ПРОГРАММА ВД
рабочая программа
Предварительный просмотр:
БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «Люди в мире животных»
для 2 класса
Автор программы: Суханова К.В.
студентка ПНК 302 группы
Специальность
Производственная практика ПП. Организация внеурочной работы
г. Тотьма
2023 год
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Актуальность курса состоит в том, что он способствует формированию норм человеческих отношений с животными, поиску пути самовоспитания, саморазвития. Ответственное отношение к животным является одной из характеристик, определяющей человека как осознанную сформировавшуюся личность. Важно понимать, что существует взаимосвязь между бережным, заботливым отношением к животным и социальным поведением человека. Приобщение детей к духовным ценностям будет способствовать формированию гармоничной личности человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Ребенку необходимо почувствовать важность общения с животными, оценить нравственность совершаемых поступков.
Цель курса: формирование у детей культуры общения с животными, гуманного отношения к животным, освоение способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи курса:
- расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных;
- воспитывать любовь животным, к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру, формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды;
- развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память.
Планируемые результаты курса:
Предметные:
Знать: виды домашних и диких животных; предназначение животных; особенности воспитания животных; обязанности членов семьи при появлении домашнего животного в доме; понятии «Социальное животное», «Несоциальное животное», «Животное-компаньон», «Волонтерство», «Красная книга»; роль ветеринарной службы в сохранении здоровья животных; признаки хорошего и плохого самочувствия животного; способы помощи и защиты животных; правила взаимодействия с бездомными животными; организации, оказывающие помощь животным; особенности обитания и поведения диких животных; источники, несущие вред диким животным; правила поведения в лесу.
Уметь: находить решение практических ситуаций; определять самочувствие питомца по внешним признакам; правильно взаимодействовать с бездомными животными; различать диких и домашних животных; наблюдать за природой; соблюдать правила поведения в лесу; работать с информацией.
Личностные:
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
- бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные:
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные:
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Курс предполагает следующие формы аттестации: игра-викторина, мини-сочинение, защита проектов.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа предполагает четыре раздела:
Раздел 1. Домашние животные. В данном разделе содержаться следующие темы: «Как животные оказались в нашем жилище?», «Почему мы любим животных?», «Животные – наши друзья», «Что значит быть ответственным хозяином?», «Социальные и несоциальные животные», «Животные-компаньоны в различных странах мира», Игра-викторина «Наши любимцы». В ходе изучения тем учащиеся получат новые знания о предназначении животных в доме в разные исторические периоды, отношении к животным первобытных людей, мотивах появления домашнего животного в доме, разнообразии и видах домашних животных, особенностях воспитания разных видов животных, обязанностях, способах социализации животных среди людей и других особей своего и разного видов, домашних животных в разных странах мира.
Раздел 2. Защита домашних животных. Раздел содержит следующие темы: «Здоровье наших питомцев», «Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?», «Помощь бездомным животным в городе», «Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев», «Что такое волонтёрство?», «Организации, помогающие животным», Экскурсия в приют, Мини-сочинение «Мой поход в приют». В ходе работы с темами учащиеся получают возможность приобрести новые знания о здоровье питомца, роли ветеринарной службы, роли человека в судьбе животного, способах помощи бездомным животным, правилах взаимодействия с бездомными животными, волонтерской деятельности, организациях, помогающих животным.
Раздел 3. Дикие животные. Учащиеся изучают темы: «Дикие животные нашего края», «Этажи леса», «Повадки диких животных», Экскурсия в музей, Создание альбома «Кого можно встретить в лесу?», «Жизнь животных в зимнее время», «Жилища животных», «Большие и маленькие», Экскурсия в лес, Викторина «Животные наших лесов». В ходе изучения тем у учащихся формируются знания о разнообразии диких животных Вологодской области, особенностях видов, условиях обитания животных в разных ярусах, распределении животных по ярусам, особенностях поведения диких животных, подготовке животных к зиме, особенностях условий проживания животных, детенышах диких животных.
