Познавательно-творческий проект «Сказки К. И. Чуковского».
проект (1 класс)

Пшеничных Ирина Петровна

Познаком                 Познакомить детей с произведениями К.И.Чуковского, прививать любовь и интерес к его творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект

«Сказки К. И. Чуковского».

Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Предмет: формирование познавательного интереса к произведениям К.И.Чуковского.

Цель проекта:

Познакомить детей с произведениями К.И.Чуковского, прививать любовь и интерес к его творчеству.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

— формировать у детей знания о произведениях К.И.Чуковского.

— воспитывать интерес к его творчеству.

— прививать любовь к книге.

— развивать речь, активизировать словарный запас.

— развивать творчество, фантазию, воображение.

— укреплять взаимоотношения с родителями.

Актуальность данного проекта заключается в следующем:

В начальной школе особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характерной особенностью детей является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Они развивают мышление и воображение ребенка, обобщают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского - они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Корней Иванович Чуковский - это настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые в детстве зачитывались его произведениями, читают их теперь своим детям. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках - играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию.

Литературные произведения К.И.Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы. А в младшем школьном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Сказки Чуковского позволяют детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются.

Предусматривались следующие этапы реализации проекта:

Подготовительный:

— формулировка цели и задач проекта;

— составление плана реализации проекта «Произведения К.И.Чуковского»;

— чтение сказок и стихотворений на уроках и дома;

— рисование иллюстраций по сказкам «Айболит». Айболит и Бармалей», «Муха – Цокотуха». «Мойдодыр» и др. для выставки

Основной:

— знакомство с произведениями К.И.Чуковского на уроках и дома;

— просмотр мультфильмов по сказкам;

— дидактические игры;

— загадывание загадок по сказкам, стихотворениям.

Заключительный:

— выставки книг, рисунков;

— изготовление дидактических игр.

Ход занятия

- Работать мы сегодня будем по группам. Вспомним правила работы в группах. На столах я для вас приготовила пазлы, собрав которые, вы сможете назвать тему нашего занятия.

Дети собирают иллюстрации из сказок К.И.Чуковского.

- О ком мы сегодня будем говорить? (о К.И.Чуковском и его сказках)

- Как поняли? (на картинках герои его сказок)

- Назовите их. Совершенно верно. Мы прочитали несколько книг с его сказками, а сегодня поиграем.

Вступительное слово.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате на верху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Совсем рядом с его домом, на участке, отделенном от его дачи, стоит небольшой домик-детская библиотека, которую писатель выставил для окрестных ребят. Все книги, а их здесь несколько тысяч, собраны заботливо К. И. Чуковским, подарены библиотеке писателями, издательствами. В библиотеке очень уютно, светло, удобно:

Есть читальня, где можно посидеть за столами, почитать журналы, поиграть в шахматы; есть комната для малышей. Выдают книги ребятам дежурные-школьники и школьницы постарше. Перед своей библиотекой ребята посадили цветы и деревья.

Творчество К. И. Чуковского

Чуковский Корней Иванович, настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, поэт, переводчик, литературовед. Родился в Санкт-Петербурге 19 марта 1882г.

Корней Иванович Чуковский знаменитый детский писатель. В детстве он был вынужден переехать вместе с мамой в Одессу. Его мать была прачкой, а отца у него не было. Мама Корнея Ивановича зарабатывала очень мало денег, но не смотря на все трудности будущий писатель не сдавался: хорошо учился в гимназии, самостоятельно занимался и хорошо сдавал экзамены.

Детским писателем Чуковский стал случайно: однажды возвращаясь с сыном в Петербург он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Мальчик очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, и Корней Иванович уже забыл о том моменте, а сын заполнил весь рассказ наизусть, со всеми подробностями. Так и родилась сказка "Крокодил" и с тех пор Чуковский стал любимым писателем детей.

На полках в библиотеке есть книги самого К. И. Чуковского.

Кто не знает его сказок? Даже взрослые люди, теперь уже сами отцы и матери, бабушки и дедушки помнят с детства звонкие строчки.

«Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка

Ускакала от меня».

  • отрывок из какой сказки я прочитала?

Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? (ответы детей).

  • Сейчас дети обыграют одну из этих сказок, вы должны будите назвать её. (инсценирование сказки «Телефон).
  • Прослушивание музыки к сказке «Муха-Цокотуха».

Стихи К. И. Чуковского удивительно легко запоминаются детьми. Как говорят малыши, «сами лезут с языка». Это достигается яркими необычными словосочетаниями, разнообразием ритмов, любимыми детьми повторами, четкими точными рифмами.

