Методическая разработка по финансовой грамотности "За покупками"
план-конспект занятия (1 класс)

Коробова Татьяна Алексеевна

Мероприятие по финансовой грамотности. Цель мероприятия: способствовать формированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе. Форма проведения: научно-познавательная игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «За покупками».

Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе.

Задачи:

Предметные:

   познакомятся со способами рационального использования денег;

-  познакомятся с понятиями: товар, цена, спрос;

     научить применять полученные теоретические знания по финансовой грамотности в практической ситуации;

- формирование осознанного отношения к деньгам.

Метапредметные:

Познавательные:

-  умение объяснять понятия и экономические термины;

-  сравнивать доходы и расходы;

Регулятивные:

-  готовность слушать собеседника;

-  формулировать и аргументировать свою точку зрения;

-  работать в группах;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

 -самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе;

 -определение собственного отношения к явлениям современной жизни,

-формулировка своей точки зрения.

Личностные УУД:

  - формирование ответственного отношения к учению, готовности и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Основные понятия: товар, цена, спрос.

Тип занятия: урок финансовой грамотности.

Форма проведения: научно-познавательная игра.

Оборудование: яблоки, пирожки, кувшины с киселем, иллюстрации героев сказки «Гуси-Лебеди», презентация, корзина, словари, таблички: «Товар», «Цена», «Спрос», раздаточный материал: шаблоны яблок, картонные монеты – 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль.

Ход занятия.

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на нашем занятии по финансовой грамотности вы распределены на группы - команды. Давайте вспомним правила работы в группе.

ПРАВИЛА

Дети вспоминают правила.

2

Актуализация вопроса, рассматривае-мого на занятии.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Но прежде, чтобы узнать сказку, отгадайте загадку:

 

У братца с сестрою

Несчастье большое,

Но им не откажут в подмоге

Волшебная печка, молочная речка

И яблонька в трудной дороге.

- Верно, ребята.

- Это сказка «Гуси-Лебеди».

3

Постановка учебных задач.

- Путешествие в сказку начинается:

 «Жили-были мужик да баба. У них были дочка Машенька и сынок младший Ванечка. Однажды мать говорит дочери: «Сходи-ка, Машенька, с братцем и купи пирожков, яблочек да киселька.»  

 - Кто уже понял, какая сегодня тема нашего занятия?

- Что будем делать на занятии?

- Поход в магазин за покупками.

- Совершать покупки.

4

Организация взаимодейст-вия

учителя с учащимися по овладению темы занятия.

- Сказка продолжается.  «Вот ушли родители на работу, оставив детям 20 рублей».

- Каждая команда тоже получает по 20 рублей. Вы будете помогать совершать покупки.

«Отправились Машенька и Ванечка за покупками. Видят, стоит печка. И предлагает печка детям свой товар.»

- А что такое товар? Можете объяснить?

- Куда мы обращаемся, если нам нужно узнать значение слова?

- У меня вот ест «Большой толковый словарь» Ожегова и небольшой словарик по финансовой грамотности.

Где удобнее нам посмотреть определение, что же такое товар? Почему?

Зачитываю из словаря:

- Товар – продукт труда, произведённый с целью обмена или продажи.

-Какой же товар могла продать печка?

- Посмотрите, но около каждого пирожка указаны разные цифры: 1, 2, 3. Что это?

- Стоимость товара - это цена.

Давайте обратимся в наш словарик. Теперь вы найдите и прочитайте определение цены.

- Посмотрите на пирожки, почему разная цена у них?

- Сейчас вы будете совершать покупку пирожков для всех членов семьи. Первая команда – «Расточители»- вы будете покупать всегда самый лучший и дорогой товар. Вторая команда-«Предприниматели» - должна потратить на покупку только 10 рублей.

Третья команда- «Экономисты» - должна потратить как можно меньше денег на покупку.

- Спасибо командам. «Машенька и Ванечка послушали ваши рекомендации как можно совершить покупки и пошли дальше. Видят яблоньку.»

-   Какой товар у яблоньки?

«Предлагает яблонька свой товар:

- Выбирай, девочка. Яблочки я сама вырастила, сейчас летом на них спрос большой.»

- Вы можете объяснить, что такое спрос?

Посмотрим в словаре:

   Спрос – желание и возможность покупателя приобрести товар или услугу по данной цене в данное время.

- Обратите внимание, что цена у яблочек тоже разная. Почему?

- А будет ли меняться цена на яблоки зимой?

-    Сейчас сделаем закупку яблок.

«Расточители» и «Экономисты», перед вами стоит та же задача. «Предприниматели», а вы на покупку яблок для всех должны потратить всего 6 рублей.

Маша и Ваня благодарят вас, ребята, они прислушаются к вашим советам.

Команды получают картонные монетки - 20 «рублей»

Дети высказывают свое мнение.

- В словарик.

