Консультация для педагогов детского сада «Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах».
консультация
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г.М. Коджаспирова, Педагогический словарь)
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Индивидуализация предметно-пространственной среды в группах».
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.
Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
Ребенка можно сравнить с солнышком,
вокруг которого вращается
весь педагогический процесс,
его сила должна быть выявлена,
интересы удовлетворены,
способности развиты.
Создание индивидуализированной предметно-пространственной среды обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность к себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность.
Индивидуализированная РППС способствует:
- максимальной реализации образовательного потенциала пространства образовательной организации.
- наличию материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности.
- охране и укреплению здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития.
- возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- двигательной активности детей, а так же возможность их уединения.
Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах. У нас уже в основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.
Можно дополнить раздевалку стендом «Здравствуйте, я пришел!». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых.
В каждой группе у нас есть стенд или уголок «Уголок именинника» с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа (с целью познавательного развития). Здесь же можно разместить «Дерево желаний», где ребенок может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику, записанные самим или с их слов воспитателем. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.
Стенд «Звезда дня», или «Герой дня» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я - концепции», развитие самосознания и самооценки.
Можно дополнить этот стенд рубрикой «Я умею», «Я люблю», которая заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. В младших группах воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте, дети могут это сделать самостоятельно.
Или рубрикой «Я научился!», которая информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы.
В рубрике «Вот я какой!» отмечаются качества ребенка (трудолюбивый, добрый, аккуратный). Для демонстрации достижений отдельного ребенка в группе или в приемной можно оформить персональные выставки работ детей.
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку «Моё настроение». В специально организованном месте помещают фишки, магниты или прищепки с фотографиями детей. С помощью которых они учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше (радостное, грустное, спокойное, задумчивое, злое, веселое и пр.)
С помощью стенда или стенгазеты «Мы друзья» - ребенок может рассказать окружающим о своих друзьях, отмечать с кем он дружит, общается.
В приемной можно разместить «Почту родителей» с целью изучения потребностей родителей, а «СМС-почта» для информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – это короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду. Можно дополнить приемную стендом «Занимашки», или на шкафчиках разместить «Окошко дошкольника», в которых воспитатель будет размещать карточки с заданием для индивидуальных занятий родителей с ребенком дома. Можно разместить «Интерактивную фоторамку» для информирования родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе.
«Портфолио группы» - формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства.
В зоне для психологической разгрузки, то есть уголках для уединения (шатер, палатка, ширма и т.д.), можно разместить фотоальбомы с семейными или групповыми фотографиями, мягкими игрушками детей.
Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, она должна помогать глубже познавать и раскрывать свои возможности и возможности сверстников. Поэтому целесообразно создать «Панораму добрых дел», это уголок или можно отдельно на каждого ребенка завести «Дневник достижений», в котором отмечаются достижения детей в течение месяца, а так же стимулируют желание дошкольников присоединиться к интересам и деятельности сверстников. Для воспитателей и родителей такая «Панорама добрых дел» - метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, застегивать молнию на куртке, рисовать домик).
А так же возможно оформление стенда «Наши достижения», на котором будут вывешиваться достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях.
Можно оформить стенд «Я сегодня выбираю», на котором ребенок сам будет выбирать и отмечать центр, в котором он сегодня будет заниматься. Или коробочку «Деловые хлопоты», которая будет заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «гардеробщик», «счетовод» и др. поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также присутствовать периодически, например коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Этот уголок можно так и назвать «Островок сокровищ» (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами). В процессе коллекционирования ребенок учиться систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, или сам ребенок представляя детям коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Можно дополнить имеющийся уголок «Кладовой сокровищ» - место хранения на время сна самых драгоценных вещей воспитанников.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. («Музей колокольчиков», «Музей игрушек наших родителей», «Чудо телефон», «Вторая жизнь дерева», «Музей ключей», «Музей часов» и т.д.) Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности, а так же творческих работ родителей, родственников ребенка совместно с самим ребенком, можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества» (картины, аппликации, алмазная мозаика, выпечка, работ, выполненных в нетрадиционной технике). Можно создать персональные выставки. Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.
Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Детская агрессивность и способы ее коррекции»
консультация по детской психологии...
Анкета для педагогов по оценке развивающей предметно- пространственной среды
Поможет проанализировать и оценить созданную в дошкольной организации развивающую предметно-пространственную среду, а так же определить степень ее соответствия современным требованиям....
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»
Развивающая предметно-пространственная среда – это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста и выступает усл...
Буклет "Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в детском саду"
Описание принципов построения РППС...
Организация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста (на примере центра конструктивных игр) с учетом принципа индивидуализации
Цель создания индивидуализированной среды – возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, стимулировать познавательную...
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования:• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечи...

