ПРОГРАММА ВД
рабочая программа

лагерь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

внеурочной деятельности «Люди в мире животных»

для 2 класса

Автор программы: Суханова К.В.

студентка ПНК 302 группы

Специальность

Производственная практика ПП. Организация внеурочной работы

г. Тотьма

2023 год

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Актуальность курса состоит в том, что он способствует формированию норм человеческих отношений с животными, поиску пути самовоспитания, саморазвития. Ответственное отношение к животным является одной из характеристик, определяющей человека как осознанную сформировавшуюся личность. Важно понимать, что существует взаимосвязь между бережным, заботливым отношением к животным и социальным поведением человека. Приобщение детей к духовным ценностям будет способствовать формированию гармоничной личности человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Ребенку необходимо почувствовать важность общения с животными, оценить нравственность совершаемых поступков.

Цель курса: формирование у детей культуры общения с животными, гуманного отношения к животным, освоение способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи курса:

- расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных;

- воспитывать любовь животным, к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру, формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память.

Планируемые результаты курса:

Предметные:

Знать: виды домашних и диких животных; предназначение животных; особенности воспитания животных; обязанности членов семьи при появлении домашнего животного в доме; понятии «Социальное животное», «Несоциальное животное», «Животное-компаньон», «Волонтерство», «Красная книга»; роль ветеринарной службы в сохранении здоровья животных; признаки хорошего и плохого самочувствия животного; способы помощи и защиты животных; правила взаимодействия с бездомными животными; организации, оказывающие помощь животным; особенности обитания и поведения диких животных; источники, несущие вред диким животным; правила поведения в лесу.

Уметь: находить решение практических ситуаций; определять самочувствие питомца по внешним признакам; правильно взаимодействовать с бездомными животными; различать диких и домашних животных; наблюдать за природой; соблюдать правила поведения в лесу; работать с информацией.

Личностные:

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

- бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные:

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные:

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Курс предполагает следующие формы аттестации: игра-викторина, мини-сочинение, защита проектов.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Программа предполагает четыре раздела:

Раздел 1. Домашние животные. В данном разделе содержаться следующие темы: «Как животные оказались в нашем жилище?», «Почему мы любим животных?», «Животные – наши друзья», «Что значит быть ответственным хозяином?», «Социальные и несоциальные животные», «Животные-компаньоны в различных странах мира», Игра-викторина «Наши любимцы». В ходе изучения тем учащиеся получат новые знания о предназначении животных в доме в разные исторические периоды, отношении к животным первобытных людей, мотивах появления домашнего животного в доме, разнообразии и видах домашних животных, особенностях воспитания разных видов животных, обязанностях, способах социализации животных среди людей и других особей своего и разного видов, домашних животных в разных странах мира.

Раздел 2. Защита домашних животных. Раздел содержит следующие темы: «Здоровье наших питомцев», «Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?», «Помощь бездомным животным в городе», «Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев», «Что такое волонтёрство?», «Организации, помогающие животным», Экскурсия в приют, Мини-сочинение «Мой поход в приют». В ходе работы с темами учащиеся получают возможность приобрести новые знания о здоровье питомца, роли ветеринарной службы, роли человека в судьбе животного, способах помощи бездомным животным, правилах взаимодействия с бездомными животными, волонтерской деятельности, организациях, помогающих животным.

Раздел 3. Дикие животные. Учащиеся изучают темы: «Дикие животные нашего края», «Этажи леса», «Повадки диких животных», Экскурсия в музей, Создание альбома «Кого можно встретить в лесу?», «Жизнь животных в зимнее время», «Жилища животных», «Большие и маленькие», Экскурсия в лес, Викторина «Животные наших лесов». В ходе изучения тем у учащихся формируются знания о разнообразии диких животных Вологодской области, особенностях видов, условиях обитания животных в разных ярусах, распределении животных по ярусам, особенностях поведения диких животных, подготовке животных к зиме, особенностях условий проживания животных, детенышах диких животных.

