КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?»
классный час
КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?»
ЦЕЛЬ: рассмотреть на основе ситуаций, в чем причина обзывания и как с этим бороться; * показать богатство и разнообразие имени и способах его
применения, использования в речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?»
ЦЕЛЬ: рассмотреть на основе ситуаций, в чем причина обзывания и как с этим бороться; * показать богатство и разнообразие имени и способах его
применения, использования в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ПЛАКАТ «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДРУЗЬЯ?»
НАПЕЧАТАННЫЕ СИТУАЦИИ,
СООБЩЕНИЕ ОБ ИМЕНИ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Газета «Начальная школа» № 4 – 1998г.
2. Хигир Б.Ю. «Тайна имени».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Ирина Пивоварова «Вежливый ослик»
Был Ослик очень вежливым,
Воспитанным он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Затем он отходил на шаг
И говорил: «Тюлень — тюфяк.
А заяц — трус. А лев — дурак.
А слон — обжора и толстяк».
Ни разу доброго словца
Он не сказал ни про кого,
И я прошу тебя, дружок,
Не будь похожим на него
Правильно ли поступал ослик, давал клички, такие характенистики?
- Мы с вами уже знаем, что о вежливости написано и сказано очень много, но, к сожалению, мы очень часто встречаемся с проявлением грубости. Это говорит о том, что среди нас есть еще очень невоспитанные, невежливые люди.
На данном классном часу мы будем продолжать учиться с вами вежливой речи и вежливому обхождению.
- Как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным?
(вежливого, учтивого, корректного, уважительного,
обходительного, предупредительного, любезного.
Хорошо воспитанные люди приветливы и иногда
обеспечивают себе уважение других простым умением
терпеливо выслушать то, что им рассказывают.)
- То есть этот человек достоин уважения других людей. А что такое достоинство?
(что-то хорошее, положительное качество, соединение
хороших черт в человеке).
- В Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова достоинство определяется как «совокупность (сочетание) моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».
- На протяжении всей жизни человек стремиться сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению.
Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, - можно по-разному.
- Хотелось бы поговорить о наиболее распространенных среди детей словесных формах унижения достоинства: кличках, прозвищах.
- По вашему мнению, что такое кличка?
(присвоение человеку наперекор его желанию нового имени, которое напоказ выставляет его недостатки).
- Случается, что кличка имеет доброжелательный характер и не обижает ее носителя.
-А что же тогда подразумевает прозвище?
(название, данное человеку, по какой – нибудь характерной черте,
свойству).
- На Руси с давних пор людям давались прозвища с целью увековечить жизнь и деятельность того или иного человека. Сможете ли вы привести примеры?
1. Александр Ярославич (Невский) за победу над
монголо – татарами.
2. Ярослав Мудрый – за добро, которое сделал он русской
земле.
3. Иван Грозный.
-Придумывание кличек и прозвищ – очень давнее и живучее в нашем народе явление. С древних времен взрослым присваивали прозвища и прозвания в связи с их положением в обществе. Часто за основу фамилии бралось название населенного пункта. Многие имена нарицательные переходили в имена собственные. Так, слово «башмак» могло положить начало прозвищу, а затем и фамилии Башмаков.
- Мы с вами, тоже можно сказать живем в мире «обзываловки». Часто фильмы, показывающие, по телевизору перенасыщены носителями кличек и прозвищ. Поэтому вы переносите их на своих одноклассников, друзей.
- Давайте рассмотрим: кто дает кличку или прозвище, кому и зачем?
- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Лапуся» и подумайте, почему мальчик груб со взрослыми.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу, сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
- Голубчик,
ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
- Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья,
И поэтому грублю.
- Почему мальчик груб?
(он всем грубил, т.к. был избалованным.
Мальчик стал грубым, т.к. ему не нравилось как к нему
обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно
называли лапусенькой).
- Что этой кличкой хотят сказать родители?
(любовь, ласка).
- Родители, особенно мамы, в обращении к вам вкладывают все известные им оттенки любви и нежности.
- Как вас чаще называют мамы? Всегда ли ласковым именем?
- Иногда родители заменяют собственное имя сына или дочки кличкой. Как могут к вам обращаться?
(Лапушка, Зайка, Котенок, Ягодка, Солнышко, Лучик).
