"Экология родного края"
классный час (3 класс)

На данном занятии учащиеся погружаются в увлекательный мир редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Курской области. Мы знакомимся с удивительными обитателями нашей природы, такими как величественный чёрный аист, загадочная соня лесная, трудолюбивая пчела-плотник, изящная ива черничная и редкий белозор болотный. 
 
С особым вниманием акцентируется важность охраны этих уникальных видов, находящихся на грани исчезновения, что подчеркивает необходимость бережного отношения к природе. Учащиеся активно участвуют в интерактивных упражнениях, способствующих созданию положительной атмосферы и вовлечению в тему защиты окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_rodnogo_kraya.docx576.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Класс: 3 класс

Тема: "Экология родного края"

Цель: Создание условий для формирования у обучающихся понимание значения Красной книги как средства защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных Курской области

Задачи:

Образовательные: Познакомить с разными видами растений и животных, которые занесены в Красную книгу

Развивающие: Развивать познавательный интерес к изучению природы родного края и умение формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Воспитательные: Воспитывать уважение к природе и понимание важности охраны редких видов

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки с картинками (аист, змея, цветок), бланки ответов, кувшины (красный, желтый, зеленый).

Целевые ориентиры результатов воспитания:

Экологическое:

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Вводная часть

- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас на сегодняшним занятии.

Дети приветствуют учителя

- Ребят, давайте перед тем, как начнем наш классный час пожелаем друг другу удачи, а для этого возьмитесь с соседом по парте за руки и посмотрите друг другу в лицо и улыбнитесь

Дети берутся за руки и улыбаются друг другу

2. Основная часть

-Ребят, посмотрите на доску и скажите, как называется книга, которую вы видите?

Дети отвечают

«Мы видим Красную книгу, в ней находяться животные которых надо защищать»

«Это красная книга, там находяться редкие виды животных»

- Правильно, это Красная книга и в ней записаны животные и растения, которые находяться на грани исчезновения и которые навсегда исчезли.    

Дети слушают

- Ребят, а как вы думаете в Курской области есть растения, и животные, которые надо охранять?

Дети отвечают

« Да, в Курской области есть утки, и они тоже нуждаются в защите»

« У нас есть лебеди, их тоже надо защищать»

« Кошачья мята тоже находиться в Красной книге»

- Вы совершенно правы! В Курской области действительно обитают растения и животные, которые нуждаются в нашей защите. Все они занесены в Красную книгу Курской области. Давайте подробнее познакомимся с этими удивительными представителями природы!

Дети слушают

- Ребят, обратите свое внимание на доску.

Чёрный аист  — крайне редкий малоизученный вид. Он занесён в Красную книгу России как исчезающий вид, нуждающийся в особой охране.

В регионе чёрный аист был отмечен в Глушковском, Кореневском, Льговском, Рыльском и Хомутовском районах. Он населяет высокоствольные глухие леса вблизи водоёмов. Гнездится отдельными парами обычно по долинам рек или вблизи озёр, где болота и сырые луга чередуются с лесными участками.

Гнёзда птицы строят на высоте 10–20 метров. Обычно аисты возвращаются к одному и тому же гнезду на протяжении всей жизни. Обычно у них появляется от двух до пяти птенцов.

Чёрный аист ведёт скрытный образ жизни и старается не попадаться на глаза человеку. Прилетает в марте — апреле, а мигрирует в сентябре. Питается насекомыми, рыбами и лягушками.

Соня лесная  — небольших размеров пушистое животное (длина тела — 8–12 см, хвоста — 6–11 см). Внешне напоминает белок, но мельче. Лесная соня отличается чёрной полоской через глаз. Уши у неё без кисточек, глаза большие.

В Курской области известны три местонахождения лесной сони: Бунинская лесная дача (Льговский район), окрестности хут. Пасечного и д. Зорино (Обоянский район), а также и некоторые лесные массивы Суджанского района.

Обитает в лиственных и смешанных лесах, плодовых садах. Поселяется в рыхлых шаровидных гнёздах, брошенных гнёздах сорок, в дуплах и искусственных гнездовьях.

