Учебная мотивация и внеурочная деятельность: стремление достигнуть намеченного результата
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Николаевна Винникова

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchebnaya_motivatsiya_i_vneurochnaya_deyatelnost.docx59.72 КБ

Предварительный просмотр:

D:\ФОТО и видео\Мои личные фото\Фото мои\моё фото стенд школа.JPG Винникова Ольга Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 213 "Открытие"

“Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах,

…если нет детского желания учиться.”

Василий Андреевич Сухомлинский.

Учебная мотивация и внеурочная деятельность: стремление достигнуть намеченного результата

Одной из основных форм организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Такая форма работы имеет свои достоинства, но также обладает и существенными недостатками: ориентированность на среднего ученика, усреднённость темпов учебного продвижения, единообразие содержания, ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения. В действительности «средних» учеников не существует, каждый ребёнок - личность со своими интересами, склонностями, способностями. Каждый ученик усваивает учебный материал в индивидуальном темпе, предпочитает определённые способы подачи материала.

Обеспечить оптимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося, создать ситуацию психологического комфорта в процессе обучения возможно в процессе внеурочной работы. При этом очень важно, что такая форма работы не является обязательной, не навязывается ребёнку, а определяется его потребностями в получении дополнительных знаний, умений, навыков, в индивидуальном темпе усвоения материала, в неформальном общении с учителем и другими учащимися.

Внеурочная работа обладает рядом особенностей, которые способствуют усилению учебной мотивации:

  1. Носит добровольный характер.
  2. Не имеет строгого временного ограничения.
  3. Даёт возможность более широко применять нестандартные формы обучения: игры, интеллектуальные соревнования, викторины, экскурсии, полевые занятия.
  4. Даёт возможность сравнивать успехи каждого ребёнка не с общими стандартами для учащихся определённого возраста, а с ранее достигнутыми результатами.
  5. Широкое использование межпредметных связей в зависимости от направленности интересов каждого учащегося.

Добровольный характер внеурочной работы снижает опасность развития негативной учебной мотивации: каждый человек с большим удовольствием делает что-либо добровольно, чем по принуждению. Задача учителя - закрепить возникший интерес, стимулировать переход учащегося от эпизодических внеурочных занятий к систематическим. Отсутствие строгих временных рамок даёт возможность избежать переутомления в процессе работы, поддерживать индивидуальный темп усвоения материала, организовывать опытническую работу. Нестандартные формы организации внеурочных занятий вносят характер занимательности, соревновательности, новизны в процесс обучения. Это всегда интересно, а значит усиливает учебную мотивацию. Внеурочная работа не ограничена строгими стандартами уровня знаний, умений, навыков учащихся.

Достижение цели педагогической деятельности невозможно без достаточно сильной мотивации учащихся, направленной на получение знаний, умений, навыков, самосовершенствование, саморазвитие, личностное становление, самореализацию. От чего именно зависит наличие или отсутствие такой мотивации у учащихся? Виктор Сергеевич Алексеевский в статье «Новая модель обучения» пишет: «В основе поведения человека находится «рефлекс цели» — стремление достигнуть намеченного результата… Конкретные цели человек ставит для исполнения потребностей, которые бывают трех типов: природные, естественные (пища, питье, жилище, семья и т.п.); социальные (общение, признание, положение); личностные (самореализация человека в обществе, в деле, в семье и т.п.)» Если первая группа потребностей реализуется в первую очередь в семье, то вторая и третья группы могут и должны быть реализованы ребёнком школьного возраста не только в семье, но и в школе. На основе потребностей формируются и мотивы любой деятельности человека, в том числе и учебной. При этом нужно учитывать, что мотивы могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним можно отнести принуждение к выполнению какой-либо деятельности, наказание, контроль, оценка, одобрение, поощрение, а к внутренним - интерес к процессу или результатам деятельности, удовлетворение процессом или результатами, понимание необходимости и важности деятельности для самого субъекта или окружающих людей в текущий момент времени или в будущем. Педагог должен помнить о том, что преобладание внешней мотивации снижает уровень внутренней. А низкий уровень внутренней мотивации затруднит или сделает невозможным повышение уровня образования, профессиональной подготовки, самореализацию, самосовершенствование человека за пределами учебного заведения в реальной жизни. Этого нельзя допустить. Американский писатель Э. Хаббард сказал: «Цель обучения – научиться обходиться без учителей». Трудно с этим не согласиться. Поэтому каждому учителю в процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться к усилению внутренней мотивации учащихся к обучению.

