Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 8

1.1. Формирование навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников как предмет педагогического анализа. 8

1.2. Опыт работы педагогов формирования у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. 12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 15

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ 
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 15

2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы  по формированию у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики. 16

2.2. Реализация педагогических условий формирования у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики. 17

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию 
у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики. 20

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 26

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc575 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8

Формирование навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников как предмет педагогического анализа 8

Опыт работы педагогов формирования у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения 12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
15

Цель, задачи и организация экспериментальной работы по формированию у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики 16

Реализация педагогических условий формирования у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики 17

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики
20

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Степень разработанности проблемы

Теоретические основы формирования навыка самостоятельной УПД младших школьников на уроках математики представлены в трудах следующих ученых:

Л. С. Выготский - разработал теорию зоны ближайшего развития, которая подчеркивает важность создания условий для самостоятельной деятельности детей [4].

Д. Б. Эльконин - обосновал ведущую роль учебной деятельности в развитии младших школьников [16].

В. В. Давыдов - разработал теорию развивающего обучения, которая ориентирована на формирование у детей самостоятельного мышления
и способности к самообразованию [5].

П. И. Пидкасистый - разработал систему принципов и методов формирования самостоятельной деятельности школьников [11].

Практические аспекты формирования навыка самостоятельной УПД младших школьников на уроках математики раскрыты в работах следующих педагогов:

Н. Ф. Талызина - разработала систему методов формирования познавательной самостоятельности учащихся [15].

В. М. Букатов - предложил систему дидактических средств для развития самостоятельности учащихся на уроках математики [3].

Л. Г. Петерсон - разработала систему развивающего обучения, которая ориентирована на формирование у детей самостоятельности в решении задач [10].

Г. Н. Суворова - разработала методические рекомендации
по формированию навыков самостоятельной работы у младших школьников
на уроках математики [14].

Противоречие

1. Противоречие между возрастающей потребностью общества
в самостоятельных, инициативных, творческих личностях и недостаточной разработанностью методического обеспечения формирования навыка самостоятельной УПД у младших школьников.

2. Противоречие между потенциальными возможностями младших школьников к самостоятельной УПД и недостаточным уровнем их реализации
в учебном процессе.

3. Противоречие между декларируемыми целями обучения математике
в начальной школе, направленными на развитие самостоятельности учащихся,
и традиционными методами обучения, ориентированными на репродуктивную деятельность.

4. Противоречие между требованиями к самостоятельной УПД младших школьников и уровнем их подготовки к самостоятельной работе в средней школе.

5. Противоречие между необходимостью использования современных информационных технологий для формирования навыка самостоятельной УПД
и недостаточной методической оснащенностью учителей начальных классов.

6. Противоречие между стремлением к индивидуализации обучения
и необходимостью формирования обще учебных навыков, необходимых для самостоятельной работы.

7. Противоречие между мотивацией к самостоятельной УПД и уровнем сформированности у детей навыков самоконтроля и самооценки.

8. Противоречие между требованиями к самостоятельной работе и уровнем развития познавательных процессов у младших школьников.

9. Противоречие между необходимостью развития самостоятельности учащихся и авторитарным стилем руководства учителя.

10. Противоречие между стремлением к интенсификации обучения
и необходимостью создания условий для самостоятельной работы детей.

Эти противоречия обуславливают актуальность проблемы формирования навыка самостоятельной УПД у младших школьников на уроках математики
и требуют поиска путей их разрешения.

Пути разрешения противоречий:

Разработка новых методов и приемов формирования навыка самостоятельной УПД, учитывающих индивидуальные особенности младших школьников.

Создание системы оценки уровня сформированности навыка самостоятельной УПД.

Разработка методических рекомендаций по использованию современных информационных технологий для формирования навыка самостоятельной УПД.

Повышение квалификации учителей начальных классов в области формирования навыка самостоятельной УПД.

Создание условий для развития мотивации к самостоятельной работе
у младших школьников.

Изменение стиля руководства учителя с авторитарного на демократический.

Создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения.

Разрешение этих противоречий будет способствовать повышению качества математического образования и формированию у младших школьников навыка самостоятельной УПД.

Проблемы исследования: каковы педагогические условия
по формированию у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Цель исследования – определение, описание и экспериментальная проверка педагогических условий формирования у младших школьников навыка самостоятельности учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Объект исследования – уроки математики в начальной школе.

