Классный час "Память в сердцах храним"
классный час (3 класс)
Материалы классного часа в 3 классе по теме "Память в сердцах храним" к восьмидесятилетию Победы. Разработка содержит конспект занятия и презентацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 233.14 КБ | |
| 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал к 80 летию Победы в ВОв
«Память в сердцах храним»
2025 год
Цель: формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
Задачи проведения:
#1057;пособствовать осмыслению школьниками роли, места и характера влияния России на ход международных событий в современном мире, как страны-победительницы в Великой Отечественной войне.
2. Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как уважение к памяти павших за Родину, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины.
3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, уважение к исторической памяти народов России в связи с пережитой войной.
Планируемые результаты.
Предметные: получат представления о героизме советского народа в годы ВОв.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности; проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной; логические – совершенствуют мыслительные операции.
Коммуникативные – слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строят понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, технология сотрудничества.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма проведения: рассказ учителя и ведущих (обучающихся старших классов) с включением сообщений и стихов обучающихся, в сопровождении мультимедийной презентации, песен.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
кадровые: классный руководитель, старшеклассники в роли ведущих, коллеги по работе, родители;
материально-технические: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, фонограммы песен ( «Журавли», «Священная война», «Ах, война, что ты сделала подлая», «День победы»), слова диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, портреты детей-героев войны.
1. Основная часть
Устный журнал представляет собой рассказ, сопровождаемый стихотворениями, песнями и презентацией по страницам с определённой тематикой:
1 страница – «…И началась война»
2 страница – «Маленькие герои большой войны»
3 страница – «У войны не женское лицо…»
4 страница – «Победа»
Вступительная часть
Самоопределение к деятельности, организационный этап
Звучит музыка. Бернес М. «Журавли». Дети усаживаются на места.
Музыка становится тише
На фоне музыки Бернеса Марка «Журавли» ученик читает стих.
Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не всё сохранит.
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Какими путями прошли вы, солдаты?
Какие преграды сумели сломить?
Стираются лица, стираются даты,
Военных дорог никогда не забыть.
Учитель: - Какая музыка сейчас звучала? (Бернес М. «Журавли»)
Учитель: - Ребята, почему я выбрала эту музыку? О какой важной дате в истории нашей страны идёт речь?
- Какая тема и цель классного часа ? (Классный час посвящается 80-летию Великой Победы в Великой Отечественной войны)
Музыка звучит чуть громче, но недолго, затем затихает.
- Почему Великая Отечественная война 1941-1945 г.г названа Отечественной?
Основная часть
Учитель: Слайд 1. - Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них сочиняют легенды, пишут книги, сочиняют музыку и стихи. Но самое главное – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение. Она не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый .
1 чтец: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
Страница 1. «…И началась война» Слайд 2.
Дети читают стихотворение
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Ведущий: В далекий летний день 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Выпускники готовились к праздничному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что их приятные хлопоты и задорные игры перечеркнет одно страшное слово – «война».
Ведущий: А начиналось все так: люди крепко спали после трудовой недели. Тихо было в предутренний час. Не спали только пограничники. Зорко охраняли они рубежи родной земли. И вдруг на западе на чуть светлеющем небе появились какие-то яркие огни. Красные, зеленые, они медленно плыли к границе. Послышался шум моторов. Прежде чем люди успели понять, что произошло, полетели бомбы. Языки пламени взметнулись, казалось, до самого неба. Яростный вой, грохот, разрушения, кровь, смерть. Это началась Великая Отечественная война, длившаяся долгих четыре года, 1418 дней.
Учитель. - «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. «Война!» — крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени» (Б. Васильев).
Звучит речь Левитана – о начале Великой отечественной войны. Слайд 3.
Звучит песня «Священная война» (первый куплет)
Сообщения детей:
1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
3. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
4. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
5. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
6. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
Страница 2. «Маленькие герои большой войны» Слайд 4.
Учитель: - Когда мы говорим о войне, часто говорим о подвигах. А как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)
- Подвиг - это великий бескорыстный порыв души человека, когда он отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Подвиг может совершить один человек, два, три, сто, тысяча, а ещё бывает ПОДВИГ НАРОДА. Это когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
- И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя…
Звучит песня «Ах война, что ты сделала подлая» (первый и последний куплеты)
Учитель: - Рядом с именами легендарных героев войны Маресьева, Каплунова, Покрышкина и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Слайд 5.
