Детский фольклор как средство воспитания ценностного отношения к Родине
статья

Мартыновская Светлана Михайловна

Основным источником ценностей для подрастающего поколения уже давно становится интернет-пространство, где свобода слова оборачивается произволом и вседозволенностью, идет подмена нравственных ценностей, а в качестве идеала утверждается богатое, сытое, лишенное нравственных сомнений и угрызений совести существование, идёт переворачивание и предание забвению исторических фактов и подвигов наших предков.

При таком обстоятельстве дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, оказываются самой незащищенной категорией российского населения. Дезориентация детей в системе жизненных целей и ценностей позже, в юношеском возрасте, приводит к росту социальной агрессии, преступности, нестойкой и незрелой гражданской позиции, обесцениванию России, как значимого государства на мировой политической арене.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мартыновская Светлана Михайловна

ГБОУ СОШ № 121 им. С.Е. Маркова

Учитель начальных классов

Тема:

 «Детский фольклор как средство воспитания

ценностного отношения к Родине»

        

        Основным источником ценностей для подрастающего поколения уже давно становится интернет-пространство, где свобода слова оборачивается произволом и вседозволенностью, идет подмена нравственных ценностей, а в качестве идеала утверждается богатое, сытое, лишенное нравственных сомнений и угрызений совести существование, идёт переворачивание и предание забвению исторических фактов и подвигов наших предков.

        При таком обстоятельстве дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, оказываются самой незащищенной категорией российского населения. Дезориентация детей в системе жизненных целей и ценностей позже, в юношеском возрасте, приводит к росту социальной агрессии, преступности, нестойкой и незрелой гражданской позиции, обесцениванию России, как значимого государства на мировой политической арене.

        Поэтому появляется все более отчетливое понимание того, что единственный путь выхода из сложившейся ситуации - обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны.

Судьба нашей страны и мира в целом сегодня решается в дошкольном образовательном учреждении и в школе. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей. У воспитателей и учителей есть много методов и способов донести до растущего поколения любовь и уважение к нашей Родине. На примере такого направления, как детский фольклор можно показать целесообразность воздействия средствами устного народного творчества на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста. Это и есть главная цель данной работы, где её задачами является:

- изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

- рассмотреть теоретический аспект процесса патриотического воспитания;

- выделить основные средства фольклора, способствующие патриотическому воспитанию.

        Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенка меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным.

Учебная работа у ученика становится осмысленной и эффективной. Появляется познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, интерес к процессу деятельности: как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы. Как говорил Д.Б. Эльконин: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [5, 56].

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий [2, 121].

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку [2, 134].

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха [2, 137].

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Таким образом, младший школьный возраст сензитивен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет педагог. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [2, 138].

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждое занятие в творческом объединении должно быть наполнено радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В одной из российских школ (на основе дополнительной образовательной программе которой, проводится анализ данной работы) был составлен опросник, включающий более 10 вопросов, для детей второго и третьего классов (Приложение1). В результате опроса детей было выявлено следующее: только 14% детей достигают среднего уровня требований программ по патриотическому воспитанию, остальные же 86% - имеют только низкий уровень.

Также была проведена диагностика знаний детей о родной культуре. Результаты диагностики показали: высокий уровень знаний детей составляет 5%, средний – 27%, низкий – 68%. Только 2 человека (3%) из 66 опрошенных ответили на все заданные вопросы. Некоторые дети – не смогли ответить на большинство вопросов.

Результаты диагностики показывают очень ограниченный запас знаний в следующих вопросах: знание русских пословиц и поговорок, знание народных праздников – Рождества и Пасхи.

Детям был предложен выбор героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых картинок-раскрасок. В результате мы увидели, что дети в основном отдают предпочтение современным иностранным героям.

Для наиболее полной оценки начального уровня эксперимента нами было проведено исследование педагогической компетентности родителей в формировании патриотизма у детей.