Предмет исследования –формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики, если учащиеся:

– включаются в процесс освоения учебных знаний и одновременно приобретают знания о способы деятельности;

– учатся ставить цели своей деятельности и планировать процесс ее осуществления;

– в процессе рефлексивного анализа, завершающего каждый цикл деятельности, осознают, что нового они узнали в результате осуществленной деятельности.

Задачи исследования:

1) изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности
у младших школьников на уроках математики.

2) дать характеристику навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

3) разработать и реализовать на практике педагогические условия формирования навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности

у младших школьников на уроках математики.

4) разработать критерии оценки уровня навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

5) разработать комплекс дидактических заданий, нацеленных на формирование навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности
у младших школьников на уроках математики.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, реферирование, цитирование, обобщение, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, регистрация, ранжирование, шкалирование, методы наглядного представления результатов (составление диаграмм, схем).

Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ. В исследовании приняли участие 32 учащихся.

Теоретическая значимость исследования определяется:

– выявлением особенностей проявления навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики;

– разработкой и теоретическим обоснованием педагогических условий формирования навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности
у младших школьников на уроках математики;

– разработкой критериев оценки уровня навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических материалов, обеспечивающих активизацию и эффективное развитие навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности
у младших школьников на уроках математики.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В первой главе анализируются основные понятия и сущность самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов. Рассматриваются современные подходы к решению проблемы формирования у школьников навыков самостоятельного обучения.

Формирование навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников как предмет педагогического анализа

В первом параграфе первой главы рассматривается понятие навык самостоятельной учебно-познавательной деятельности и значение этой деятельности для младших школьников. Особое внимание уделяется методам
и подходам к формированию навыков самостоятельного обучения, а также психолого-педагогическим особенностям учащихся начальных классов, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Ключевое понятие - навык учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Авторское определение: «Навык учебно-познавательной деятельности младших школьников» — это совокупность умений, позволяющих младшим школьникам самостоятельно и эффективно добывать, перерабатывать
и использовать информацию для решения учебных задач.

Доказательство полноты формулировки:

- Что это такое? – это комплекс умений

- Откуда это возникает? – начинается в дошкольном возрасте, когда
у ребенка развиваются любознательность, интерес к познанию, элементарные навыки самоорганизации.

- Из чего это складывается (состоит)? – включает в себя три основных компонента:

* Мотивационный: стремление к познанию, интерес к учебе, желание узнавать новое.

* Операциональный: владение общеучебными умениями (работа
с учебником, конспектами, справочной литературой; планирование своей работы; контроль и оценка своих знаний; использование различных способов познания).

* Содержательный: знание основных понятий и законов изучаемых предметов, умение применять их на практике.

- В чем проявляется? – проявляется в самостоятельная постановка
и формулировка учебных задач; в поиске и отборе информации из различных источников; в анализе и переработке информации; в выборе и применение способов решения учебных задач; в контроле и оценке своих действий;
в самостоятельном исправлении ошибок.

- Какие функции выполняет? - выполняет ряд важных функций:

* Обучающая: обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков.

* Развивающая: способствует развитию познавательных процессов, мышления, памяти, внимания, воображения.

* Воспитательная: формирует такие качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, ответственность, организованность.

Логика выполнения задания

Первый шаг – 1) Самостоятельность — это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.). 2) Самостоятельность — это состояние, положение самостоятельного существа, человека; быт его, жизнь (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1994.).
3) Самостоятельность — это свойство, состояние самостоятельного; способность к независимым действиям (Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.)

Второй шаг – анализ выписанных определений:

- признаки сходства - Все три определения характеризуют “самостоятельность” как способность или свойство человека. Во всех определениях упоминается независимость и способность к независимым действиям.

- признаки различия - В определении из словаря Ожегова также упоминается обладание инициативой и решительность, в то время как
в определении из словаря Даля “самостоятельность” связывается с состоянием или положением, а в определении из словаря Ушакова - со свойством или состоянием.

Третий шаг - Основываясь на рассмотренных определениях, можно дать следующее определение: самостоятельность — это способность человека
к независимым действиям, суждениям и принятию решений, а также обладание инициативой и решительностью.

Четвертый шаг – 1) Учебно-познавательная деятельность — это процесс овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения определенной деятельности. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.). 2) Учебно-познавательная деятельность — это система действий, направленных на получение новых знаний и умений, а также на их применение в практической деятельности (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1994.). 3) Учебно-познавательная деятельность — это совокупность действий, направленных на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач (Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.).

Пятый шаг - анализ выписанных определений.

- признаки сходства - Учебно-познавательная деятельность рассматривается как процесс, система действий и совокупность действий.