- Что можно сказать про эти клички?
(они добрые, т.к. выражают самое нежное отношение).
- Нужно ли обижаться на такие клички?
(нет. Родители лишь хотят показать доброжелательное
отношение к нам. Главное – выражение любви).
- Почему же, когда мы приходим в школу, слышим совсем иное отношение?
(одноклассники могут привносить в обращение элементы
грубости и недоброжелательства).
- В чем причина обзывания, присвоения кличек?
( - способ самоутверждения,
- защитная реакция,
- стремление выделиться,
- желание поддержать лидера, когда он преследует кого –то,
- стремление унизить, чтобы почувствовать силу).
_ А теперь я предлагаю вам прочитать ситуации, работая в группах.
Обсудите, за что же попали под «обстрел» герои ситуаций? Как бороться с этим явлением?
Ситуация 1.
Петух.
У одного из учеников 3 класса была фамилия Петухов. Из-за этой фамилии мальчика его одноклассники постоянно называли Петух. Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а потом привык и откликался, когда к нему так обращались его сверстники.
Ситуация 2.
Иван – дурак.
Иван Романов, заболев, пропустил большое количество уроков. После болезни он стал хуже учиться, не справился с контрольной работой по математике. Ребята относились к происходящему по – разному: одни стремились помочь мальчику, а другие посмеивались, и кто – то придумал кличку Иван – дурак!
Ситуация 3.
Очкарик.
Во 2 классе проходил медицинский осмотр, после которого выяснилось, что у Толи плохое зрение и ему надо носить очки.
Через несколько дней Толя пришел в школу в очках. Ребята сразу же заметили это и стали обращаться к мальчику не по имени, а с помощью клички – Очкарик.
Вывод: «Давать клички и прозвища – плохая привычка».
Очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть своеобразную защиту от словесного нападения. Это отговорки. Знания отговорки помогает не оставить оскорбления без ответа, присечь конфликт, сохранить спокойствие, (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим. Почему? Читаются отговорки
- Есть от кличек и прозвищ одно волшебное средство, какое – догадайтесь!
(называть друг друга по именам).
Чтение рассказа Олега Кириллова «Книга ласковых имен».
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
— Ты чего горюешь? — спросил я.
— О-о-о-х… — вздохнула Света и пожаловалась. — Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
— Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, — пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:
— Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.
— Бежим расколдовывать девчонок! — крикнула она.
— А разве они тоже?.. — спросил я уже на бегу.
— Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку, Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
— Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, — прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
— Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
— Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? — робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
— Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «СЛОВАРЬ РУССКИХ ЛИЧНЫХ ИМЕН», — сказал я. — В нем вы найдете все ласковые имена.
- Дома вы готовили тайну своего имени. Кто хочет рассказать?
Из ваших работ мы сделаем «Книгу ласковых имен». Пусть она будет настольной.
Игра «Помоги соседу».
Так как мы нашли волшебное средство, нам всем нужно расколдовать друг друга. Назовите соседа тремя ласковыми именами.
Вывод классного часа :
- Почему же нужно по – доброму обращаться к другим?
Доброе отношение к людям поднимает настроение, говорит об уважении говорящего к собеседнику.
Не скупитесь на добрые слова, старайтесь не огорчать людей своим невниманием, а делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, хорошо.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа"Что в имени тебе моём?"(круг общения)
Обучающиеся узнают о том,что имена могут быть полными и краткими,узнают о значении имён,проверят свои знания в сказочной викторине....

классный час «Счастье – это когда тебя понимают»: так ли это?»
Цель:вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям; Задачи:-Показать через наглядные примеры, что счастливый человек, это тот, которого понимают и любят.- Учит...

Конспект классного часа на тему, «Какая у тебя воля?», 4 класс
Цели: расширить представление детей о самопознании и самовоспитании;*углубить понятие «сила воли»;* формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, во...

Классный час по теме :"Солнце,я тебя люблю"
Данное мероприятие предназначено для проведение классного часа во 2 классе...
Классный час. Тема «Родина - это часть тебя».
Родина - это часть тебя. Цель: прививать учащимся чувство патриотизма и гордости за свою Родину; дать представление о...


