Что едали наши деды.Блюда кубанской кухни.
учебно-методический материал

Представленный сценарий внеурочной деятельности  «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» проведен в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» («Формула правильного питания») раздела «Как питались на Руси и в России». Это обобщающее занятие в форме кулинарной гостиной по знакомству с русской и кубанской кухней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_edali_nashi_dedy.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

«Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни»

Ф.И.О.:  Посаднева Наталия Юлиановна

Наименование ОУ:  МОБУ ООШ № 99 имени Героя России Д.Д.Тормахова                                          

Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Цель - формирование представлений о  блюдах русской и кубанской кухни

Задачи:

  • познакомить и закрепить учащихся с разнообразными блюдами русской и кубанской кулинарии;
  • формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа;
  • развивать коммуникативные навыки у учащихся, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
  • осуществлять взаимодействие с родителями в вопросах организации рационального питания учащихся в семье через литературные произведения.

Планируемые результаты.

Универсальные компетенции учащихся:

  • умения активно включатся в коллективную деятельность, научатся  взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения работать с различными источниками, проводить исследования по вопросам правильного питания, уметь доносить информацию в доступной  форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметные результаты:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • анализировать и объективно оценивать результаты деятельности в вопросах питания, здорового образа жизни, уметь обмениваться интересными находками в различных источниках, находить возможности и способы реализовать их на практике.

Предметные результаты:

  • иметь представления о разнообразных блюдах русской и кубанской кулинарии, о нахождении информации в различных литературных источниках, проведении исследований, обмениваться своими впечатлениями с одноклассниками о полученных практических навыках.

Форма мероприятия: кулинарная гостиная.

Рекомендуемый возраст: 4 класс.

В проведении занятия используются следующие формы:

  • работа в парах, группе
  • сюжетно-ролевая игра
  • просмотр мультфильма
  • исследовательская деятельность
  • практические занятия

Оборудование и материалы:

  • картофель, морковь, лук, чеснок, капуста, петрушка, укроп,
  • зёрна: пшеница, овес, пшено, гречка, рис, перловка, кукуруза, горох
  • костюмы, атрибуты
  • столовые принадлежности
  • загадки
  • презентация «В старину едали деды»
  • словари, справочники
  • мультфильмы «Как казаки кулеш варили», «Больше овощей – больше здоровья»
  • блокнот для школьника «Формула правильного питания»
  • информация  сайта www.prav-pit.ru

«Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни»

Звучит веселая русская музыка. Приплясывая, входят ученики-ведущие в  народных костюмах.  

1 чтец.        Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель(подходит к нарисованной печке)

        Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится пиво и квас, сушатся продукты и одежда!  (рассказ сопровождается показом) Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. А приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Говорят ли что-нибудь многим из нас такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, тельное? Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это лишь некоторые из многих кушаний, в прошлом прочно занимавших место на русском столе. Сегодня они забыты нашими хозяйками, как, впрочем, и сотни других. А жаль. Проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника.

        Вот сегодня и мы с вами собрались, чтобы вспомнить и поговорить о том, как питались на Руси, познакомиться с русскими и кубанскими блюдами. Приглашаю всех в нашу кулинарную гостиную “Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни”. Вы спрашиваете, почему кубанской?! А кто как думает? (ответы учащихся)

Презентация «В старину едали деды»

        А знаете ли вы, что раньше никакие праздники не обходились без каши? А что вы знаете о кашах? Давайте заглянем в наш блокнот для школьника «Формула правильного питания» и прочитаем об этом удивительном продукте (чтение раздела «Русская каша»)

        Предлагаю послушать юных исследователей, какую информацию нашли они  о кашах.        

1 ученик: Раньше к кашам люди относились очень уважительно. Торжественное угощение, пир могли так, и называть – «каша». Кашу ели в праздники, например, вечером в сочельник нужно было есть особую кашу – сочиво – из риса с изюмом.

2 ученик: Традиционно на Руси ели перловую, гречневую, овсяную, пшенную и ячневую каши. Ни в какой другой стране не придумали столько разных каш, как у нас.

3 ученик: Перловую, ячневую, просяную, пшеничную, пшенную кашу ели на Кубани. Её варили на воде и с молоком, были сладкие, с зажаркой, с ягодами, фруктами, сухофруктами. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. Кашами фаршировали пироги. Также каша являлась гарниром к мясным блюдам.