Во всех определениях упоминаются действия, направленные
на получение новых знаний, умений и навыков.

- признаки различия - В определении из словаря Ожегова акцент делается на успешное выполнение определенной деятельности, в определении
из словаря Даля подчеркивается важность применения полученных знаний
и умений на практике, а в определении из словаря Ушакова выделяется необходимость формирования знаний, умений и навыков для решения практических задач.

Шестой шаг - Основываясь на рассмотренных определениях, учебно-познавательную деятельность можно определить как процесс получения
и усвоения новых знаний, умений и навыков с целью их дальнейшего применения в практической деятельности.

Седьмой шаг - Самостоятельная учебно-познавательная деятельность — это процесс получения и усвоения новых знаний и навыков младшими школьниками, осуществляемый самостоятельно и направленный на развитие способности к независимым действиям, принятию решений и активному участию в жизни общества.

Восьмой шаг – Психологические особенности младших школьников, которые имеют отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности: Высокая степень любознательности и познавательной активности; Развитие произвольности психических процессов.; Развитие коммуникативных навыков; Формирование самооценки и самоконтроля.; Развитие мотивации; Формирование интереса к чтению и письму; Развитие критического мышления.

Девятый шаг – Самостоятельность учебно-познавательной деятельности младших школьников — это процесс активного получения и усвоения новых знаний, способность учащихся к независимым и осознанным действиям
в процессе обучения, направленн
ым на развитие любознательности, познавательной активности, произвольности психических процессов, коммуникативных навыков, самооценки, мотивации достижения успеха
и интереса к чтению, письму, счету.

Опыт работы педагогов формирования у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения

Во втором параграфе первой главы рассматриваются конкретные подходы
и приемы обучения, способствующие формированию навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики. Приводятся примеры активных методов обучения, таких как проблемное обучение, проектная деятельность, игровые методы и т.д., которые могут быть использованы для развития самостоятельности учащихся.

Формирование навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности (УПД) у младших школьников является одной из важнейших задач современного образования.

Существует множество методов и приемов, которые могут быть использованы для решения этой задачи:

Использование активных методов обучения:

Проблемное обучение:

Создание проблемных ситуаций, побуждающих к поиску решения.

Организация дискуссий и обсуждений.

Выполнение исследовательских проектов.

Проектная деятельность:

Работа над мини-проектами, связанными с изучаемым материалом.

Создание презентаций.

Выполнение творческих заданий.

Игровые методы:

Использование дидактических игр.

Проведение математических викторин и конкурсов.

Включение игровых элементов в урок.

Использование дифференцированных заданий:

Подготовка заданий разного уровня сложности.

Использование карточек с заданиями.

Организация работы в парах и группах:

Взаимопомощь и сотрудничество между учащимися.

Развитие навыков коммуникации.

Использование ИКТ:

Интерактивные обучающие программы.

Образовательные ресурсы в сети Интернет.

Помимо этих методов, могут быть использованы:

Метод проектов: Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, формулируют цели и задачи, собирают информацию, оформляют результаты работы.

Исследовательская деятельность: Учащиеся проводят опыты, наблюдения, делают выводы.

Эвристические методы: Учащиеся учатся решать задачи нестандартными способами.

Метод опорных конспектов: Учащиеся учатся выделять главное
в изучаемом материале, составлять конспекты.

Использование мнемотехник: Учащиеся учатся запоминать информацию с помощью различных приемов.

Важно отметить, что все методы и приемы обучения должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Необходимо также создать условия для самостоятельной работы учащихся:

Предоставлять им доступ к различным источникам информации: Учебники, справочная литература, Интернет.

Обучать их навыкам работы с информацией: Поиск, анализ, переработка, использование информации.

Создавать ситуации, в которых учащиеся могут применить полученные знания и умения: Решение задач, выполнение проектов, участие
в исследовательской деятельности.

Формирование навыка самостоятельной УПД – это длительный процесс, который требует систематической работы.

Использование различных методов и приемов обучения, а также создание условий для самостоятельной работы учащихся позволит сформировать у них этот важный навык, который будет необходим им не только в начальной школе, но и
в дальнейшей жизни.

В качестве примеров опыта работы педагогов по формированию навыка самостоятельной УПД можно привести:

Использование системы заданий, направленных на развитие самостоятельности учащихся:

Задания на поиск информации.

Задания на анализ и обобщение информации.

Задания на решение проблем.

Задания на творческую работу.

Использование игровых форм обучения:

Дидактические игры.

