Нравственное воспитание школьников на уроках окружающего мира
статья (3 класс)

Алейникова Татьяна Геннадьевна

Моя статья была опубликована в сборнике "Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алейникова Татьяна Геннадьевна,

МБОУ «СОКШ №4», Нефтеюганск

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Без памяти - нет истории,

Без истории - нет культуры,

Без культуры - нет духовности,

Без духовности - нет воспитания,

Без воспитания - нет Человека,
Без человека - нет Народа».

В.А.Караковский

Под «нравственным воспитанием» в энциклопедии педагога понимается создание педагогических условий для становления  и развития моральных качеств личности, норм и принципов поведения.

В начальной школе нравственные ценности наиболее системно формируются на уроках окружающего мира.

Рассмотрим возможности использования потенциала курса «Окружающий мир» по программе УМК «Начальная школа XXI век» в процессе воспитания нравственности. Программа «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) предполагает целостное постижение школьниками окружающего мира, а в отношении развития и воспитания личности играет важную роль по сравнению с другими предметами. Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде  культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на основе формировать у младших школьников понимание общечеловеческих ценностей и  конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • человек как биологическое существо;
  • человек и другие люди;
  • человек и мир природы;
  • человек и общество;
  • история родной страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение школьниками следующих личностных результатов:

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм

Каждая тема курса, несёт в себе огромный потенциал для развития основных базовых ценностей качеств нравственного развития личности.   Одним из главных умений, которым должен овладеть школьник, является умение жить в коллективе, общаться, сотрудничать. А это предполагает наличие у ребёнка таких  качеств, как доброта, честность,  справедливость при распределении ролей в игре, поручений в работе, правильная оценка деятельности сверстников и себя, радость успехам друзей, сочувствие  окружающим.

         Данные качества успешно формируются на уроках окружающего мира при изучении тем «Твои новые друзья», «Кого называют друзьями» в 1 классе,  «Кто ты такой?», «Твои друзья-одноклассники» во 2 классе. «Ссоры, их предупреждение», « Человек среди людей», « Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека» в 4 классе.

Духовно-нравственные качества человека проявляются также по отношению к обществу и государству. Это патриотизм, гордость за Отечество, уважение к истории своего народа, страны и малой родины. На уроке окружающего мира, знакомя ребят с историей нашей страны, сначала мы говорим об истории нашего края ( города, округа).  На уроках по темам «Родная страна» (1 класс), «Россия – твоя Родина» (2 класс) и «Гражданин и государство»  (3 класс), «Родная страна от края до края». (4 класс)   дети узнали, что такое  «родина», почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь, познакомились с символикой России, понятиями «государство», «общество», «гражданин», обсуждали ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей, религиозной принадлежности. Ребята понимают необходимость соблюдения норм поведения, принятых в обществе.

При изучении раздела «Человек-воин»  дети составляли родословное древо своей семьи, собирали информацию об именах, фамилиях и родственных связях, о судьбе разных поколений. Такая работа не ограничивалась рамками урока, детьми были созданы исследовательские проекты: «Моя семья в истории  Великой Отечественной войны», «Военное детство моего прадедушки», «Мы этой памяти верны».

При изучении темы «Как начиналась Русь» во 2 классе  и в 3 классе в  разделе  «Каким был человек в разные времена»,  дети познакомились с историей Древней Руси, Московского государства, Российской империи, что способствовало формированию чувства гордости за Отечество, воспитанию  патриотизма.  

Ещё одна группа нравственных качеств по отношению школьника к самому себе: это достоинство, самоконтроль, соизмерение своих поступков с ценностями общества и коллектива формируется через изучение тем  «Внешнее проявление чувств», «Как управлять своими эмоциями»,   «Я – школьник», «Можно ли изменить себя» и способствует эмоциональному развитию детей, воспитанию культурного и вежливого человека.

Изучая раздел «Родная природа» (2 класс), ученики осознают ценность природы, осознают ответственность за сохранение природы, понимают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу, изучают важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.

Воспитание нравственных качеств на уроках по курсу «Окружающий мир», таких как готовность помочь, уважительное отношение к окружающим людям, бережное   отношение к природе, труду,  происходит не только через содержание учебного предмета, но и благодаря использованию разных форм деятельности: работа в группе, самостоятельная работа, проекты и творческие задания и др.

При планировании урока окружающего мира важно определить,  воспитанию каких нравственных качеств будет посвящен урок, какие личностные результаты будут сформированы у детей на основе изучаемого материала.

Литература:

1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир, книга для учителя, - Москва, Вентана - Граф, 2015 г.

2. Особенности УМК «Начальная школа XXI века»  под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Гвашева Ф.Р., Сочи, 2007 г.

3. Проект "Начальная школа ХХI века" Министерства образования РФ под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М: Вентана - Граф, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников....

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...