Хороший совет педагогам дал Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы нас предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он остаётся безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило». Но в реальности не всегда можно найти нечто интересующее всех учеников в конкретном классе, чтобы это ещё и соответствовало учебной программе. Хотя стремиться к этому необходимо каждому педагогу.

С другой стороны, педагог может обучить приёмам усиления учебной мотивации, которыми смогут пользоваться сами ученики. Мотивационная сфера очень подвижна: учебная мотивация ослабевает или усиливается с течением времени, под влиянием различных жизненных ситуаций и окружающих людей, она зависит от уровня сложности задания, от состояния здоровья ученика, даже от времени года. Каждому время от времени приходится заставлять себя выполнять не самые интересные задания.

Приёмы самомотивации для учащихся

  1. Прежде, чем приступить к выполнению задания, ответьте на вопрос: «Зачем вы это делаете?»
  2. Подумайте, как можно использовать полученную информацию в настоящем или будущем.
  3. Запланируйте поощрение для себя по окончании выполнения задания и обязательно сделайте это (поощрение каждый человек выбирает индивидуально в зависимости от своих предпочтений).
  4. Старайтесь соблюдать режим занятий: ежедневно выполняйте задания в одно и то же время, проветривайте помещение до и во время занятий, учитывайте предпочтения своего организма в выборе времени занятий («сова» или «жаворонок»).
  5. Даже если задание кажется трудным и невыполнимым, потратьте на него хотя бы 10-15 минут, а затем время от времени возвращайтесь к незаконченному заданию: часто после отдыха появляются новые идеи и решения.
  6. Большой объём работы разделите на небольшие части: информация легче усваивается небольшими порциями.
  7. При изучении нового сравнивайте его с имеющимися знаниями, это сформирует смысловые связи и облегчит запоминание.
  8. Избегайте слепого заучивания, старайтесь понять.
  9. Изучайте материал с помощью разных органов чувств: слушайте, смотрите, действуйте.
  10. Найдите партнёра для совместных занятий: многие учебные предметы легче усваиваются в процессе взаимообучения.
  11. В процессе выполнения задания делайте перерывы для активного отдыха или смены деятельности, но не чаще, чем через 30 минут работы.
  12. Не требуйте от себя быстрого достижения высоких результатов и обязательно хвалите себя за любой успех.

Свою педагогическую деятельность я начала в 2017 году в МАОУ СОШ № 213 «Открытие» города Новосибирска. Работаю учителем начальных классов. С первых дней каждого учебного года мы с учениками обязательно активно принимаем участие в различных конкурсах, олимпиадах, тематических мероприятиях школьного, районного и городского уровней. Осуществляем волонтерскую деятельность. Постепенно дети определяются с направлением, в котором они могут добиться лучших результатов (наука, творчество, спорт, театральная деятельность, экология и т.п.) Они с большим энтузиазмом занимаются любимым делом и принимают учебу как неотъемлемый компонент школьной жизни, в которой есть место разным видам деятельности. Начиная с первого класса все ученики посещают дополнительные занятия изобразительной деятельности (еженедельно) на базе нашей школы от МБУ ДО «ЦДО «Лад». Ежемесячно проводятся спортивные мероприятия с включением родителей. Не реже одного раза в четверть организовываем тематические экскурсии в музеи нашего города. Проводим выставки художественных работ и поделок накануне праздников (День Учителя, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Космонавтики, День Победы, День защиты детей и т.д.). Организовываем театрализованные представления (День осени, Новогодний калейдоскоп, Масленица и т.п.). Ученики моего класса всегда с удовольствием идут в школу, активно работают на уроках, выполняют поставленные задачи в учебной деятельности и с нетерпением ждут очередных внеурочных занятий.

Учение - это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.

В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

Формирование мотивации во внеурочной деятельности

Из опыта работы. Формирование мотивации во внеурочной деятельности....

Доклад. Формирование мотивации во внеурочной деятельности.

Мотивация во внеурочной деятельности....

Протокол результатов промежуточной аттестации в 2018/2019 учебном году по внеурочной деятельности "Мир человека" 2 класс

Форма проведения промежуточной аттестации по внеурочной деятельности " Мир человека" во 2 классе - тестирование....

Мотивация во внеурочной деятельности

Мотивация во внеурочной деятельности...

Приказ о нагрузке по внеурочной деятельности на 2024 - 2025 учебный год. Расписание внеурочной деятельности МАОУ «Средняя школа № 3» на 2024 – 2025 учебный год.

Приказ о нагрузке по внеурочной деятельности на 2024 - 2035 учебный год. Расписание внеурочной деятельности МАОУ «Средняя школа № 3» на 2024 – 2025 учебный год....