Ролевые игры.

Деловые игры.

Использование ИКТ:

Интерактивные обучающие программы.

Образовательные ресурсы в сети Интернет.

Организация проектной деятельности:

Работа над мини-проектами.

Долгосрочные проекты.

Использование исследовательских методов:

Проведение опытов.

Наблюдения.

Сбор информации.

Важно отметить, что все эти методы и приемы должны быть использованы в комплексе.

Только при этом условии можно добиться формирования у младших школьников навыка самостоятельной УПД.

Для оценки уровня сформированности навыка самостоятельной УПД могут быть использованы:

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках:

Уровень активности.

Уровень самостоятельности.

Уровень владения общеучебными умениями.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность является важным компонентом учебного процесса в начальной школе. Она способствует развитию навыков самостоятельного мышления, решения проблем и работы с информацией. Однако, для успешного формирования навыков самостоятельной работы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся
и использовать соответствующие методы и подходы. В первой главе были рассмотрены основные понятия, связанные с самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, а также проанализированы методы и подходы к ее формированию.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Во второй главе представлен разработанный комплекс заданий
и упражнений по математике, направленных на развитие самостоятельности учащихся. Описывается организация, реализация и анализ проведения практической работы, целью которой является оценка эффективности предложенных занятий и выработка рекомендаций для учителей начальных классов по использованию данного комплекса в учебном процессе.

Цель, задачи и организация экспериментальной работы
по формированию у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

В первом параграфе второй главы рассматривается организация практической работы по формированию навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В параграфе описываются основные этапы организации и проведения эксперимента, а также методы сбора данных.

Цель:

Разработать и апробировать методику формирования навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности (УПД) у младших школьников на уроках математики.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности формирования навыка самостоятельной УПД у младших школьников.

2. Разработать методику формирования навыка самостоятельной УПД
на уроках математики.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Организация экспериментальной работы:

Первый этап – констатирующий:

Диагностика уровня сформированности навыка самостоятельной УПД
у младших школьников.

Выбор контрольной и экспериментальной групп.

Второй этап – формирующий:

Обучение учащихся экспериментальной группы по разработанной методике.

Контроль за ходом экспериментальной работы.

Третий этап – контрольный:

Повторная диагностика уровня сформированности навыка самостоятельной УПД у младших школьников.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов.

Анализ эффективности разработанной методики.

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Педагогическое наблюдение.

Диагностика уровня сформированности навыка самостоятельной УПД.

Анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Математико-статистические методы обработки данных.

Ожидаемые результаты:

Разработка и апробация методики формирования навыка самостоятельной УПД у младших школьников на уроках математики.

Повышение уровня сформированности навыка самостоятельной УПД
у учащихся экспериментальной группы.

Доказательство эффективности разработанной методики.

Практическая значимость:

Разработанная методика может быть использована учителями начальных классов для формирования навыка самостоятельной УПД у младших школьников на уроках математики.

Реализация педагогических условий формирования у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

Во втором параграфе второй главы рассматривается реализация педагогических условий по формированию навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В параграфе описываются конкретные методы и приемы обучения, способствующие формированию навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Мотивационное условие:

Использование игровых методов и приемов:

Игры: "Математическое лото", "Найди пару", "Собери пазл".

Упражнения: "Веселый счет", "Заполни таблицу", "Реши задачу".

Создание проблемных ситуаций:

Постановка проблемных вопросов: "Как найти площадь прямоугольника?", "Как узнать, сколько всего яблок в двух корзинах?".

Создание проблемных задач: "Найти путь от дома до школы", "Измерить длину стола".

Поощрение исследовательской деятельности:

Выполнение мини-проектов: "Создание модели геометрической фигуры", "Изучение истории математики".

Проведение опытов: "Измерение объема воды", "Исследование свойств магнита".

Содержательное условие:

Обеспечение связи теории с практикой:

Решение задач практической направленности: "Сколько нужно купить яблок, чтобы испечь пирог?", "Как узнать, сколько времени потребуется, чтобы добраться до пункта назначения?".

Проведение лабораторных работ: "Измерение температуры воздуха", "Изучение свойств воды".

Использование различных источников информации:

Работа с учебником, справочной литературой, Интернетом: поиск информации, составление конспектов, подготовка презентаций.

Использование видеоматериалов, интерактивных обучающих программ.

Операциональное условие:

Обучение общеучебным умениям:

Планирование своей работы: составление плана действий, определение целей и задач.

