станицы на моих берегах, как они защищали свою землю от врагов, как они пели свои песни и танцевали свои танцы. Я горжусь своими казаками и люблю их». У каждой группы есть 5 минут на подготовку и 3 минуты на выступление.



Предварительный просмотр:

Ход выпускного вечера

Звучит спокойная музыка. Медленным шагом входит ученик 4 класса, который ведёт за руку первоклассника.

Первоклассник: А что сейчас будет? Сказка?

Четвероклассник: Сказка.

Первоклассник: Страшная?

Четвероклассник: Нет, грустная.

Первоклассник: Но у неё будет счастливый конец?

Четвероклассник: Безусловно! Все сказки имеют счастливый конец. А наша сказка имела очень счастливое начало…

Учитель: Много лет назад, когда деревья были большими, тропинки в школьном дворе длинными, а школьные лестницы – крутыми и высокими, мамы, папы и бабушки привели в школу мальчишек и девчонок. И вот каким-то чудом они оказались в одном классе… Вот они! Смотри!

Первоклассник: Я эту сказку знаю. Я сам живу в ней.

Четвероклассник: Для нас сегодня заканчивается I часть этой сказки. И мы уходим в среднюю школу.

Первоклассник: Тогда до встречи! Счастливого пути! (машет рукой и уходит из зала).

Учитель: Дорогие ребята! Дорогие гости!

Как быстро летит время…Кажется, только вчера входили они, маленькие, немного испуганные, в двери школы, впервые переступая порог своего класса. Он стал домом для них на целых пять лет. Они – это немного шумные и спокойные, иногда непоседливые и любопытные ученики 4-го класса.

Давайте пригласим наших выпускников.

(Под музыку входят учащиеся 4-го класса.)

I. Приветствие.

Ученик:

Мы приветствуем гостей!
Дорогих учителей!
Всех знакомых,
Незнакомых!
И серьёзных,
И весёлых!

Хором:  4 класс пригласил на праздник вас!

исполняют песню

Ученик:

Последняя четверть,
Весенняя четверть…
В руке замирает мелок.
На школьной доске
Мы старательно чертим
Графики наших
Надежд и тревог.

Ученик:
Скоро лето
В нашей школе
Солнце светом наполнило высь.
Мы сегодня повзрослели,
На ступеньку выше поднялись.

Ученик:

Сегодня день у нас такой –
И грустный, и весёлый
Ведь мы прощаемся с родной
Своей начальной школой.

Ученик:

Мы со школой начальной прощаемся.
Расстаемся, увы, навсегда.
В сентябре мы снова встречаемся
Будет средняя школа тогда.

II. О первом классе.

Учитель: Давайте вспомним тот сентябрь, когда вы пришли в первый класс, каким он был, этот день, – пасмурным или солнечным, холодным или теплым. С кем вы шли в школу? Какие цветы держали в руках? Кто вас поздравлял? Как здорово, что мы с вами сейчас сможем вернуться в тот сентябрьский день и увидеть, каким он был.

Ученик:

Какими мы были!
Какими мы стали!
Все так повзрослели,
Все так возмужали!

Ученик:

Учились, не зная особой печали,
И много умеем, и многое знаем!

Учитель: Дорогие мои ученики! Уважаемые гости! 5 лет мы были с вами одной дружной семьей: делили радости и неудачи, учились не только читать, писать и считать, но и дружить. Вы повзрослели, многому научились. Осенью у вас будут новые учителя, но я думаю, что в старших классах вы будете с благодарностью вспоминать начальную школу.

Сейчас я предлагаю вернуться на 5 лет назад и вспомнить, как все это начиналось.

Ученик:

Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.

Учитель: В тот день вы с новыми портфелями, тетрадями, пеналами вошли в наш светлый класс, и для вас прозвенел впервые школьный звонок.

Ученик:

Самый трудный первый класс
Всех труднее первый класс
Потому что в первый раз
Прозвенел звонок и смолк:
Начинается урок.

ученик

Да, были светлые денёчки,

Когда в торжественный тот час

С каким-то радостным волненьем

Мы поступали в первый класс.

Петя идет в школу.

Действующие лица: 1 чтец, 2 чтец, Петя, мама, папа, бабушка, дедушка.

1 чтец: У Петруши нынче праздник:

Наш Петруша – первоклассник.

2 чтец: Он по улице идет,

Удивляя весь народ.

1 чтец: Только Петя не один.

Кто за Петей? Поглядим.