Дети сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то ещё был совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то на пороге юности. Война застала их в маленьких деревеньках и больших городах, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ведущий: - О чем только не мечтали тогда мальчишки, но мечты их опалила война. Повзрослели они до времени: война стала суровым испытанием для них, но встретили они ее не по годам мужественно.
Ведущий: - Тяжелые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Во время войны погибло 13 миллионов детей.
Ведущий: - До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Ведущий: - Но наступил час, и они показали, каким огромным может стать совсем маленькое детское сердечко, когда в нём разгорается любовь к Родине и ненависть к врагам.
Ведущий: - Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легли бедствия и невзгоды, горе военных лет. Но они не согнулись под этой тяжестью, стали ещё сильнее духом, мужественнее, выносливее.
У нас в Курске находится Военно-исторический музей «Юные защитники Родины» был открыт по решению директора Курского завода тракторных запасных частей имени 50-летия СССР в ДК КЗТЗ. Основатель музея — Клара Александровна Рябова. В 1978 году музею было присвоено звание «народный», в 1991 году он стал филиалом Курского областного краеведческого музея.
В экспозиции музея отражена история Великой Отечественной войны 1941–1945 годов через судьбы воевавших детей и подростков. Более 300 тысяч воспитанников боевых частей и соединений, связных-разведчиков, подпольщиков и партизан, юнг всех флотов и флотилий с оружием в руках воевали на всех фронтах; 60 тысяч воинов-подростков погибли, из них 4,5 тысячи юных курян.
Фонды музея насчитывают более 27 тысяч экспонатов. В экспозиции представлены реликвии войны, оружие, предметы фронтового быта, награды, фотодокументы, личные вещи юных участников Великой Отечественной войны. С Курской землей связаны имена юного героя Гражданской войны А.П. Гайдара, сына полка И.Н. Суржикова.
Музей «Юные защитники Родины» — это единственный в России и на всем постсоветском пространстве музей, посвященный подвигу детей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно его посещают более 35 тысяч человек
. Пел солдатам перед боем
Ваня Суржиков родился в селе Романовка Дмитриевского района в 1928 году. Потеряв во время войны родителей, отправился на фронт. В 12 лет он ходил в разведку, выполнял боевые задания. В минуты отдыха и в тяжёлые дни перед боем пел для солдат. Ещё на фронте Ваня решил: «Если не убьют, буду артистом». Песни «курского соловья» любил слушать командующий войсками 2-го Белорусского фронта Константин Рокоссовский. В творчестве для Ивана Суржикова он стал «крёстным отцом». Юный солдат участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши. Победу встретил в Германии. Иван Николаевич награждён орденом Красной Звезды, более чем 20 медалями, в том числе «За боевые заслуги».
После войны мечта Вани сбылась – он стал артистом мирового уровня. Весь мир рукоплескал нашему земляку. Пластинки с записями песен в исполнении Ивана Суржикова выходили миллионными тиражами, купить их было невозможно. Выпускались они и в США, его «Золотой диск» вышел в Париже.
В репертуаре Ивана Суржикова было более пятисот русских народных песен. Он знал несколько языков, легко общался с немцами, поляками, чехами, украинцами, а на гастролях в этих странах много песен исполнял на их родном языке.
Сегодня этого удивительного человека уже нет с нами. 8 марта 2000 года Иван Николаевич Суржиков, признанный мастер русской песни, ушёл из жизни. Куряне помнят и любят земляка.
В фондах музея «Юные защитники Родины», Дмитриевского краеведческого музея, музея «Курский соловей» много уникальных фотодокументов, мемуарных рассказов, киносюжетов о народном артисте России Иване Суржикове. Иван Николаевич очень гордился своей фронтовой юностью. В Курске памятник Ивану Суржикову установлен на Аллее Славы перед зданием областной филармонии.
11-летний партизан
Родина связного-разведчика Дмитровского партизанского отряда, воспитанника Первой Курской партизанской бригады Вали Баранчикова – деревня Муравчик Курской области. Немцы, отступая, сожгли её. 11-летний Валя тогда уже воевал в партизанском отряде. Мальчик строил оборонительные укрепления, работал на партизанских аэродромах, заготавливал хворост для костров для посадки самолетов, распространял листовки среди населения.
Валя ходил в разведку, был ездовым, подносил патроны, выносил раненых в безопасные места. В одном из тяжёлых боев, когда казалось, что фашисты взяли партизан в кольцо, Валя по знакомой тропке через болото вывел из-под огня старших товарищей.
