Нравственное воспитание школьников на уроках окружающего мира
статья (3 класс)
Моя статья была опубликована в сборнике "Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Алейникова Татьяна Геннадьевна,
МБОУ «СОКШ №4», Нефтеюганск
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Без памяти - нет истории,
Без истории - нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности - нет воспитания,
Без воспитания - нет Человека,
Без человека - нет Народа».
В.А.Караковский
Под «нравственным воспитанием» в энциклопедии педагога понимается создание педагогических условий для становления и развития моральных качеств личности, норм и принципов поведения.
В начальной школе нравственные ценности наиболее системно формируются на уроках окружающего мира.
Рассмотрим возможности использования потенциала курса «Окружающий мир» по программе УМК «Начальная школа XXI век» в процессе воспитания нравственности. Программа «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) предполагает целостное постижение школьниками окружающего мира, а в отношении развития и воспитания личности играет важную роль по сравнению с другими предметами. Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на основе формировать у младших школьников понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение школьниками следующих личностных результатов:
- Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм
Каждая тема курса, несёт в себе огромный потенциал для развития основных базовых ценностей качеств нравственного развития личности. Одним из главных умений, которым должен овладеть школьник, является умение жить в коллективе, общаться, сотрудничать. А это предполагает наличие у ребёнка таких качеств, как доброта, честность, справедливость при распределении ролей в игре, поручений в работе, правильная оценка деятельности сверстников и себя, радость успехам друзей, сочувствие окружающим.
Данные качества успешно формируются на уроках окружающего мира при изучении тем «Твои новые друзья», «Кого называют друзьями» в 1 классе, «Кто ты такой?», «Твои друзья-одноклассники» во 2 классе. «Ссоры, их предупреждение», « Человек среди людей», « Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека» в 4 классе.
Духовно-нравственные качества человека проявляются также по отношению к обществу и государству. Это патриотизм, гордость за Отечество, уважение к истории своего народа, страны и малой родины. На уроке окружающего мира, знакомя ребят с историей нашей страны, сначала мы говорим об истории нашего края ( города, округа). На уроках по темам «Родная страна» (1 класс), «Россия – твоя Родина» (2 класс) и «Гражданин и государство» (3 класс), «Родная страна от края до края». (4 класс) дети узнали, что такое «родина», почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь, познакомились с символикой России, понятиями «государство», «общество», «гражданин», обсуждали ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей, религиозной принадлежности. Ребята понимают необходимость соблюдения норм поведения, принятых в обществе.
При изучении раздела «Человек-воин» дети составляли родословное древо своей семьи, собирали информацию об именах, фамилиях и родственных связях, о судьбе разных поколений. Такая работа не ограничивалась рамками урока, детьми были созданы исследовательские проекты: «Моя семья в истории Великой Отечественной войны», «Военное детство моего прадедушки», «Мы этой памяти верны».
При изучении темы «Как начиналась Русь» во 2 классе и в 3 классе в разделе «Каким был человек в разные времена», дети познакомились с историей Древней Руси, Московского государства, Российской империи, что способствовало формированию чувства гордости за Отечество, воспитанию патриотизма.
Ещё одна группа нравственных качеств по отношению школьника к самому себе: это достоинство, самоконтроль, соизмерение своих поступков с ценностями общества и коллектива формируется через изучение тем «Внешнее проявление чувств», «Как управлять своими эмоциями», «Я – школьник», «Можно ли изменить себя» и способствует эмоциональному развитию детей, воспитанию культурного и вежливого человека.
Изучая раздел «Родная природа» (2 класс), ученики осознают ценность природы, осознают ответственность за сохранение природы, понимают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу, изучают важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Воспитание нравственных качеств на уроках по курсу «Окружающий мир», таких как готовность помочь, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, труду, происходит не только через содержание учебного предмета, но и благодаря использованию разных форм деятельности: работа в группе, самостоятельная работа, проекты и творческие задания и др.
При планировании урока окружающего мира важно определить, воспитанию каких нравственных качеств будет посвящен урок, какие личностные результаты будут сформированы у детей на основе изучаемого материала.
Литература:
1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир, книга для учителя, - Москва, Вентана - Граф, 2015 г.
2. Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Гвашева Ф.Р., Сочи, 2007 г.
3. Проект "Начальная школа ХХI века" Министерства образования РФ под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М: Вентана - Граф, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"
Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

Презентация "Нравственное воспитание учащихся на уроках окружающего мира"
Для учителей начальных классов...

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"
Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о роли экологического воспитания младших школьников....

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"
Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
