Воспитательное мероприятие «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа»
план-конспект занятия (4 класс)

Козуб Анна Сергеевна

Направление воспитательной работы: «Духовно-нравственное воспитание»

Целевые ориентиры: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.

Тема воспитательного мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа»

Цель воспитательного мероприятия (для учителя): формирование знаний обучающихся о традициях и обычаях русского народа.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Марковская ООШ» учитель Козуб Анна Сергеевна

Конспект воспитательного мероприятия с использованием интерактивного оборудования.

ФИО: Козуб Анна Сергеевна.

Класс: 4

Направление воспитательной работы: «Духовно-нравственное воспитание»

Целевые ориентиры: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.

Тема воспитательного мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа»

Цель воспитательного мероприятия (для учителя): формирование знаний обучающихся о традициях и обычаях русского народа.

Оборудование: интерактивная доска, планшет, документ-камера, пазл.

Характеристика этапов воспитательного мероприятия

Этап проведения мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Средства воспитания

(включая указание слайдов презентации),

Интерактивное оборудование

Форма организации деятельности (Ф-фронтальная, И - индивидуальная,

П-парная, Г-групповая)

Вступительный

Здравствуйте, ребята! Меня зовут _________________, сегодняшнее мероприятие поведу у вас я.

Перед началом нашего мероприятия я проветрил кабинет для комфортной работы.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке, где нам предстоит открыть её сундук и узнать, что он в себе хранит.

Чтобы узнать тему нашего мероприятия вам необходимо разгадать ребусы. (слайд 1)

У.: Что зашифровано в ребусе? Давайте разберемся.

У.: Верно. Тема нашего мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа». (слайд 2)

Приветствие учителя

Дети разгадывают ребусы

О.: Традиции и обычаи русского народа.

Метод: словесный.

Прием: беседа

Метод: наглядный

Прием: рассматривание предметов

Презентация, карточки.

Ф

Основной

У.: Ребята, а что такое традиции?

(слайд 3)

А какие традиции вы знаете? Давайте посмотрим, что значат традиции.

У.: А что такое обычаи? Какие обычаи вы знаете?

(слайд 3)

У.: Хорошо! Ребята, как вы думаете, почему люди соблюдают традиции и обычаи? Нужны ли нам традиции и обычаи?

У.: Правильно. Сейчас поговорим о традициях русского народа. После того, как мы откроем традицию мы будем отправлять их в сундук.

У.: О какой традиции будет идти речь, мы узнаем после того, как вы соберете пазл. Пазл вы будете собирать в парах. Вспомним правила работы в парах. У каждого из вас на столе лежит конверт, в котором находится пазл. (слайд 4)

У.: Чтобы собрать пазл, у вас будет 1 минута. Первый, кто выполнит, выйдет и покажет на документ-камере как выглядит собранный пазл. Приступайте к выполнению.

У.: Заканчиваем выполнять задание. Марина, выйди пожалуйста и покажи на документ-камере, что у тебя получилось. Прежде чем покажешь, вспомним правила работы с документ-камерой. (слайд 5)

Ребята, все ли правильно собрали? Сложно ли вам было собирать и как вы можете оценить работу друг друга? Ребята, как называется традиция, изображенная на пазле? (слайд 6)

У.: Ребята, а что вы знаете о масленице?

У.: Верно. Изначально Масленица — это языческий праздник, означавший конец зимы и начало весны. По одной из версий, он был посвящен покровителю скота Велесу, по другой — богу солнца Ярило. После крещения Руси праздник наполнился новым смыслом. Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом. Праздник получил название «Сырная Седмица». Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду. (слайд 7)

У.: Ну что, отправим бабушке в сундук эту традицию?

Давайте немного передохнем и сделаем физминтутку.

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

(Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.), повторить 2-3 раза.

У.: Мы отправляемся дальше. После масленицы начинается Великий пост. Ребята, каким праздником заканчивается Великий пост?

Правильно, Пасхой.