Соединившись с частями Красной Армии, Валентин вместе с отцом и другими бойцами эвакуировал в тыл мирных жителей сёл, находившихся на линии сопротивления с фашистами. После освобождения территории района юный Баранчиков участвовал в разминировании улиц города Дмитровска и населённых пунктов района.
После войны Валентин окончил Сумское высшее артиллерийское командное училище, служил в Венгрии. С 1959 года – в запасе. Переехал на постоянное место жительство в Ростов-на-Дону. Закончил историко-филологический факультет Ростовского государственного университета. Больше 20 лет отработал журналистом, редактором ростовской заводской многотиражной газеты «Подшипник», затем трудился в редакционно-издательском отделе РГУ. В 1994 году был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ» за активную журналистскую деятельность по увековечиванию памяти защитников Отечества. Умер Валентин Васильевич 5 мая 2001 года.
Выносила раненых с поля боя
«Когда началась война, мне шёл четырнадцатый год. 22 июня мы все высыпали на улицу, побежали к репродукторам. Там уже стояла толпа, все слушали выступление Молотова. Так началась война», – пишет в своих воспоминаниях Ирина Яворская-Грызлова.
С июля 1942 года её родной Воронеж заняли немцы. Людей стали угонять в концлагеря, на работу в Германию. Составлялись списки кандидатов, в один из них попала и Ира. Но за пару дней до отправки у неё поднялась температура. Немцы страшно боялись тифа, и девушка избежала угона.
В феврале 1943 года в город пришли советские солдаты. 15-летняя Ирина решила пойти на фронт. Упросила взять её работать в медсанбат – «на подхвате».
Она прошла в госпитале курсы санинструкторов, и в звании младшего сержанта стала дочерью 109-й гвардейского стрелкового полка 37-й гвардейской стрелковой дивизии.
«Курская битва была моим боевым крещением. Что можно рассказать об этой битве? Я не могу описать, это надо было видеть и пережить. Иногда, вспоминая её, я даже не представляю, как мы все это смогли вынести. Сейчас это кажется сном или кино. А тогда было единое стремление – победить. Я вытаскивала с поля боя раненых. На себе нести их я, конечно, не могла и тащила волоком на плащ-палатке. Я стелила плащ-палатку рядом с раненым, и, если он был в сознании и мог двигаться, то сам на неё ложился».
Так начался боевой путь Ирины. Со 2 февраля 1943-го по 1945-й она воевала на Брянском и 1-м и 2-м Белорусских фронтах, была ранена, контужена. Принимала участие в форсировании Днепра, освобождении Белоруссии, Польши. После этого была Восточная Пруссия, затем Померания. Победу встретила в немецком Ростоке. Война закончилась в мае, а в августе 1945 года Ире исполнилось восемнадцать лет…
Сейчас Ирина Владимировна живёт в Санкт-Петербурге. Последний раз она приезжала в Курск на празднования, посвящённые 75-летию Курской битвы. Она награждена орденами Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и другие.
– Ирина Владимировна пишет стихи, издает книги, – рассказывает заведующий военно-историческим музеем «Юные защитники Родины» Лариса Холтобина. – Ирина Владимировна – давний друг музея, не раз участвовала во всесоюзных и всероссийских слётах юных защитников Отечества, которые традиционно проводились в Курске, была участницей многих международных встреч «Орлята огненной дуги».
Подбил танк на Курской дуге
Серёжа Анненков родился во Льгове. Когда началась война, парню было всего 14 лет. Сбежал на фронт, забравшись в машину с ящиками боеприпасов и спрятавшись под накидку. В 1943 году Серёжа оказался на передовой, на Огненной дуге, в артиллерийской батарее истребителей танков, стал воспитанником 65-й армии. С февраля 1943-го по апрель 1944 года Серёжа – заряжающий орудия в составе Центрального, 1-го Белорусского фронтов. Серёже приходилось и подносить снаряды, и заряжать орудия.
На третий день боев на одном из участков Северного фаса Курской дуги кончились снаряды, на счету батареи было восемь подбитых танков. В живых остались двое – лейтенант и Сергей, и на двоих – одна связка гранат. На батарею шёл девятый танк. Серёжа бросил последние гранаты на надвигающийся танк – тот загорелся. Взрывной волной Сергея отбросило на несколько метров в сторону. Очнулся он от холода, услышал немецкую речь – фашисты шли по полю боя. Серёжа сжался в ожидании автоматной очереди – фрицы добивали раненых. Об одном думал: только бы не дрогнул на лице ни один мускул. Его сочли мёртвым. Ночью поднялся и, шатаясь, побрёл на восток, откуда доносилась канонада, потом потерял сознание, очнулся в медсанбате. После того боя дал слово: после победы в честь каждого погибшего бойца посадить дерево. Свой боевой путь Серёжа закончил в Белоруссии. Награждён орденом Красной Звезды.
Ведущий: - Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Ведущий: - Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные. Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут! земной шар.
Страница 3. «У войны не женское лицо…» Слайд 7.
Учитель: - О гражданской доблести женщин тыла в 1941—1945 гг. можно сказать словами М.Исаковского, посвященных «Русской женщине» (1945):
…Да разве ж об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Учитель: Слайд 8. - Женщины не только трудились в тылу. На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Среди них были женщины - пенсионерки, школьницы старших классов. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками, а также владели всеми военными специальностями – летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы. Каждая стремилась выполнить свой долг и помочь Родине.
На некоторых предприятия, где до войны могли работать исключительно мужчины, пришло до 70% женщин. Не было таких заводов, фабрик, цехов, участков, на которых бы не работали женщины, не стало таких профессий, которые не освоили бы женщины: токари, револьверщицы, сверловщицы и др.
Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. Слайд
Ведущий: - Особо важную роль во время войны сыграла медицина. Благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер, их профессиональной, четкой и оперативной помощи свыше 70% раненых и 90% больных воинов были возвращены в строй.
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
"Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!"-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Ведущий: - В годы войны самоотверженно трудились учителя, не хватало помещений, топлива, учебных принадлежностей, но они по-прежнему выполняли свою основную задачу - обучение подрастающего поколения.
Ведущий: - Поддержать боевой дух солдат, дать надежду на безоговорочную победу, помочь вспомнить о мирной жизни помогали замечательные и отважные артистки: Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова.
Ведущий: - За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Свыше 200 тысяч человек получили орден Славы 2-й и 3-й степени. Н. А Журкина, М. С. Нечепорчукова стали полными кавалерами ордена Славы. 86 советским женщинам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 29 летчицам, 26 партизанкам, 17 работникам медицинской службы.
Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.
Чтец 1: Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Чтец 2: Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
Учитель: - Подвиг русских женщин навсегда останется на страницах истории, сохраним память о нем в своих сердцах, память о женщинах, принесших нашей Родине свободу.
Страница 4. «Победа» Слайд 9.
Ведущий: - И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистов народы Европы.
Ведущий: - Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
Ведущий: - И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!
Звучит песня «День Победы»
1 чтец: Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши дед
Врага сумели победить.
2 чтец: Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют! Слайд 10.
Ведущий: - В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные парады. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.
3 чтец: Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.
4 чтец: Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
5 чтец: Пусть не будет войны никогда! Слайд 11.
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
6 чтец: Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Заключительная часть
Составление синквейна.
- Давайте попробуем выразить свои мысли и чувства с помощью синквейна.
Правила составления синквейна:
1-я строка: 1 слово (существительное; предмет, о котором пойдет речь).
2-я строка: 2 слова (прилагательные; признаки, характеризующие предмет).
3-я строка: 3 слова (глаголы; действия, относящиеся к описываемому предмету).
4-я строка: 4-5 слов (предложение, выражающее ваше отношение к предмету).
5-я строка: 1 слово (суть темы, главная мысль).
(Дети составляют и зачитывают синквейны, например:
1 – война;
2 – мучительная, кровопролитная;
3 – губит, терзает, убивает;
4 – калечит людям жизнь;
5 – горе.)
Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы познакомились с несколькими страницами героической истории и воинской славы России. Но таких страниц еще великое множество.
Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие подвига советского народа и подвига каждого солдата и офицера, и тем больше – цену победы.
И чем больше мы будем знать о войне, тем бдительнее будем, тем больше будем ценить мирную жизнь, уважать память павших, быть благодарными тому поколению людей, которое победило врага. И стереть из памяти всё, что было на войне, нельзя, так как "это нужно не мёртвым, это нужно живым", то есть всем нам, и молодёжи в том числе. От нас сейчас зависит, сохранится ли память о погибших. А память эта священна. Погибшие никогда не исчезнут из сердец и памяти своих близких. И мы всегда будем благодарны им, ведь умирать, защищая свою страну до последнего – это и есть настоящий подвиг!
Гостева Вероника
Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не всё сохранит.
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Какими путями прошли вы, солдаты?
Какие преграды сумели сломить?
Стираются лица, стираются даты,
Военных дорог никогда не забыть.
Заулина Дарина
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
Ефремов Кирилл
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Ломакин В
1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
Гостева В
2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
Силаков А
3. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
Петрушенко М
4. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Заулина Д
5. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Ефремов Кирилл
6. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
Гостева Вероника.
Ваня Суржиков родился в селе Романовка Дмитриевского района в 1928 году. Потеряв во время войны родителей, отправился на фронт. В 12 лет он ходил в разведку, выполнял боевые задания. В минуты отдыха и в тяжёлые дни перед боем пел для солдат. Ещё на фронте Ваня решил: «Если не убьют, буду артистом». Песни «курского соловья» любил слушать командующий войсками 2-го Белорусского фронта Константин Рокоссовский. В творчестве для Ивана Суржикова он стал «крёстным отцом». Юный солдат участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши. Победу встретил в Германии. Иван Николаевич награждён орденом Красной Звезды, более чем 20 медалями, в том числе «За боевые заслуги».
После войны мечта Вани сбылась – он стал артистом мирового уровня. Весь мир рукоплескал нашему земляку. Пластинки с записями песен в исполнении Ивана Суржикова выходили миллионными тиражами, купить их было невозможно. Выпускались они и в США, его «Золотой диск» вышел в Париже.
В репертуаре Ивана Суржикова было более пятисот русских народных песен. Он знал несколько языков, легко общался с немцами, поляками, чехами, украинцами, а на гастролях в этих странах много песен исполнял на их родном языке.
Сегодня этого удивительного человека уже нет с нами. 8 марта 2000 года Иван Николаевич Суржиков, признанный мастер русской песни, ушёл из жизни. Куряне помнят и любят земляка.
В фондах музея «Юные защитники Родины», Дмитриевского краеведческого музея, музея «Курский соловей» много уникальных фотодокументов, мемуарных рассказов, киносюжетов о народном артисте России Иване Суржикове. Иван Николаевич очень гордился своей фронтовой юностью. В Курске памятник Ивану Суржикову установлен на Аллее Славы перед зданием областной филармонии.
Ефремов Кирилл
11-летний партизан
Родина связного-разведчика Дмитровского партизанского отряда, воспитанника Первой Курской партизанской бригады Вали Баранчикова – деревня Муравчик Курской области. Немцы, отступая, сожгли её. 11-летний Валя тогда уже воевал в партизанском отряде. Мальчик строил оборонительные укрепления, работал на партизанских аэродромах, заготавливал хворост для костров для посадки самолетов, распространял листовки среди населения.
Валя ходил в разведку, был ездовым, подносил патроны, выносил раненых в безопасные места. В одном из тяжёлых боев, когда казалось, что фашисты взяли партизан в кольцо, Валя по знакомой тропке через болото вывел из-под огня старших товарищей.
Соединившись с частями Красной Армии, Валентин вместе с отцом и другими бойцами эвакуировал в тыл мирных жителей сёл, находившихся на линии сопротивления с фашистами. После освобождения территории района юный Баранчиков участвовал в разминировании улиц города Дмитровска и населённых пунктов района.
После войны Валентин окончил Сумское высшее артиллерийское командное училище, служил в Венгрии. С 1959 года – в запасе. Переехал на постоянное место жительство в Ростов-на-Дону. Закончил историко-филологический факультет Ростовского государственного университета. Больше 20 лет отработал журналистом, редактором ростовской заводской многотиражной газеты «Подшипник», затем трудился в редакционно-издательском отделе РГУ. В 1994 году был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ» за активную журналистскую деятельность по увековечиванию памяти защитников Отечества. Умер Валентин Васильевич 5 мая 2001 года.
Заулина Дарина
Выносила раненых с поля боя
«Когда началась война, мне шёл четырнадцатый год. 22 июня мы все высыпали на улицу, побежали к репродукторам. Там уже стояла толпа, все слушали выступление Молотова. Так началась война», – пишет в своих воспоминаниях Ирина Яворская-Грызлова.
С июля 1942 года её родной Воронеж заняли немцы. Людей стали угонять в концлагеря, на работу в Германию. Составлялись списки кандидатов, в один из них попала и Ира. Но за пару дней до отправки у неё поднялась температура. Немцы страшно боялись тифа, и девушка избежала угона.
