Что едали наши деды.Блюда кубанской кухни.
учебно-методический материал (4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 678.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт конкурсной работы
Название конкурсной работы | «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» | ||
ФИО автора, должность | Посаднева Наталия Юлиановна Учитель начальных классов | ||
Школа - полное наименование | муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 99 г. Сочи имени Героя России Д.Д. Тормахова | ||
Адрес, номер телефона, электронная почта автора (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте ) | 354200, Краснодарский край, г.Сочи, пер.Павлова д.11, кв.43, тел. 8918-606-59-65, | Возраст учащихся (класс) | 10-11 лет, 4 класс |
Используемая часть программы: «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья» «Формула правильного питания» | «Формула правильного питания» |
Календарно-тематическое планирование курса «Формула правильного питания»
№ | Тема урока | Количество часов |
Здоровье — это здорово | 1 | |
Почему важно быть здоровым. Режим дня. | 1 | |
Окружающая среда и здоровье | 3 | |
Почему забота о здоровье означает и заботу об окружающей среде | 1 | |
Что помогает сохранить чистый воздух в городах | 1 | |
Почему важно бережно относиться к воде | 1 | |
Продукты разные нужны, продукты разные важны | 4 | |
Продукты-источники белка | 1 | |
Продукты-источники углеводов | 1 | |
Продукты-источники жиров | 1 | |
Витамины и минеральные вещества | 1 | |
Энергия пищи | 2 | |
От чего зависит потребность в энергии. Калорийные продукты. | 1 | |
Движение и энергия | 1 | |
Где и как мы едим | 2 | |
Система общественного питания | 1 | |
Продукты для длительного похода и экскурсии | 1 | |
Почему и как нужно беречь природные ресурсы | 2 | |
Что даёт человеку Природа. Лесные ресурсы. Водные ресурсы. Полезные ископаемые | 1 | |
Как сохранить природное богатство. Правила экологической ответственности. | 1 | |
Ты — покупатель | 3 | |
Основные отделы магазина. | 1 | |
Правила для покупателей | 1 | |
О чем рассказала упаковка | 1 | |
Ты готовишь себе и друзьям | 3 | |
Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне | 1 | |
Как правильно хранить продукты. | 1 | |
Приготовление пищи и правильная сервировка стола. Готовим пищу и заботимся о природе | 1 | |
Почему важно перерабатывать мусор | 2 | |
Почему растут мусорные горы? Что мы выбрасываем? Пище не место в мусорном баке. | 1 | |
Как мусор превратить в полезные вещи. Как отправить мусор на переработку? | 1 | |
Кухни разных народов | 2 | |
Питание и климат. | 1 | |
Готовим пищу и заботимся о природе. | 1 | |
Кулинарная история | 4 | |
Как питались доисторические люди. | 1 | |
Как питались в Древнем Египте. | 1 | |
Как питались в Древней Греции и Древнем Риме. | 1 | |
Как питались в Средневековье. | 1 | |
Как питались на Руси и в России | 2 | |
Что едали наши деды. Традиционные русские блюда. | 1 | |
Посуда на Руси. | 1 | |
Необычное кулинарное путешествие | 5 | |
Кулинарная тема в живописи. | 1 | |
Кулинарная тема в музыке и литературе. | 1 | |
Кулинарная тема в литературе. | 1 | |
Кулинарные музеи. Экскурсия в музей. | 1 |
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы
«Разговор о правильном питании» (краткое описание методики)
Здоровое питание играет основную роль в развитии школьника, формировании его умственных и физических качеств. Зависит это от организации правильного питания, получения разнообразных витаминов и микроэлементов, которые играют первостепенную роль в его росте и развитии. Проблема здорового питания школьника волнует как родителей, так и педагогов. Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. К сожалению, современные дети больше предпочитают лакомиться чипсами и сухариками, отдают предпочтение булочкам, пирожкам, сладким газированным напиткам. Изменить вкус и привычки в питании школьника, организовать правильное питание порой трудно, но возможно. Решить актуальные вопросы организации питания школьников в семье помогает нам программа «Разговор о правильном питании», с опорой на помощь родителей.
Взаимодействие с семьей осуществляется по трем основным направлениям:
- изучение (сбор сведений о компетентности родителей в вопросах организации правильного питания и здорового образа жизни);
- информирование (консультации, памятки, листовки, объявления, благодарственные письма родителям, родительские собрания);
- практические занятия по программе «Разговор о правильном питании».