Молодые рождаются в июне-июле, в помёте бывает от 2 до 9 детёнышей. Питается семенами, плодами, орехами, насекомыми.

Занесена в Красную книгу Курской области как вид с невысокой численностью.

Пчела-плотник - занесена в Красные книги России и Курской области (2001) с категорией 2, которая означает, что угроза её исчезновения на территории области велика.

В Курской области встретить этот редкий вид можно на территории Курского, Медвенского, Обоянского, Горшеченского, а также Беловского районов.

Гнёзда пчела-плотник устраивает в почве, в сухостойных деревьях, постройках, опорах линий электропередач. Лет имаго происходит в мае–июне.

Отличается от родственных ей видов угольно-чёрной окраской тела и яркими фиолетовыми крыльями

Ива черничная — небольшой кустарник высотой 20–60 сантиметров, иногда чуть выше. Ветви красновато-бурые. Листочки мелкие, сверху сизовато-зелёные, снизу — сизые. Цветёт в мае — июне

Распространение: достоверно известен из двух пунктов: озеро Клюквенник Суджанского района и болотные западинки западнее с. Бобрышево Пристенского района. Кроме того, указывался для Зоринских болот Обоянского района и Курского района.

Белозор болотный в Курской области — многолетнее травянистое растение высотой 10–35 см. Распространено в основном по долине реки Сейм и её притоков.

Строение цветка белозора болотного весьма необычно. Между полосатыми лепестками и тычинками находится круг стаминодиев (так называются тычинки, превращающиеся в бесплодные образования). На краях этих образований сидят «булавочки» с тонкими ножками и головками на концах их. Эти головки очень похожи на капельки нектара или мёда, и насекомые, введённые в заблуждение, прилетают на цветок и содействуют опылению

Вереск обыкновенный — уязвимый вид, редкий в лесостепной зоне. Распространён в долинах рек Сейм и Свапа в северо-западной половине области (Дмитриевский, Железногорский, Курский, Рыльский, Хомутовский районы).

Описание: кустарничек высотой 20–80 см. Растёт по опушкам сосняков, березняков и смешанных лесов, окраинам болот, пустошам на песчаных надпойменных террасах рек. Цветёт в июне–августе. Размножается семенами и вегетативно.

Болотная черепаха занесена в Красную книгу Курской области как вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Описание: вырастает до 23 сантиметров, у неё достаточно длинный хвост, около 12 сантиметров. Панцирь и тельце тёмно-оливковые, с жёлтыми вкраплениями. Низ панциря светлый, желтоватый. На лапах имеются перепонки и длинные когти.

Места обитания: болота, пруды, озёра, тихие речные заводи с илистым дном и пологим берегом, где есть открытые места, удобные для приёма солнечных ванн.

Образ жизни: днём находятся на берегу и греются на солнышке. С октября по апрель-май зимуют на дне, где зарываются в ил.

Питание: питаются насекомыми, ракообразными, головастиками, рыбой и другими.

Средняя продолжительность жизни в природе составляет 20–30 лет.

Тритон гребенчатый  — редкий вид  

Описание: крупная амфибия, длина тела — 42–97 мм, общая длина с хвостом — 105–138 мм. Хвост примерно равен или немного короче тела с головой.  Кожа грубая. Окраска спины и боков — чёрные или коричневато-чёрные с тёмными пятнами. На боках тела имеются многочисленные белые точки. Горло чёрное (иногда желтоватое) с белыми точками.

Обитает в лиственных лесах, на пойменных лугах, в луговой степи. Активен с апреля по сентябрь на суше в сумерки и ночью, в водоёмах преимущественно днём.  Выходит из водоёмов в июле. На зимовку уходит в сентябре–октябре

Голубянка дафнис  — редкий вид, имеющий низкую численность и встречающийся на ограниченной территории.

Описание: длина переднего крыла — 12–19 мм. Крылья самцов сверху серебристо-голубые, с узкой тёмной каймой, у самок — бурые. В отличие от других голубянок задние крылья без красных пятен.

Распространение: В Курской области — окрестности г. Курска, Курский, Медвенский, Горшеченский и Мантуровский районы.

Места обитания: сухие известковые склоны оврагов и балок, лесные опушки, берега рек.

Дети слушают

-А теперь давайте отдохнем!

Представьте, что мы идем по лесу, как медведи. Поднимите руки вверх и сделайте несколько шагов вперед, медленно и уверенно, как будто вы медведь.

Теперь давайте прыгнем, как зайцы! Сделайте два больших прыжка вперед и два назад. Не забудьте делать ушки зайца — поднимите руки вверх!

Теперь мы — цветы на лугу. Вытяните руки вверх и потянитесь к солнцу. Затем опустите руки вниз, как будто вы закрываетесь на ночь.

Дети выполняют задания

- Теперь я предлагаю вам разделиться на команды, но для этого вам надо подойти и вытащить карточку, на которой будет изображение (аист, змея, цветок). Какую карточку вы вытащите в той команде и будите.

Дети подходят и вытягивают карточку с изображением

- Перед тем как перейти к викторине, я предлагаю вспомнить правила работы в команде.

Уважайте друг друга: Слушай мнения и идеи своих товарищей. Каждый имеет право высказать свое мнение.

Работайте вместе: Делитесь задачами и помогайте друг другу. Командная работа – это работа в группе.

Решайте конфликты мирно: Если возникают разногласия, старайтесь решить их с помощью разговора, а не ссор

Дети слушают

- Ребята, а теперь давайте начнем викторину. Слушайте вопросы внимательно и отмечайте ваш вариант ответа на бланке ответов, который лежит у нас на парте.

1.В каких районах был отмечен чёрный аист?

A) В городах

B) В Глушковском, Кореневском, Льговском, Рыльском и Хомутовском районах

C) В пустынях

2.Какой характерной чертой отличается лесная соня от белок?

A) У неё длинный хвост

B) У неё чёрная полоска через глаз

C) У неё большие уши

3.Где пчела-плотник устраивает свои гнёзда?

A) В воде

B) В почве, сухостойных деревьях, постройках и опорах линий электропередач

C) В кустах

4.Сколько птенцов обычно появляется у чёрного аиста?

A) Один

B) От двух до пяти

C) Шесть

5.Какой высоты достигает ива черничная?

A) 10–20 сантиметров

B) 20–60 сантиметров

C) 60–100 сантиметров

6.Какой цвет имеет спина и бока тритона гребенчатого?

A) Ярко-зелёный

B) Чёрный или коричневато-чёрный с тёмными пятнами

C) Синий с жёлтыми полосами

7.Когда тритон гребенчатый уходит на зимовку?

A) В июне

B) В сентябре–октябре

C) В декабре

8.Какие места обитания предпочитает голубянка дафнис?

A) Пустыни

B) Сухие известковые склоны оврагов, лесные опушки и берега рек

C) Мокрые болота

9.Чем питается болотная черепаха?

A) Только растениями

B) Насекомыми, ракообразными, головастиками и рыбой

C) Только рыбой

10.Какова средняя продолжительность жизни болотной черепахи в природе?

A) 10–15 лет

B) 20–30 лет

C) 40–50 лет

Дети слушают и отвечают

3. Заключительная часть

- Наш классный час подошел и концу.

И я хочу,  что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Дети отвечают

« Я много нового узнал про Лесную соню, а понравилось мне как она выглядит»

«Мне понравилась Голубая дафне, я не знала, что есть такая бабочка»

« Мне понравился Черный аист, я не знала, что аисты бывают черные»

- Перед вами лежать три бабочки разного цвета

Каждый из вас должен поднять одну из бабочек.

Красная – вы нечего не поняли, вам не понравилось наше занятие;

Жёлтая – вам понравилось, но не совсем.

Зелёная - вам было интересно, вы всё поняли, на занятии вам было очень интересно.

Дети поднимают бабочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология родного края

Методическая разработка классного часа в начальной школе...

Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов

разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Проект "Экология родного края"

Проект по экологическому воспитанию обучающихся....

Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"

Рабочая программа по факультативному  курсу  «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Спасаем экологию родного края

Окружающая нас природа – это достаточно хрупкий организм. Только внимательное отношение к ней и соблюдение правил всеми членами нашего общества может помешать ее разрушению. Если мы не будем беречь ок...