В феврале 1943 года в город пришли советские солдаты. 15-летняя Ирина решила пойти на фронт. Упросила взять её работать в медсанбат – «на подхвате».
Она прошла в госпитале курсы санинструкторов, и в звании младшего сержанта стала дочерью 109-й гвардейского стрелкового полка 37-й гвардейской стрелковой дивизии.
«Курская битва была моим боевым крещением. Что можно рассказать об этой битве? Я не могу описать, это надо было видеть и пережить. Иногда, вспоминая её, я даже не представляю, как мы все это смогли вынести. Сейчас это кажется сном или кино. А тогда было единое стремление – победить. Я вытаскивала с поля боя раненых. На себе нести их я, конечно, не могла и тащила волоком на плащ-палатке. Я стелила плащ-палатку рядом с раненым, и, если он был в сознании и мог двигаться, то сам на неё ложился».
Так начался боевой путь Ирины. Со 2 февраля 1943-го по 1945-й она воевала на Брянском и 1-м и 2-м Белорусских фронтах, была ранена, контужена. Принимала участие в форсировании Днепра, освобождении Белоруссии, Польши. После этого была Восточная Пруссия, затем Померания. Победу встретила в немецком Ростоке. Война закончилась в мае, а в августе 1945 года Ире исполнилось восемнадцать лет…
Сейчас Ирина Владимировна живёт в Санкт-Петербурге. Последний раз она приезжала в Курск на празднования, посвящённые 75-летию Курской битвы. Она награждена орденами Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и другие.
– Ирина Владимировна пишет стихи, издает книги, – рассказывает заведующий военно-историческим музеем «Юные защитники Родины» Лариса Холтобина. – Ирина Владимировна – давний друг музея, не раз участвовала во всесоюзных и всероссийских слётах юных защитников Отечества, которые традиционно проводились в Курске, была участницей многих международных встреч «Орлята огненной дуги».
Силаков Артём
Подбил танк на Курской дуге
Серёжа Анненков родился во Льгове. Когда началась война, парню было всего 14 лет. Сбежал на фронт, забравшись в машину с ящиками боеприпасов и спрятавшись под накидку. В 1943 году Серёжа оказался на передовой, на Огненной дуге, в артиллерийской батарее истребителей танков, стал воспитанником 65-й армии. С февраля 1943-го по апрель 1944 года Серёжа – заряжающий орудия в составе Центрального, 1-го Белорусского фронтов. Серёже приходилось и подносить снаряды, и заряжать орудия.
На третий день боев на одном из участков Северного фаса Курской дуги кончились снаряды, на счету батареи было восемь подбитых танков. В живых остались двое – лейтенант и Сергей, и на двоих – одна связка гранат. На батарею шёл девятый танк. Серёжа бросил последние гранаты на надвигающийся танк – тот загорелся. Взрывной волной Сергея отбросило на несколько метров в сторону. Очнулся он от холода, услышал немецкую речь – фашисты шли по полю боя. Серёжа сжался в ожидании автоматной очереди – фрицы добивали раненых. Об одном думал: только бы не дрогнул на лице ни один мускул. Его сочли мёртвым. Ночью поднялся и, шатаясь, побрёл на восток, откуда доносилась канонада, потом потерял сознание, очнулся в медсанбате. После того боя дал слово: после победы в честь каждого погибшего бойца посадить дерево. Свой боевой путь Серёжа закончил в
Белоруссии. Награждён орденом Красной Звезды.
1 чтец: Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
2 чтец: Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!
3 чтец: Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.
4 чтец: Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
5 чтец: Пусть не будет войны никогда! Слайд 11.
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
6 чтец: Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
«Половневская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
Устный журнал к 80 летию Победы в ВОВ
«Память в сердцах храним»
3 класс
Классный руководитель
Мишина Н.Н
2025 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Память бережно храним»
Классный час «Память бережно храним». Классный час к 9 мая....
классный час " Память бережно храним"
Разработка классного часа, посвящённого победе в Великой отечественной войне...
Классный час "Где же хранятся слова?"
Классный час...

Конспект классного часа "Память бережно храним. Дети войны".
Материал содержит сведения о Великой Отечественной войне, отрудной жизни детей войны. Через что пришлось пройти всем в этой войне....

Классный час «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы ВОВ (1941-1945гг.))
Классный час«Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы ВОВ (1941-1945гг.))...

Классный час «Память бережно храним»
Цель:· воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;· закрепление и углубление исто...

