Внеклассное мероприятие «ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ!»
план-конспект занятия (4 класс)

Кошкарова Людмила Ивановна

 

Цель. Создание комфортных психологических условий для формирования интереса и бережного отношения к родному языку.

Задачи:

способствовать популяризации праздника – «Международного дня родного языка»;

активизировать познавательную активность через игровые формы работы;

содействовать осознанию важности родного языка в развитии личности, её национальной самоидентификации;

развивать речь детей, память, мышление, внимание;

формировать бережное отношение к другим языкам мира;

воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_mero_yazyk_rodnoy_druzhi_so_mnoy.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ!»

 

Цель. Создание комфортных психологических условий для формирования интереса и бережного отношения к родному языку.

Задачи:

способствовать популяризации праздника – «Международного дня родного языка»;

активизировать познавательную активность через игровые формы работы;

содействовать осознанию важности родного языка в развитии личности, её национальной самоидентификации;

развивать речь детей, память, мышление, внимание;

формировать бережное отношение к другим языкам мира;

воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык.

Ход урока (мероприятие для обучающихся 4 класса)

Слайд №1 «День родного языка»

Педагог: Дорогие ребята, сегодня 21 февраля – Международный день родного языка, его отмечают в школах всего мира? Хочу представить вам литературного героя – Знайку.  Это умный и скромный коротышка, живёт в Цветочном городе, очень любит родной язык. Знайка приготовил для вас интересные игры и задания.

Слайд №2 «Землю населяют разные живые существа»

Педагог: Только человек владеет языком, бесценным, великолепным, чудесным, божественным даром!

Слайд №3 «Легенда о Боге»

 Педагог: Существует такая легенда. Создал Господь зверей ловкими и сильными, птицам подарил крылья, а человеку не дал ни большой силы, ни крепких крыльев. Загрустил человек и пришёл к Богу, стал жаловаться.  Всевышний выслушал жалобы и сказал, что даст человеку ценнейшее сокровище, которое не дано зверям и птицам – ЯЗЫК. Пообещал Бог, что язык всё заменит человеку, нигде не даст погибнуть. Однако и человек должен беречь язык как зеницу ока. А если потеряет его, то потеряет и душу, и силу.

Это всего лишь легенда, но она отображает суть тех явлений, которые происходят в человеческой жизни. Недаром же говорят, что без языка нет народа. Именно благодаря языку мы имеем возможность соединить прошлое с современностью.

Виктория: «Родной язык всего дороже, его прекрасней в мире нет,
Мы говорить и думать  можем, он дарит слуху дивный свет!»

Педагог:  Говорят и празднуют «День родного языка»  в каждой стране на своём языке.  В Германии – на немецком языке, во Франции – на французском языке, в Англии  празднуют на английском языке. А мы – на своём, на родном, на любимом языке. На каком языке? (русском)

Валерия: «Есть в мире много языков! А ты их выучить готов?
Чтоб в жизни обо всём узнать, освоить нужно их на пять».

Слайд №4 «Мировые языки»

Педагог: В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. В подавляющем большинстве языков самые важные для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать «мама», маленькие французы –«mаmан», немецкие ребята – «мutti», английские – «mаmmа», испанские ребята – «Mamá / mami». Ребята, попробуйте произнести русское слова «мама» на разных языках.

Слайд №5 «Любопытное явление» (оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников, дети изображают животных в движении, имитируют голоса)

Знайка хочет познакомить вас с любопытным явлением: оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами.  Сравните крик петуха, лай собаки:

Язык

Крик петуха

Лай собаки

Русский

кукареку

гав-гав

Немецкий

кикирики

вау-вау

Французский

кокорико

ау-ау

Японский

кокэкокко

ван-ван

 

Слайд №6  «Ответь на вопросы» (индивидуальные карточки, самостоятельная деятельность)

Педагог: Знайка приготовил для вас вопросы. На свете всё из чего-нибудь состоит: облака из … (капелек), лес из … (деревьев), речь из … (предложений), предложения из … (слов).

Слайд №7 Познавательная игра: «Корень»

Педагог: У дерева есть корень, у слова тоже есть корень? Без корня и дерево, и слово жить не смогут, они погибнут. Знайка подобрал для вас такие слова, которые имеют одинаковую, значимую часть. Слова в языке растут кустами: как дерево, из одного корня. Например: лук, луковица, луковый, луковка.

