Конспект внеурочного занятия «Как человек губит природу» (Курс "ПроЭнергию", 3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Лежнева Ульяна Григорьевна

Направленность внеурочной деятельности: естественно-математическое и технологическое.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о влиянии человека на окружающую среду и способах сохранения окружающей среды;

2. Понимать личную ответственность за экономное и бережное отношение к природе в целом.

Цель: формирование у обучающихся представлений о вреде человека для природы.

Задачи:

1. Дать представление о влиянии человека на природу;

2. Научить беречь природу, не наносить вред, заботиться о природе;

3. Развивать познавательную активность обучающихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна

Группа: 33

Методист: Мирзоян Регина Владимировна

Учитель: Старикова Александра Сергеевна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПроЭнергию»

Направленность внеурочной деятельности: естественно-математическое и технологическое.

Класс: 3-9

Тема: «Как человек губит природу».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о влиянии человека на окружающую среду и способах сохранения окружающей среды;

2. Понимать личную ответственность за экономное и бережное отношение к природе в целом.

Цель: формирование у обучающихся представлений о вреде человека для природы.

Задачи:

1. Дать представление о влиянии человека на природу;

2. Научить беречь природу, не наносить вред, заботиться о природе;

3. Развивать познавательную активность обучающихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Дата проведения: 06.02.2024

Челябинск, 2024

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

2 мин.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна. Сейчас сядьте те, кто готов сегодня на занятии продуктивно поработать. Отлично, спасибо, садитесь все остальные.

Обеспечивает мотивацию к изучению материала.

- Ребята, как вы думаете, насколько бережно люди относятся к природе?

- Давайте посмотрим видео, чтобы проверить ваши догадки.

- Что вы думаете теперь?

- Чтобы проверить ваши ответы, давайте откроем рабочие тетради на странице 42, посмотрите на задание 2. Что изображено на этих картинках?

- Да, верно, а теперь скажите, что изображено на каждой картинке в отдельности?

Формулировка темы и определения цели урока обучающимися.

- А что объединяет все эти картинки?

- А кто является виновником этих катастроф?

- А сейчас предположите тему нашего занятия.

- Верно, тема нашего занятия «Как человек губит природу». Сформулируйте цель нашего занятия, используя подсказки на слайде:

Узнаем…

Научимся…

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

- На картинках изображено то, что загрязняет природу, для природы это плохо.

- Человек выбрасывает мусор, сжигает леса, загрязняет окружающую среду, вырубает леса, уничтожает растительность и животных во время войн.

- На них изображены катастрофы.

- Человек.

- «Как человек губит природу»

- Сегодня мы узнаем, как человек влияет на природу, и научимся беречь то, что нас окружает.

УУКД:

- вступать в коммуникативное сотрудничество

- принимать тему и цель совместной деятельности

УУРД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Слайд №1: Черный экран

Видеофрагмент

Рабочая тетрадь стр.42

Слайд №2: тема

Слайд №3: цель

Основной

25 мин.

Организует актуализацию знаний обучающихся.

- Перед изучением сегодняшней темы, давайте вспомним тему предыдущего урока. Кто сможет её назвать?

- Верно. А сейчас откройте ваши рабочие тетради на странице 40 и обратите внимание на задание 5. Прочитайте, что вам необходимо сделать.

- Верно, вам нужно подписать части вулкана. Сейчас обратите внимание на экран. Здесь так же есть изображение вулкана, где каждая его часть описана. Давайте попробуем по описанию понять, как же называются его части.

1) Вулканический очаг – разлом в земной коре.

2) Магма - тягучая раскалённая жидкость, поднимающаяся к поверхности земли.

3) Кратер – место выхода тягучей раскаленной жидкости на поверхность земли

4) Лава - тягучая раскалённая жидкость, вышедшая на поверхность земли и начавшая постепенно остывать.

- Записывайте ответы в свою тетрадь, в специально отведенные строчки.

- Теперь обратите внимание на задание 6, оно находится на этой же странице ниже. Вам нужно определить, на какие типы делятся вулканы. Для этого посмотрите на экран. Здесь есть 3 картинки с изображением вулканов, но они отличаются. Как думаете, как мы их можем описать?

- Да, вы правильно определили их типы. Теперь запишите их названия в схему у вас в тетради.

- Вы отлично справились с этими заданиями. Теперь откройте тетрадь на странице 38 и обратите внимание на задание 3. В нем нам необходимо сравнить цунами и землетрясение. Вспомните, что такое цунами?

- Хорошо, а что такое землетрясение?

- Отлично, теперь обратите внимание на страницу 39, вам необходимо заполнить таблицу сходств и различий землетрясения и цунами.

- В чем сходства землетрясения и цунами?

- Отлично, теперь скажите, чем отличается землетрясение от цунами?

- Давайте с вами посмотрим на следующее задание. Здесь изображена карта литосферных плит. Как думаете, жители каких мест будут больше всего страдать от землетрясений и цунами?

Организует деятельность по изучению новой темы.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Теперь давайте подумаем, на какие две категории можно разделить катастрофы?

- Верно, а теперь давайте познакомимся с их научным названием. Те катастрофы, которые произошли по вине человека, называются антропогенными, а те, которые произошли в природе – экологическими. Прочитайте понятия на экране вслух.

- Сейчас откройте страницу 43 и посмотрите на задание 4. Прочитайте задание вслух.

- В этом задании вам нужно распределить приведённые в списке катастрофы по их происхождению: экологическому или антропогенному. В таблицу вам нужно будет записывать только номера. Давайте с вами разберём первые 4 примера в списке.

- К чему мы отнесём землетрясения? Почему?

- Куда мы включим испытания ядерного оружия? Почему?

- К чему мы отнесём извержения вулканов? Почему?

- Куда мы включим аварии нефтеналивных танкеров? Почему?

- Замечательно, вижу, вы поняли эти два занятия. Теперь приступайте к выполнению задания в парах. У вас есть 2 минуты. Если закончите раньше, сделайте руки домиком.

- Время кончилось, давайте проверять выполнение задания. Какие номера вы записали в столбик «Антропогенные катастрофы»?

- Да, это верно. А что вы записали в столбике «Экологические катастрофы?

- Мы отлично справились с очередным заданием, предлагаю немного размяться.

Организует динамическую паузу.

Встаньте со своих мест, аккуратно задвиньте стулья и повторяйте движения за мной.

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания—руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот—правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели.

- Молодцы, теперь аккуратно садитесь обратно за парты.  

- Продолжаем работу. Откройте рабочие тетради на странице 42 задание 3. Сейчас мы вместе решим тест.

- Первое: Какие бывают экологические катастрофы? У вас даны выборы ответа ниже, обведите правильные ответы в кружочек.

- Смотрим на экран, у кого такой же ответ, поднимаем зеленый карандаш. Если ответ не верный, поднимаем красный карандаш.

- Читаем задание под цифрой 2. Посмотрите на слайд. Здесь вы можете увидеть шкалу экологических катастроф по числу человеческих жертв.

- Давайте разберем подробнее каждую из катастроф.

- а) извержение вулканов (цунами)- эта катастрофа влечет за собой последствия и жертвы.  Это явление в основном может распространиться только несколько километров от самого очага.

- б) землетрясения – это явление несет ещё больший ущерб и жертв, и может затронуть как город, так и целый регион. Многие высокие здания рушатся из-за землетрясений. Жертв – очень много.

- в) тропические циклоны – это шторм, ветер, ливень и грозы, которые возникают над теплыми морскими поверхностями. Это явление крайне редко и практически не несет никаких жертв.

- г) наводнения – это явление может распространяться, начиная от нескольких метров, заканчивая небольшими участками города или мелкими населёнными пунктами.

- Пользуясь схемой на слайде и услышанной информацией сейчас предположите, в какой последовательности будут стоять буквы. Напоминаю, буквы должны стоять по количеству жертв от большего, до меньшего.

- Верно! Читаем под цифрой 3. Для того, чтоб ответить на данный вопрос вам необходимо сейчас меня внимательно слушать. Ядерный взрыв используется в качестве мощнейшего оружия, который может уничтожать крупные объекты или даже города. На ядерных полигонах России было произведено 132 взрыва. Посмотрите варианты ответов, какое число будет ближе всего?

- Правильно! Задание 4. С какой промышленностью связаны крупнейшие экологические катастрофы, если: химические – крайне редкие, портится среда только рядом с этим предприятием; атомные – большой ущерб на долгое время; целлюлозно-бумажные – загрязнение воздуха и водоёмов вблизи; транспортный – ущерб только там, где присутствует данное предприятие.

- Вы правы! Именно с атомной промышленностью связаны крупнейшие катастрофы. Допустим, Чернобыльская АЭС. Взрыв на станции произошёл очень давно, а жить в этом городе опасно до сих пор. Дома вы можете поискать больше информации об этом.

- Переходим к заданию номер 5. Прочитайте задание. Ответить на этот вопрос вам не составит труда, ведь если вы меня сейчас внимательно слушали, то сразу увидите правильный ответ. Так какой же ответ в этом задании?

- Правильно! Мы с вами справились!

Ответы детей.

- Природные катастрофы.

- Первый вулкан – действующий, второй – спящий, третий – потухший.

- Цунами – это высокие волны, зарождающиеся в море или океане в результате землетрясений или извержений вулканов.

- Это подземные толчки, происходящие в результате движения тектонических плит.

- Оба происходят из-за подземных толчков, имеют огромную разрушительную силу, невозможно предсказать.

- Цунами: происходит на воде и опасно для жителей прибрежной зоны, изобретены методы уменьшения разрушительной силы цунами (волнорезы)

Землетрясение: происходит на суше и опасно для жителей практически любого региона, практически невозможно защититься.

- Живущие на стыках литосферных плит, на побережье Тихого океана.

- На природные и произошедшие по вине человека.

- Экологическая катастрофа – это природное явление, которое имеет разрешительную силу.

- Антропогенная катастрофа – авария, произошедшая по причине использования человеком каких-либо технологий.

- Землетрясения – это экологическая катастрофа, потому что это происходит в природе без влияния человека.

- Испытания ядерного оружия мы отнесём к антропогенным катастрофам, так как они происходят из-за использования человеком своих технологий.

- Извержения вулканов мы отнесём к экологическим катастрофам, потому что это происходит без влияния человека.

- Аварии нефтеналивных танкеров – это антропогенные катастрофы, так как происходят из-за использования человеком своих технологий.

- 2, 4, 5, 10, 12, 13, 14

- 1, 3, 6, 7, 8, 9, 11.

Выполняют динамическую паузу.

- а) природные;

г) антропогенные.

- бгав.

- в.

- б.

- б.

УУПД:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- строить речевое высказывание в устной форме.

 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

УУРД:

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме

УУКД:

- формулировать собственное мнение и позицию

- конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение

-  строить понятные для партнера высказывания

Слайд №4: тема предыдущего урока.

Слайд №5: схема вулкана

Слайд №6: вулканы

Слайд №7: вулканы с подписью

Слайд №8: черный экран

Слайд №9: понятия

Слайд №10: черный экран

Слайды №11-12: ответы

Слайд №13: черный экран

Слайды №14-18: ответы на тест

Рефлексия

3 мин.

Организует анализ работы.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего занятия?
- Какая была цель? Достигли ли мы ее?


- Отлично. Итак, я предлагаю вам продолжить фразы, которые представлены на экране:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…
- Хорошо. Ребята, у вас в рабочих тетрадях, в конце 43 страницы, есть лампочка. Если вы все поняли и можете рассказать другим, то раскрасьте ее зеленым цветом. Если вы поняли материал, но есть вопросы, то закрасьте желтым цветом. Если было трудно и вы ничего не поняли, то закрасьте красным цветом. Поднимите руку, кто закрасил зеленым. А теперь поднимите руку, кто закрасил желтым или красным. Что было сложно? В чем вы не разобрались?

- Замечательно, а сейчас давайте запишем в дневник домашнее задание. У вас в рабочей тетради на странице 43 есть упражнение под цифрой 5, его вам предстоит выполнить самостоятельно. Внимательно прочитайте задание перед тем, как выполнять, и у вас все получится. До новых встреч!

Отвечают на вопросы.

Проводят анализ работы.

- «Как человек губит природу»

- Нашей целью было узнать, как человек влияет на природу, и научиться беречь то, что нас окружает. Да, мы ее достигли.

УУРД: 

- анализировать и оценивать свою деятельность

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной форме

УУКД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- формулировать собственное мнение и позицию

Слайд №19: тема

Слайд №20: цель

Слайд №21: начала фраз

Слайд №22: черный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия: «Спешите делать добро природе »

Цель: формировать экологические знания;  раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду....

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОМОГИ ПРИРОДЕ»

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОМОГИ ПРИРОДЕ» Тема: «Помоги природе»Класс:  2 Цель: формирование...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект внеурочного занятия "Викторина мы – друзья природы" (2 класс)

Форма: внеурочное занятие Тема: "Мы друзья природы" Цель: Формирование основ экологической культуры, развитие способностей понимать и любить окружающий мир.Задачи: 1) Воспитат...

Конспект внеурочного занятия "Викторина Мы - друзья природы!" (2 класс)

Дата проведения25.04.2024Форма мероприятияВикторинаТема мероприятияМы – друзья природыЦель мероприятияФормирование основ экологической культуры, развитие способностей понимать и любить окр...

Конспект внеурочного занятия «Как человек губит природу» (4 класс)

Цель: формирование у обучающихся представлений о том, как человек негативно влияет на природу.Задачи:1. Дать представление о том, как человек губит природу;2. Научить беречь природу, не наносить вред,...