Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении
презентация к уроку (1 класс)
Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1009.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь , тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладения письменной речью у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи :
1.Дети должны уметь слушать и слышать других При не сформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2.Звуковая сторона речи - Ребенок должен правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. - Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр). - Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации. - Изменять темп речи с учетом содержания высказывания шуба – « суба », жук – « зук », звезда – « зведа », рыба – « лыба »
3. Фонематический слух. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, отвечающий за распознание и воспроизведение фонем. У детей должно быть сформировано фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза
Дети должны уметь: Выделять звук из ряда звуков, слогов; Различать слова квазиомонимы на слух (бочка-почка); Выделять ударный и безударный гласный в начале слова, гласный звук в середине слова и конце слова; Выделять первый и последний согласный в слове; Определять последовательный и количественный анализ трех и четырех звуковых слов; Делить предложения на слова; Владеть навыками слогового анализа и синтеза
пропуски гласных букв ( всят-висят ), пропуски согласных букв ( комата-комната ), пропуски слогов и частей слова ( стрки-стрелки ), замена гласных ( люгкий-легкий ), замена согласных ( роча-роща ), перестановки букв и слогов ( онко-окно ), недописывание букв и слогов ( чере-через ), наращивание слов лишними буквами и слогами ( детити-дети ), искажение слова ( чайщик-чащи ) , слитное написание слов и их произвольное деление ( бойчасов-бой часов ), нарушение смягчения согласных ( болшой-большой ), неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный ).
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). а) Навыки словоизменения: у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов », на санках – «на санков »); над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес» белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); -образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); образовывать название детенышей животных; образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
6. Связная речь. - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; - рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Рекомендации логопеда:
Воспитание правильного звукопроизношения и дикции Для работы над правильным произнесение звуков родного языка необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Упражнения артикуляционной гимнастики должны выполняться: перед зеркалом вместе со взрослым (чтобы у ребёнка был перед глазами образец правильной артикуляции); ежедневно несколько раз в день (2-3 раза в день) стабильно, с усердием и вниманием.
Развитие устной речи профилактика возможных нарушений письменной речи Ежедневное чтение вслух взрослым классических сказок и других детских произведений. Живое общение в режимных моментах: на прогулке, за столом, в играх и т.д. Отвечайте на вопросы ребёнка и просите его что-то Вам рассказать, обсуждайте все события и явления. Взрослый должен ненавязчиво поправлять ошибки, допускаемые в речи ребёнком.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что «он вырастет, и сам научится говорить». Необходимо обратиться к логопеду.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»
Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...
"Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
Выступление на родительском собрании в 1 классе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...

Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
Выступление на родительском собрании....

Трудности адаптации первоклассников с ОВЗ к школьному обучению
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деят...

Родительское собрание. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....
