Викторина «Край ты мой, родимый край Донской …»
материал (2 класс) по теме

Дымченко Людмила Андреевна

Викторина разработана с целью воспитания уважения к культуре и истории родного края; создания условий для формирования патриотизма и гражданственности, воспитания духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассная работа24.34 КБ

Предварительный просмотр:

                Викторина  «Край ты мой, родимый край Донской …»

Цели: воспитание уважения к культуре и истории края;

           создание условий для формирования патриотизма и гражданственности, воспитания     духовности.

Задачи: развитие интереса к познанию традиций своего народа;

              раскрытие искусства М.А. Шолохова в изображении судьбы ребёнка в общем русле исторической жизни донского казачества.

Оборудование: предметы быта, традиционная одежда казаков.

(Вокальная группа исполняет казачью песню «Пчёлочка златая».)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие. Вы много гото-

вились к этому событию: разучили казачьи песни, подготовили стихи о родном

крае, познакомились с бытом казаков, с рассказом М.А.Шолохова «Нахалёнок»,

отрывком из  его романа « Поднятая целина» «Федотка».

В викторине «Край ты мой, родимый край Донской…» принимают участие две  

команды: «Казачата» и «Федотки». Оценивать результаты будет жюри.

«Казачатам» я задаю первый вопрос. Как звали Нахалёнка? (Мишка.)

 Для «Федоток» вопрос. Сколько лет было Нахалёнку? (Семь.)

Ученик читает отрывок из стихотворения А.Г.Гарнакерьяна «В моей придонской стороне…»

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю, как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

Не знаю, как другой, но я

Весь слух, весь – жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щелк

Звучат в душе напевом дивным.

Ведущий: С каким условием пообещал Комбат Нахалёнку взять его на войну? Отвечает      

на вопрос команда «Казачата».

«Казачата»: Мать пришьёт ему вторую помочь.

Ведущий: Чем поменялись Федотка и председатель колхоза Давыдов? Отвечает команда

               «Федотки».

«Федотки»: Федотка отдал гранату, Давыдов - ножик.

(Появляется Щукарь.)

Щукарь:     Здравствуйте, ребята-казачата!

Дети:           Здравствуйте!

Щукарь:     Извините за опоздание, стар я стал.

Ведущий:    Ребята, как вы думаете, кто это к нам в гости пришёл?

Дети:           Дед Щукарь.

Ведущий:    Правильно.

Щукарь:    Я не просто так пришёл. Я тоже хочу задать вам вопросы. «Казачата», скажите  

                      мне, пожалуйста, почему меня зовут Щукарём?

«Казачата»: В детстве откусывал крючки у удочек и «попался» на крючок.

Щукарь:      Молодцы, правильно. Я сейчас занимаю важную должность. Я и кучер, и  ко-

                       нюх. Всё о своих лошадях знаю. А знаете ли вы, «Федотки», как звали ло-

                       шадь, на которой скакал Нахалёнок с сообщением по заданию своего деда?

«Федотки»:  Савраска.

Щукарь:       Вот молодцы, всё знаете. А мне пора идти, должность у меня слишком от-

                       ветственная. До свидания.

Ведущий:     Команды хорошо справились с заданием Щукаря. Ребята из команды «Каза-

                       чата» будут отвечать на следующий вопрос. Героем какого произведения

                       является дед Щукарь?

«Казачата»: Поднятая целина.

Ведущий:     Вопрос для ребят из команды «Федотки». Кто является автором произведе-

                       ния «Поднятая целина»?

«Федотки»:  Михаил Александрович Шолохов.

(Вокальная группа исполняет песню «Посею лебеду…»)

Ведущий:     Сегодня мы услышали замечательные казачьи песни. А знаете ли вы посло-

                       вицы и поговорки о казаках? Я начинаю, а команды по очереди продолжают.  

                                   Казачьи песни слушать - мёд ложкой кушать.

                                   Гриб хорош белый, а казак умелый.

                                   Казак без коня, что солдат без ружья.

                                   У ленивой казачки и печь не печёт.

                                   Казачонок - на лошади с пелёнок.

                                   Терпи, казак, атаманом будешь.

                       Молодцы, ребята!

                       Мы с вами знаем, что язык донского казачества своеобразен. Донской говор

                       относится к русскому языку, но в то же время имеет значительные  особен-

                       ности. Вот вы, «Казачата», знаете, что значит гутарить?

«Казачата»: Говорить, рассказывать.

Ведущий:     «Федотки» слово надысь «переведите», пожалуйста.

«Федотки»:  Недавно.

Ведущий:     Ребята из какой команды смогут нам объяснить, что означают слова: ноне,

                       вечерить, кочеток, пострелята? (Ноне - сегодня, вечерить- ужинать, коче-

                       ток - петушок, пострелята-ребята, дети.)

                        Молодцы, ребята!

                        А сейчас я предоставляю слово жюри.

( Жюри подводит итоги викторины. Награждение.)

Ведущий:      У каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился и вырос:

                        его дом, город, его край. Край, который он никогда не забудет.

(Ученик читает стихотворение И. Федорова «В родной степи шумят моря и реки…»)

В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля,

Очаровала ты меня навеки,

Моя донщина, родина моя.

(Казачий танец исполняет танцевальная группа.)

Литература, используемая для подготовки викторины:

  1. Бутенко Т.А. Хрестоматия для чтения младших школьников. – Ростов н/Д.:

БАРО - ПРЕСС, 2003.

  1. Посошенко Е.В., СавельеваГ.И. Песни и сказки Тихого Дона. Факультативный

курс для учащихся начальной школы. – Ростов н/Д.: Изд–во РО ИПК и ПРО,2011.

                         

                   

                   

                   

                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Игра-викторина "Край, в котором я живу».

Игра-викторина "Край, в котором я живу»....

Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»

Познакомить с Михайло  Волковым - первооткрывателем каменного угля.Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.Способствовать формированию чувства гордости за свою страну...

Сценарий к празднику 25 сентября на тему: "Край родимый, край Смоленский!"

Данный материал поможет учителю начальных классов малокомплектной школы познакомить обучающихся с событием, посвященным "Дню освобождения Смоленщины"...

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Родимый край

фотография...