Основные этапы работы в реализации программы:
I этап. Мотивационный
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
Родители: помогают создать благоприятные условия мотивации учащихся, знакомятся с различными литературными источниками.
II этап. Планирующий – подготовительный
Организуется работа по реализации программы «Разговор о правильном питании», конкурсы, практические занятия, оформление памяток, буклетов.
Проводятся консультации для родителей.
III этап. Практический, исследовательский
Ученики: непосредственно выполняют работу, проводят исследования, участвуют в классных конкурсах.
Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Родители помогают найти и оформить рецепты блюд в семье. Готовят совместно с детьми блюда. Оформляют видео и фотоиллюстрации семейных блюд. Участвуют в конкурсах семейных рецептов, презентаций. Оказывают помощь в исследовательских работах по питанию.
IV этап. Итоговый
Ученики: представляют свою работу, защищают свои проекты, участвуют в коллективном обсуждении, осуществляют устную или письменную самооценку.
Учитель и родители выступают участником коллективно оценочной деятельности.
Поддержка родителей в вопросах здорового образа жизни и организации правильного питания – одно из основных условий эффективности решения поставленных воспитательно-образовательных задач.
Формы работы с родителями
Коллективные формы:
- участие родителей в творческих конкурсах-выставках детских работ «Осенняя фантазия», «Дары Осени», «Ярмарка сказочных блюд», «Мы за здоровый образ жизни» и др.;
- активное участие родителей в подготовке и проведении практических занятий, тематических праздников, досугов «Душа моя Масленица», «Пасха», «День здоровья» и др.;
- организация консультаций «Чтобы хорошо учиться, надо правильно питаться», «Блюда национальной кухни народов Черноморского побережья», «Чем полезен фиточай?» и др.
Наглядно-информационные формы:
- оформление памяток и буклетов для родителей;
- размещение фотоматериалов в родительской группе в WhatsApp;
- оформление фотовыставки «Моё любимое блюдо», «Бутербродные фантазии» и др;
- использование мультимедийных игр, мультфильмов, кулинарных уроков размещённых на сайте
В результате систематической работы с учащимися родители становятся активными участниками всех дел в классе, активными помощниками учителя. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками и помощниками учителю, в классе создается атмосфера взаимоуважения. Становятся активными участниками при организации и проведении различных мероприятий по питанию. Так, в театрализованной деятельности родители выступают в роли артистов и рассказывают учащимся про здоровье и правильное питание. В проектно-исследовательской деятельности «Не красна изба углами, а красна пирогами» каждая семья оформляет свой рецепт. Для праздника «Душа моя Масленица» совместно с детьми готовят блины. Для Дня Сладкоежек учащиеся под руководством родителей готовят пирожное «Картошка», шоколадное печенье «Шишки», учатся пользоваться газовой плитой и другими различными бытовыми приборами. Успешность реализации программы проверяется различными способами: игры, конкурсы, кроссворды, тестовые задания, анкеты.
К концу 4 класса активное участие в реализации программы «Разговор о правильном питании» приняли 26 семей из 32, что составило 81,3%. Родители отмечают, что программа позволяет формировать у детей полезные привычки в области питания, а так же положительно влияет на уровень организации питания в семье. Родители вновь прибывших учащихся дают положительную оценку проводимой работы по организации правильного питания, прислушиваются к рекомендациям, дают адекватную оценку используемым тетрадям.
Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, организации правильного и здорового питания, обучения, воспитания и успешной социализации детей. Об этом свидетельствует социальный опрос (анкетирование родителей), отзывы родителей. На родительском собрании дали положительную оценку в реализации программы «Разговор о правильном питании». Как пример, представляю некоторые отзыва от родителей:
Ольга Александровна отметила, что всей семьей с удовольствием выполняют задания, рекомендованные в тетрадях программы «Разговор о правильном питании»: Особенно понравилась 3 часть программы «Формула правильного питания». Занимательная форма изложения материала, игры, загадки, кроссворды помогают ребенку усвоить необходимые навыки по организации режима дня, питания, о важности заботы об окружающей среде. Большая часть информации моим ребенком была использована при подготовке домашних заданий по окружающему миру. Радует и то, что она самостоятельно работает не только в тетради, но и на сайте prav-pit. Стала более внимательной к своему здоровью и питанию.