Раздел 4. Защита диких животных. Раздел предполагает изучение тем: «Угрозы миру дикой природы», «Охрана животного мира», «Лес и человек. Правила поведения в лесу», «Исчезающие виды животных», «Красная книга России», Проект «Красная книга Вологодской области», Защита проектов. В ходе изучения тем дети приобретают знания об основных источниках, несущих вред диким животным, способах защиты диких животных, правилах, которые необходимо соблюдать в лесу, Красной книге, исчезающих, редких видах животных нашей страны.

Содержание программы включает в себя понятия: «Социальное животное», «Несоциальное животное», «Животное-компаньон», «Волонтерство», «Красная книга». Программа предполагает изучение научных фактов о домашних и диких животных. При изучении тем дети усваивают правила поведения на экскурсии, в музее, в лесу, с животными на улице, правила дорожного движения.

Большинство занятий программы предполагает теоретическую часть, состоящую из бесед, рассказов, экскурсий, просмотров видеофильмов; практическую часть, которая включает в себя:

- подготовку сообщений («Мое домашнее животное», о приспособлении конкретного животного к зиме);

- выставку рисунков («Я и мой питомец», «Кто как живет?»);

- составление памяток («Что значит быть ответственным хозяином?», «Здоровье питомцев», «правила поведения в лесу»);

- решение практических ситуаций (социализация животных, взаимодействие с животными на улице);

- составление кластеров («Домашние животные в разных странах мира», «Исчезающие виды животных»);

- участие в викторине («Наши любимцы», «Животные наших лесов»);

- принятие участия в акции (при изучении темы «Помощь бездомным животным в городе»);

- написание мини-сочинения («Поход в приют»);

- создание презентации («Виды диких животных Вологодской области»);

- составление схемы («Ярусы леса и их обитатели»);

- составление сравнительной таблицы («Домашние и дикие животные»);

- создание альбома («Кого можно встретить в лесу?»);

- создание плаката («Угрозы миру дикой природы»);

- разработка информационно-творческого проекта («Красная книга Вологодской области»).

В ходе освоения содержания программы учащиеся реализуют проектную деятельность (создание проекта «Красная книга Вологодской области), исследовательскую деятельность (поиск информации при выполнении практических заданий), творческую деятельность (разработка плакатов, памяток, альбомов, схем и т.д.), изучение содержания программы (беседы, рассказы, сообщения, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с раздаточным материалом). В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие УУД:

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Регулятивные:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Коммуникативные:

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Соотношение практики и теории

Основные виды деятельности обучающихся

Особенности реализации

Формы аттестации

Раздел 1. Домашние животные

1 – 2 нед.

«Как животные оказались в нашем жилище?»

2 ч.

05/0,5

Определяется отношение к животным первобытных людей; мотивы появления домашнего животного в доме. Приобретаются новые знания о предназначении животных в доме в разные исторические периоды. Просмотр видеофильма.

Видеофильм.

3 нед.

«Почему мы любим животных?»

1 ч.

0,5/0,5

Изучается интерес к животным, их огромное разнообразие, виды. Красота и привлекательность животных. Подготовка сообщений о своих домашних животных.

Подготовка совместно с родителями.

4 нед.

«Животные – наши друзья»

1 ч.

0,5/0,5

Определяется, чем животные похожи на нас, чем отличаются; как животные помогают нам сохранить здоровье; почему с животными можно дружить. Выставка рисунков «Я и мой питомец».

5 нед.

«Что значит быть ответственным хозяином?»

1 ч.

0,7/0,3

Ознакомление с особенностями воспитания разных видов животных; обязанностями членов семьи, когда в ней появился питомец; Практическая работа: составление памятки.

Работа с информацией.

6 нед.

«Социальные и несоциальные животные»

1 ч.

0,3/0,7

Изучаются понятия «Социальное животное» и «Несоциальное животное»; способы социализации животных среди людей и других особей своего и разного видов. Решение практических ситуаций, связанных с социализацией животных.

7 нед.

«Животные-компаньоны в различных странах мира»

1 ч.