Пасха — христианский праздник с богатой историей и своими неповторимыми традициями. Он отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Именно поэтому дата празднования Пасхи каждый год все время разная, например, в 2024 году ее будут отмечать 5 мая.

Как празднуют Пасху: история, традиции, угощения - Новости

(слайд 8)

У.: Сейчас нам Михаил прочитает стих Сергея Есенина о Пасхе.

У.: Ребята, какие эмоции вызывает у вас этот стих?

У.: Отлично, ребята. Положим ли мы эту традицию в сундук?

У.: Следующая традиция русского народа это пословицы.

У.: У вас на партах лежат планшеты. До того, как мы приступим к следующему заданию, мы вспомним правила работы с планшетами.

(слайд 9)

Задание посвящено пословицам. Работаем в парах. Вы должны продолжить пословицу. (слайд 10)

У.: На выполнение задания у вас будет 1 минута. Приступайте.

У.: Даша, прочитай правильные ответы. У всех так получилось?

У.: Вы отлично справились, молодцы! Поместим мы эту традицию в сундук?

У.: Сейчас я вам расскажу еще об одной традиции русского народа. Это Ивана Купала.

(слайд 11)

Иван Купала — это древний языческий, а затем народный славянский праздник. Он одновременно веселый и немного мистический. В Древней Руси сопровождался купаниями в реке, массовыми играми и многочисленными обрядами. Был приурочен ко дню летнего солнцестояния. Традиционно его начинают отмечать накануне вечером. На празднике все прыгали через костер, особенно молодежь, так как что огонь обладает силой очищения. Разжигали костер по старинке — трением. Он должен был гореть всю ночь.

У: Ребята. Положим ли мы эту традицию в сундук?

О.: Сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Варианты ответов: крещение, свадьба, похороны

О.: Это правила поведения людей в повседневной жизни.

Варианты ответов: встречать гостей с хлебом-солью.

О.: Для того, чтобы помнить историю и то, как жили наши предки. Конечно нам нужны традиции и обычаи.

О.: 1. Работать дружно.

2. Уметь слушать соседа по парте.

3. Уважать мнение соседа по парте.

4. Если не согласен с мнением – докажи свою точку зрения.

Правила работы с документ-камерой

  1. Работать с сухими руками
  2. Не трогать линзу
  3. Не передвигать документ-камеру
  4. Не запинаться об провода

Взаимопроверка

О.: Масленица.

О.: Масленица длится неделю. Главным атрибутом праздника является кукла, которую потом сжигают.

О: Да.

Делают физминутку.

О.: Пасхой.

О.: Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою,

Бледная луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

О.: Этот стих вызывает ощущение весны, радость, приход веселья и радости.

О.: Да!

О.: 1. Экран планшета должен располагаться в 30–40 см от глаз.

2. Работать чистыми и сухими руками.

3. Работать только за партой.

Самопроверка

О.: Да.

О: Да.

О: Да.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

Метод: практический.

Прием: собрание картины

Презентация, карточки, интерактивное задание

Ф

Г

П

Заключительный

Молодцы, ребята! Теперь мы с вами вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

Давайте повторим, о каких традициях мы говорили?

Ребята, мы с вами говорили о традициях русского народа. Скажите пожалуйста, а какие традиции есть в ваших семьях, как вы их соблюдаете?

Как вы думаете, важно ли беречь и передавать из поколения в поколение традиции вашей семьи, традиции нашего народа?

Подводя итог к нашему разговору, давайте почитаем, что об этом сказал великий русский писатель Л.Н. Толстой. (слайд 12)

Ребята, давайте же и мы каждый из нас будет чтить и беречь традиции и обычаи нашего народа.

Спасибо за мероприятие! До свидания! Я закончил!

О: О русских традициях.

О: Масленица, Пасха, пословицы, Ивана Купала.

О: значимые даты.

О: Да.

Метод: словесный

Прием: беседа

Презентация

Ф

И


Воспитательное мероприятие.

Направление воспитательной работы: «Духовно-нравственное воспитание»

Тема воспитательного мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа»

Целевые ориентиры: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Герман Андреевич, сегодняшнее мероприятие поведу у вас я.

Перед началом нашего мероприятия я проветрил кабинет для комфортной работы.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке, где нам предстоит открыть её сундук и узнать, что он в себе хранит.

Чтобы узнать тему нашего мероприятия вам необходимо разгадать ребусы. (слайд 1)

У.: Что зашифровано в ребусе? Давайте разберемся.

У.: Верно. Тема нашего мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа». (слайд 2)

У.: Ребята, а что такое традиции?

(слайд 3)

А какие традиции вы знаете? Давайте посмотрим, что значат традиции.

У.: А что такое обычаи? Какие обычаи вы знаете?

(слайд 3)

У.: Хорошо! Ребята, как вы думаете, почему люди соблюдают традиции и обычаи? Нужны ли нам традиции и обычаи?

У.: Правильно. Сейчас поговорим о традициях русского народа. После того, как мы откроем традицию мы будем отправлять их в сундук.

У.: О какой традиции будет идти речь, мы узнаем после того, как вы соберете пазл. Пазл вы будете собирать в парах. Вспомним правила работы в парах. У каждого из вас на столе лежит конверт, в котором находится пазл. (слайд 4)

У.: Чтобы собрать пазл, у вас будет 1 минута. Первый, кто выполнит, выйдет и покажет на документ-камере как выглядит собранный пазл. Приступайте к выполнению.

У.: Заканчиваем выполнять задание. Марина, выйди пожалуйста и покажи на документ-камере, что у тебя получилось. Прежде чем покажешь, вспомним правила работы с документ-камерой. (слайд 5)

Ребята, все ли правильно собрали? Сложно ли вам было собирать и как вы можете оценить работу друг друга? Ребята, как называется традиция, изображенная на пазле? (слайд 6)

У.: Ребята, а что вы знаете о масленице?

У.: Верно. Изначально Масленица — это языческий праздник, означавший конец зимы и начало весны. По одной из версий, он был посвящен покровителю скота Велесу, по другой — богу солнца Ярило. После крещения Руси праздник наполнился новым смыслом. Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом. Праздник получил название «Сырная Седмица». Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду. (слайд 7)

У.: Ну что, отправим бабушке в сундук эту традицию?

Давайте немного передохнем и сделаем физминтутку.

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

(Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.), повторить 2-3 раза.

У.: Мы отправляемся дальше. После масленицы начинается Великий пост. Ребята, каким праздником заканчивается Великий пост?

Правильно, Пасхой.

Пасха — христианский праздник с богатой историей и своими неповторимыми традициями. Он отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Именно поэтому дата празднования Пасхи каждый год все время разная, например, в 2024 году ее будут отмечать 5 мая.

Как празднуют Пасху: история, традиции, угощения - Новости

(слайд 8)

У.: Сейчас нам Михаил прочитает стих Сергея Есенина о Пасхе.

У.: Ребята, какие эмоции вызывает у вас этот стих?

У.: Отлично, ребята. Положим ли мы эту традицию в сундук?

У.: Следующая традиция русского народа это пословицы.

У.: У вас на партах лежат планшеты. До того, как мы приступим к следующему заданию, мы вспомним правила работы с планшетами.

(слайд 9)

Задание посвящено пословицам. Работаем в парах. Вы должны продолжить пословицу. (слайд 10)

У.: На выполнение задания у вас будет 1 минута. Приступайте.

У.: Даша, прочитай правильные ответы. У всех так получилось?

У.: Вы отлично справились, молодцы! Поместим мы эту традицию в сундук?

У.: Сейчас я вам расскажу еще об одной традиции русского народа. Это Ивана Купала.