Мария Алексеевна поделилась впечатлениями о тетради-блокноте «Формула правильного питания»: Мой ребёнок увлекается историей. Поэтому больше всего понравились разделы «Кухни разных народов», «Кулинарная история» и «Как питались на Руси и в России». Изучая эти темы, узнал о кулинарных традициях и обычаях в разных странах. А познакомившись с тем, какую еду ели на Руси и непосредственно в нашем регионе, на Кубани, появилось желание не только попробовать, но и самому приготовить самые «необычные» вкусные блюда. Всей семьёй приняли активное участие в кулинарной гостиной «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни».
Представленный на конкурс сценарий внеурочной деятельности «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» проведен в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» («Формула правильного питания») раздела «Как питались на Руси и в России». Это обобщающее занятие в форме кулинарной гостиной по знакомству с русской и кубанской кухней. Проведены проектно-исследовательские работы «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Что едали наши деды» с целью обобщения, систематизации и расширения знаний о том, как питались наши предки, какую ели еду и как её готовили. Совместно с родителями была оформлена выставка фотоиллюстраций семейных блюд, проведён конкурс семейных рецептов. Дома родители организовали мастер-класс в приготовлении различных блюд кубанской кухни. Школьниками подобраны рецепты по приготовлению блюд кубанской кухни.
Цель - формирование представлений о блюдах русской и кубанской кухни
Задачи:
- познакомить и закрепить учащихся с разнообразными блюдами русской и кубанской кулинарии;
- формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа;
- развивать коммуникативные навыки у учащихся, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- осуществлять взаимодействие с родителями в вопросах организации рационального питания учащихся в семье через литературные произведения.
Планируемые результаты.
Универсальные компетенции учащихся:
- умения активно включатся в коллективную деятельность, научатся взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения работать с различными источниками, проводить исследования по вопросам правильного питания, уметь доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- анализировать и объективно оценивать результаты деятельности в вопросах питания, здорового образа жизни, уметь обмениваться интересными находками в различных источниках, находить возможности и способы реализовать их на практике.
Предметные результаты:
- иметь представления о разнообразных блюдах русской и кубанской кулинарии, о нахождении информации в различных литературных источниках, проведении исследований, обмениваться своими впечатлениями с одноклассниками о полученных практических навыках.
Форма мероприятия: кулинарная гостиная.
Рекомендуемый возраст: 4 класс.
В проведении занятия используются следующие формы:
|
|
Оборудование и материалы:
- картофель, морковь, лук, чеснок, капуста, петрушка, укроп,
- зёрна: пшеница, овес, пшено, гречка, рис, перловка, кукуруза, горох
- костюмы, атрибуты
- столовые принадлежности
- загадки
- презентация «В старину едали деды»
- словари, справочники
- мультфильмы «Как казаки кулеш варили», «Больше овощей – больше здоровья»
- блокнот для школьника «Формула правильного питания»
- информация сайта
«Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни»
Звучит веселая русская музыка. Приплясывая, входят ученики-ведущие в народных костюмах.
1 чтец. Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Учитель(подходит к нарисованной печке)
Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится пиво и квас, сушатся продукты и одежда! (рассказ сопровождается показом) Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. А приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Говорят ли что-нибудь многим из нас такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, тельное? Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это лишь некоторые из многих кушаний, в прошлом прочно занимавших место на русском столе. Сегодня они забыты нашими хозяйками, как, впрочем, и сотни других. А жаль. Проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника.
Вот сегодня и мы с вами собрались, чтобы вспомнить и поговорить о том, как питались на Руси, познакомиться с русскими и кубанскими блюдами. Приглашаю всех в нашу кулинарную гостиную “Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни”. Вы спрашиваете, почему кубанской?! А кто как думает? (ответы учащихся)
Презентация «В старину едали деды»
А знаете ли вы, что раньше никакие праздники не обходились без каши? А что вы знаете о кашах? Давайте заглянем в наш блокнот для школьника «Формула правильного питания» и прочитаем об этом удивительном продукте (чтение раздела «Русская каша»)
Предлагаю послушать юных исследователей, какую информацию нашли они о кашах.
1 ученик: Раньше к кашам люди относились очень уважительно. Торжественное угощение, пир могли так, и называть – «каша». Кашу ели в праздники, например, вечером в сочельник нужно было есть особую кашу – сочиво – из риса с изюмом.
