Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»
классный час (4 класс) по теме

Аверьянова Светлана Викторовна

Познакомить с Михайло  Волковым - первооткрывателем каменного угля.

Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.

Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.

Воспитывать любовь к  своему краю,   интерес к познанию  нового, неоткрытого.

Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_kemerovskaya_oblast.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»

                                        Составила: С.В.Аверьянова

Цели: Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине

Задачи: Познакомить с Михайло  Волковым - первооткрывателем каменного угля.

        Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.

        Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.

Воспитывать любовь к  своему краю,   интерес к познанию  нового, неоткрытого. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование: Карта Кемеровской области, карта России, карточки, пословицы, слайды, каменный уголь

Ход занятия.

I.  Орг.момент.

II. Вступительное слово.

-Сегодня на классном часе мы с вами проведём игру-викторину, а на какую тематику вы определите немного позднее .

-Все мы с вами россияне. Почему?

-Как полностью называется наша страна?         (Российская Федерация)

-На каком материке располагается Россия?           Покажите на глобусе.

-Покажите границу России – страны, в которой мы живём,  на карте.

-Какой город  является столицей России?         (Москва)        (покажите на карте)

-Кто является президентом России?  (Владимир Владимирович Путин)  

(Медведев Дмитрий Анатольевич - председатель правительства Российской Федерации)

- Россия - это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

        В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос.  У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина - Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

-Наверное, для каждого из нас есть уголок, который самый дорогой нам. Это то место, где мы с вами родились, растём, и это наша малая Родина.

-Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать  своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)

-Почему?

III. Тема занятия.

-Сегодня мы проверим насколько хорошо вы запомнили о Кемеровской области то, о чём мы говорили на внеклассных занятиях и возможно узнаем что-то новое.

IV. Деление на группы (по цвету жетона)

Рассаживаются на 3 команды

-Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-соревнования.

-Выбирают капитанов, название команд.

V.Викторина   (за общие вопросы выдаётся жетон, который затем обменивается на баллы: 3 жетона - 1 балл)

-Раз викторина посвящена Кемеровской области, то все вопросы будут связана с материалом, который мы изучили по Кемеровской области.

1) -На какие 2 части делится материк Евразия? (на Европу и Азию)

-При помощи чего идёт разделение  материка Евразия? (Уральские горы)

-Покажите на карте Европейскую часть России, азиатскую часть России.

-В какой из этих 2-х частей располагается Кемеровская область?

(Она занимает  юго-восточную часть Западной Сибири в пределах бассейна реки Томь)

-Показать Кемеровскую область на карте России.        

-Какой орган тела человека будет напоминать  контур границ нашей области?

Если на карту Кузбасса всмотреться в нём обозначены контуры сердца.

Почти в центре какого  самого большого в мире материка располагается Кемеровская область?                (Евразия)

2) Из цифр и слов составьте дату образования Кемеровской области.

        (1,2,3,4,5,6,7,8,9,январь, декабрь, февраль, апрель, май)

26 января 1943года

3) Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область. 

(вытягивают вопрос на карточке)        (показ на карте)

-Север (- с Томской областью),

Запад (-с Новосибирской областью)

Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)

Восток (С Красноярским  краем и Республикой Хакасия)

4)Административный центр Кемеровской области?

Кемерово – административный центр Кемеровской области.

5)Длина границ Кемеровской области 2520км.

Что вы можете сказать о рельефе, по которому проходит граница Кемеровская область?        (по горным районам, по равнинам и возвышенностям, по водным рубежам.

-Назовите протяжённость Кемеровской области с С на Ю, с З на В (сС на Ю -  510км, с

  З на  В -300км)

6)Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.

-Выберите  и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области.(Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня)

-Подчеркните самую крупную и главную реку Кемеровской области 1 чертой.

-Притоками какой крупной реки они являются? Ответ подчеркните 2 чертами.

-Покажите на картах Томь и Обь.

Томь, Кия, Иня, Яя,  Чумыш, Чулыш.

-Кто помнит как называют Томь? (Большая тёмная река)

-Почему? Имя Томи дал кетский народ, который видел как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.

-Роль Томи для жителей Кузбасса?

(кто последний назовёт)

-утолить жажду

-транспортный путь

-источник гидроэнергии

-место отдыха

-основа рыбного хозяйства

-в быту роль «Золушки»

7).Конкурс «Объясни пословицу»

-О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Каждая команда получит по 1 пословице, смысл которой нужно будет объяснить.        (вытягивают)

Родина краше солнца, дороже золота.                Родина – мать, умей за неё постоять.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.        Всякому мила своя сторона.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Конкурс «Расшифруй пословицу»        (для капитанов)

- Вы должны соединить  буквы с одинаковыми символами над ними в слова, а затем слова в пословицу.                                        Русский человек без родины не существует.

-Родина есть, но наверное должен быть человек, который управляет нашей маленькой Родиной - Кемеровской областью?

-В настоящее время Губернатор Кемеровской области – Тулеев Аман Гумирович

-Каждое государство имеет свои символы.