Раздел 4. Защита диких животных. Раздел предполагает изучение тем: «Угрозы миру дикой природы», «Охрана животного мира», «Лес и человек. Правила поведения в лесу», «Исчезающие виды животных», «Красная книга России», Проект «Красная книга Вологодской области», Защита проектов. В ходе изучения тем дети приобретают знания об основных источниках, несущих вред диким животным, способах защиты диких животных, правилах, которые необходимо соблюдать в лесу, Красной книге, исчезающих, редких видах животных нашей страны.
Содержание программы включает в себя понятия: «Социальное животное», «Несоциальное животное», «Животное-компаньон», «Волонтерство», «Красная книга». Программа предполагает изучение научных фактов о домашних и диких животных. При изучении тем дети усваивают правила поведения на экскурсии, в музее, в лесу, с животными на улице, правила дорожного движения.
Большинство занятий программы предполагает теоретическую часть, состоящую из бесед, рассказов, экскурсий, просмотров видеофильмов; практическую часть, которая включает в себя:
- подготовку сообщений («Мое домашнее животное», о приспособлении конкретного животного к зиме);
- выставку рисунков («Я и мой питомец», «Кто как живет?»);
- составление памяток («Что значит быть ответственным хозяином?», «Здоровье питомцев», «правила поведения в лесу»);
- решение практических ситуаций (социализация животных, взаимодействие с животными на улице);
- составление кластеров («Домашние животные в разных странах мира», «Исчезающие виды животных»);
- участие в викторине («Наши любимцы», «Животные наших лесов»);
- принятие участия в акции (при изучении темы «Помощь бездомным животным в городе»);
- написание мини-сочинения («Поход в приют»);
- создание презентации («Виды диких животных Вологодской области»);
- составление схемы («Ярусы леса и их обитатели»);
- составление сравнительной таблицы («Домашние и дикие животные»);
- создание альбома («Кого можно встретить в лесу?»);
- создание плаката («Угрозы миру дикой природы»);
- разработка информационно-творческого проекта («Красная книга Вологодской области»).
В ходе освоения содержания программы учащиеся реализуют проектную деятельность (создание проекта «Красная книга Вологодской области), исследовательскую деятельность (поиск информации при выполнении практических заданий), творческую деятельность (разработка плакатов, памяток, альбомов, схем и т.д.), изучение содержания программы (беседы, рассказы, сообщения, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с раздаточным материалом). В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие УУД:
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Регулятивные:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Коммуникативные:
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Соотношение практики и теории | Основные виды деятельности обучающихся | Особенности реализации | Формы аттестации | ||
Раздел 1. Домашние животные | ||||||||
1 – 2 нед. | «Как животные оказались в нашем жилище?» | 2 ч. | 05/0,5 | Определяется отношение к животным первобытных людей; мотивы появления домашнего животного в доме. Приобретаются новые знания о предназначении животных в доме в разные исторические периоды. Просмотр видеофильма. | Видеофильм. | |||
3 нед. | «Почему мы любим животных?» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Изучается интерес к животным, их огромное разнообразие, виды. Красота и привлекательность животных. Подготовка сообщений о своих домашних животных. | Подготовка совместно с родителями. | |||
4 нед. | «Животные – наши друзья» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Определяется, чем животные похожи на нас, чем отличаются; как животные помогают нам сохранить здоровье; почему с животными можно дружить. Выставка рисунков «Я и мой питомец». | ||||
5 нед. | «Что значит быть ответственным хозяином?» | 1 ч. | 0,7/0,3 | Ознакомление с особенностями воспитания разных видов животных; обязанностями членов семьи, когда в ней появился питомец; Практическая работа: составление памятки. | Работа с информацией. | |||