С целью выявления знаний родителей по патриотическому воспитанию, а также их заинтересованности в данной работе, была составлена анкета.

Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, однако не проявили особого желания знакомить детей с русским героическим эпосом, приобщать к народной культуре.

На основе полученных данных специалистами этой школы был сделан вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую они постараются вовлечь родителей, так как, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательном учреждении. Была поставлена задача рассказать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по формированию патриотизма у детей младшего школьного возраста. Постараемся показать родителям значимость, ценность нашей работы.

Основными формами работы по формированию патриотизма являются: консультирование родителей; собрания; выставки детского творчества; беседы, занятия с детьми; викторины, конкурсы, игры; фольклорные праздники, досуги, развлечения.

Учитывая вышеперечисленные условия, была разработана система работы со всеми участниками воспитательного процесса, а также перспективный план работы с детьми младшего школьного возраста по формированию патриотизма с использованием всех видов фольклора.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

Задачи, поставленные нами для раскрытия данной темы, реализуются в различных видах деятельности, в том числе игровой, где создаются условия для использования впечатлений, полученных на занятиях.

С детьми начальной школы можно проводить, например, патриотические внеурочные занятия с использованием фольклора на следующие темы:

- «Дело мастера боится».

- «Осенины».

- «Основные ремёсла Руси: гончарное, кузнечное».

- «Мир человека: между своим и чужим»

- «История возникновения сказочных героев».

- «Прикладные ремёсла древних славян».

- «Новый год. Новогодние традиции».

- «Страшные вечера: Рождество Христово и Зимние Святки».

- «Хлеб – всему голова».

- «Край родной, навек любимый».

- «Родина наша – колыбель героев».

- «Мы сохраним тебя, русская речь».

Планирование мероприятий по темам включает в себя: проведение бесед, игр-бесед, которые планировались дифференцированно; дидактические игры; кроме того, дидактические игры рекомендовались родителям для занятий с детьми дома; игры-путешествия, экскурсии проводились во время занятий по соответствующей тематике по разделам программы и за счёт времени, отведённого на прогулку; досуговые мероприятия (спортивные, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно-ролевые и творческие игры, праздники) организовывались в тесном взаимодействии со специалистами начальной школы (музыкальным руководителем, учителем по физкультуре).

На классных часах можно проводить беседы и игры на темы:

- беседы «Русские богатыри», «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка», «Русские матрёшки»;

- игры-путешествия «Масленица», «Вот так конь!»;

- игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»;

- игра-развлечение «Осенины»;

- мультимедиапрезентация «Преданья старины глубокой»;

- занятия «Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов», «В гостях у бабушки Пыхтеихи»;

- физкультурные праздники «Богатыри земли русской», «Богатыри спешат на помощь»;

- фольклорный праздник «А у нас сегодня капустник»;

- литературная композиция «Храбрые славны вовеки…»;

- праздники «Осенняя ярмарка», «Новогодняя сказка».

Желательно один раз в месяц проводить тематические дни «Путешествие в прошлое России». Деятельность педагогического коллектива и детей в этот день полностью посвящается истории и культуре России, традициям быта и праздника на Руси, учителя максимально используют в своей речи русские пословицы и поговорки, читают детям русские народные сказки, поют русские народные песни при проведении досуговых мероприятий.

Особо яркие впечатления получают дети от серии занятий по древней истории Руси.

Такая планомерная работа способствует тому, что дети переполняются гордостью за то, что они являются Россиянами. Им хочется, как можно больше узнать о своей стране, попутешествовать по самым известным местам. Пользуясь такой заинтересованностью детей, можно показать, что родная страна славна своей историей, традициями. В связи с этим нельзя забывать о проведении консультаций, индивидуальных бесед с родителями младших школьников с тем, чтобы родители могли самостоятельно рассказать о России, показать детям памятные места. Надо тактично напоминать родителям, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Ведь дети – наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все, что сделано старшим поколением: свободу, независимость, мир, отечество.

