Методические подходы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников
статья по физкультуре по теме

Дуля Татьяна Ивановна

Формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья у младших школьников по средствам проведения уроков здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические подходы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников

Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма [1].

Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент здорового образа жизни. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Однако оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности [2].

Ученики, чья потребность в достижениях более сильная, как правило, имеют внутренний локус контроля и более склонны принимать личную ответственность за результат своих усилий. Ориентацию на достижение можно изменить с помощью специальных обучающих программ, которые побуждают учащихся рисковать, предсказывать, модифицировать предсказания, ставить реалистичные цели и брать на себя ответственность за результат своих действий.

В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями. По-прежнему ведущими являются «непосредственно действующие мотивы» [3], а принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственных побуждений, желаний. По данным Л. Кольберга, 70% семилетних детей ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас».

У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования («быть грамотным»). Так, по данным И. М. Вереникиной, в период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Однако часто эти мотивы остаются только «знаемыми», декларирующими. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания.

В соревновательной ситуации у младших школьников мотив работы на себя, по данным Н. Н. Власовой (2001) и других исследователей, оказался более действенным, чем на команду, однако в 3-м классе уже сильнее выражен общественный мотив («за класс»), чем индивидуальный («за себя»). При этом, если во 2-м классе общественные мотивы выражены у мальчиков и девочек одинаково, то в 3-м классе эти мотивы чаще проявляются у девочек (А. И. Высоцкий, 1999).

Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации и потому, что половина младших школьников ориентирована на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. Очень важно и то, что у младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что - то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Прежде чем действовать, ребенок теперь нередко начинает размышлять. У него начинает формироваться предусмотрительность как черта личности. При этом происходит переход от мотивов только «знаемых» к мотивам «реально действующим».

К концу младшего школьного возраста большинство учащихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. Это свидетельствует о том, что начинает функционировать возвратный механизм формирования мотива, о котором говорит А. А. Файзуллаев. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия.

Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. Как отмечает И. Ю. Кулагина (1983), мотивы неуспевающих школьников специфичны. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует.

Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим учащимся с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У успевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся младших классов, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает мотив избегания неудачи.

В этом возрасте школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи. Главным критерием оценки себя и других становятся нравственные и психические особенности личности (В. Н. Лозоцева, 1992).

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования [4].

Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов [5]. Выделяют 2 большие категории учебных мотивов: к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы); другая связана с потребностями ребенка в общении с другими детьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (т.е. широкие социальные мотивы).

Обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности. Категории мотивов характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению. У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно, положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность [6, 7]. Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение учащихся к учению в школе.

 «Освоение данного предмета нацелено на формирование научно-диалектического мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального и физического развития, укрепления и сохранения здоровья» (Ф.И. Собянин, 2007).

Методика преподавания науки о культуре здоровья

Практика показывает, что преподавание культуры здоровья как учебного предмета в преподавание базисных дисциплин требует особой методики изложения материала. Тем не менее есть общие методологические принципы, следуя которым можно достичь высокой эффективности усвоения материала. Основные среди них:

а) Заинтересованное отношение школьников к освоению учебного материала. Чтобы сделать учащегося заинтересованным участником образовательного процесса, надо предлагать ему задания индивидуального характера, в ходе которых он должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, то есть не сравнивать себя с другими по принципу «лучше - хуже», а сравнивать свои вчерашние достижения с сегодняшними. Такой подход не будет формировать у человека чувство неполноценности, а, наоборот, воспитывает ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели. Задания, которые вы даете каждому ученику, должны стимулировать его к работе. Легко доступный успех делает работу неинтересной, потому что любое задание сам учащийся воспринимает как тест на проверку своих возможностей: справлюсь я или нет? И если результат оказывается положительным, то у школьника появляется стремление к решению более сложного задания. Если задания носят общий характер и не учитывают ни уровень подготовки, ни мотивацию учеников, они не побуждают их к действию, а подводят под некий шаблон: ты должен это сделать, как и все! Вытекающая из такого подхода оценка, в которой за основу принят «средний» ученик (его нет и не может быть в принципе!), делает заинтересованным в обучении только тот контингент, который ориентирован не на знания, а на оценку.

Стимулировать интерес учащихся к вопросам здоровья можно, приобщая их к целенаправленной поисковой активности. В младших классах это условие реализуется через возможность выбора из различных вариантов, через предложение проанализировать свое поведение, образ жизни, обстановку дома.

Как правило, полученные результаты не только активизируют интерес школьников к вопросам здоровья, но и воплощаются в конкретные мероприятия. Например, исследования, проведенные в одной из школ г. Липецка, показали, что в классных комнатах, где мало комнатных растении, находится гораздо больше колоний бактерий, чем в кабинетах, где растений много. Узнав это, учащиеся проявили инициативу и развели в кабинетах цветы, а также стали вести постоянный контроль за воздушной средой класса. Ответственные за эту работу ученики регулярно получают рекомендации учителя биологии, какие растения лучше очищают воздух. Результаты другого исследования, в котором изучалось влияние характеристик воздуха на умственную работоспособность, стали основанием для контроля за температурой и влажностью воздуха и целенаправленной коррекции воздушной среды.

