Доклад. Формирование мотивации во внеурочной деятельности.
материал

Прокофьева Елена Александровна

Мотивация во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности; создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В этом учебном году в связи с введением ФГОС во всех 1 классах была введена внеурочная деятельность. Одним из кружков программы является кружок «Речевое творчество». На занятиях дети учатся говорить, целью программы кружка является создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Желаемой моделью выпускника данного кружка является выпускник, который :

 Не боится высказывать свои смелые идеи

 Легко вступает в обсуждаемую тему     разговора

 Свободно выражает свои мысли как устно и письменно

  Приводит веские аргументы к своим суждениям

 Имеет богатый словарный запас

 Коммуникабелен

  Мыслит нешаблонно

  Уверен в себе, психологически    ориентирован на  успешность любой деятельности         

Имеет адекватную самооценку

Приведу примеры приёмов, которые я использую при повышении интереса к занятиям.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет.

1. При сообщении темы занятия и его цели использую приём “Прогнозирование”. «Посмотрите на иллюстрации нескольких произведений, угадайте их названия и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ.»

2. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

3. Приём “Удивляй”. При изучении темы «Культура речи. Вежливые слова» после сообщения темы занятия я поинтересовалась, знают ли учащиеся, а как приветствовали друг друга в древности в мире. И сообщила интересную информацию, которую я тоже узнала, подготавливаясь к занятиям. Древние египтяне при встрече интересовались: «Как вы потеете?», то есть спрашивали о том, как человек себя чувствует. В Монголии при встрече выясняют: «Как ваш скот?», а арабы говорят: «Мир с тобой!». Поэтому, приезжая в другую страну, постарайтесь сразу выучить слова приветствия.

4. На этом же занятии использовался еще один прием – использование театрализованной наглядности. В конце занятия учащиеся разыгрывали сценки, в которых показывали употребление вежливых слов приветствия, благодарности, прощения, просьбы. Например: «Я - покупатель», «Звонок по телефону» и другие. Некоторые сценки предлагали сами ребята.

5. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем занятии мы познакомимся с самым добрым и злым проявлением в русских народных сказках. На следующем занятии мы учились давать характеристику добрым и злым героям русских сказок.

6. Приём “Фантастическая добавка”.  На занятии «Учимся рассуждать». Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

7. Подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие с использованием ИКТ. На занятии «Голоса природы» было задание «А знаете ли вы голоса птиц, зверей, насекомых? Давайте поиграем!». Надо было продолжить фразу:

Мяукает - ….,

Мычит -…..,

Кукует - ….. и т.д.

Ответ учащихся демонстрировался изображение животного с прослушиванием записи их голосов.

8. Подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника. На одном из последних занятий нашей темой была «Рифма»

- Как вы думаете,  какой сказочный персонаж мог нам помочь в этой теме?

Конечно же Незнайка!

Это было увлекательное занятие на котором познакомились с рифмой. А на следующем занятии учились писать стихи, опять играли, на этот раз в игру «Буриме». Ребята получили первый опыт написания стихов. У кого-то они получились немного корявые, а кто-то смог написать удачное четверостишье. На каникулы они получили задание оформить свои четверостишья в виде странички книги, а после мы соберем лучшие работы и оформим их в наш первый сборник стихов.

9. Это еще один прием мотивации к деятельности, как выставка лучших работ учащихся.

10. Также замена отметки оценкой. Яркая, эмоциональная речь учителя, который является проводником в неизведанный для детей мир нового, увлекательного, познавательного материала.

Это далеко не все приемы, которые можно использовать не только во внеурочной деятельности, но и на уроках.

Главное же здесь то, посмотрите, как светятся глаза детей, какими разными они могут быть.

Своё выступление хочу закончить словами Василия Андреевича Сухомлинского:

“Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников

Формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья у младших школьников по средствам проведения уроков здоровья....

Доклад "Формирование мотивации к учебе"

Доклад на родлительское собрание....

Доклад "Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности"

Не для кого не секрет, что в  настоящее ввремя школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - -квалифицированного исполнителя, тогда как сегоднящнее...

Формирование мотивации во внеурочной деятельности

Из опыта работы. Формирование мотивации во внеурочной деятельности....

Доклад на тему: Формирование УУД через внеурочную деятельность.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...