(Чтение стихов учащимися «Федотка», «Ёлка», «Бутерброд», «Радость»).

Фольклорные формы.

К. И. Чуковский широко использует в своих детских книжках фольклорные формы – считалки, присказки, загадки, поговорки.

Особенно он любит шуточные нелепицы, для которых придумал свое меткое название «перевертыши». Такова его веселая «Путаница». (Читается отрывок).

Учащиеся загадают вам загадки К.И.Чуковского.

Книга «От двух до пяти».

Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно себе представить К. И. Чуковского без детей, без постоянного общения с малышами. Он, как никто другой знал, как жизненно необходима ребенку радость, веселье, смех и умел с великой щедростью дарить эту радость детям. Им была написана удивительная книга «От двух до пяти», где собраны наблюдения за детьми в течение всей жизни писателя. (Инсценирование отрывков из книги)

Исследователь-литературовед.

Но не только веселого сказочника К. И. Чуковского, друга детей, знают читатели во всем мире. К.И.Чуковский широко известен как серьезнейший исследователь-литературовед, острый критик, великолепный мемуарист – живая история литературы 20 века. Неутомимый работник литературы, К. И. Чуковский создал много книг. Среди них особое место занимает его замечательная книга «Мастерство Некрасова». Он искал и нашел новые неизвестные стихи Некрасова (более 10 тысяч строк).

Чуковский – переводчик.

Еще много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с К.И.Чуковским – переводчиком. Он перевел с английского «Приключения Барона Мюнхгаузена», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Робинзона Крузо» и др.

  • Какие английские песенки в переводе К. И. Чуковского вы знаете? (ответы детей).

В старших классах вы прочитаете повесть К. И. Чуковского «Серебряный герб» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь». Ираклий Андроников писал, что талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.

Литературная игра

Теперь посмотрим, знаете ли вы творчество К. И. Чуковского.

1 тур. «Чудо-дерево».

Посмотрите на наше Чудо-дерево, что только не растет на нем. Вот выросли книжки, только еще не дозрели, поэтому в названиях этих книг видны только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия (дети отгадывают названия книг).

2 тур. Корзина с потерянными вещами.

Учитель достает вещи из корзины, дети называют произведения К. И. Чуковского и строки, относящиеся к этим вещам: мочалка («Мойдодыр»), сито («Федорино горе»), перчатки («Телефон»), монеты («Муха Цокотуха»), мыло с полотенцем («Мойдодыр»).

 

3 тур. «Он рычит и кричит и усами шевелит».

Отгадайте, о ком К. И. Чуковский писал эти строки:

«Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло».

«А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной».

«Побежала по кустам

По березовым листам».

«Заплясала бы она

Вместе с нами

Застучала бы она каблучками».

«Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника».

4 тур. Путаница.

В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?

  • Гадость
  • Муза-Цокотуха
  • Кармалей  
  • Пил на свете человек
  • Мокдодыр    
  • Федорино море
  • Козауси и Мауси
  • Худо-дерево
  • Крашеное солнце
  • Кутаница

  1. тур. Герой-Крокодил.

- Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?

Долго, долго Крокодил

Море синее тушил:

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»).

Бедный Крокодил

Жаба проглотил. («Тараканище»).

Вдруг на встречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил

Он с Татошей а Какошей

По аллее проходил. («Мойдодыр»).

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Татоше.  («Телефон»).

Повернулся, улыбнулся

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея

Словно муху проглотил.  («Бармалей»).

А в большой реке

Крокодил лежит

А в руках его

Не огонь горит. («Краденое солнце»)

Жил да был Крокодил

Он по улицам ходил,

А за ним-то народ

И поет, и орет.  («Крокодил»).

6 тур. Вспомни сказку, доскажи словечко.

 

Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка

Из далеких из полей

(Прилетает воробей).

А в Африке, а в Африке

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

(Печальный Гиппопо).

Я великий умывальник

Знаменитый Мойдодыр

Умывальников начальник  

(И мочалок командир).

Вдруг из подворотни

Страшный великан

(Рыжий и усатый Таракан). 

Веселился народ,

Муха замуж идет

И лихого, удалого...

(Молодого Комара)

Итог урока:

- Что нового вы узнали о К. И. Чуковском? Какое его произведение вам захотелось прочитать? (ответы детей).

- Дома нарисуйте рисунки с сюжетами из его сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные празд...

Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данном  учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Творческий проект «Сказки К.И.Чуковского»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных со...

Проект "Сказки Чуковского"

Проект "Сказки Чуковского" интересен для обучающихся начальных классов и воспитанников детского сада....