САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Самостоятельная работа является одним из наиболее эффективных средств формирования у детей активности и самоорганизации,
развития их умственных способностей получения глубоких знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telysheva_o_telysheva_s_2022g.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Телышева О.Н., Телышева С.А.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Концепция нового Федерального государственного образова-
тельного стандарта общего образования ставит своей целью создание
условий для формирования у обучающихся базовых навы-
ков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. В свою очередь, ФГОС второго поколения резю-
мирует, что «в начальной школе основным результатом является
формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе; воспитание умения
учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач».
Под самоорганизацией (саморегуляцией) принято понимать со-
знательную работу обучаемого над собой в целях совершенствования
познавательных, практических, эмоциональных, нравственных и во-
левых способностей и черт характера, а не только средство достиже-
ния частных целей обучения.
Но, стоит учитывать, что способность к самоорганизации не
рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает образовательное учреждение.
В методической литературе, посвященной вопросам самоорганизации обучающихся, выделяются следующие умения самоорганизации учебной деятельности:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания.
Стоит отметить, что современное учебное занятие, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же
принципах.
Обращаясь к ФГОС второго поколения, мы видим, что «в
начальной школе основным результатом является формирование об-
щеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Учебные затруднения младших школьников привлекают при-
стальное внимание педагогов и психологов, а многочисленные иссле-
дования неоднократно демонстрировали актуальность формирова-
ния у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.
Говоря о процессе формирования у обучающихся самоорганизации, необходимо учитывать две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Одним из методов решения этих задач, на наш взгляд, является самостоятельная работа обучающихся.
Самостоятельная работа является одним из наиболее эффективных средств формирования у детей активности и самоорганизации,
развития их умственных способностей получения глубоких знаний.
Особенность мотивации самостоятельной работы – это активная
мыслительная деятельность. Особое место в процессе формирования
самостоятельности занимает начальная школа.
Самостоятельные работы могут проводиться как в письмен-
ной, так и в устной форме. Например, если обучающийся плохо читает, не воспринимает предъявляемую ему задачу, необходимо научить
его вдумываться в смысл задания, тренировать в пересказе того, что
нужно сделать, распределять задания на составные части.
Если уровень подготовки обучающихся значительно различается, необходимо обеспечить дифференцированную работу по предмету.
Педагог определяет задачу каждой самостоятельной работы,
обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует
обучающихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы. Также необходимо своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализировать и оценивать результаты каждой работы.
Виды воспроизводящих самостоятельных работ на этапе обучению самоорганизации могут быть различными:
- самостоятельное чтение учебника или других источников, поиск ответов на вопросы учителя;
- наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров,таблиц, схем;
- наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;
- упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;
- составление программы действий по применению правила;
- изложение материала в соответствии с различными вариантами
заданий (развернутое, сжатое, выборочное);
- рецензирование устного или письменного ответа товарища.
Также необходимо внедрять в процесс обучения приемы активизации учебно-воспитательной деятельности. Они помогают развивать
активные самостоятельные действия обучающихся в учебном процессе. Это ситуации, в которых ребенок проявляет следующие умения:
-выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной
литературы;
- отстаивает свое мнение, приводя аргументы, доказательства,
применяя приобретенные знания;
- задает вопросы, выясняя обозначенное понятие;
- помогает другим обучающимся преодолеть возникшие затруднения;
- ведет поиск решения поставленной задачи;
- выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку, анализ познавательных и практических действий.
Основным результатом такой деятельности является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность приемственности образования, развития умения учиться – способности са-
моорганизации с целью решения учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в ...

«Дифференцированный подход к организации домашней самостоятельной работы обучающихся как средство индивидуализации обучения»

Цель работы: выявить влияние  домашней самостоятельной работы на качество образовательного процесса школьника....

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Доклад "Формирование умений самоорганизации учебной деятельности"

В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; во...