(слайд 11)

Иван Купала — это древний языческий, а затем народный славянский праздник. Он одновременно веселый и немного мистический. В Древней Руси сопровождался купаниями в реке, массовыми играми и многочисленными обрядами. Был приурочен ко дню летнего солнцестояния. Традиционно его начинают отмечать накануне вечером. На празднике все прыгали через костер, особенно молодежь, так как что огонь обладает силой очищения. Разжигали костер по старинке — трением. Он должен был гореть всю ночь.

У: Ребята. Положим ли мы эту традицию в сундук?

Молодцы, ребята! Теперь мы с вами вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

Давайте повторим, о каких традициях мы говорили?

Ребята, мы с вами говорили о традициях русского народа. Скажите пожалуйста, а какие традиции есть в ваших семьях, как вы их соблюдаете?

Как вы думаете, важно ли беречь и передавать из поколения в поколение традиции вашей семьи, традиции нашего народа?

Подводя итог к нашему разговору, давайте почитаем, что об этом сказал великий русский писатель Л.Н. Толстой. (слайд 12)

Ребята, давайте же и мы каждый из нас будет чтить и беречь традиции и обычаи нашего народа.

Спасибо за мероприятие! До свидания! Я закончил!

Ребусы

Пазл + инструкция

Физминутка

Стих

Планшеты + инструкция


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

материал для родителей | Материал (4 класс): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) Традиции русского народа

Слайд 2

«Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа.» Тема

Слайд 3

Что такое традиции? Традиции – это сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Что такое обычаи? Обычаи – это правила поведения людей в повседневной жизни.

Слайд 4

1. Работать дружно. 2. Уметь слушать соседа по парте. 3. Уважать мнение соседа по парте. 4. Если не согласен с мнением – докажи свою точку зрения. П равила работы в паре.

Слайд 5

Работать с сухими руками Не трогать линзу Не передвигать документ-камеру Не запинаться об провода Правила работы с документ-камерой Работать с сухими руками Не трогать линзу Не передвигать документ-камеру Не запинаться об провода Правила работы с документ-камерой.

Слайд 6

материал для родителей | Материал (4 класс): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Слайд 7

malchishki-i-devchonki.ru/ wp -content/uploads/2023/01/d2d45ca0056eddc87cd711a77938491b.jpeg

Слайд 8

1696444986_gas-kvas-com-p-kartinki-na-paskhu-45.jpg (1496×1080)

Слайд 9

1. Экран планшета должен располагаться в 30–40 см от глаз. 2. Работать чистыми и сухими руками. 3. Работать только за партой. Правила работы с планшетами

Слайд 10

Пословицы https:// learningapps.org/watch?v=p4areubdj24

Слайд 11

https:// vfokuse.mail.ru/article/ivan-kupala - 59688000 /?ysclid=lucu6hpte7493467177

Слайд 12

e4a9f616188fb4798b1b66dc7a65b078-800x.jpg (800×600) (shareslide.ru )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и обычаи русского народа в современном обществе

Древние традиции сохранились до сегодняшних дней и о них должны знать современные дети, чтобы быть ближе к истории своего народа....

Традиции и обычаи русского народа

Цель: расширять представление детей о традиции и обычаях народной культуры;воспитывать учащихся в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского народа»

Занятие направлено на повышение заинтересованности учащихся к изучению традиций и обычаев русского народа, на расширение  исторических знаний и кругозора, развитие творческой активности,восп...

Классный час для младших школьников "Традиции и обычаи русского народа"

Классный час "традиции и обычаи русского народа" подготовлен для обучающихся начальной школы с целью воспитания гармонично-развитой личности, привить чувство любви и гордости за свой на...

Конспект развивающего занятия для детей с ОВЗ «Основы традиций и обычаев русского народа»

Занятие рассчитано на учащихся 2–3 классов с ОВЗ с целью приобщения к истокам национальной культуры и народному творчеству, формирования чувства патриотизма.    Цель: ...

Традиции и обычаи русского народа

Доклад на тему "Традиции и обычаи русского народа"...