Для того чтобы школьники осознали собственную роль в сохранении своего здоровья, мы привлекаем их к проведению тематических вечеров. Как правило, учащиеся с большим энтузиазмом готовятся сами.

Большое значение в воспитании культуры здоровья имеет привлечение детей к социальным акциям по борьбе с курением, озеленению жилого массива и другим. Дети с большим энтузиазмом готовятся к таким мероприятиям, оформляют листовки и обращения к гражданам... Но такие акции становятся эффективными, только если была проведена тщательная подготовительная работа, во время которой учащиеся поняли цель акции и свою роль в достижении результата.

Естественно, что методика преподавания должна строиться с учетом возрастных особенностей школьников. Так, в начальной школе уроки следует проводить в виде игры. Познакомиться с особенностями строения своего организма детям могут помочь герои мультфильмов... Освоение практических действий заданий (упражнений на осанку, гимнастики для глаз, массажа ушных раковин...) проходит более эмоционально под музыку с одновременным исполнением стихов. У младших школьников хорошо развиты наблюдательность и любознательность, поэтому их надо побуждать искать-правильное решение и обосновывать его, это не только повысит усвоение учебного материала, но и будет тренировать поисковые способности;

б) Осознание практической значимости изучаемой информации. В процессе преподавания педагог должен придерживаться известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы учащегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации. Поэтому важно, чтобы любой новый учебный материал включал прикладной, а еще лучше - практический компонент: где, когда, как в жизни могут пригодиться эти знания. Такой подход обеспечит понимание учащимся важности осваиваемого материала, его необходимости для настоящей или будущей жизни. Поэтому изучаемый материал необходимо постоянно связывать с повседневной жизнью. Анализ показывает, что в подавляющем числе тем любого учебного предмета практический компонент можно выделить. Школьникам следует предлагать проанализировать свое поведение, образ жизни, обстановку дома, найти правильное решение, как лучше запоминать материал при том или ином типе памяти; как обустроить свое рабочее место дома; каким должно быть питание.

Предложите ученику самому найти варианты использования изучаемой информации. Более того, можно ему предложить на основе изученного на уроке материала составить для себя режим дня, питания, движения... На учебных занятиях могут быть рассмотрены и освоены приемы самомассажа (для предупреждения простуд, при ушибах и пр.), наложения повязок на условно пораженные участки кожи, дыхательные упражнения, активизирующие мозговое кровообращение, средства тренировки аппарата аккомодации глаза и предупреждения миопии и т.д.

К сожалению, учителя не часто показывают ученикам практическую значимость изучаемого материала. Поэтому получаемую информацию они рассматривают как навязанную искусственно («а зачем мне это нужно - только чтобы получить оценку?»), сразу после получения оценки избирательная память помогает им довольно быстро забыть ненужный с их точки зрения материал. При этом нарушается системность в освоении знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным. Это вызывает ощущение неудовлетворенности. Вот почему важен принцип сознательности и активности, предполагающий осознанное, а отсюда и заинтересованное отношение учащегося к учебному материалу.

В реализации этого принципа чрезвычайно важно, чтобы изучаемая информация как можно полнее увязывалась с теми аспектами здоровья и безопасного поведения, с которыми учащиеся встречаются повсеместно. Так, при освоении материала по биологии важно не только подчеркивать анатомо-физиологические особенности растительных и животных организмов, но и их роль в жизни человека, формировании окружающей среды, в питании, в обеспечении психического здоровья. На уроках физической культуры новый материал нужно увязывать не только с указанием роли того или иного упражнения в обеспечении физического здоровья человека, но и его места в ежедневной жизни, его сочетания с учебной работой, с гигиеной... При этом следует учитывать общий кругозор учащихся, их возраст, знания, которые они приобрели в процессе учебы согласно образовательному стандарту. Такая межпредметная связь способствует формированию системного мировоззрения, когда вопросы культуры здоровья становятся неотъемлемой частью общей культуры человека.

Излагая информацию, касающуюся любых вопросов здоровья, ориентируйте учащихся на анализ своего собственного поведения и на возможные пути его коррекции. При этом тесный контакт педагога с учениками, совместное обсуждение имеющихся у них проблем (при максимуме такта и уважения к личности) помогают детям освоить приемы самоанализа.

Наш опыт показывает, что изучение различных условий, вредящих здоровью, вызывает живой интерес у школьников. Оказываясь в ситуации проектирования собственной жизни, ученик сталкивается с необходимостью глубоко анализировать свое отношение к здоровью. У него появляются новые замыслы и творческие планы, которые при умелом содействии учителя конкретизируются и превращаются в непрерывную творческую деятельность.

Особое внимание следует обратить на культуру обучения, низкий уровень которой является одним из основных факторов риска для здоровья.