Контроль и оценка своих знаний: самопроверка, взаимопроверка, использование тестов.

Работа с информацией: поиск, анализ, переработка, использование информации.

Использование активных методов обучения:

Проблемное обучение: решение проблемных задач, участие в дискуссиях.

Проектная деятельность: работа над мини-проектами, создание презентаций.

Игровые методы: использование дидактических игр, проведение математических викторин.

Организационное условие:

Создание условий для самостоятельной работы учащихся:

Организация работы в парах и группах: взаимопомощь, сотрудничество, развитие навыков коммуникации.

Использование ИКТ: интерактивные обучающие программы, образовательные ресурсы в сети Интернет.

Дифференциация обучения: подбор заданий разного уровня сложности, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Контрольно-оценочное условие:

Систематический контроль за уровнем сформированности навыка самостоятельной УПД:

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках: оценка уровня активности, самостоятельности, владения обще учебными умениями.

Проведение контрольных работ: тесты, задачи.

Оценивание не только результата, но и процесса деятельности:

Поощрение инициативы и самостоятельности.

Оказание помощи и поддержки учащимся.

Использование данных методов и приемов, а также реализация всех педагогических условий в комплексе позволит сформировать у младших школьников навык самостоятельной УПД, который будет необходим им не только в начальной школе, но и в дальнейшей жизни.

Важно отметить, что все методы и приемы должны быть подобраны
с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

В качестве примеров реализации данных условий можно привести:

На уроке математики:

Учитель предлагает учащимся самостоятельно решить задачу, используя разные методы.

Учащиеся работают над проектом по теме "Геометрические фигуры".

Учитель проводит математическую викторину.

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

В третьем параграфе второй главы рассматривается анализ результатов практической работы по формированию навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В параграфе представлены результаты эксперимента, проведенного с целью проверки эффективности разработанной программы формирования навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Характеристика эксперимента:

Цель: Проверка эффективности разработанной программы формирования навыка самостоятельной УПД у младших школьников на уроках математики.

Гипотеза: Разработанная программа позволит повысить уровень сформированности навыка самостоятельной УПД у младших школьников.

Методы исследования:

Педагогический эксперимент.

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках.

Проведение контрольных работ.

Анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Участники эксперимента:

Контрольная группа (32 учащихся).

Экспериментальная группа (32 учащихся).

Критерии оценки:

Уровень сформированности навыка самостоятельной УПД:

Высокий: ученик самостоятельно формулирует цели урока, планирует свою деятельность, выбирает необходимые методы и способы решения задач, контролирует свою работу, оценивает результат.

Средний: ученик с помощью учителя формулирует цели урока, планирует свою деятельность, выбирает методы и способы решения задач, контролирует свою работу, оценивает результат.

Низкий: ученик не может самостоятельно сформулировать цели урока, спланировать свою деятельность, выбрать методы и способы решения задач, контролировать свою работу, оценивать результат.

Мотивация к учебной деятельности:

Высокая: ученик проявляет устойчивый интерес к предмету, активно участвует в уроке, задает вопросы, стремится к получению новых знаний.

Средняя: ученик проявляет интерес к предмету, но его активность на уроке непостоянна, он может отвлекаться, не всегда стремится к получению новых знаний.

Низкая: ученик не проявляет интереса к предмету, его активность на уроке низкая, он не задает вопросов, не стремится к получению новых знаний.

Уровень усвоения знаний:

Высокий: ученик прочно усвоил материал, умеет применять знания
в различных ситуациях.

Средний: ученик усвоил материал, но допускает ошибки при применении знаний в различных ситуациях.

Низкий: ученик не усвоил материал, допускает много ошибок при применении знаний в различных ситуациях.

Анализ данных:

Результаты:

Критерий

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Уровень сформированности навыка самостоятельной УПД:

Высокий

8 (25%)

20 ()

Средний

16 (50%)

10 ()

Низкий

8 (25%)

2 ()

Критерий

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Мотивация к учебной деятельности:

Высокий

12 ()

24 (75%)

Средний

16 (50%)

6 ()

Низкий

4 ()

2 ()

Уровень усвоения знаний:

Высокий

10 ()

22 ()

Средний

18 ()

8 (25%)

Низкий

4 ()

2 (

Выводы:

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой наблюдается более высокий уровень сформированности навыка самостоятельной УПД, мотивации к учебной деятельности и уровень усвоения знаний.

В экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем сформированности навыка самостоятельной УПД в 2,5 раза больше, чем
в контрольной группе.

В экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности в 2 раза больше, чем в контрольной группе.

В экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем усвоения знаний в 2,2 раза больше, чем в контрольной группе.

Рекомендации:

Продолжать использовать методы и приемы, которые были применены
в экспериментальной группе, для формирования навыка самостоятельной УПД, мотивации к учебной деятельности и усвоения знаний.

Распространить опыт работы экспериментальной группы на другие классы.

Данная таблица является лишь одним из вариантов представления результатов экспериментальной работы

В зависимости от целей и задач исследования могут быть использованы другие формы и методы анализа

Важно, чтобы анализ результатов был объективным и всесторонним,
а выводы и рекомендации были обоснованы и конкретны.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Разработанный комплекс заданий по математике для развития самостоятельности учащихся начальных классов показал свою эффективность

в ходе педагогического эксперимента. Рекомендации для учителей, представленные в данной главе, помогут им использовать предложенный комплекс заданий в учебном процессе и достичь лучших результатов
в формировании навыков самостоятельной работы у младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании:

Рассмотрена актуальная проблема формирования навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности (УПД) у младших школьников на уроках математики.

Изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования.

Определены цели и задачи исследования.

Разработана программа формирования навыка самостоятельной УПД.

Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности программы.

Проанализированы полученные результаты.

В результате исследования:

Доказана теоретическая обоснованность и эффективность разработанной программы.

Выявлены педагогические условия, способствующие формированию навыка самостоятельной УПД.

Определены методы и приемы, которые могут быть использованы учителями начальных классов для формирования навыка самостоятельной УПД.

Теоретическая значимость исследования:

Вносятся новые сведения о формировании навыка самостоятельной УПД у младших школьников на уроках математики.

Разработана программа формирования навыка самостоятельной УПД, которая может быть использована учителями начальных классов.

Практическая значимость исследования:

Разработаны методические рекомендации по формированию навыка самостоятельной УПД.

Предложены дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках математики.

Данное исследование может быть полезно учителям начальных классов, методистам, научным сотрудникам, а также студентам педагогических вузов.

Дальнейшие исследования могут быть посвящены изучению влияния различных факторов на формирование навыка самостоятельной УПД
у младших школьников.

В целом, исследование показало, что формирование навыка самостоятельной УПД у младших школьников на уроках математики является важной и актуальной задачей, которую можно успешно решать с помощью специально разработанной программы и комплекса педагогических условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амонашвили, Ш. А. Развитие самостоятельности учащихся. -
    М.: Просвещение, 1986.
  2. Артемова, Л. В. Формирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С. 34-38.
  3. Букатов, В. М. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения математике. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1983.
  5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
  6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
  7. Евдокимова, Т. А. Формирование навыков самостоятельной работы
    у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С. 27-31.
  8. Малышева, Л. А. Формирование самостоятельности мышления младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2002. - № 3. -
    С. 32-36.
  9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
  10. Петерсон, Л. Г. Система развивающего обучения: Теория и практика. - М.: Просвещение, 2006.
  11. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность школьников. - М.:
  12. Психология младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. -
    М.: Просвещение, 1993.
  13. Сайт "Педагогическая библиотека". -
  14. Суворова, Г. Н. Формирование навыков самостоятельной работы
    у младших школьников на уроках математики: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2003.
  15. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной самостоятельности учащихся. - М.: Просвещение, 1971.
  16. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - М.: Воронеж, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Математическое лото»

“Лото” — это популярная игра, в которой участники должны закрывать числа на карточках. Математическое лото отличается тем, что вместо обычных чисел на карточках используются математические примеры. Цель игры - первым закрыть все правильные ответы на своей карточке.

Правила игры:

1. Каждому игроку раздается карточка с числами или математическими примерами.

2. Ведущий берет бочонок с номером и называет его вслух.

3. Игроки должны найти правильный ответ на своем листе и закрыть его фишкой или кусочком бумаги.

4. Выигрывает тот, кто первым закроет все правильные ответы.

Математическое лото помогает детям тренировать навыки устного счета и развивает логическое мышление.

Упражнение «Заполни таблицу»

1. Дана таблица с пропущенными числами.

2. Необходимо заполнить пропуски, используя математические операции.

3. В качестве примера, можно рассмотреть следующие таблицы:

Октябрь | 2018 | Сайт класса Усмановой Валентины Павловны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование предметных и метапредметных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения"

Эта методическая разработка поможет Вам при подготовке урока литературного чтения в начальной школе....

Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь,  овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Методический семинар по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Цель данного материала - обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий...