Методическая разработка внеклассного мероприятия "День медведя"
методическая разработка

Наумова Татьяна Сергевна

Актуальность этой темы обоснована тем, что для человека медведь на Дальнем Востоке России является ценным объектом охоты, туризма. Это животное приносит огромную пользу всей экосистеме. Жестокое отношение к этим животным может не только привести к их полному исчезновению, но и к ухудшению экологии. В руках каждого человека находится красота и богатство родной земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_den_medvedya.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

1.1. Экологическое направление.

1.2. День медведя.

1.3. Актуальность этой темы обоснована тем, что для человека медведь на Дальнем Востоке России является ценным объектом охоты, туризма. Это животное приносит огромную пользу всей экосистеме. Жестокое отношение к этим животным может не только привести к их полному исчезновению, но и к ухудшению экологии. В руках каждого человека находится красота и богатство родной земли.

1.4. Методическая разработка воспитательного мероприятия» День медведя» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. В ходе этого мероприятия ребята узнают о красоте своего родного края, знакомятся с научными и интересными фактами о жизни хозяев Сахалинской земли. Из-за загрязнения окружающей среды и браконьерства численность медведей неуклонно снижается. Это мероприятие способствует воспитанию бережного и ответственного отношения к природе и своему родному краю, развивает память, внимание, речь, логическое мышление младших школьников, о также позволяет расширить их представление об окружающем мире Сахалина.

1.5. Методическая разработка предназначена для детей младшего школьного возраста, третий класс.

1.6. Цель: формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.

1.7. Задачи:

становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, уважительного отношения к миру животных.

1.8. Умение видеть и ценить красоту родного края, его обитателей. Осознание о необходимости соотносить свои действия с последствиями их для природы. Понимать, что если люди будут стараться прикасаться к красоте только сердцем, то не будет тогда жестокости на Земле.

1.9. Мероприятие проводится в форме беседы-викторины, с использованием творческих заданий, способствующих привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности учащихся.

1.10. Воспитательные методы и приемы: беседа, рассказ, чтение стихотворений, работа в группах.

1.11. Для подготовки данного мероприятия необходимы следующие ресурсы: карточки с изображением гербов городов, сюжетные картинки к сказке «Медведь и муравей», цветные карандаши.

1.12. Мультимедиа -проектор.

2.Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания, вопросы. Готовит презентацию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.

Формирование умения корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе.

Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, предоставленную в разных формах.

Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы   выполнения.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.

Принимать участие в работе группы, договариваться друг с другом.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группах.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

Круглая и голубая

На ней живем и ты, и я

Зовем тихонечко……(Земля).

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел всю Землю. «Какая она красивая!»-говорил он по радио тем, кто остался внизу.

Из чего складывается красота нашей планеты?

Цветы, деревья, птицы, бабочки, моря, реки - только части ее красоты. Все-все что создала природа, по-своему красиво. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

На территории нашей страны находится удивительный край, состоящий из 59 островов. Они омываются водами Тихого океана, Охотского и Японского морей. Островное ожерелье- так еще мы называем свой край, свою малую родину. Самый крупный из островов-остров Сахалин.

Стихотворение Ивана Данилова»

В ожерелье снежных сопок,

В алом зареве рябин,

На заре российских тропок

Распростерся Сахалин.

Рядом с Сахалином расположены небольшие острова с уникальной природой-Монерон и Тюлений.

Поверхность океанского дна состоит из равнинных и холмистых участков, вулканических гор и огромных подводных горных хребтов. Часто вершины подводных океанических хребтов поднимаются над морем в виде цепи островов. Так выглядит наш Курильский архипелаг, состоящий из 56 разных по величине и удивительных по своей красоте островов, наполненных жизнью. Самые крупные из них Итуруп, Уруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир, Симушир. Практически это череда действующих и потухших вулканов.

Анатолий Чигалейчик» Курильская огненная гряда».

Гряда Курильских островов

Имеет тридцать семь вулканов.

Они активны каждый час,

Но дремлют словно великаны.

Парамушир-огромный остров,

Лишь Итурупу уступает.

Но скучен острова наряд,

Безлюден остров говорят.

Давно вулканы там уснули,

И лишь один вулкан Эбеко,

Опасен там для человека.

А дальше остров Симушир,

Он представляет грозный мир.

Там шесть недремлющих вулканов,

Пустынных грозных великанов.

За ним виднеется Уруп,

Красивый словно древний дуб,

На нем бамбук густой растет,

Но человек там не живет.

На южной стороне Урупа

Три удивительных вулкана,

Трезубец в виде истукана,

На нем три конуса стоят,

Как сказочный дракон дымят.

Пора настала и Уруп,

Сменяет дивный Итуруп,

Он на Курилах самый главный,

Не перечислить всех чудес,

Растет там всюду хвойный лес.

Живут на острове медведи,

Песцы, лисицы, как соседи,

Там наши люди проживают

И пять вулканов созерцают.