0,7/0,3

Рассматривается понятие «Животное-компаньон»; животные в разных странах. Практическая работа: составление кластера «Домашние животные в разных странах мира».

Работа с информацией.

8 нед.

Игра-викторина «Наши любимцы»

1 ч.

1/0

Участие в викторине по пройденным темам.

Игра-викторина

Раздел 2. Защита домашних животных

9 нед.

«Здоровье наших питомцев»

1 ч.

0,6/0,4

Определяются признаки, свидетельствующие о хорошем или плохом самочувствии питомца; роль ветеринарной службы в сохранении здоровья животных; составление памятки «Здоровье питомцев».

Работа с информацией.

10 нед.

«Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?»

1 ч.

0/1

Формируется чувство ответственности за домашних животных; роль человека в судьбе животного. Просмотр видеофильма.

Видеофильм.

11

нед.

«Помощь бездомным животным в городе»

1 ч.

0,3/0,7

Устанавливаются способы помощи бездомным животным, возможности учащихся. Принятие участия в акции.

Акция.

12 нед.

«Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев»

1 ч.

0,3/0,7

Формируются правила взаимодействия с бездомными животными; чем животные могут быть опасны, меры предосторожности. Решение практических ситуаций, связанных с взаимодействием с животными на улице.

13 нед.

«Что такое волонтёрство?»

1 ч.

0,1

Изучается понятие «Волонтерство», суть деятельности волонтеров, предназначение, виды.

14 нед.

Организации, помогающие животным.

1 ч.

0,1

Рассматриваются организации, оказывающие помощь бездомным животным.

15 нед.

Экскурсия в приют

1 ч.

0,5/0,5

Знакомство с организацией города, защищающей жизнь и здоровье животных.

Занятие проходит в приюте

16 нед.

Мини-сочинение «Мой поход в приют»

1 ч.

1/0

Написание сочинения о прошедшей экскурсии.

Мини-сочинение

Раздел 3. Дикие животные

17 нед.

«Дикие животные нашего края»

1 ч.

0,7/0,3

Приобретаются знания о разнообразии диких животных Вологодской области, особенностях видов. Практическая работа: создание презентации «Виды диких животных Вологодской области».

Работа с ноутбуками.

18 нед.

«Этажи леса»

1 ч.

0,5/0,5

Определяются особенности обитания животных в разных ярусах; распределение животных по ярусам в соответствии с разнообразием и уникальностью каждого вида. Практическая работа: составление схемы ярусов леса и их обитателей.

Работа с информацией.

19 нед.

«Повадки диких животных»

1 ч.

0,5/0,5

Выявляются особенности поведения диких животных; отличие диких животных от домашних, сходства диких и домашних животных. Составление сравнительной таблицы.

Работа с информацией.

20 нед.

Экскурсия в музей

1 ч.

0/1

Знакомство с организацией города, знакомящей с историей и культурой; закрепление знаний о животных родного края.

Занятие проходит в Тотемском краеведческом музее

21 нед.

Создание альбома «Кого можно встретить в лесу?»

1 ч.

1/0

Создание альбома «Кого можно встретить в лесу?».

22 нед.

«Жизнь животных в зимнее время»

1 ч.

0,5/0,5

Получение знаний о подготовке животных к зиме; особенностях адаптации разных видов; условиях проживания в зимнее время. Сообщения об адаптации животных к зиме.

Подготовка дома совместно с родителями.

23 нед.

«Жилища животных»

1 ч.

0,5/0,5

Осваиваются особенности условий проживания животных; разнообразие жилищ, их расположение; особенности строения. Выставка рисунков.

24 нед.

«Большие и маленькие»

1 ч.

0/1

Изучаются детеныши диких животных; как животные заботятся о своем потомстве. Просмотр видеофильма.

Видеофильм.

25 нед.

Экскурсия в лес

1 ч.

0,5/0,5

Определяется изменение природы весной; наблюдение за природой, выполнение практических заданий.

Занятие проходит в лесу

26 нед.

Викторина «Животные наших лесов»

1 ч.

1/0

Участие в викторине по пройденным темам.

Игра-викторина

Раздел 4. Защита диких животных

27 нед.

«Угрозы миру дикой природы»

1 ч.

0,5/0,5

Определяются основные источники, несущие вред диким животным; создание плаката.

Работа с информацией.

28 нед.

«Охрана животного мира»

1 ч.

0/1

Устанавливаются способы защиты диких животных; возможности учащихся оказать помощь в защите животных родного края.

29 нед.

«Лес и человек. Правила поведения в лесу»

1 ч.

0,5/0,5

Уяснение правил, которые необходимо соблюдать в лесу, чтобы не нанести вред природе и животному миру. Составление памятки.

Работа с информацией.

30 нед.

«Исчезающие виды животных»

1 ч.

0,5/0,5

Выявление исчезающих, редких видов животных нашей страны. Составление кластера.

Работа с информацией.

31 нед.

«Красная книга России»

1 ч.

0/1

Ознакомление с Красной книгой; животными, занесенными в Красную книгу.

Работа с Красной книгой.

32 – 33 нед.

Проект «Красная книга Вологодской области»

2 ч.

1/0

Создание проекта «Красная книга Вологодской области»

Работа с оборудованием

34 нед.

Защита проектов

1 ч.

1/0

Защита проекта «Красная книга Вологодской области»

Защита проектов

Итого: 34 часа

Раздел 4. Материально-техническое обеспечение

Для учителя:

  1. Видео «Как появились домашние животные»;
  2. «Дворяне» [];
  3. Долгушина С.В. Игра-викторина «Домашние животные», [];
  4. Домашние животные в разных странах [];
  5. Захарова Н.М. рабочая программа внеурочной деятельности «Разведчики природы» 1-4 классы, [];
  6. Иллюстрация «Широколиственные леса, животные»;
  7. Куликовская Т.А. «Наглядно-дидактический материал. Домашние животные». – Москва: Издательство Стрекоза, 2016. – 24с.;
  8. Митителло К. Б. «Дикие животные: Иллюстрированная энциклопедия обитателей средней полосы Росси». — М.: Эксмо, 2014. — 320 с.;
  9. Николаева Е.В. Рабочая программа внеурочной деятельности «Ответственное обращение с животными» 4 класс, [];
  10. Планета животных [];
  11. Поликовская Л. «Животные. Птицы и звери»/ составитель текста Л.В. Поликовская, отв. редактор С.С. Миронова. – Москва: ОГИЗ. АСТ, 2014. – 128с.;
  12. Презентация «Кто как к зиме приготовился»;
  13. Скалдина О.В. «Красная книга России». – 3-е издание. – Москва: Эксмо, 2021. – 272с.;
  14. Снегирева Е.Ю. «Домашние животные. 60 домашних животных, самых важных для человеска!». – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 62с.
  15. Тотемское музейное объединение [];
  16. Травина И.В. «Животные России». – М.: РОСМЭН, 2015. – 80с.;
  17. Удовина М.С. Программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных, [].

Для учащихся:

  1. «Вред, наносимый диким животным: основные причины и последствия» [];
  2. Дикие животные и домашние: сходство и отличия друг от друга [];
  3. Домашние животные в разных странах [];
  4. Митителло К. Б. «Дикие животные: Иллюстрированная энциклопедия обитателей средней полосы Росси». — М.: Эксмо, 2014. — 320 с.;
  5. Мкртчан И.А. «В чем состоит уход за домашними животными», [];
  6. Скалдина О.В. «Красная книга России». – 3-е издание. – Москва: Эксмо, 2021. – 272с.;
  7. Снегирева Е.Ю. «Домашние животные. 60 домашних животных, самых важных для человеска!». – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 62с.

Необходимые материалы и оборудование: компьютер, проектор, принтер, листы бумаги А4, ватманы, фломастеры, карандаши, клей, альбомные лисы, тетрадные листы, ручка, линейка, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, ноутбуки, карточки с заданиями, рабочие листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...