"Экология родного края"
классный час (3 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 576.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Класс: 3 класс
Тема: "Экология родного края"
Цель: Создание условий для формирования у обучающихся понимание значения Красной книги как средства защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных Курской области
Задачи:
Образовательные: Познакомить с разными видами растений и животных, которые занесены в Красную книгу
Развивающие: Развивать познавательный интерес к изучению природы родного края и умение формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Воспитательные: Воспитывать уважение к природе и понимание важности охраны редких видов
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки с картинками (аист, змея, цветок), бланки ответов, кувшины (красный, желтый, зеленый).
Целевые ориентиры результатов воспитания:
Экологическое:
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ход занятия:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Вводная часть | |
- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас на сегодняшним занятии. | Дети приветствуют учителя |
- Ребят, давайте перед тем, как начнем наш классный час пожелаем друг другу удачи, а для этого возьмитесь с соседом по парте за руки и посмотрите друг другу в лицо и улыбнитесь | Дети берутся за руки и улыбаются друг другу |
2. Основная часть | |
-Ребят, посмотрите на доску и скажите, как называется книга, которую вы видите? | Дети отвечают «Мы видим Красную книгу, в ней находяться животные которых надо защищать» «Это красная книга, там находяться редкие виды животных» |
- Правильно, это Красная книга и в ней записаны животные и растения, которые находяться на грани исчезновения и которые навсегда исчезли. | Дети слушают |
- Ребят, а как вы думаете в Курской области есть растения, и животные, которые надо охранять? | Дети отвечают « Да, в Курской области есть утки, и они тоже нуждаются в защите» « У нас есть лебеди, их тоже надо защищать» « Кошачья мята тоже находиться в Красной книге» |
- Вы совершенно правы! В Курской области действительно обитают растения и животные, которые нуждаются в нашей защите. Все они занесены в Красную книгу Курской области. Давайте подробнее познакомимся с этими удивительными представителями природы! | Дети слушают |
- Ребят, обратите свое внимание на доску. Чёрный аист — крайне редкий малоизученный вид. Он занесён в Красную книгу России как исчезающий вид, нуждающийся в особой охране. В регионе чёрный аист был отмечен в Глушковском, Кореневском, Льговском, Рыльском и Хомутовском районах. Он населяет высокоствольные глухие леса вблизи водоёмов. Гнездится отдельными парами обычно по долинам рек или вблизи озёр, где болота и сырые луга чередуются с лесными участками. Гнёзда птицы строят на высоте 10–20 метров. Обычно аисты возвращаются к одному и тому же гнезду на протяжении всей жизни. Обычно у них появляется от двух до пяти птенцов. Чёрный аист ведёт скрытный образ жизни и старается не попадаться на глаза человеку. Прилетает в марте — апреле, а мигрирует в сентябре. Питается насекомыми, рыбами и лягушками. Соня лесная — небольших размеров пушистое животное (длина тела — 8–12 см, хвоста — 6–11 см). Внешне напоминает белок, но мельче. Лесная соня отличается чёрной полоской через глаз. Уши у неё без кисточек, глаза большие. В Курской области известны три местонахождения лесной сони: Бунинская лесная дача (Льговский район), окрестности хут. Пасечного и д. Зорино (Обоянский район), а также и некоторые лесные массивы Суджанского района. Обитает в лиственных и смешанных лесах, плодовых садах. Поселяется в рыхлых шаровидных гнёздах, брошенных гнёздах сорок, в дуплах и искусственных гнездовьях. Молодые рождаются в июне-июле, в помёте бывает от 2 до 9 детёнышей. Питается семенами, плодами, орехами, насекомыми. Занесена в Красную книгу Курской области как вид с невысокой численностью. Пчела-плотник - занесена в Красные книги России и Курской области (2001) с категорией 2, которая означает, что угроза её исчезновения на территории области велика. В Курской области встретить этот редкий вид можно на территории Курского, Медвенского, Обоянского, Горшеченского, а также Беловского районов. Гнёзда пчела-плотник устраивает в почве, в сухостойных деревьях, постройках, опорах линий электропередач. Лет имаго происходит в мае–июне. Отличается от родственных ей видов угольно-чёрной окраской тела и яркими фиолетовыми крыльями Ива черничная — небольшой кустарник высотой 20–60 сантиметров, иногда чуть выше. Ветви красновато-бурые. Листочки мелкие, сверху сизовато-зелёные, снизу — сизые. Цветёт в мае — июне Распространение: достоверно известен из двух пунктов: озеро Клюквенник Суджанского района и болотные западинки западнее с. Бобрышево Пристенского района. Кроме того, указывался для Зоринских болот Обоянского района и Курского района. Белозор болотный в Курской области — многолетнее травянистое растение высотой 10–35 см. Распространено в основном по долине реки Сейм и её притоков. Строение цветка белозора болотного весьма необычно. Между полосатыми лепестками и тычинками находится круг стаминодиев (так называются тычинки, превращающиеся в бесплодные образования). На краях этих образований сидят «булавочки» с тонкими ножками и головками на концах их. Эти головки очень похожи на капельки нектара или мёда, и насекомые, введённые в заблуждение, прилетают на цветок и содействуют опылению Вереск обыкновенный — уязвимый вид, редкий в лесостепной зоне. Распространён в долинах рек Сейм и Свапа в северо-западной половине области (Дмитриевский, Железногорский, Курский, Рыльский, Хомутовский районы). Описание: кустарничек высотой 20–80 см. Растёт по опушкам сосняков, березняков и смешанных лесов, окраинам болот, пустошам на песчаных надпойменных террасах рек. Цветёт в июне–августе. Размножается семенами и вегетативно. Болотная черепаха занесена в Красную книгу Курской области как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Описание: вырастает до 23 сантиметров, у неё достаточно длинный хвост, около 12 сантиметров. Панцирь и тельце тёмно-оливковые, с жёлтыми вкраплениями. Низ панциря светлый, желтоватый. На лапах имеются перепонки и длинные когти. Места обитания: болота, пруды, озёра, тихие речные заводи с илистым дном и пологим берегом, где есть открытые места, удобные для приёма солнечных ванн. Образ жизни: днём находятся на берегу и греются на солнышке. С октября по апрель-май зимуют на дне, где зарываются в ил. Питание: питаются насекомыми, ракообразными, головастиками, рыбой и другими. Средняя продолжительность жизни в природе составляет 20–30 лет. Тритон гребенчатый — редкий вид Описание: крупная амфибия, длина тела — 42–97 мм, общая длина с хвостом — 105–138 мм. Хвост примерно равен или немного короче тела с головой. Кожа грубая. Окраска спины и боков — чёрные или коричневато-чёрные с тёмными пятнами. На боках тела имеются многочисленные белые точки. Горло чёрное (иногда желтоватое) с белыми точками. Обитает в лиственных лесах, на пойменных лугах, в луговой степи. Активен с апреля по сентябрь на суше в сумерки и ночью, в водоёмах преимущественно днём. Выходит из водоёмов в июле. На зимовку уходит в сентябре–октябре Голубянка дафнис — редкий вид, имеющий низкую численность и встречающийся на ограниченной территории. Описание: длина переднего крыла — 12–19 мм. Крылья самцов сверху серебристо-голубые, с узкой тёмной каймой, у самок — бурые. В отличие от других голубянок задние крылья без красных пятен. Распространение: В Курской области — окрестности г. Курска, Курский, Медвенский, Горшеченский и Мантуровский районы. Места обитания: сухие известковые склоны оврагов и балок, лесные опушки, берега рек. | Дети слушают |
-А теперь давайте отдохнем! Представьте, что мы идем по лесу, как медведи. Поднимите руки вверх и сделайте несколько шагов вперед, медленно и уверенно, как будто вы медведь. Теперь давайте прыгнем, как зайцы! Сделайте два больших прыжка вперед и два назад. Не забудьте делать ушки зайца — поднимите руки вверх! Теперь мы — цветы на лугу. Вытяните руки вверх и потянитесь к солнцу. Затем опустите руки вниз, как будто вы закрываетесь на ночь. | Дети выполняют задания |
- Теперь я предлагаю вам разделиться на команды, но для этого вам надо подойти и вытащить карточку, на которой будет изображение (аист, змея, цветок). Какую карточку вы вытащите в той команде и будите. | Дети подходят и вытягивают карточку с изображением |
- Перед тем как перейти к викторине, я предлагаю вспомнить правила работы в команде. Уважайте друг друга: Слушай мнения и идеи своих товарищей. Каждый имеет право высказать свое мнение. Работайте вместе: Делитесь задачами и помогайте друг другу. Командная работа – это работа в группе. Решайте конфликты мирно: Если возникают разногласия, старайтесь решить их с помощью разговора, а не ссор | Дети слушают |
- Ребята, а теперь давайте начнем викторину. Слушайте вопросы внимательно и отмечайте ваш вариант ответа на бланке ответов, который лежит у нас на парте. 1.В каких районах был отмечен чёрный аист? A) В городах B) В Глушковском, Кореневском, Льговском, Рыльском и Хомутовском районах C) В пустынях 2.Какой характерной чертой отличается лесная соня от белок? A) У неё длинный хвост B) У неё чёрная полоска через глаз C) У неё большие уши 3.Где пчела-плотник устраивает свои гнёзда? A) В воде B) В почве, сухостойных деревьях, постройках и опорах линий электропередач C) В кустах 4.Сколько птенцов обычно появляется у чёрного аиста? A) Один B) От двух до пяти C) Шесть 5.Какой высоты достигает ива черничная? A) 10–20 сантиметров B) 20–60 сантиметров C) 60–100 сантиметров 6.Какой цвет имеет спина и бока тритона гребенчатого? A) Ярко-зелёный B) Чёрный или коричневато-чёрный с тёмными пятнами C) Синий с жёлтыми полосами 7.Когда тритон гребенчатый уходит на зимовку? A) В июне B) В сентябре–октябре C) В декабре 8.Какие места обитания предпочитает голубянка дафнис? A) Пустыни B) Сухие известковые склоны оврагов, лесные опушки и берега рек C) Мокрые болота 9.Чем питается болотная черепаха? A) Только растениями B) Насекомыми, ракообразными, головастиками и рыбой C) Только рыбой 10.Какова средняя продолжительность жизни болотной черепахи в природе? A) 10–15 лет B) 20–30 лет C) 40–50 лет | Дети слушают и отвечают |
3. Заключительная часть | |
- Наш классный час подошел и концу. И я хочу, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? | Дети отвечают « Я много нового узнал про Лесную соню, а понравилось мне как она выглядит» «Мне понравилась Голубая дафне, я не знала, что есть такая бабочка» « Мне понравился Черный аист, я не знала, что аисты бывают черные» |
- Перед вами лежать три бабочки разного цвета Каждый из вас должен поднять одну из бабочек. Красная – вы нечего не поняли, вам не понравилось наше занятие; Жёлтая – вам понравилось, но не совсем. Зелёная - вам было интересно, вы всё поняли, на занятии вам было очень интересно. | Дети поднимают бабочек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология родного края
Методическая разработка классного часа в начальной школе...

Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов
разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"
Рабочая программа по факультативному курсу «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Спасаем экологию родного края
Окружающая нас природа – это достаточно хрупкий организм. Только внимательное отношение к ней и соблюдение правил всеми членами нашего общества может помешать ее разрушению. Если мы не будем беречь ок...