2 ученик: Традиционно на Руси ели перловую, гречневую, овсяную, пшенную и ячневую каши. Ни в какой другой стране не придумали столько разных каш, как у нас.
3 ученик: Перловую, ячневую, просяную, пшеничную, пшенную кашу ели на Кубани. Её варили на воде и с молоком, были сладкие, с зажаркой, с ягодами, фруктами, сухофруктами. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. Кашами фаршировали пироги. Также каша являлась гарниром к мясным блюдам.
Учитель: На Кубани были распространены гречневая и пшённая каша. Их варили на молоке и на воде. Но из всех каш, богатырской кашей на Руси считалась гречневая. Недаром про нее столько пословиц придумали. Вспомните и назовите, какие вы знаете? (ответы учащихся).
Вот перед вами чашка кашки. Знаете ли вы, сколько блюд из одной только гречневой каши можно сделать? (каша с молоком, с грибами и луком, с ливером, со шпиком и луком…) Видите, как много блюд можно придумать из одной только гречневой каши! Недаром говорят: хороша кашка, да мала чашка.
А какая из каш Вам нравится больше всего? Запишите название и рецепт каши в своём блокноте «Формула правильного питания» . (2-3 ученика читают свои рецепты). Расскажите, какие питательные вещества входят в состав этого блюда. Чем полезна каша.
Презентация «В старину едали деды»
Учитель: А кто знает, как раньше в русской кухне называли жидкие блюда? (Хлебово, варево, похлебка, уха). Молодцы. Давайте прочитаем, о традиционных русских блюдах в нашем блокноте «Формула правильного питания» (чтение раздела «Традиционные русские блюда»).
Какие из перечисленных блюд в нашем блокноте вам знакомы? Подчеркните их. А о каких блюдах слышите впервые? Выпишите их названия. Попробуем найти информацию об этих блюдах в словарях и справочниках (работа по группам)
Мы прочитали с вами, что самый известный из супов на Руси – щи. Кто знает, какие продукты, необходимы для приготовления этого блюда? (ответы учащихся) Запишите их в блокноте.
А как вы думаете, щи – это кубанское блюдо? Правильно. Щи не являются казачьим кубанским блюдом, они относятся к русской кухне. Однако существуют кубанские щи, которые готовят в нашем регионе летом, в их состав входят свежая молодая капуста, морковь, лук и молодой картофель, а также спелые сочные помидоры.
А вот борщ считается основным блюдом казачьей кухни на Кубани. Он появился вместе с запорожскими казаками, переселившимися на Кубань в конце XVIII века. Каковы же основные отличия щей от борща нам расскажет бабушка Ани, Тамара Сергеевна.
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Опираясь на услышанное, от Тамары Сергеевны, заполните таблицу «Чем отличается борщ от щей?»
борщ | щи | |
Наличие свёклы | В рецепте борща есть. | Отсутствует. |
Цвет | Из-за свёклы борщ имеет насыщенный красный оттенок. | Цвет щей может иметь разные оттенки: от светло-жёлтого цвета до тёмно-зелёного. |
Приготовление овощей | Для борща овощи сначала обжаривают (кроме картошки). | Овощи сразу отваривают без предварительного обжаривания. |
Вкус | Благодаря свёкле борщ получается более насыщенным, сладковато-кислым на вкус. | Вкус щей более мягкий и нейтральный (если, конечно, это не кислые щи). |
Учитель Ребята, как вы поняли, чем щи отличаются от борща?(ответы учащихся) Правильно. Отличие щей от борща заключается совсем не в наличии или отсутствии свеклы, а в технологии приготовления. Послушайте, какую информацию о борще нашёл и нам расскажет Олег.
Рассказ ученика
Интересно, что каждая хозяйка варит борщ по своему, добавляя в него мясо, сало, чеснок и еще массу всевозможных продуктов. У каждой хозяйки борщ неповторим: даже у матери и дочери они могут быть не похожи друг на друга. Блюдо это стало настолько популярным на Кубани, что его стали кушать чуть ли не три раза в день. Отсюда и пошло слово "переборщить", т. е. перейти меру. Готовят борщи в течение всего года. Зимой в основном варят борщи, которые употребляют горячим, а летом предпочтение отдается холодным борщам. Борщ - красивое блюдо. Он имеет, как правило, яркий красноватый цвет. К борщам обычно подают сметану, ватрушки с творогом, пампушки с чесноком, пирожки с мясом.