Учитель: На Кубани были распространены гречневая и пшённая каша. Их варили на молоке и на воде. Но из всех каш, богатырской кашей на Руси считалась гречневая. Недаром про нее столько пословиц придумали. Вспомните и назовите, какие вы знаете? (ответы учащихся). 

        Вот перед вами чашка кашки. Знаете ли вы, сколько блюд из одной только гречневой каши можно сделать? (каша с молоком, с грибами и луком, с ливером, со шпиком и луком…) Видите, как много блюд можно придумать из одной только гречневой каши! Недаром говорят: хороша кашка, да мала чашка.

А какая из каш Вам нравится больше всего? Запишите название и рецепт каши в своём блокноте «Формула правильного питания» . (2-3 ученика читают свои рецепты). Расскажите, какие питательные вещества входят в состав этого блюда. Чем полезна каша.

Презентация «В старину едали деды»

Учитель: А кто знает, как раньше в русской кухне называли жидкие блюда? (Хлебово, варево, похлебка, уха). Молодцы. Давайте прочитаем, о традиционных русских блюдах в нашем блокноте «Формула правильного питания» (чтение раздела «Традиционные русские блюда»).

Какие из перечисленных  блюд в нашем блокноте вам знакомы? Подчеркните их. А о каких блюдах слышите впервые? Выпишите их названия. Попробуем найти информацию об этих блюдах в словарях и справочниках (работа по группам)

        Мы прочитали с вами, что самый  известный из супов на Руси – щи. Кто знает, какие продукты, необходимы для приготовления этого блюда? (ответы учащихся) Запишите их в блокноте.

        А как вы думаете, щи – это кубанское блюдо? Правильно. Щи не являются казачьим кубанским блюдом, они относятся к русской кухне.  Однако существуют кубанские щи, которые готовят в нашем регионе летом, в их состав входят свежая молодая капуста, морковь, лук и молодой картофель, а также спелые сочные помидоры.

        А вот  борщ считается основным блюдом казачьей кухни на Кубани.   Он появился вместе с запорожскими казаками, переселившимися на Кубань в конце XVIII века. Каковы же основные отличия щей от борща нам расскажет бабушка Ани, Тамара Сергеевна.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

        Опираясь на услышанное, от Тамары Сергеевны, заполните таблицу «Чем отличается борщ от щей?»

борщ

щи

Наличие свёклы

В рецепте борща  есть.

Отсутствует.

Цвет

Из-за свёклы борщ имеет насыщенный красный оттенок.

Цвет щей может иметь разные оттенки: от светло-жёлтого цвета до тёмно-зелёного.

Приготовление овощей

Для борща овощи сначала обжаривают (кроме картошки).

Овощи сразу отваривают без предварительного обжаривания.

Вкус

Благодаря свёкле борщ получается более насыщенным, сладковато-кислым на вкус.

Вкус щей более мягкий и нейтральный (если, конечно,  это не кислые щи).

Учитель Ребята, как вы поняли, чем щи отличаются от борща?(ответы учащихся) Правильно. Отличие щей от борща заключается совсем не в наличии или отсутствии свеклы, а в технологии приготовления.  Послушайте, какую информацию о борще нашёл и нам расскажет Олег.

Рассказ ученика

        Интересно, что каждая хозяйка варит борщ по своему, добавляя в него мясо, сало, чеснок и еще массу всевозможных продуктов. У каждой хозяйки борщ неповторим: даже у матери и дочери они могут быть не похожи друг на друга. Блюдо это стало настолько популярным на Кубани, что его стали кушать чуть ли не три раза в день. Отсюда и пошло слово "переборщить", т. е. перейти меру. Готовят борщи в течение всего года. Зимой в основном варят борщи, которые употребляют горячим, а летом предпочтение отдается холодным борщам. Борщ - красивое блюдо. Он имеет, как правило, яркий красноватый цвет. К борщам обычно подают сметану, ватрушки с творогом, пампушки с чесноком, пирожки с мясом.

Учитель

        А какие вы знаете названия русских холодных супов? (Окрошка, борщ холодный, щи зеленые, ботвинья, холодник, свекольник)

        А  кулеш – это …. жидкая кашица или похлёбка, состоящая из пшённой крупы (проса) и сала, с добавлением других ингредиентов.

        Посмотрим, как его варили казаки.

Видео просмотр мультфильма «Как казаки кулеш варили»

Звучит музыка. Выходят девочки-казачки

        Он бывает с толокном,

        С рисом, мясом и пшеном,

        С вишней сладкою бывает.