Последний остров Кунашир,

Вулкан там Тятя-дебошир.

Наш Кунашир, как Райский сад,

Там всюду пышные бутоны,

Магнолий веют аромат.

В Сахалинской области, словно мозаика, собраны самые красивые природные объекты: вулканы и горы, долины рек и   равнины, нерестовые реки и морские побережья, тайга и широколиственные леса.

Разнообразен животный мир Сахалина и Курильских островов: лежбища котиков, птичьи базары, обилие морских и пресноводных рыб и беспозвоночных, певчих птиц и насекомых.

Однако животный мир наших островов не только разнообразен, но и очень уязвим. К сожалению, интенсивная вырубка леса, осушение долин рек, строительство нефтегазовых месторождений приводит к сокращению многих видов животного и растительного мира нашего края.

Класс делится на 3 группы. Ребята выбирают командира в каждой группе. Далее повторяем правила работы в группах.

Каждая группа получает конверт с изображением различных гербов. Детям нужно выбрать герб Южно-Сахалинска.

Административный центр Сахалинской области- город Южно-Сахалинск. В центральной части герба и флага расположен ключ, символизирующий начало истории города. В верхней части ключа изображен рисунок в виде цветка. Ключ пересекает лента, которая символизирует реку Сусуя. Нижний изгиб ленты -символ долины, где расположен город. Верхние части ленты -сопки, окружающие его с востока и запада. Бородка ключа состоит из букв» Ю» и «С», которые означают название города Южно-Сахалинск. Ключ держат медведи.

-Ребята, какое животное изображено на гербе города Южно-Сахалинск? (Ответы детей.)

-Почему именно этот зверь изображен на нашем гербе? (Ответы детей.)

-Ребята, сегодня у нас 13 декабря» День медведя».

 Наша страна отмечает этот праздник.

 Считают, что 13 декабря косолапые окончательно устраиваются в берлогах на зимнюю спячку и не выходят до весны! Медведя почитали древние люди острова Сахалин. На старославянском языке медведь означает» тот, кто ведает мед».  Бурый медведь населяет весь Сахалин. Это самое крупное наземное животное Сахалина и Курильских островов. Некоторые особи достигают 3,5 метров и весят около 500 килограммов. На острове Шумшу медведи встречались еще в 50-е годы. Однако, отсутствие горного рельефа и активное хозяйственное освоение привело к полному исчезновению медведей на этом острове. Проникновение медведей на Северные Курильские острова произошло, по-видимому, с полуострова Камчатка. Капитанам рыболовных судов приходилось наблюдать плывущих в море медведей вблизи острова Парамушир.

Хорошо живется медведю щедрой летней порой. В лесу собирает грибы, на болотных кочках чернику, бруснику, голубику, а в душистом малиннике лакомиться спелой малиной. Любит есть орешки кедрового стланика, выброшенные приливом морские растения, морских млекопитающих и ракообразных. Ловит он неопытных птенчиков, лягушат, ну а если найдет муравейник, то разворошит его, раскопает, всунет туда свой длинный язык, который тотчас облепят муравьи. Медведи заядлые рыбаки. Могут часами на камне сидеть с поднятой лапой на берегу лесной реки или ручья. Как только заметит мишка рыбину, так мощным ударом сильной лапы ловко и метко бьет ее. Потом вытаскивает на берег и знай себе пирует.

Из-за своей «косолапой» походки медведь кажется неуклюжим, но на самом деле это быстрый и очень легкий в движении хищник, который может развивать скорость более 50 километров в час. Медведи не отличаются острым зрением и хорошо развитым слухом. Зато у них великолепное обоняние и хорошая память- они помнят все ягодные и грибные места и обходят их по мере созревания. На зиму они запасов не делают. К осени под мохнатой шубой у них нарастает толстый слой жира- на всю зиму хватит. Перед залеганием в спячку(октябрь-ноябрь) звери направляются к местам зимовок. Чаще всего они устраивают берлогу на склоне холма, берегу реки или ручья. Подготовить берлогу косолапый старается получше: охапками приносит сухие листья, устилает жилище сосновыми и еловыми ветками, корой молодых елочек, хвоей, мхом, сухими листочками. Звери залегают в берлоги в ноябре-декабре. Снежное одеяло прикроет берлогу сверху. У медведицы поздней зимой в берлоге рождаются медвежата весом 500-600 грамм и длиной около 23 сантиметров, покрытых короткой редкой шерстью, слепых, с заросшим слуховым проходом. Медведица приносит двух-трех медвежат. Хорошо, тепло, уютно им в берлоге рядом с большой и мохнатой мамой-медведицей.

Д.В. Соколов в книге «Русский Сахалин», вышедшей в1912 году писал, что «сахалинская тайга представляет собой настоящее царство медведей, количество которых, наверное, в несколько раз превышает количество населения». Хозяйственное освоение островов привело к многократному снижению их численности. Отстрел медведей на Сахалине поощрялся выплатой премий. Некоторые охотники убивали за месяц до 20медведей. Каждый человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро, совершать хорошие поступки, так и все животные живут для того, чтобы приносить пользу.

-Давайте послушаем стихотворение Валерия Давыдова» Бегут медведи с Сахалина». Читает ученик.

Бежал бродяга с Сахалина,

 Не каторжанин, а медведь.

За лето похудел, детина,

На четверть или же не треть.

Лосося выловили, гады,

Горбуша вовсе не пришла,

Зима в преддверье листопада

На листьях наложила лак.

Грибы в глухих углах медвежьих

Остались, и брусники чуть…….

Скажи, чудесный Сахалин,

Как вы дожили до упадка

Своих лохматых животин?

Падеж медведю обеспечен-

Ему в берлогу не с чем лечь,

Не будет зверь бесчеловечен

Без человека на Земле.

Далее капитаны каждой группы получают задания. Дети готовятся, заслушиваем ответы каждой группы.

Задание для 1 группы. Ребятам 1 группы необходимо выбрать интересные факты о бурых медведях и рассказать одноклассникам.

Ответы детей.

1) Сердцебиение во время спячки у этих животных замедляется до 8-10 ударов в минуту.

2) Задние ноги длиннее, чем передние, поэтому они могут с легкостью забираться на любую гору.

3) Ногти на лапах достигают в длину до 30 сантиметров.

4) У медведей 2 слоя шерсти: один короткий, он сохраняет и держит тепло, другой – длинный, он защищает кожу медведя от воды.

5) На коротких дистанциях бурый медведь способен легко развить скорость в 60 км/ч.

6)  Перед зимней спячкой медведи набирают около 200 килограммов жировых запасов.

7) Спать в берлоге медведь может от трех до шести месяцев.

Задание 2 группы. Детям нужно было, используя картинки и части текста, подготовить и рассказать сказку. Слушаем ответы детей.

Сказка «Медведь и муравей».

Автор: Калегина Дарья.

Жил в лесу медведь и считал он себя самым главным и сильным. Однажды гулял он по лесу и наступил на муравейник. Заплакали муравьи, что остались  без домика, а медведь только над ними посмеялся. Шел медведь смеялся, смеялся и не заметил, как упал в яму. Сидит медведь в яме не знает, как выбраться, зовет на помощь, но никто не слышит. День сидит, два сидит, на третий день пробегал мимо муравей. Заглянул он в яму и увидел медведя. Хотел уже дальше бежать, но жалко стало медведя, пожалел он его и позвал на помощь. Помогли медведю выбраться муравьи из ямы, медведь поблагодарил муравьев и извинился. С этого дня медведь никого не обижал, а всем помогал. И понял он, что нельзя обижать маленьких.

Задание 3 группы. Детям нужно выбрать правильный ответ по данной теме. Слушаем ответы ребят.

Какой медведь является героем русских народных сказок?

Барибал

Бурый медведь

Губач

Большая панда

Какой медведь является самым крупным в отряде хищников?

Гризли

Большая панда

Белый медведь

Бурый медведь

Кто является автором этого стихотворного отрывка?

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший».

-Сергей Михалков

-Агния Барто

-Самуил Маршак

-Даниил Хармс

Какого медведя не существует в природе?

Черного медведя

Серого медведя

Бурого медведя

Как называют медведей, которые зимой не спят, а бродят по лесу в поисках пищи?

Бродяга

Шатун

Странник

Голодун

Как называется жилище медведя, в котором он спит?

Яма

Нора

Берлога

У какого медведя на передних лапках имеется шестой палец?

У гризли

У большой панды

У белого медведя

У бурого медведя

Дети рисуют рисунки.

Ребенок стихотворение Бориса Заходера» Про всех на свете».

Все-все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд-

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь хищным покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется….

Все-все-все на свете

На свете нужны

И это все дети запомнить должны!

Подводим итоги данного мероприятия.

3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Это мероприятие учит бережному отношению к природе своего родного края, к его обитателям.

Список использованной литературы.

1.И.В.Середкин, Д.В. Лисицын, М.Ю. Борисов »Изучение бурого медведя на Сахалине».

2.Региональная общественная организация» Экологическая вахта Сахалина».

3.А. Чигалейчик»Курильская огненная гряда»

3.П.М.Волцит,Н.В.Седова,И.Я.Павлинов»Энциклопедия с развивающими заданиями: все о животных».

4. А.В.Тарасов» Островное ожерелье России».

5. ГБУК» Сахалинский областной краеведческий музей» Калейдоскоп островных символов».

6. В. Давыдов» Бегут медведи с Сахалина».

7. Б.Заходер» Про всех на свете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Методическая разработка: "День впадения медведя в спячку"

Занятие посвящено дате 17 декабря, когда отмечается День впадения медведя в спячку. Для занятия предложены презентация, конспект-сопровождение и задание - лабиринт....

Внеклассное мероприятие. Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»

Данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена а также педагоги  –психологи  и социальные педагоги для проведения внеклассных мероприятий. Мероприят...