Учитель
А какие вы знаете названия русских холодных супов? (Окрошка, борщ холодный, щи зеленые, ботвинья, холодник, свекольник)
А кулеш – это …. жидкая кашица или похлёбка, состоящая из пшённой крупы (проса) и сала, с добавлением других ингредиентов.
Посмотрим, как его варили казаки.
Видео просмотр мультфильма «Как казаки кулеш варили»
Звучит музыка. Выходят девочки-казачки
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь его сперва сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
А теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
1 ученица. Да, вы правы. Это пирог!
А знаете ли вы, что одним из самых любимых русских праздничных угощений были пироги. Считают даже, что слова «пироги» и «пир», «пиршество» - родственники, так как ни один пир не обходился без пирогов. С чем только не делали пироги на Руси! Пироги с грибами, кашей, рыбой, капустой, ягодами, фруктами…. Самыми вкусными были пироги из тыквенной начинки. Чаще всего пироги делали из темной ржаной муки, и по цвету, они были похожи на черный хлеб, который тоже делают из этой муки. Только самые праздничные пироги были из муки белой, пшеничной. Праздничным пирогом считался мясной многоярусный «курник».
2 ученица. Подумайте и скажите, о чем еще, кроме пирогов, можно так сказать: «С пылу, с жару из печи – все румяны, горячи». Правильно. Это и пироги, и пирожки, а еще каравай, калач, да расстегай. Кто может объяснить, почему они так называются? Найдите ответ в словарях (работа со словарями).
Учитель. А что понадобится для того, чтобы испечь пироги? Какие продукты? Какая посуда?
У нас в гостях Антонина Ивановна, потомственная казачка, бабушка Саши. Она расскажет нам, как раньше пекли хлеб. Послушайте, пожалуйста, очень внимательно.
Бабушка Саши Антонина Ивановна показывает всем испеченный в русской печке каравай, рассказывает, как его раньше выпекали. Предлагает попробовать испечённый каравай, поделиться своими впечатлениями.
Выступления ребят.
5 ученик. Интересно, что в те далекие времена на Кубани рецепты выпечки хлеба казачки-хозяйки держали в секрете. Каждая готовила на свой лад. Даже в пределах одной станицы хлеб выпекался по-разному, был свой, как сказали бы сегодня, фирменный (родовой) стиль. Так соревновались меж собою казачки-хозяйки, которых в станицах называли берегинями. Приготовление хлеба сопровождалось молитвой, крестным знамением. Нельзя было печь хлеб в пятницу, либо когда в доме был покойник. В то время, когда замешивали тесто, нельзя было детям бегать, шуметь и громко разговаривать. А знали ли вы, что домашний хлеб ломали руками?
6 ученик Выпечке хлеба придавали большое значение во время обрядовых праздников. На крестины пекли бабкины пироги, на свадьбы хлебные шишки, караваи, косовик, дывень, гребенку, барыло. На весенние праздники пекли булочные изделия в виде птичек, а на пасху - куличи. Во время поста всегда пекли пампушки с чесноком. На сегодняшний день пампушки с чесноком готовят к борщу.
7 ученик. А на масляной неделе пекли разнообразные блины. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки.
6 ученик. А вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Ведь семья большая и вареничков надо много!
7 ученик. А начинкой вареников может быть вареное мясо, картофельное пюре с грибами или без них, тушеная или квашеная капуста, соленый или сладкий творог, брынза, ягоды. К сладким вареникам подают сметану, простоквашу, йогурт, масло, мед, варенье. К мясным, картофельным, грибным вареникам подают сметану, жареный лук, майонез, чесночный соус. А вы любите вареники? Кто их готовит у вас дома? Какие ваши самые любимые? (ответы учащихся)
Учитель. Визитной карточкой кубанской кухни были свежие овощи и большое количество зелени. Овощи часто подавали и подают целыми или порезанными крупными кусками. Отгадайте, о каких овощах идёт речь (загадки отгадываются и в корзину складываются муляжи овощей). Молодцы, хорошо и внимательно слушали, всё отгадали. Посмотрите какая «аппетитная» корзина получилась. Кто может назвать, какие из этих овощей выращивают у нас на Кубани? (ответы учащихся). Редис, редька, огурцы, сладкие помидоры – неотъемлемые элементы кубанской трапезы. Зелень используется не только в качестве приправы. Ее подают как самостоятельное блюдо, хорошо промытую и очищенную. Это может быть укроп, петрушка, салат, базилик, кинза, эстрагон, зеленый лук – в зависимости от сезона. Очень популярны среди жителей Кубани различные овощные закуски. Они могут быть приготовлены из сырых овощей, а также из овощей варенных, маринованных или соленых. Вот и герои нашей программы то же говорят о пользе овощей. Давайте об этом посмотрим мультфильм.
Просмотр мультфильма «Больше овощей – больше здоровья!» (на сайте )
Учитель. Ребята, а как вы понимаете: «Больше овощей – больше здоровья!» (ответы детей)
Какие овощные салаты или овощные закуски традиционны в вашей семье?
Ответы учащихся:
- В нашей семье очень любят баклажаны. Мы все обожаем жаренные баклажаны с чесноком, мне, моему брату и бабушке нравятся тушенные, а родители любят маринованные.
- А моя мама готовит вкусные закуски из фасоли. Мне особенно нравится салат из стручковой фасоли.
- У бабушки вкусно получается салат из капусты: бело- и краснокочанной. Мне больше всего нравится салат из цветной капусты. Вкусен капустный салат и в нашей школьной столовой!
Мини-сценка «Репа и мед»
Говорила однажды репа о себе:
- Я, репа, с медом хороша!
- Поди прочь, хвастунья! – отвечал ей мед. – Я и без тебя хорош.
1 ученик. Да, к сожалению, сейчас репа не такая частая гостья на нашем столе, а вот раньше разные кушанья, приготовленные из репы, были одними из самых любимых. Это и репа тушенная, и репа в сметане, и репа, фаршированная манной кашей, репа, фаршированная рисом и яблоками, и даже щи из репы.
2 ученик. Но самое простое блюдо из репы – это репа пареная. Свежая репка может немного горчить, и, чтобы эту горечь убрать, репу нужно ошпарить кипятком. Вот и все – блюдо готово. Поэтому мы до сих пор говорим про то, что сделать очень легко и просто, - «это проще пареной репы».
3 ученик. А я знаю рецепт пареной репы с медом: репу очистить, порезать на кусочки, ошпарить кипятком. Затем воду слить, добавить мед по вкусу и дать немного постоять. На 150г репы – 30г меда. Но сладкоежки могут положить меда побольше, столько, сколько захочется. Попробуйте, вам понравится!
Учитель Мы привыкли, что мед можно есть. В сказках медом часто лакомится медведь. Не зря ведь его зовут «медведь» - тот, кто медом ведает, о нем знает. Но часто в сказках мед не едят, а пьют. Вспомните, как заканчиваются многие сказки: «Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало». Так вот из меда можно приготовить много разных напитков для детей и для взрослых. Вот рецепты медового напитка, которые готовили наши бабушки.
КОНКУРС РЕЦЕПТОВ «МЕДОВЫЙ НАПИТОК»
Учитель Традиционными сладкими блюдами Кубани являются кисели и узвары (компоты). Для их приготовления использовали свежие и сушеные плоды и ягоды. Они использовались как завершающие обед блюда. Не менее любимы в казачьей семье и молоко - кисляк (простокваша), и ряженка. Также в жаркий летний день казаки крынкой холодного молока, утоляли жажду.
Ребята, готовясь к празднику, тоже изучали старинные рецепты и некоторые для наглядности поместили в нашей газете. Просим вас обратить внимание на рецепты старинных блюд. Приглашаем также попробовать некоторые из них.
КОНКУРС БЛЮД
(учащиеся совместно с родителями показывают и рассказывают о наиболее понравившихся рецептах далекой старины: напитках, заправках, выпечке и т.д.)
1 чтец Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Приглашаем! Угощаем!
Будем рады вам всегда!
СЛАДКИЙ СТОЛ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудеса кубанской кухни: борщ.
Данное занятие разработано в соответствии с курсом программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» с целью расширения знаний о продуктах питания и выявления их благопри...
проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»
Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь». Каждый русский человек должен знать...

Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…» (для дошкольников)
Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- развивать умение понимать и использовать предложные конструкции, выраженных различными синтак...
Что едали наши деды.Блюда кубанской кухни.
Представленный сценарий внеурочной деятельности «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» проведен в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» («Формула правильного питания») ра...
Что едали наши деды.Блюда кубанской кухни.
Представленный сценарий внеурочной деятельности «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» проведен в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» (&laqu...

