Патриотическое воспитание в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Алибекова Марина Данияловна

                              Патриотическое воспитание в начальной школе.

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важных задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, своему народу,  его культуре, языку, традициям. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Очень многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

        В настоящее время заметно вырос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.

       Усиления внимания к патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. В своей работе я хочу остановиться  на методических подходах к организации  патриотического воспитания младших школьников.

Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание  патриотизма мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке, братику; с любви к дому, в котором ребенок живет. Это и есть для малыша Родина.

      В своей воспитательной работе я стараюсь прежде всего, учить детей сочувствовать людям, учу не проходить мимо людей нуждающихся в помощи, чтобы ребенок делал добро не из желания выделиться среди других и получить похвалу, а из-за необходимости, потому что иначе он поступить не может  и не имеет права.

        Патриотическое воспитание позволяет формировать правильную граж -

данскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Нужно рассказывать  детям о бабушках и дедушках, их участие в ВОв, это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов.

       Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становиться сильнее, крепче.

      Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель, воспитатель.

 Очень большой интерес представляют уроки мужества с приглашением ветеранов  войны. Каждый год у нас в школе проходит смотр войск. Каждый класс имеет свою форму: летчиков, матросов, разведчиков. Таким образом , смотр войск  фактически открывает уроки мужества. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков  на братскую могилу. В этом году в честь 70- летия окончания Великой Отечественной войны наша школа в том числе и мой класс принял участие в " Живом полку" .

       В.А.Сухомлинский писал: "Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".

    Для достижения этих задач имеют богатые возможности уроки литературного чтения и русского языка. Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Они воспитывают в человеке патриотизм. Пословицы обогащают наш язык , придают ему  выразительность, точность.

        Жить - Родине служить.

        Герой умирает, а слава его живет.

  При изучении слов с непроверяемыми согласными использую такие пословицы:

  • Честный труд - наше богатство.
  • Родина краше солнца, дороже золота.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Дети заучивают пословицы, составляют мини-сочинения на тему: "Мой родной город", рисуют рисунки и т.д.

       Одним из самых глубоких патриотических  чувств человека является любовь к родной природе. Материалы учебника русского языка и литературы насыщены произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Очень многие стихотворные тексты я использую для:

  • орфографических минуток и письма по памяти
  • определение падежа
  • объяснение орфограмм
  • спряжение глаголов

Также использую еще и такие задания:

  • написание изложений
  • написание сочинений по картине
  • сочинение по наблюдениям

Необходимо отметить , что язык теснейшим образом  связан с культурой: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее.

        Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является  составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными  объектами и явлениями, размышления  над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений - все это пробуждает мысль детей, заставляет задуматься об экологических проблемах  своего города, своей страны.

        Значение личности педагога столь велико , что  он может усиливать или ослаблять влияние других компонентов среды. Так, богатая, выразительная, эмоциональная речь учителя усиливает воздействие языковой среды, поскольку дети , осваивая образцы культурного общения , поднимаются выше в своем языковом развитии.

       Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем,что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку нужно об этом рассказывать, показывать семейные реликвии ( ордена, медали, фотографии, стихи, рассказы, книги и т.д.), идут вместе с ними на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

     Патриотизм  - глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер. Считаю, что воспитание  столь глубокого и скрытого  отношения требует от педагогов  тонкого , деликатного  подхода. Его нельзя насаждать  авторитарными методами . В патриотическом воспитании , как ни в каком  другом , важна скрытая  позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребенка.

      Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем  окружении детей. Но при этом необходимо  дать каждому  ребенку реальную возможность  занять активную  позицию в организации групповой  деятельности. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.

     Таким образом , обобщая вышеизложенное , можно  сделать вывод, что данная система патриотического  воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, помогает ребенку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создает надежную опору на жизненном пути ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Патриотическое воспитание в начальной школе.

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важных задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, своему народу,  его культуре, языку, традициям. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Очень многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

        В настоящее время заметно вырос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.

       Усиления внимания к патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. В своей работе я хочу остановиться  на методических подходах к организации  патриотического воспитания младших школьников.

Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание  патриотизма мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке, братику; с любви к дому, в котором ребенок живет. Это и есть для малыша Родина.

      В своей воспитательной работе я стараюсь прежде всего, учить детей сочувствовать людям, учу не проходить мимо людей нуждающихся в помощи, чтобы ребенок делал добро не из желания выделиться среди других и получить похвалу, а из-за необходимости, потому что иначе он поступить не может  и не имеет права.

        Патриотическое воспитание позволяет формировать правильную граж -

данскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Нужно рассказывать  детям о бабушках и дедушках, их участие в ВОв, это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов.

       Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становиться сильнее, крепче.

      Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель, воспитатель.

 Очень большой интерес представляют уроки мужества с приглашением ветеранов  войны. Каждый год у нас в школе проходит смотр войск. Каждый класс имеет свою форму: летчиков, матросов, разведчиков. Таким образом , смотр войск  фактически открывает уроки мужества. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков  на братскую могилу. В этом году в честь 70- летия окончания Великой Отечественной войны наша школа в том числе и мой класс принял участие в " Живом полку" .

       В.А.Сухомлинский писал: "Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".

    Для достижения этих задач имеют богатые возможности уроки литературного чтения и русского языка. Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Они воспитывают в человеке патриотизм. Пословицы обогащают наш язык , придают ему  выразительность, точность.

        Жить - Родине служить.

        Герой умирает, а слава его живет.

  При изучении слов с непроверяемыми согласными использую такие пословицы:

  • Честный труд - наше богатство.
  • Родина краше солнца, дороже золота.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Дети заучивают пословицы, составляют мини-сочинения на тему: "Мой родной город", рисуют рисунки и т.д.

       Одним из самых глубоких патриотических  чувств человека является любовь к родной природе. Материалы учебника русского языка и литературы насыщены произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Очень многие стихотворные тексты я использую для:

  • орфографических минуток и письма по памяти
  • определение падежа
  • объяснение орфограмм
  • спряжение глаголов

Также использую еще и такие задания:

  • написание изложений
  • написание сочинений по картине
  • сочинение по наблюдениям

Необходимо отметить , что язык теснейшим образом  связан с культурой: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее.

        Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является  составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными  объектами и явлениями, размышления  над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений - все это пробуждает мысль детей, заставляет задуматься об экологических проблемах  своего города, своей страны.

        Значение личности педагога столь велико , что  он может усиливать или ослаблять влияние других компонентов среды. Так, богатая, выразительная, эмоциональная речь учителя усиливает воздействие языковой среды, поскольку дети , осваивая образцы культурного общения , поднимаются выше в своем языковом развитии.

       Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем,что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку нужно об этом рассказывать, показывать семейные реликвии ( ордена, медали, фотографии, стихи, рассказы, книги и т.д.), идут вместе с ними на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

     Патриотизм  - глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер. Считаю, что воспитание  столь глубокого и скрытого  отношения требует от педагогов  тонкого , деликатного  подхода. Его нельзя насаждать  авторитарными методами . В патриотическом воспитании , как ни в каком  другом , важна скрытая  позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребенка.

      Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем  окружении детей. Но при этом необходимо  дать каждому  ребенку реальную возможность  занять активную  позицию в организации групповой  деятельности. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.

     Таким образом , обобщая вышеизложенное , можно  сделать вывод, что данная система патриотического  воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, помогает ребенку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создает надежную опору на жизненном пути ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....