- Удобнее искать значение слова в словаре по финансовой грамотности: меньше слов, и все слова именно по финансовой грамотности.

- Печка продает пирожки.

- Столько стоят пирожки.

- Цена – количество денег, которое хочет получить продавец за свой товар или услугу, денежное выражение стоимости товара или услуги.

- На самый большой пирожок потратили больше времени, муки, масла и молока, поэтому они дороже.

Команды готовятся.

«Расточители»: Мы потратили на покупку 12 рублей, так как купили для четырех членов семьи пирожки по 3 рубля.

«Предприниматели»: Мы распределили 10 рублей так: маме и папе купили пирожки за 3 рубля, а детям, так как они поменьше, за 2 рубля.

 «Экономисты»: Мы потратили на покупку 4 рубля, купив каждому члену семьи пирожок за 1 рубль.

- Яблочки.

Мнения детей.

- Отборные яблоки стоят дороже, а низкого качества – дешевле.

- Яблоки будут стоить дороже. Их надо будет привозит из других мест.

«Расточители»: Мы потратили на покупку 8 рублей, так как купили каждому члену семьи хорошие яблоки по 2 рубля.

«Предприниматели»: Мы распределили 6 рублей так: маме и папе купили яблоки по 2 рубля, а детям – по 1 рублю.

 «Экономисты»: Мы потратили на покупку 4 рубля, купив каждому члену семьи яблоко за 1 рубль.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Дети выполняют физминутку.

 - И привела наших героев бабочка к речке.

«Течет молочная река, кисельные берега.»  

- А какой товар предлагает речка?

Посмотрите, в одном кувшине 1 литр киселя по цене 2 рубля. А во втором кувшине 2 литра за 3 рубля.

Команды, сколько литров вы можете купить?

- Команда «Расточители», какой вывод вы сделаете?

- Послушаем другую команду.

- Какой вывод сделали вы?

- И третья команда пояснит, сколько киселя они могут купить.

- Ваш вывод.

 -Машенька и Ванечка благодарны вам, ребята. Думаю, что они правильно потратят 20 рублей и всё по списку купят.

- Кисель.

«Расточители»: Мы не сможем купить кисель, так как уже потратили все деньги.

«Р»: Мы не рассчитали денежные средства на запланированную покупку, были расточительными, не смогли спланировать бюджет. Стараясь купить лучшее, мы остались без денег.

«Предприниматели»: У нас осталось еще 4рубля. Мы можем купить 1 л за 2 рубля и еще 1 литр за 2 рубля, или купить сразу тот кувшин, где 2 литра за 3 рубля. Это выгоднее. И у нас останется ещё 1 рубль.

«П»: Надо правильно распределять бюджет, обращать внимание на выгодные предложения, тратить средства по необходимости.

«Экономисты»: У нас осталось ещё 12 рублей. Можно каждому из семьи купить по 2 литра кисели за 3 рубля.

«Э»: Мы очень экономично использовали деньги, расходуя минимально. У нас много киселя, но вот яблочки плохого качества, пирожки маленькие. Папе и маме такая порция мала.

5

Закрепление.

-  Посмотрите мультфильм «Смешарики. Уроки финансовой грамотности».

https://www.youtube.com/watch?v=_nShANCaJgU 

- К какому моменту нашей сказки подходит сюжет мультфильма?

- Чему учит этот мультфильм?

- Покупки надо совершат с умом. Надо знать, пользуется ли спросом товар,  какая цена на него.

Подведение итогов.

- Подведем итог и повторим понятия, с которыми мы сегодня познакомились.

Закончите стихотворную фразу в рифму:

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовется:

И крупа, самовар

Называются …

На товаре быть должна

Обязательно…  

Купить товар я пожелал,

И цену на него узнал,

Но возник один вопрос:

Есть ли на товар тот …?

- Какая команда сегодня правильно совершала покупки?

- …товар.

-…цена.

- …спрос

Мнения учащихся.

7

Рефлексия деятельности.

- Оцените свою работу, раскрасьте яблоко:

красным цветом, если всё понравилось, всё было понятно, активно работал в группе, со всем справился;

жёлтым- всё понравилось, но не справился с некоторыми заданиями;

зеленым цветом – было скучно, ничего не понял, пассивно работал в группе.

-Занятие окончено.

Учащиеся закрашивают шаблон яблока.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности "ФинКвест"

Методическая разработка для занятий внеурочной деятельности по окружающему миру...

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...

Методическая разработка по финансовой грамотности

МатематикаТема: "Счёт предметов. Закрепление",знакомство с понятиями "монета" и "купюра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »

Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...

Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности"

Методическая разработка "Формирование финансовой грамотности"...

Мастер – класс Ореховской И. И. «Игра по финансовой грамотности «Покупки Волчонка»

1.     ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ1.1.             Цель и задачи мероприятияЦель:·...