        В печь его сперва сажают.

        А как выйдет он оттуда,

        То кладут его на блюдо.

        А теперь зови ребят,

        По кусочку все съедят.

1 ученица. Да, вы правы. Это пирог!

         А знаете ли вы, что одним из самых любимых русских праздничных угощений были пироги. Считают даже, что слова «пироги» и «пир», «пиршество» - родственники, так как ни один пир не обходился без пирогов. С чем только не делали пироги на Руси! Пироги с грибами, кашей, рыбой, капустой, ягодами, фруктами…. Самыми вкусными были пироги из тыквенной начинки. Чаще всего пироги делали из темной ржаной муки, и по цвету, они были похожи на черный хлеб, который тоже делают из этой муки. Только самые праздничные пироги были из муки белой, пшеничной. Праздничным пирогом считался мясной многоярусный  «курник».

2 ученица.  Подумайте и скажите, о чем еще, кроме пирогов, можно так сказать: «С пылу, с жару из печи – все румяны, горячи». Правильно. Это и пироги, и пирожки, а еще каравай, калач, да расстегай. Кто может объяснить, почему они так называются? Найдите ответ в словарях  (работа со словарями).

Учитель.  А что понадобится для того, чтобы испечь пироги? Какие продукты? Какая посуда?

        У нас в гостях Антонина Ивановна, потомственная казачка, бабушка Саши. Она расскажет нам, как раньше пекли хлеб. Послушайте, пожалуйста, очень внимательно.

Бабушка Саши Антонина Ивановна показывает всем испеченный в русской печке каравай, рассказывает, как его раньше выпекали. Предлагает попробовать испечённый каравай, поделиться своими впечатлениями.

Выступления ребят.

5 ученик.         Интересно, что в те далекие времена на Кубани рецепты  выпечки хлеба казачки-хозяйки держали в секрете. Каждая готовила на свой лад. Даже в пределах одной станицы хлеб выпекался по-разному, был свой, как сказали бы сегодня, фирменный (родовой) стиль. Так соревновались меж собою казачки-хозяйки, которых в станицах называли берегинями. Приготовление хлеба сопровождалось молитвой, крестным знамением. Нельзя было печь хлеб в пятницу, либо когда в доме был покойник. В то время, когда замешивали тесто, нельзя было детям бегать, шуметь и громко разговаривать. А знали ли вы, что домашний хлеб ломали руками?

6 ученик Выпечке хлеба придавали большое значение во время обрядовых праздников. На крестины пекли бабкины пироги, на свадьбы хлебные шишки, караваи, косовик, дывень, гребенку, барыло. На весенние праздники пекли булочные изделия в виде птичек, а на пасху - куличи. Во время поста всегда пекли пампушки с чесноком. На сегодняшний день пампушки с чесноком готовят к борщу. 

7 ученик. А на масляной неделе пекли разнообразные блины. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки.

6 ученик.         А вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Ведь семья большая и вареничков надо много!

7 ученик.  А начинкой вареников может быть вареное мясо, картофельное пюре с грибами или без них, тушеная или квашеная капуста, соленый или сладкий творог, брынза, ягоды. К сладким вареникам подают сметану, простоквашу, йогурт, масло, мед, варенье. К мясным, картофельным, грибным вареникам подают сметану, жареный лук, майонез, чесночный соус. А вы любите вареники? Кто их готовит у вас дома? Какие ваши самые любимые? (ответы учащихся)

Учитель.  Визитной карточкой кубанской кухни были свежие овощи и большое количество зелени. Овощи часто подавали и подают целыми или порезанными крупными кусками. Отгадайте, о каких овощах идёт речь (загадки отгадываются и в корзину складываются муляжи овощей).  Молодцы, хорошо и внимательно слушали, всё отгадали. Посмотрите какая «аппетитная» корзина получилась. Кто может назвать, какие из этих овощей выращивают у нас на Кубани? (ответы учащихся). Редис, редька, огурцы, сладкие помидоры – неотъемлемые элементы кубанской трапезы. Зелень используется не только в качестве приправы. Ее подают как самостоятельное блюдо, хорошо промытую и очищенную. Это может быть укроп, петрушка, салат, базилик, кинза, эстрагон, зеленый лук – в зависимости от сезона. Очень популярны среди жителей Кубани  различные овощные закуски. Они могут быть приготовлены из сырых овощей, а также из овощей варенных, маринованных или соленых. Вот и герои нашей программы то же говорят о пользе овощей. Давайте об этом посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма «Больше овощей – больше здоровья!» (на сайте www.prav-pit.ru)

Учитель.  Ребята, а как вы понимаете: «Больше овощей – больше здоровья!» (ответы детей)

        Какие овощные салаты или овощные закуски традиционны в вашей семье?

Ответы учащихся:

        - В нашей семье очень любят баклажаны. Мы все обожаем жаренные баклажаны с чесноком, мне, моему брату и бабушке нравятся тушенные, а родители любят маринованные.

        - А моя мама готовит вкусные закуски из фасоли. Мне особенно нравится салат  из стручковой фасоли.

        - У бабушки вкусно получается салат  из капусты: бело- и краснокочанной. Мне больше всего нравится салат  из цветной капусты. Вкусен капустный салат  и в нашей школьной столовой!

Мини-сценка «Репа и мед»

        Говорила однажды репа о себе:

  • Я, репа, с медом хороша!
  • Поди прочь, хвастунья! – отвечал ей мед. – Я и без тебя хорош.

1 ученик. Да, к сожалению, сейчас репа не такая частая гостья на нашем столе, а вот раньше разные кушанья, приготовленные из репы, были одними из самых любимых. Это и репа тушенная, и репа в сметане, и репа, фаршированная манной кашей, репа, фаршированная рисом и яблоками, и даже щи из репы.

2 ученик. Но самое простое блюдо из репы – это репа пареная. Свежая репка может немного горчить, и, чтобы эту горечь убрать, репу нужно ошпарить кипятком. Вот и все – блюдо готово. Поэтому мы до сих пор говорим про то, что сделать очень легко и просто, - «это проще пареной репы».

3 ученик. А я знаю рецепт пареной репы с медом: репу очистить, порезать на кусочки, ошпарить кипятком. Затем воду слить, добавить мед по вкусу и дать немного постоять. На 150г репы – 30г меда. Но сладкоежки могут положить меда побольше, столько, сколько захочется. Попробуйте, вам понравится!

Учитель         Мы привыкли, что мед можно есть. В сказках медом часто лакомится медведь. Не зря ведь его зовут «медведь» - тот, кто медом ведает, о нем знает. Но часто в сказках мед не едят, а пьют. Вспомните, как заканчиваются многие сказки: «Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало». Так вот из меда можно приготовить много разных напитков для детей и для взрослых. Вот рецепты  медового напитка, которые готовили наши бабушки.

КОНКУРС РЕЦЕПТОВ «МЕДОВЫЙ НАПИТОК»

Учитель Традиционными сладкими блюдами Кубани являются кисели и узвары (компоты). Для их приготовления использовали свежие и сушеные плоды и ягоды. Они использовались как завершающие обед блюда. Не менее любимы в казачьей семье и молоко - кисляк (простокваша), и ряженка. Также в жаркий летний день казаки крынкой холодного молока, утоляли жажду.

        Ребята, готовясь к празднику, тоже изучали старинные рецепты и некоторые для наглядности поместили в нашей газете. Просим вас обратить внимание на рецепты старинных блюд. Приглашаем также попробовать некоторые из них.

КОНКУРС  БЛЮД 

(учащиеся совместно с родителями показывают и рассказывают о наиболее понравившихся рецептах далекой старины: напитках, заправках, выпечке и т.д.)

1 чтец          Посидеть за самоваром

                Рады все наверняка.

                Приглашаем! Угощаем!

                Будем рады вам всегда!

СЛАДКИЙ СТОЛ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса кубанской кухни: борщ.

Данное занятие разработано в соответствии с курсом программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» с целью  расширения знаний о продуктах питания и выявления их благопри...

Традиции кубанской кухни

конспект занятия...

проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»

Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь».         Каждый русский человек должен знать...

Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- развивать умение понимать и использовать предложные конструкции, выраженных различными синтак...

"Мы едем, едем, едем..."

Сценарий новогоднего празддника....

Что едали наши деды.Блюда кубанской кухни.

Представленный сценарий внеурочной деятельности «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» проведен в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» («Формула правильного питания») ра...

Что едали наши деды.Блюда кубанской кухни.

Представленный сценарий внеурочной деятельности «Что едали наши деды. Блюда кубанской кухни» проведен в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» («Формула правильного питания») ра...