8)Символы Кемеровской области

-Что относится к символам Кемеровской области?        (Герб, гимн, флаг)

-Гимн 

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя, которая исполняется в особых случаях: ежегодно утром, во время спортивных праздников,   …

«Рабочая мелодия Кузбасса», Слова кузбасского поэта Геннадия Юрова, музыка Евгения Лугова

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны

Флаг

-Что из себя представляет флаг?        

(Прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей 1/3 длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области)

-Где флаг Кемеровской области поднят (установлен) постоянно?

-на здании и в залах заседаний Совета народных депутатов, Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления, официальных представительств Кемеровской области;

-в рабочих кабинетах губернатора Кемеровской области, председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, глав муниципальных образований..

Когда могут вывешиваться флаги области?

-в дни праздников и памятных событий на зданиях организаций, на жилых домах.

-Когда флаг области может быть поднят (установлен)?

-при церемониях и во время торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Кемеровской области, при проведении спортивных соревнований, в помещениях для голосования в дни проведения выборов, на транспортных средствах Губернатора  Кемеровской области и председателя Совета народных депутатов Кемеровской области

-Когда флаг приспускается?

-в дни траура, объявленного в Российской Федерации или в Кемеровской Области.

Герб-официальная эмблема. (вопросы вытягивают команды и отвечают по порядку)

-Что представляет собой герб Кемеровской области?        (французский щит)

-Чем обрамлён щит? Что они означают?(дубовыми ветвями, означают , что Кемеровская область наделена правами государственной власти и является  субъектом Российской Федерации)

-Полосами какого цвета окаймлён щит?        (чёрного и золотого цветов)

-Какого цвета нижняя часть  щита? Что символизирует этот цвет?        (Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство, природные богатства,  цвет молодости и надежды)

-Что располагается в центре щита, при этом усечено с боков? Какого цвета и что символизирует?         (Треугольник чёрногот цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полоской золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность.

-Что расположено в центре террикона?(перекрещенные кузнечный молот и кирка, развитие промышленности)

-Что символизирует важность сельского хозяйства для Кемеровской области? (3 колоса, устремлённые вверх в центре террикона_

-Треугольники какого цвета располагаются в левом и правом углах щита и что они символизируют?        (красного, символ раскалённого металла)

-Какая дата написана на  орденской ленте ордена Ленина, которая переплетает нижнюю часть венка? (1943г.-год образования Кемеровской области)

-Что символизирует корона над центром гербового щита? (стилизованная чаша-символ богатства)

VI.Знакомство с Михайло Волклвым.

-Мы с вами обратили внимание на то, что большую часть герба занимает чёрный террикон. Давайте ещё раз вспомним, что он символизирует? (угольную промышленность)

-Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает?                Шахтёр

-Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?        (Ответ на этот вопрос вы должны были найти дома)

Каменный уголь был найден в семи верстах от Верхнего острога в Горелой горе. Это открытие имело выдающееся значение для будущего родного края, но в  то время, в начале 18 века оно практического значения не нашло. В Томске несколько рудознатцев -Фёдор Комаров, Степан Костылёв и Михайло Волков –объявляют за собой государево слово. После этого их перевозят вначале в Тобольск, а затем в Москву. В Преображенской тюрьме с ними ведут допрос: «Почему рудознатцы крикнули на торгах государево слово?» Они ответили, что нашли руду в горах сибирских для государева полезную. Во время допроса внешне Волков был  спокоен, но в нём всё кипело от несправедливости, он был сдержан. После долгих разбирательств (а дело дошло до самого царя), определив чистоту металла, рудознатцев отпустили из-под караула, выдали положенное вознаграждение и поощрили к дальнейшему сыску руд. Волков ждал одного: «Времени, когда он сможет выкупить семью и сам стать вольным»

Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт  каменного угля в «горелой горе». В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерова в Рудничном районе.

Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: «Как так, камень, а горит?» Этот факт изумил  их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало  смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Митхайло разгрёб кучу золы и  увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.

        Одарённость  и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах «уголье земляное». Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел «горелую гору» и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до егот использования прошло 100лет.

 Площадь в центре Кемерова носит имя Михайлы Волкова. 23 августа 1968г здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор –кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре  города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.

Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.

Уголь- это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.

VII.Подведение итога игры и итога занятия.

-Что интересного взяли для себя?

-Лучшей стала  команда… (все молодцы)

-Большое спасибо всем за участие в викторине и в подготовке д/з

-Что нового и интересного узнали?

-Продолжим открывать тайны соей маленькой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини сочинение Край, в котором я живу.

Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....

Игра-викторина "Край, в котором я живу».

Игра-викторина "Край, в котором я живу»....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Классный час "Край, в котором я живу!"

Знакомство с природой Хабаровского края, историей родного края....

Классный час "Край, в котором я живу - моя Югра"

Классный час проведен в День знаний в 1 классе. Цель занятия: создать книжку-малышку об округе:природа округа,   коренное  население  округа ,  занятие и традиции  ж...

Классный час. КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. МОЯ ЮГРА.

Край, в котором я живу. Моя Югра....