Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.
материал на тему

Выступление на II районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценностные основы воспитания и социализации младших школьников с введением ФГОС. Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры. 1 слайд

 О.М.Лазаренко,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3»

 Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Именно на основании чувств и воли, подкрепленным ясным видением и пониманием действительности, возникает у человека возможность активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.  2 слайд «Несомненно, что воспитание ребенка может происходить помимо всякой преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это внимание,- пишет Н.И.Пирогов в своей статье «Образование и воспитание».

Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами… от образования некоторого взгляда на вещи - правильного или неправильного,- от образования нравственного кодекса вы его не убережете». Таким образом, мы не можем устраниться, от чего этим мы предали бы саму жизнь. 3 слайд «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием,- говорит Платон в книге «О законах»,- если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля». Воспитание, формирование и просвещение синоним слова «воспитание». Во всех случаях речь идет об участии в духовно-нравственном становлении личности.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в  (4 слайд) «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Поскольку сейчас очень актуален вопрос о внедрении новых технологий в обучение, хотелось бы коснуться применения этих технологий в преподавании основ православной культуры. Как же предмет «Основы православной культуры» воспитывает ценностное отношение к прекрасному.

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать и т.д.

Духовно-нравственное воспитание школьников – это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям, группе, Родине. И здесь педагогу нужно не столько декламировать нормы поведения в социуме, сколько подавать малышам пример. Сердцем понимать эти нравственные нормы и следовать им в своей повседневной жизни.  Слово не должно расходиться с делом. Дети это подмечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение.

Мы стремимся воспитывать в детях  национальное самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать малышей к фольклору, знакомить их с народными игрушками, промыслами, праздниками, творениями отечественных писателей, художников,  архитекторов, композиторов, родным селом, его людьми, достопримечательностями, значимыми событиями в истории страны.

Русская литература, с которой знакомимся в курсе «Основы Православной Культуры», является могучим средством познания жизни и воспитания человека. Мы теряем духовное богатство страны, и поэтому очень важно духовное воспитание подрастающего поколения, ведь если не будет верующей интеллигенции, то не будет больше в России ни Пушкиных, ни Достоевских.

Необходимо помнить, что  русская литература создавалась изначально ориентированной на православного читателя. И создавали ее люди крещенные, верующие, православные, так как вера в Бога была частью жизни каждого человека, с детства впитавшего в себя православную культуру и традиции. Необходимо помнить, что именно христианство дало начало славянской письменности, а значит и литературе.

Религиозность нашей литературы проявляется не в простой связи с церковной жизнью, равно как и не в исклю чительном внимании к сюжетам Священного Писания - отнюдь не в том. Русские пи сатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом Евангельской исти ны, мыслили в категориях Православия, и это проявлялось не только в прямых публицистических «выступлениях», но и в самом художествен ном творчестве.

Работая над былинами, очень важно подробно рассмотреть образ Ильи Муромца. Показать, что его цель и смысл жизни – защита Родины, борьба с врагами, захватчиками. В былине указываются точные на звания города и села, откуда выезжает Илья Муромец. Та кой город действительно есть. Школьникам интересно узнать, что такой человек, как Илья Муромец, дейст вительно жил более восьми веков назад. Его святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Илья Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимо го народом героя и победителя врагов. Сам он славы ни когда не искал: ни на бранном поле, ни тем более - в мона стыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несо мненно, они были - доказательство тому нетленные мощи Илии.

По всему видно, что Илья получил хорошее христиан ское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Необходимо обратить внимание на то, что Соловей-Разбойник олицетворяет собой языческую силу; богатырь, по своему христианскому назначению, призван очистить от нее Русскую землю. Во многих пес нях говорится, что копье Ильи с крестом.

Многие школьники не знакомы с жанром жития, поэтому, изучая в школьной программе, например, «Житие Сергия Радонежского», немаловажно привить интерес  ко всем произведениям этого жанра.

Изучая житие Сергия Радонежского, необходимо воспитывать нравственные качества характера уча щихся на примере образа Сергия Радонежского и его пути духовного совершенствования человека.

Работая над личностными характеристиками, желательно остановиться на понимании таких черт характера как добросовестность, упорство, терпеливость, боголюбивость.

Необходимо обратить внимание на эпизод жизни преподобного Сергия, который  можно счи тать началом его духовного пути. При обсуждении эпизода можно использовать репродукцию картины М.В. Нестерова "Ви дение отроку Варфоломею".

Необходимо пояснить, почему именно к Сергию обращается Дмитрий Донской за благословением. Перед битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение Сергия Радонежского. По просьбе великого князя, Сер гий послал с ним "помощь небесную", двух иноков-бога тырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поедин ком Пересвета с монгольским богатырём Челубеем и на чалась битва на Куликовом поле. Смысл дошедшего до нас предания - подчеркнуть религиозное значение Куликов ской битвы как сражения с неверными в защиту Право славия. Победа не освободила Русь от монгольского ига полностью, но Куликовская битва показала силу Руси и вселила веру и надежду.

На мой взгляд, просто необходимо использовать нравственное наследие, которое воспитывает отношение к прекрасному,  которым так богато православие. Достаточно вспомнить Библию – целостное произведение, раскрывающее особый взгляд на мир и человечество. Поистине великая книга мудрости, по которой учились жизни наши предки.

Библейские образы и сюжеты тесно переплетаются с искусством и самой жизнью. Достаточно вспомнить, как много пословиц и поговорок мы позаимствовали из этой вечной книги, сами того не зная. Например: 5 слайд

Дорого яичко к христову дню.

Кто рано встает тому Бог дает.

Не люби спать, чтобы тебе не обеднять.

(Притчи Соломона, 20)

Надежный друг дороже денег.

Верному другу нет цены.

(Книга премудростей Исуса сына Сирахова  6,15)

Большой мир и малый, Вселенная и человек! Все взаимосвязано напоминает о смысле его существования, о величии мира, о значимости в нем его собственной судьбы. Стоит только вдуматься в слово Библии: «… Тело от земли, кости от камней, кровь от моря, очи от солнца, мысли от облаков, дыхание от ветра, тело от огня…». Все наполнено глубоким смыслом, говорит о нашем назначении. И словно эхом отзываются слова Леонардо Да Винчи о человеке, как о микрокосме, - Вселенной в миниатюре.  6 слайд  «И если у земли есть горы – ее кости, то у человека – скелет, на котором держится его тело. У Земли есть океан, который поднимается и опускается вместе с дыханием Вселенной, то у человека есть легкие, которыми он дышит и которые человека есть вены, ветви которых охватывают все его тело, - так и океан наполняет тело Земли через бесконечное количество водяных вен».

Размышляя о нравственно-духовном воспитании наших детей, сама жизнь подвела нас к необходимости обращения к истокам христианской морали. Другими словами, сама жизнь востребовала предмет «Основы Православной Культуры ».

           Когда-то христианство стало духовным стержнем славянской души и символом единения славянских земель. Сливаясь с народной культурой, оно создало ту почву, на которой взошли первые ростки не только русской, но и украинской, белорусской и многих других культур. Поистине библейское наследие богато и многогранно, стоит только прикоснуться к нему, как живо начинаешь понимать его глубокий смысл. Изучая библейское наследие, дети могут выступить в роли философов, литературоведов, искусствоведов. Нераз обращаясь на уроках к такой форме изучение библейских сюжетов, мы наблюдаем, с каким интересом одни из учащихся объясняют смысл библейского сюжета, например «Крещения», другие  готовят литературную подборку о нем. Дети, увлекающиеся музыкой, находят те произведения, которые на их взгляд созвучны сюжету. Ну, а искусствоведы наглядно подтверждают, какое отражение нашло это христианское явление в живописи и скульптуре.

Такой метод работы позволяет в конце занятия подвести детей не только к осознанию глубокого смысла того или иного сюжета Библии, но и понять, как тесно переплетается библейское учение с культурой многих христианских народов

             На уроках дети учатся взаимопониманию, и примером тому является «Троица» Андрея Рублева как прообраз мирового устройства. Спокойные лики ангелов, чуть склонив головы, ведут молчаливую беседу, понимая друг друга без слов. Сейчас говорят их сердца, через столетия указывая людям на модель мирового устройства.  И когда соприкасаются с творчеством других древнерусских иконописцев, обращавшихся к «Троице»  они часто высказывают мнение о том, что, несмотря на различные подходы к этой теме, всех их объединяет одно: тот самый истинный библейский «свет»  до сих пор просветляющий наши души. Возможно, это и есть прообраз мирового устройства. И что может быть важнее, чем умение соединять голос сердца с голосом разума.

             И когда мы научимся говорить сердцами, станет неважной наша принадлежность к той или иной расовой или этнической группе. И пусть каждый выбирает свой путь, главное, чтобы он был освещен светом взаимопонимания, веротерпимости, милосердия.

            Безусловно, православное учение обращено к сердцу каждого человека.

 Русский народ жил всегда с великою правдою в душе, накапливая веками нравственно-духовные традиции. И было бы несправедливо отвергнуть золотое наследие наших предков.

          Только побудив детей образами величавыми, научив понимать красоту. Возрождение России немыслимо без возвращения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре и языку. Горькие уроки этой истории обязывают нас, «ныне живущих», к «делам веры». И плохо, если мы не сделаем из них должных выводов, не положим в основание нашей жизни добытый великими страданиями и обильной кровью опыт предшествующих поколений. Ведь сказано в писании:  7 слайд «Время разбрасывать камни и время собирать камни; время разрушать и время строить».

   Поистине свет такой далекой и одновременно близкой Вифлиемской звезды, до сих пор просветляет наши души. И сказанные князем Владимиром слова волнуют наши сердца и сейчас: 8 слайд «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать тебя!».

Родители не являются глубоко верующими людьми, но они с симпатией относятся к православной культуре, выросли в ней и понимают, что укоренение в ней – единственная возможность спасти ребенка от агрессивного влияния чужеродной нам массовой культуры.

 Как только появляется ребенок из другой культурной среды, а то и из другой цивилизации – цивилизации кочевников, с другими нравственными ценностями и менталитетом, возникают проблемы. И не потому, что мы хорошие, а они плохие, а потому, что мы разные. И не надо делать вид, будто этого не существует. Сейчас национальное самосознание громко заявляет о себе в любом народе и не учитывать этого нельзя. А поскольку мы живем в России, мы будем укоренять своих детей в отечественной культуре. Державу, в конце концов, спасать и возрождать надо, а сделать это смогут лишь те, кто любит ее, знает и чтит свои национальные традиции, гордится ими.

        Закладывая духовно-нравственные основы личности, не обязательно водить детей к храму, нужно дать жизненные ориентиры, формировать совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные нами зерна дадут о себе знать.

Основной целью преподавания курса  «Основы Православной культуры» является воспитание духовности через изучение русской культурной традиции православия. Дети читают поучительные рассказы, рисуют, лепят, делают поделки, прослушивают аудиозаписи, ставят кукольные спектакли. В течение года провели праздник Рождества Христова, Масленица, Светлая Пасха.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Таким образом, ценностные основы воспитания к прекрасному  младших школьников видны через курс «Основы православной культуры»

Мы предлагаем:

1.В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации: 9 слайд

–      проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

–      прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

–      конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

–      оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

–      аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

–      репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

10 слайд

  1. Наладить сотрудничество учреждений дополнительного образования и культуры, родительской общественности, православного прихода городского поселения Белый Яр, так как деятельность невозможно осуществлять без сетевого образовательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.

Презентация к выступению "Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических ценностей.

Календарно-тематическое планирование по  острову "Талантов" и морю "Красоты". Ценности, планируемые результаты....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».

Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного ра...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...