6 нед. | «Социальные и несоциальные животные» | 1 ч. | 0,3/0,7 | Изучаются понятия «Социальное животное» и «Несоциальное животное»; способы социализации животных среди людей и других особей своего и разного видов. Решение практических ситуаций, связанных с социализацией животных. | ||||
7 нед. | «Животные-компаньоны в различных странах мира» | 1 ч. | 0,7/0,3 | Рассматривается понятие «Животное-компаньон»; животные в разных странах. Практическая работа: составление кластера «Домашние животные в разных странах мира». | Работа с информацией. | |||
8 нед. | Игра-викторина «Наши любимцы» | 1 ч. | 1/0 | Участие в викторине по пройденным темам. | Игра-викторина | |||
Раздел 2. Защита домашних животных | ||||||||
9 нед. | «Здоровье наших питомцев» | 1 ч. | 0,6/0,4 | Определяются признаки, свидетельствующие о хорошем или плохом самочувствии питомца; роль ветеринарной службы в сохранении здоровья животных; составление памятки «Здоровье питомцев». | Работа с информацией. | |||
10 нед. | «Почему нельзя выбрасывать животное на улицу?» | 1 ч. | 0/1 | Формируется чувство ответственности за домашних животных; роль человека в судьбе животного. Просмотр видеофильма. | Видеофильм. | |||
11 нед. | «Помощь бездомным животным в городе» | 1 ч. | 0,3/0,7 | Устанавливаются способы помощи бездомным животным, возможности учащихся. Принятие участия в акции. | Акция. | |||
12 нед. | «Меры предосторожности по обращению с животными без владельцев» | 1 ч. | 0,3/0,7 | Формируются правила взаимодействия с бездомными животными; чем животные могут быть опасны, меры предосторожности. Решение практических ситуаций, связанных с взаимодействием с животными на улице. | ||||
13 нед. | «Что такое волонтёрство?» | 1 ч. | 0,1 | Изучается понятие «Волонтерство», суть деятельности волонтеров, предназначение, виды. | ||||
14 нед. | Организации, помогающие животным. | 1 ч. | 0,1 | Рассматриваются организации, оказывающие помощь бездомным животным. | ||||
15 нед. | Экскурсия в приют | 1 ч. | 0,5/0,5 | Знакомство с организацией города, защищающей жизнь и здоровье животных. | Занятие проходит в приюте | |||
16 нед. | Мини-сочинение «Мой поход в приют» | 1 ч. | 1/0 | Написание сочинения о прошедшей экскурсии. | Мини-сочинение | |||
Раздел 3. Дикие животные | ||||||||
17 нед. | «Дикие животные нашего края» | 1 ч. | 0,7/0,3 | Приобретаются знания о разнообразии диких животных Вологодской области, особенностях видов. Практическая работа: создание презентации «Виды диких животных Вологодской области». | Работа с ноутбуками. | |||
18 нед. | «Этажи леса» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Определяются особенности обитания животных в разных ярусах; распределение животных по ярусам в соответствии с разнообразием и уникальностью каждого вида. Практическая работа: составление схемы ярусов леса и их обитателей. | Работа с информацией. | |||
19 нед. | «Повадки диких животных» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Выявляются особенности поведения диких животных; отличие диких животных от домашних, сходства диких и домашних животных. Составление сравнительной таблицы. | Работа с информацией. | |||
20 нед. | Экскурсия в музей | 1 ч. | 0/1 | Знакомство с организацией города, знакомящей с историей и культурой; закрепление знаний о животных родного края. | Занятие проходит в Тотемском краеведческом музее | |||
21 нед. | Создание альбома «Кого можно встретить в лесу?» | 1 ч. | 1/0 | Создание альбома «Кого можно встретить в лесу?». | ||||
22 нед. | «Жизнь животных в зимнее время» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Получение знаний о подготовке животных к зиме; особенностях адаптации разных видов; условиях проживания в зимнее время. Сообщения об адаптации животных к зиме. | Подготовка дома совместно с родителями. | |||
23 нед. | «Жилища животных» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Осваиваются особенности условий проживания животных; разнообразие жилищ, их расположение; особенности строения. Выставка рисунков. | ||||
