Воспитание совести на урочных и внеурочных занятиях при работе с текстами художественных произведений
статья (2 класс)

Капитанюк Елена Алексеевна

Покажет пример и важность работы в воспитании чувства совести, сострадания на примере литературных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание совести на урочных и внеурочных занятиях по работе с текстами.

Капитанюк Е.А.- учитель начальных классов, ГБОУ школа №607 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Я спросила у своих учеников, почему они откажутся от участия в чём-либо, что строго запрещено, что против правил -например, взять и сломать чужую вещь, пойти гулять в опасное место, нарушив строгий запрет родителей, попробовать сигарету.

Ответы были разные:

-Меня мама убьёт.

-Мне это неприятно.

-Я не буду, вдруг кто-то увидит.

-Это плохо.

-Не хочу огорчать родителей.

Все отказались, но причины были разные. Одни боятся наказания, боятся навлечь на себя гнев родителей, другой думает о том, что он сам почувствует, если нарушит правило, третий  думает о том,  как его поступок отразится на родителях. Дети делали свой выбор. Кто направлял их в этом выборе? Конечно, ни учителя, ни родителей рядом не было, но всё же они в определённом смысле участвовали в выборе, помогали принятию правильного решения. Воспитание становится частью той внутренней системы, которая руководит ребёнком в его поступках- частью его совести.

Ребёнку необходимо привить умение различать добро и зло, систему ценностей, которой ребёнок должен руководствоваться, собственную внутреннюю способность к самоуправлению, должную внутреннюю реакцию на нарушение правил, желание поступать правильно.

Если во взрослую жизнь ребёнок вступает, вооружённый этими способностями, значит и родители, и педагоги справились со своей задачей.

С самых первых лет жизни родители устанавливают для своих детей границы, которые дают понять, что можно, а что нельзя и что будет, если не соблюдать запрет.

Ребёнок приходит в школу- здесь своя система правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не навлечь на себя гнев, осуждение, утрату любви. Тогда ребёнок полностью сосредотачивается на своём внешнем поведении, чтобы вернуть себе любовь, доброе расположение учителя, избавиться от этого ужасного ощущения. И здесь задача учителя встать на сторону ребёнка, говорить с ним с любовью, с поддержкой, прощая его, восстанавливая отношения, возвращая силы, мотивирую хорошее поведение с позиций любви, так как этим во многом определяется, будет ли ребёнок прислушиваться к голосу собственной совести, такой совести, которая была бы для него другом, направляла бы его с любовью.  

 Совесть учит ребёнка сосредотачиваться не столько на своей вине, сколько на чувствах других людей. Мы говорим : НЕ ОБЗЫВАЙ ОДНОКЛАССНИКА.  ЭТО ПЛОХО. Ребёнок должен услышать от нас: НЕ ОБЗЫВАЙ ВАНЮ. ТЫ ОБИЖАЕШЬ ЕГО. РАЗВЕ ТЕБЕ ПОНРАВИЛОСЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ ТЕБЯ НАЗВАЛИ ДУРАКОМ ИЛИ ДРУГИМ ДУРНЫМ ПРОЗВИЩЕМ? И так каждый раз показываем ребёнку, каким образом его поведение сказывается на других людях- одноклассниках, родителях, учителе.  Объяснение помогает сосредоточиться на отношениях с людьми. Совесть нужна не для того, чтобы пробуждать в человеке чувство вины. Она должна активизировать в нём постоянное отделение добра от зла. Мы должны научить ребёнка наблюдать за своим поведением, оценивать его, изменять  по мере надобности, а не бичевать себя за каждый поступок, мысль или чувство.

Иисус заповедал нам любить ближнего как самого себя. Это не призыв к себялюбию. Это призыв к состраданию, к способности поставить себя на место другого человека, почувствовать  его боль как свою.

Принять это золотое правило нравственности «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» помогает детская литература. Урочная и внеурочная работа с текстами литературных произведений содействует духовно-нравственному становлению человека. Через такие произведения как «Старый дед и внучек» Толстого, «Ещё мама» Платонова, «Тайное становится явным», «Друг детства» Драгунского, «Мама» Яковлева ребёнок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение: А я ? Что бы я сделал на его месте? Как повёл бы себя? Очень важно на таких занятиях построить разговор так, чтобы он встрепенул ребят, вызвал живой интерес, заставил думать, спорить.

Ещё в 1-м классе мы с ребятами читали небольшие рассказы из книги В.А.Сухомлинского «Книга о совести»- короткие рассказы о красоте природы и человеческих поступков. Во втором классе мы продолжаем читать рассказы Сухомлинского. Рассказ «Как Андрейка перевёз Нину» Читаю: « Андрейка быстро перешёл через ручей и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину и ему стало стыдно». Я поставила перед учениками задачу: понять Андрейку, почему ему стало стыдно- ведь его никто не ругал, не стыдил, ни к чему не принуждал. После ответов читаем рассказ до конца и делаем вывод, что совесть делает человека лучше, светлее, честнее перед самим собой.

Ещё один рассказ Василия Сухомлинского «Мамин арбуз» знакомит нас Костиком, которому дед Матвей принёс первые арбузы- один ему, другой , побольше, маме. Костик съел свой арбуз и хотел отрезать от маминого половинку, но тут вспомнил, как невесело ухмыльнулся дед Матвей, когда Костик с жадностью ел свой арбуз и стало Костику стыдно.. Отчего ему стало стыдно? Давайте подумаем и попробуем понять Костика. Ещё один рассказ Сухомлинского «Как Федя почувствовал в себе человека» заставил ребят задуматься- пусть не всех- а живёт ли внутри меня человек, который всё видит и все мои мысли знает, и я краснею от стыда.

Прежде чем прочитать рассказ В.Сухомлинского «Красивое и уродливое» я, как и учительница из рассказа, попросила ребят подумать и написать, что им кажется красивым, а что уродливым. И после этого прочитала им рассказ.  

Правильно организованная работа с литературными произведениями ориентирует ребят на доброту, любовь, истину, сострадание, сочувствие, помогает понять себя и разобраться в собственных мотивах и чувствах, формирует у детей любовь к своему Отечеству, языку, духовным ценностям и уважительное отношение к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за I - е полугодие 4 класс

Предмет : чтение. В материале дается 2 текста по вариантам для проверки умений работать с текстом за 1- е полугодие 4 класса....

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за II - е полугодие 4 класс

Предмет: чтение. В материале дается для обучающихся 4 класса два текста по вариантам и проверяется умение ребят работать с текстом за 2-е полугодие....

Работа с текстом художественного произведения.

Работа с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. Астрид Линдгрен. Повесть "На острове Сальткрока".

Данные задания составлены  для ведения читательского дневника. Вопросы и задания к каждой главе помогут сформировать у учащихся познавательную деятельность:- наблюдать за героями  и сравнива...

Работа с текстом художественного произведения

Работа с текстом художественного произведения в 3 классе...