Екатерина: «Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи дарят корню власть»

Слайд №8 «Определите корень слова в словах» (карточки)

Слайд № 9 «Выскажи своё мнение»

Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.

Старый друг лучше новых двух.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь (произвольные рассуждения детей о смысловом значении пословиц).

Слайды №10, №11, №12  Познавательная игра:  «Слова-невидимки»

Педагог:  Вы знаете много слов, а знакомы ли вы со словами- невидимками? Знайка предлагает познакомиться с ними. Слова-невидимки всегда прячутся в другие слова.  Будьте внимательны, попробуйте их найти. Хлев – ЛЕВ, коса – ОСА, столб (конституционный) – СТОЛ.

Слайды №13, №14  Познавательная игра:  «Родственные слова»

Педагог: Как вы думаете, слова ведьма и медведь родственные? Что обозначают эти слова?  Они произошли от одного и того же слова ведать, то есть знать. Ведьма –  знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь –  зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Назовите корни в этих словах.

Слова Ряба и рябина (дети рассматривают картинки «Курочка Ряба», «Рябина»). Эти два слова произошли от славянского слова РЯБ, что означает «рябой», «пёстрый». Когда мы смотрим на курицу, у нас рябит в глазах. Сочетание ярко-зелёных мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод вызывает ощущение, что рябит в глазах. Назовите корень в этих словах (произвольные ответы детей).

Слайд №15  Игра: «Фонетическая каша (скороговорки)»

 «У бабы бобы, у деда дубы. У деда дубы, у бабы бобы».

«Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат».

«У матрёшки пропали серёжки. Серёжки Серёжка нашёл на дорожке».

Слайд №16 Игра: «Словарное золото: пословицы» Подберите вторую половинку пословицы.

Какова пряха, … (такова и рубаха).

Не гордись званием, … (а гордись знанием).

Когда голова думает, … (язык отдыхает).

Не спеши языком, … (торопись делом).

Слайд №17 Игра: «Неправильные слова»

Ребята, попробуйте написать правильно слова? (дети получают карточки с неправильно написанными словами «ОПЛЬСЫН», «КАЛЕЧКА», «САСНА», ориентируются на картинку, пишут правильно).

Слайд №18 Игра: «Назови картинку»

Слайд №19 Игра: «Подберите слова»

Задание от Знайки сложнее. Будьте внимательны, смотрите на картинку, подбирайте к ней слово, дружно хором называйте слово.

Самолётом правит … (лётчик) Трактор водит … (тракторист)

Электричку – … (машинист) В шахте трудится … (шахтёр)

В жаркой кузнице … (кузнец) Кто всё знает – …! (молодец)

Итог встречи (рефлексия) Какой день отмечают сегодня во всех школах мира? О каких языках мы говорили? С каким литературным героем вы сегодня встретились? Вспомните, какие игры приготовил для вас  Знайка? Лёгкими или трудными были задания от Знайки?  Что нового вы узнали? Пригодятся ли эти знания на уроках математики, ознакомления с окружающим миром? Где ещё можно применить знания о родном языке? (произвольные ответы детей).

Цените, уважайте, берегите нашу речь!

Читайте больше, слушайте друг друга!
Давайте будем наш язык беречь!
Родной язык – нет лучше в мире друга!

Вы сегодня не ленились, все старались, все трудились! Спасибо за работу!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Язык родной - дружи со мной!"

КВН по русскому языку для учащихся 3 классов....

КВН по русскому языку "Язык родной, дружи со мной"

Расширять словарный запас детей,  используя высказывания писателей о русском языке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Язык родной, дружи со мной!" 3-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Язык родной, дружи со мной!» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....

Урок родного языка по теме «Язык родной, дружи со мной!»

Воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык....

КВН по русскому языку "Язык родной дружи со мной" 3 класс

В методической разработке представлены разнообразные конкурсы для проведения КВН по русскому языку...

Язык родной, дружи со мной

Презентация посвещена Международному дню родного языка. Дети узнают информацию о происхождении данного праздника и немного поиграют с весёлым Граматекой, который покажет, как можно подружиться с Русск...

КВН по русскому языку в 3 классе «Язык родной, дружи со мной»

Цель:- прививать любовь к родному языку;- закреплять знания и умения, полученные на уроках;- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;- развитие интереса к глубокому изучению русского яз...