В процессе работы по формированию патриотизма у детей младшего школьного возраста, используя фольклор как часть русской народной культуры во всех видах деятельности, по результатам той школы, где проводились данные занятия, можно увидеть, что первоначальные результаты диагностики изменились. После проведения опроса и диагностики высокий уровень знаний о родной культуре, патриотического воспитания составил уже 21%, средний – 76%, а низкий – 3%. Причём низкий уровень показали дети, которые по различным причинам не посещали или редко посещали творческое объединение.

Результаты, полученные в ходе проведенной опытно–экспериментальной работы свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста уровень знаний о родной культуре, истории, русском наследии повысился по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, что свидетельствуют о положительном использовании в практике целого комплекса мероприятий по работе с детьми, их родителями и педагогами учебного учреждения.

Интересны результаты выбора детьми героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых картинок-раскрасок после проведённой экспериментальной работы. Эти дети теперь стали выбирать былинных героев, русских красавиц, традиционные народные игрушки.

Отношение, интерес и активность детей в проводимых мероприятиях на начало и окончание эксперимента показали, что значительно возрос интерес к русской народной культуре, дети стали активнее принимать участие в народных праздниках.

Кроме того, повторное анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в работе по патриотическому воспитанию показало, что родители стали чаще разговаривать с детьми на темы патриотизма. Работа, проведённая с педагогическим коллективом, также принесла свои результаты. Педагоги чаще стали применять на уроках элементы народного фольклора.

Таким образом, проводимая работа по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста, всегда приводит к положительным результатам.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении младших школьников с народной культурой с целью формирования патриотизма. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник –  это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению, В.А. Сухомлинского «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство» [4, 49].

Творческое, эмоционально-насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками, имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека – все это определяет процесс развития межличностных отношений в ходе патриотического воспитания современного школьника.

Содружество родителей и учителей выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и учителей как единого педагогического сообщества.

        Необходимость использования разнообразных форм фольклора - важное средство воспитания патриотических чувств не только у детей младшего школьного возраста, но и у детей других возрастов.

        Фольклор – это жемчужина народной мудрости, он воспринимается ребенком легко и естественно. В нём и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Они воспитывают уважение к народу и его устно-поэтическому творчеству, окрашивают разные виды творческой деятельности детей.

        Работа по теме формирования патриотизма должна продолжаться постоянно. И народный фольклор одно из удобных, понятных и эмоционально окрашенных средств передачи детям любви и уважения к своей Родине.

        В своей работе очень важно подключать родителей к мероприятиям, концертам, сборам интересной информации о жизни людей, их быте, традициях.

        Главное в патриотическом воспитании, на что нужно обратить внимание педагогам и родителям:

- это личный пример педагогов и родителей, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

- не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей со взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

- уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чём наше предназначение - предписание, без которого патриотическое воспитание не даст нужных плодов.

- через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.

        Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей.

Список литературы:

1. Астафьев В.П. Последний поклон., Т.2, 432 с. - Красноярск: «Офсет», 1994.

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. / Под ред. Дубровиной И.В. Психокоррекционая и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений, 160 с. – М.: ИЦ «Академия», 1998.

3.  Русский фольклор. Хрестоматия для высших учебных заведений. Составитель: Зуева Т.В., Кирдан Б.П., 478 с. – М.: «Наука», 2003.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, 288 с. – Киев: «Радянська школа», 1974.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология, 560 с. – М.: «Педагогика», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.

Выступление на II районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях....

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС); путешествие по острову "Родная сторонка"; ценности и планируемые результаты....

Статья на тему : "Воспитание ценностного отношения к Родине "

Воспитание ценностного отношения к Родине сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке оно рассматривается как патриотическое воспита...

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья на тему «Воспитание ценностного отношения к Родине»

Воспитание ценностного отношения к Родине сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики....

Статья на тему «Воспитание ценностного отношения к Родине»

Воспитание ценностного отношения к Родине сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики....