Главные вкладки

    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»
    рабочая программа по теме

    Пинтелькина Марина Владимировна

    Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_professiya-shkolnik.docx62.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации г.Дзержинска

    Нижегородской области

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 68»

    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

            Составила:

    Пинтелькина М.В.

    Педагог-психолог МБОУ

    «Средняя общеобразовательная школа № 68»

    Дзержинск

    2014

    Раздел 1. Пояснительная записка.

    1. Актуальность программы.

    В современной отечественной психолого-педагогической литературе предложено большое количество разнообразных технологий и методик ведения коррекционно-развивающих занятий, с различными возрастными и проблемными группами. Они могут существенно отличаться по своим задачам, но их сближает то, что практически все коррекционно-развивающие программы построены по принципу тренинга. То есть детям предлагаются различные игры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений. При этом сами дети часто не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.

    К решению различных психологических проблем, имеющихся у ребенка, к развитию его психических и личностных возможностей необходимо подходить комплексно. Вместо формирования отдельных процессов и умений - создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, вместо неосознаваемого закрепления нужных свойств и навыков – осознание формирование эффективного для данной личности стиля деятельности. Смысл коррекционно-развивающей, формирующей работы психолога и педагога, во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельности и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы для этого у него имеются; во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.

    Ребенок школьного возраста является одновременно субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношению к каждому из этих видов. В данной разработке речь идет о младшем школьном возрасте, о ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной, и о возможностях формирования у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, ее познавательного компонента.

    1. Целеполагание и задачи.

    Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.

    Для достижения детьми поставленной цели необходимо создать социально-психологические условия позволяющие:

    • Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»)
    • Сформировать у школьников и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Кто Я?»)
    • Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я могу делать хорошо и как мне это использовать в учебе?»)
    • Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»
    1. Целевая группа.

    Курс рассчитан на детей 8-9 лет (второклассников, обучающихся по программе 1-4).

    1. Основные условия реализации.

    Программа включат в себя 24 развивающих занятия. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, желательно в утренние часы. Продолжительность занятия 45 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.

    2. Содержание и структура обучения.

    1. Механизмы реализации.

    В структуре курса выделяются следующие разделы:

    1. Вводный раздел. Тема «какой Я?»
    2. Раздел «Познавательные процессы». Темы «Память» «Восприятие».
    3. Раздел «Внимание»
    4. Раздел «Ведущее полушарие мозга». Тема «Левши и правши».

    2.Структура занятия.

    1. Приветствие.
    2. Разминка.
    3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.
    4. Основное содержание занятия.
    5. Рефлексия текущего занятия.
    6. Прощание.

    1. Тема «Какой Я?»

    Цель: ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности.

    Урок №1. «Введение в тему» (1 час)

    Урок №2. «Мои сильные и слабые стороны» (1 час)

    Урок №3. «Что я могу и чего не могу?» (1 час)

    Урок №4. «Итоговый урок по теме» (1 час)

    1. Тема «Память».

    Цель: познакомить детей с особенностями процессов памяти, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

    Урок №5. «Знакомься: твоя память» (1 час)

    Урок №6. «Учись запоминать» (1 час)

    Урок №7. «Учись запоминать» (1 час)

    Урок №8. «Как я слышу слово» (1 час)

    Урок №9. «Как мне легче запоминать: составляем истории» (1 час)

    Урок №10. «Как мне легче запоминать: ищем новые способы» (1 час)

    Урок №11. «Итоговый урок по теме». (1 час)

    1. Тема «Левши и правши»

    Цель: формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария, формирование представлений о ведущей руке.

    Урок №12. «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» (1 час)

    Урок №13. «Кто я: левша или правша?» (1 час)

    Урок №14. «Теперь я знаю, кто я» (1 час)

    1. Тема «Внимание»

    Цель: познакомить детей с особенностями процессов внимания, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

    Урок №15. «Знакомься: твое внимание» (1 час)

    Урок №16. «Внимание: продолжаем знакомиться» (1 час)

    Урок №17.  «Наш пострел везде поспел» (1 час)

    Урок №18.  «Внимание и интерес» (1 час)

    Урок №19. «Я знаю, как быть внимательным» (1 час)

    1. Тема «Восприятие»

    Цель: познакомить детей с особенностями процессов восприятия, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

    Урок №20. «Знакомься: твое восприятие» (1 час)

    Урок № 21. «Что я могу воспринимать?» (1 час)

    Урок №22. «Свойства моего восприятия» (1 час)

    Урок №23. Слушатель, зритель, деятель – кто я?» (1 час)

    Урок №24. «Теперь я знаю себя!» (итоговый урок) (1 час)

    Тематический план занятий

     «Профессия – школьник»

    пп

    Тема уроков

    Задачи

    Количество часов

    Тема «Какой я?»

    4

    1

    «Введение в тему»

    • познакомить школьников с целями и задачами данной программы, заинтересовать содержанием работы;
    • помочь сформировать первичные навыки самоанализа.

    1

    2

    «Мои сильные и слабые стороны»

    • научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны;
    • помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.

    1

    3

    «Что я могу и чего не могу?»

    • формировать у детей умение анализировать свои сильные и слабые стороны;
    • обучать детей навыкам оценивания своих психологических возможностей;
    • показать учащимся, как можно использовать новые знания о себе в жизни и учебе.

    1

    4

    «Итоговый урок па теме»

    • закрепить материал по теме «Какой я?»;
    • сформировать у детей навыки письменного психологического самоанализа.

    1

    Тема «Память»

    7

    5

    «Знакомься: твоя память»

    • знакомство с понятием «память»;
    • изучение детьми особенностей их зрительной памяти;
    • осознание роли зрительной памяти в жизни и учебе.

    1

    6

    7

    «Учись запоминать»

    • отработка приемов запоминания зрительно предъявляемого материала;
    • поиск индивидуальных способов запоминания.

    2

    8

    «Как я слышу слово»

    • знакомство с понятием «слуховая память»;
    • изучение детьми особенностей своей слуховой памяти;
    • осознание роли слуховой памяти в жизни и учебе.

    1

    9

    «Как мне легче запоминать: составляем истории»

    • отработка новых способов запоминания.

    1

    10

    «Как мне легче запоминать: ищем новые способы»

    • отработка новых способов запоминания;
    • осознание детьми своих особенностей и возможностей.

    1

    11

    «Итоговый урок по теме»

    • закрепление полученных знаний по теме «Память»;
    • отработка изученных приемов запоминания.

    1

    Тема «Левши и правши»

    3

    12

    «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука»

    • ознакомление детей с новой темой;
    • формирование представлений о ведущей руке.

    1

    13

    «Кто я: левша или правша?»

    • формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария;
    • расширение представлений об их психологических особенностях.

    1

    14

    «Теперь я знаю, кто я»

    • закрепление материала по теме;
    • формирование представлений о влиянии доминирования того или иного полушария на деятельность.

    1

    Тема «Внимание»

    5

    15

    «Знакомься: твое внимание»

    • ознакомление детей с процессом внимания и его общими свойствами;
    • развитие навыков самоанализа и рефлексии.

    1

    16

    «Внимание: продолжаем знакомиться»

    • формирование представлений об объеме внимания;
    • развитие навыков сосредоточения и концентрации внимания.

    1

    17

    «Наш пострел везде поспел»

    • формирование у детей представления о распределении внимания;
    • развитие навыка распределения внимания между двумя видами деятельности,

    1

    18

    «Внимание и интерес»

    Формировании  представления о различных видах внимания;

    Развитие произвольного внимания.

    1

    19

    «Я знаю, как быть внимательным»

    • закрепление знаний по теме;
    • выведение «правил внимания», приемлемых для каждого ученика.

    1

    Тема «Восприятие»

    4

    20

    «знакомься: твое восприятие»

    • познакомить с понятием «восприятия» и его видами;
    • помочь детям осознать особенности присущего им стиля восприятия.

    1

    21

    «Что я могу воспринимать?»

    • продолжение знакомство с понятием «восприятие» (восприятие времени, расстояния и движения);
    • осознание детьми своих особенностей получения информации.

    1

    22

    «Свойства моего восприятия»

    • знакомство со свойствами восприятия;
    • осознание детьми особенностей своего восприятия.

    1

    23

    «Слушатель, зритель, деятель – кто я?»

    • обобщение знаний по теме;
    • осознание детьми своих индивидуальных познавательных возможностей и особенностей.

    1

    24

    «Теперь я знаю себя!»

    • подвести итог пройденному курсу;
    •  найти место новым знаниям в реальной жизни, учебной деятельности.

    1

    Список литературы

    1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
    2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
    3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М., Генезис, 2000.
    4. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
    5. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. 0 М., 1986.
    6. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М., 1995.
    7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.,1993.
    8. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. от игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М., 1993.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников

    Программа «Я - школьник» составлена на основании программы формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия – школьник» авторов Среди детей, обучающи...

    Методические подходы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников

    Формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья у младших школьников по средствам проведения уроков здоровья....

    Использование мультимедийных технологй в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников. "Дифференциация звуков С-З"

    Презентация  фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-З"Использование мультимедийных технологий в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников....

    Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики

    Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...

    Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

    В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

    Активизация познавательной деятельности у младших школьников.

    Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...