24 нед. | «Большие и маленькие» | 1 ч. | 0/1 | Изучаются детеныши диких животных; как животные заботятся о своем потомстве. Просмотр видеофильма. | Видеофильм. | |||
25 нед. | Экскурсия в лес | 1 ч. | 0,5/0,5 | Определяется изменение природы весной; наблюдение за природой, выполнение практических заданий. | Занятие проходит в лесу | |||
26 нед. | Викторина «Животные наших лесов» | 1 ч. | 1/0 | Участие в викторине по пройденным темам. | Игра-викторина | |||
Раздел 4. Защита диких животных | ||||||||
27 нед. | «Угрозы миру дикой природы» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Определяются основные источники, несущие вред диким животным; создание плаката. | Работа с информацией. | |||
28 нед. | «Охрана животного мира» | 1 ч. | 0/1 | Устанавливаются способы защиты диких животных; возможности учащихся оказать помощь в защите животных родного края. | ||||
29 нед. | «Лес и человек. Правила поведения в лесу» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Уяснение правил, которые необходимо соблюдать в лесу, чтобы не нанести вред природе и животному миру. Составление памятки. | Работа с информацией. | |||
30 нед. | «Исчезающие виды животных» | 1 ч. | 0,5/0,5 | Выявление исчезающих, редких видов животных нашей страны. Составление кластера. | Работа с информацией. | |||
31 нед. | «Красная книга России» | 1 ч. | 0/1 | Ознакомление с Красной книгой; животными, занесенными в Красную книгу. | Работа с Красной книгой. | |||
32 – 33 нед. | Проект «Красная книга Вологодской области» | 2 ч. | 1/0 | Создание проекта «Красная книга Вологодской области» | Работа с оборудованием | |||
34 нед. | Защита проектов | 1 ч. | 1/0 | Защита проекта «Красная книга Вологодской области» | Защита проектов |
Итого: 34 часа
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение
Для учителя:
- Видео «Как появились домашние животные»;
- «Дворяне» [];
- Долгушина С.В. Игра-викторина «Домашние животные», [];
- Домашние животные в разных странах [];
- Захарова Н.М. рабочая программа внеурочной деятельности «Разведчики природы» 1-4 классы, [];
- Иллюстрация «Широколиственные леса, животные»;
- Куликовская Т.А. «Наглядно-дидактический материал. Домашние животные». – Москва: Издательство Стрекоза, 2016. – 24с.;
- Митителло К. Б. «Дикие животные: Иллюстрированная энциклопедия обитателей средней полосы Росси». — М.: Эксмо, 2014. — 320 с.;
- Николаева Е.В. Рабочая программа внеурочной деятельности «Ответственное обращение с животными» 4 класс, [];
- Планета животных [];
- Поликовская Л. «Животные. Птицы и звери»/ составитель текста Л.В. Поликовская, отв. редактор С.С. Миронова. – Москва: ОГИЗ. АСТ, 2014. – 128с.;
- Презентация «Кто как к зиме приготовился»;
- Скалдина О.В. «Красная книга России». – 3-е издание. – Москва: Эксмо, 2021. – 272с.;
- Снегирева Е.Ю. «Домашние животные. 60 домашних животных, самых важных для человеска!». – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 62с.
- Тотемское музейное объединение [];
- Травина И.В. «Животные России». – М.: РОСМЭН, 2015. – 80с.;
- Удовина М.С. Программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных, [].
Для учащихся:
- «Вред, наносимый диким животным: основные причины и последствия» [];
- Дикие животные и домашние: сходство и отличия друг от друга [];
- Домашние животные в разных странах [];
- Митителло К. Б. «Дикие животные: Иллюстрированная энциклопедия обитателей средней полосы Росси». — М.: Эксмо, 2014. — 320 с.;
- Мкртчан И.А. «В чем состоит уход за домашними животными», [];
- Скалдина О.В. «Красная книга России». – 3-е издание. – Москва: Эксмо, 2021. – 272с.;
- Снегирева Е.Ю. «Домашние животные. 60 домашних животных, самых важных для человеска!». – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 62с.
Необходимые материалы и оборудование: компьютер, проектор, принтер, листы бумаги А4, ватманы, фломастеры, карандаши, клей, альбомные лисы, тетрадные листы, ручка, линейка, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, ноутбуки, карточки с заданиями, рабочие листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...