2 чтец: Смотрят взрослые и дети,

А за Петей… поезд едет.

(Появляется, Петя, За ним – мама с букетом цветов, папа с портфелем, бабушка с пирожком, дедушка с палочкой)

1 чтец: Кто за Петенькой спешит?

Мама: Мамочка!

2 чтец: Кто за Петенькой бежит?

Папа: Папочка!

1 чтец: Кто за Петей ковыляет?

Бабушка: Бабушка!

2 чтец: Кто кряхтит, но догоняет?

Дедушка: Дедушка!

1 чтец: Ну, скажите, почему,

Прицепились вы к нему?

Мама: А кто, рубашку застегнет?

Чтецы: Сам!

Папа: А кто портфельчик донесет?

Чтецы: Сам!

Бабушка: Кто маслом булочку намажет?

Чтецы: Сам!

Дедушка: Кто ботиночки завяжет?

Чтецы:  Сам!

Мама: Но он же еще маленький.

Папа: Но он же еще слабенький.

Бабушка: Он такой изнеженный.

Дедушка: Он такой болезненный.

Мама: Пожалейте вы его,

Первоклашку моего.

Папа: Отпросился я с работы,

Чтобы взять его заботы.

Бабушка: Отощает мой внучок,

Дам ему я пирожок.

Дедушка: Пропустите на урок,

Завяжу ему шнурок.

1 чтец: Это что за ерунда,

Не годится никуда.

2 чтец: Заберем его от вас,

Проходи, Петруша, в класс!

1 чтец: Скоро будет Петя вам

Отвечать на все: - "Я сам".

2 чтец: Кто историю узнал,

Тот на " ус" свой намотал.

Чтецы:  Не похожи, будьте, дети,

На такого вот, на Петю.

Учитель: не одну тетрадку исписали вы за 5 лет учебы. А вспомните, как трудно было вначале. Как не слушались буквы, как старательно выводили вы в прописях палочки, крючки, петельки. Сегодня я верну вам ваши первые прописи на память о ваших первых успехах и огорчениях в школе.

Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение Риммы Алдониной «Тетрадь».

Мне 11 лет, я в 4 классе,
Уже я в пятый перешел.
Я под диваном на террасе
Вчера тетрадь свою нашел
Мою тетрадь – Смирнова Вовы-
Я в первом классе потерял.
Внутри не разберешь ни слова!
Неужто это я писал?
Какие страшные крючки
И дохлые кружочки -
Согнулись, будто старички,
И свесились со строчки.
Ну и толстуха буква А,
Ну, просто как лягушка.
У «я» свернулась голова,
У «е» пропало ушко.
А это что за ерунда?
Четыре палки скачут!
Все наклонились кто куда,
Как наш забор на даче!
Я веселился от души:
Ужасно пишут малыши!

Ведущий: За 5 лет было много уроков, новых интересных тем, вы многое узнали, многому научились, проявили себя.

(Вручение грамот за учебу (ударникам). Вручение Почетных грамот по номинации «За артистизм», «Хозяюшка», «Душа класса», «Лучший спортсмен».)

танец

III. Что такое школа?

Учитель: А вы знаете, что такое школа?

Учитель: А вы знаете, что самое главное в школе? Угадайте: он бывает длинным и коротким, спокойным и тревожным, но всегда от звонка до звонка; к нему готовятся, его отвечают, на него спешат, с него убегают. Что это?

Дети: Урок.

Учитель Урок. Какое короткое, но емкое слово. Можно даже сказать волшебное. Почему? Потому что каждая буква в нем наполнена смыслом. Давайте сейчас все вместе раскроем этот волшебный смысл. Что скрывается за буквой “У”?

Дети: Учитель, ученик, указка, учеба, умения.

Учитель: Прилежные и старательные,
Ленивые и мечтательные,
Худенькие и упитанные.
Как только звенит звонок – 
Бегут они на урок. Кто это?

Дети: Ученики.

Учитель: А может это учителя? Давайте уточним.
На переменах стоят на ушах.
Лазят под партами. Бьются в дверях.
Воют и стонут, визжат и мычат,
Как целое стадо веселых телят.

Дети: Ученики.

Учитель: конечно. Молодцы. Следующая буква в слове УРОК. Это буква...

Дети: Р

Учитель: что скрывается за буквой Р?

Дети: работа, рука, речь

Учитель: Правильно. А еще за этой буквой скрывается слово РЭП. Вы скажите : «А причем тут рэп?».... Так ведь. Это школьный рэп.

Учитель. Мы с вами продолжаем раскрывать смысл слова УРОК. И следующая буква это буква...

Дети : О Отметка, оценка, образование

Учитель: Послушайте загадку и скажите о каком слове на букву О эта загадка.
Очень важна, как работы итог,
И без нее невозможен урок.
Она все ошибки твои замечает,
Радовать может, порой огорчает.
Она – награда и наказание
За нерадивость и за старание.

Дети: Оценка.

Учитель: Какие бывают оценки?

Дети: Хорошие, плохие, несправедливые.

Учитель: И последняя буква в слове УРОК-К

Дети. Контрольная, каникулы..

Учитель. А все вы вместе это?

Дети. Класс.

Послушайте загадку и ответьте точно.
Кто привел вас в первый класс?
Кто тревожился за вас?
Кто портфель вам собирал?
Вас из школы поджидал?

Дети: Родители.

 Учитель: Дорогие ребята ваши родители, как и вы, а может быть, и больше вас, волновались, переживали неудачи, радовались вашим победам... Вместе с вами они сейчас здесь на празднике, и всем им мы говорим огромное...

Все (хором): Спасибо!

Сегодня мы спасибо говорим,                                         

Конечно, и родителям своим.
Забота ваша, пониманье и терпенье                             
Всегда нам помогали, без сомненья!

Учмтель: Сегодня мне и грустно, и радостно. Грустно — потому, что осенью у меня будут новые ученики, а у вас новые учителя. Мне очень хочется, чтобы они вас тоже полюбили, полюбили такими, какие вы есть. Радостно, потому что вы повзрослели, стали умнее, многому научились.

Будет трудно – крепитесь!

Будет больно – не плачьте!

Будет ветер – не гнитесь!

Глаз в ладони не прячьте!

Если грозы – смотрите!

Если слёзы – сотрите!

Если страшно – держитесь!

Помните – жизнь – это жизнь.

И еще, помните ребята, что рядом с вами есть люди, на которых всегда можно положиться в трудную минуту: это, прежде всего ваши родители, друзья, и мы - ваши учителя! Всего Вам доброго, идите по жизни с высоко поднятой головой, и пусть у вас все получится.

 Вручение дипломов и медалей выпускникам

Слово директору.

IV. Благодарности учителям-предметникам.

Ведущий: Но, несмотря на все огорчения, ребята школу любят.

Ученик:

Школа, школа! Ты начало
Всех профессий и дорог.
Ты нам другом верным стала,
Чтобы занятие по сердцу
В жизни выбрать каждый смог.

Ученик:

Учитель всюду вместе с нами
Учитель учит нас добру,
Учит чтенью и письму.
Рисованью, пенью, а еще терпенью.
Учит честным, смелым быть,
Учит Родину любить.

Ученик:

Кто с улыбкою поставит?
Долгожданную пятёрку?
Кто и сам не рад, расстроен,
Если ты заслужишь двойку?

Ученик:

Кто не любит ссор и шума,
Кто вранья не переносит?
Кто сердито хмурит брови,
Коль не выучишь урок?

Ученик:

В этот день майский славный
Мы кому букет подарим,
От души кого поздравим?
Ну конечно, наших строгих,
Ну конечно, наших добрых,
Ну конечно, наших милых…

Ученики (хором): УЧИТЕЛЕЙ!!

VI. Вручение Дипломов об окончании начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш край Донской - крупиночка России...

Наш край Донской – крупиночка России... Стихотворение  «Донской край» прочитает  Головин Анатолий Я родом из Донского краяНа свете нет прекрасней раяПростор степей, простор песков...

Защита проекта "Мой край Донской"

Представлена разработка одного из возможных вариантов защиты работ по проекту...

Викторина «Край ты мой, родимый край Донской …»

Викторина разработана с целью воспитания уважения к культуре и истории родного края; создания условий для формирования патриотизма и гражданственности, воспитания духовности....

Внеклассное мероприятие "Край донской - земли огромной долька"

Сценарий открытого внеклассного мероприятия "Край донской - земли огромной долька»  Задачи разработки:1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.2...

классный час "Мой край донской"

Классный час посвящен родному краю. В нем раскрывается историческая, культурная и общественная жизнь Ростовской области, нашего района и села, в котором мы живем. На классном часе отмечается, что на к...

Люблю тебя, мой край Донской

Эссе о родном крае...