в)        Создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается» . Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе. При этом критерием оценки, как уже отмечалось, должно быть сравнение успехов ребенка не с надуманным «нормативом», а с его собственными успехами: если он сегодня стал лучше, чем вчера, то затраченные на этот (иногда даже мизерный) прогресс усилия должны быть достойно оценены. Без сомнения, такой подход воспитывает у школьника ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.

Естественно, что для создания ситуации успеха перед каждым учеником следует ставить индивидуально ориентированные задания, которые должны быть реальными и стимулировать ребенка к активной работе. Когда учитель ставит посильную задачу и объясняет, как ее решить, можно рассчитывать на реальное повышение уровня образованности ученика и на его заинтересованное отношение к самому обучению. Лучше всего это получается, когда ученику предлагают самому найти варианты использования изучаемой информации в повседневной жизни.

Задания, которые мы предлагаем учащимся выполнить, учитывают не только их склонности, но и особенности уровня культуры, социально-экономического положения семьи и т.д. Такие задания носят формы рефератов, докладов, отчетов, подготовки викторин. При этом учитель не остается в стороне при подготовке задания, а является консультантом и помощником ученика. За выполненную работу он фактически несет такую же ответственность, как и сам ученик. Важно, чтобы задание давалось не менее чем за две недели до отчета по нему, а учитель осуществлял непрерывный контроль за ходом его выполнения. Как правило, такие задания пробуждают интерес учащихся к вопросам здоровья и здорового образа жизни. Кроме того, получив удовлетворение от выполненной работы, каждый ученик убеждается в своих образовательных возможностях, что он. Подтверждается это и высокой оценкой в классном журнале, и устным поощрением ученика перед классом.

г)        Уточнение и конкретизация задач освоения учебного материала. Обычно педагог на уроке знакомит учеников с новым материалом, а дома ученики этот материал закрепляют по учебнику, выполняя практические задания (например, решая задачи). При этом учитель уже на уроке пытается полностью рассмотреть с учащимися материал, основная часть которого - и им это известно - и без того отражена в учебнике. Поэтому непосредственно на уроке ученик не очень внимательно слушает объяснение педагога («дома прочитаю») и тем самым на самостоятельную работу переносит основную тяжесть освоения материала.

На наш взгляд, при освоении нового материала на уроке следует решить две основные задачи:

•        Заинтересовать учащихся новым материалом, показать его важность для самих учащихся и для освоения последующего материала. В этом отношении особое значение имеет увязывание рассматриваемой темы с ранее освоенными знаниями по данной и по другим учебным дисциплинам, что не только способствует осознанию значимости этого материала, но и потребует от учеников аналитического подхода к установлению причинно-следственных связей фактов и явлений.

•        Обратить внимание учащихся на принципиальные, узловые аспекты вопроса, чтобы именно они были осознаны и поняты, но не касаться деталей. Предложив учащимся в процессе домашней работы дать свою трактовку материала или же спроецировать его на собственную жизнь, можно добиться осознанного отношения к материалу и появлению у детей желания расширить свои

Тогда мы можем большую часть рассматриваемого материала дать в схемах, опорных конспектах подключить игровые элементы, и это значительно облегчит его усвоение. Учащемуся останется лишь «расцветить» вопрос дополнительной информацией из учебника или других источников и выполнить творческое задание.

Проведенный этими авторами анализ проблем физической культуры показал, что ее кризисное состояние предопределено двумя причинами. Первая из них обусловлена современным социально-экономическим и политическим кризисом, характерным для переходного периода России от авторитарных к цивилизованным формам управления государством и обществом. Вследствие этого проблемы первого ряда скорее социально-организационного и политического устройства управления обществом, нежели предметно-дисциплинарного и образовательного характера. Внешне они являются объективно преходящими и не могут остановить или исключить развитие феномена физической культуры.

Литература.

  1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 228 с.
  2. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний / В.П. Лукьяненко – Учебное пособие. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.
  3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – 1995. – 212с.
  4. Вилюнас, В.В. Психология развития мотивации/ С-Пб,: 2006. – 460с.
  5. Ильин, В.К. Мотив и мотивация/ Ильин, В.К.// М. – 2003. – 132с.
  6. Зайцева, В. Физкультура, зачем она нужна школьникам?/ В.Зайцева // Здоровье детей. – 2007. №1. – с. 12-15
  7. Смирнов, П.К. Здоровьесберегающие технологии и психологии здоровья в школе/ П.К. Смирнов – М., 2006. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза....

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в...

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действийу младших школьников...

Статья: Формирование мотивации к ведению ЗОЖ у младших школьников

Формирование мотивации к ведению ЗОЖ у младших школьников.Учитель начальных классовЦенность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного обществ...

Пособие с методическими рекомендациями по изучению инновационных подходов к формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников на уроках математики./Авт.- сост. Калашникова О. Г., Пазлиева Н.Р. (Стенникова Н.Р.)

Пособие содержит методические рекомендации по изучению инновационных подходов к формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников на уроках математики.Данное пособие может быть рекомен...

Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...