Проект "Дети Войны"
проект (2 класс)
На классном часе ребята 2В посетили музей при ДК и С посвященный Великой Отечественной войне, там посмотрели фильм «Дети войны», о жизни прабабушек и прадедушек, чьё детство выпало на те страшные годы.
Мы решили расширить знания о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и Специальной военной операции. Стали искать информацию в книгах, интернете. Была выдвинута гипотеза: в тяжёлое для страны время дети несут все тяготы войны наравне со взрослыми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети войны
Актуальность темы: имена и подвиги юных героев не подлежат забвению, но при этом весь мир должен понимать, что понятия «дети» и «война» - несовместимы.
Цель: на примере героических подвигов пионеров - героев показать проявление патриотического долга детей перед Родиной.
Цель проекта: привлечь внимание к жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
1. Способствовать сбору информации о детях войны в блокадном Ленинграде, в опаленном войной Ставропольском крае и о детях героях войны и о детях СВО.
2. Способствовать сбору материала о наших родственниках – участниках и детях ВОВ.
3. Создать журнал памяти о родственниках участниках и детях Великой Отечественной войны, плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», рисунки и открытки посвященные празднику 9 мая.
4. Участвовать в праздничном концерте для ветеранов, который состоится 7мая в МБОУ «СОШ№11»
Гипотеза: возможно в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.
Тип проекта
по длительности долгосрочный
( в течение месяца)
по числу участников – групповой
Этапы проекта
1. Подготовка
2. Планирование
3. Принятие решения
4. Выполнение
5. Оценка результатов
6. Презентация
Подготовка
1.Создание проблемной ситуации
Просмотр учебного видеофильма «Дети войны» (Приложение1)
2.Выбор темы проекта «Дети войны».
3.Формулирование проблемы: привлечь внимание окружающих к жизни детей в трудные годы для страны.
4.Определение цели: определить способы расширение знаний о судьбах детей в Великую Отечественную войну.
5. Формирование творческих групп:
-«Дети Ленинграда»
-«Дети герои ВОВ»
-«Дети Ставропольского края в годы ВОВ»
- «Дети герои нашего времени»
6. Определение форм выражения итогов проектной деятельности(плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», журнал памяти «Дорогами войны», песни и стихи о войне, рисунки и открытки к 9 мая.)
ПЛАНИРОВАНИЕ
1.Анализ проблемы (обсуждение сложившейся ситуации)
2. Определение задач:
1) просмотр видеофильма «Дети войны»;
2) провести исследование
3) формулировка вопросов, на которые нужно ответить:
а) исследовать жизнь детей в блокадном Ленинграде;
б) прочитать книги о детях участниках Великой Отечественной войны;
в) познакомиться с жизнью детей в Ставропольском крае во время Великой Отечественной войны;
4) узнать о жизни своих родственников в годы Великой Отечественной войны;
5) разучивание песен и стихов о войне;
6) выставка рисунков и плакатов « Никто не забыт, ничто не забыто»;
3.Выбор критериев оценки результатов
4. Распределение ролей в группах.
5. Разработка заданий для творческих групп.
6.Отбор литературы
2. Обсуждение различных гипотез решения проблемы.
3. Выбор оптимального варианта (создание журнала памяти «Дорогами войны» , организация выставки рисунков и плаката «Никто не забыт, ничто не забыто»)
4. Уточнение плана деятельности (в соответствии с поставленными задачами).
Выполнение
Учащиеся проводят работу над проектом по заранее составленному плану и оформляют результаты работы:
- анкетирование учащихся начальной школы;
- исследование жизни детей в блокадном Ленинграде;
- знакомство с литературными произведениями о детях войны;
- познакомиться с жизнью детей в годы войны в Ставропольском крае;
- узнать о жизни своих родственников во время войны;
- оформление плаката «Никто не забыт, ничто не забыто» и журнала памяти «Дорогами памяти»;
- разучивание стихов и песен о войне.
Учитель консультирует и координирует работу детей при выполнении задания, стимулирует их действия.
Презентация
Учащиеся представляют и защищают свои проекты по памятке:
1) название группы;
2) цель работы;
3) источники информации;
4) продукт работы;
5) трудности выполнения работы;
6) значимость мини- проекта.
Введение
Сегодня мы представим презентацию проекта «Дети войны».
На классном часе мы посетили музей при ДК и С посвященный Великой Отечественной войне, там посмотрели фильм «Дети войны», о жизни прабабушек и прадедушек, чьё детство выпало на те страшные годы.
Мы решили расширить знания о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и Специальной военной операции. Стали искать информацию в книгах, интернете. Была выдвинута гипотеза: в тяжёлое для страны время дети несут все тяготы войны наравне со взрослыми.
Провели анкетирование среди 100 учащихся начальной школы и выяснили. Выяснили, что 57 % знают когда началась и закончилась Великая Отечественная война. 32 % знают кто из детей принимал участие в боях Великой Отечественной войны? 7% знают информацию детях принимавших участие в СВО.
Мы взяли интервью у Салгалова Александра Андреевича, ребенка войны, проживавшего в годы войны в ст. Рождественской, Загорулько Тамары Алексеевны жительницы села Ачикулак Грозненской области., Болдырева Галина Васильевна 1929г. рождения жительница села Московского, с 1960 г живет в п. Рыздвяный, которая испытала все тяготы войны на своих плечах работая в месте со взрослыми в колхозе. «Всё для Родины- всё для победы».
Определили темы над которыми будем работать. Организовали группы. В каждой группе у каждого были свои задачи. После приступили к работе.
Информацию мы искали в интернете, семейных архивах, в музеи МБОУ «СОШ№11», в библиотеке.
Трудности, с которыми столкнулись это запоминание дат, проговаривание незнакомых слов и слов на немецком языке, работа в команде.
Благодаря проекту мы расширили свои знания о ВОВ и СВО, научились работать в команде, находить нужную информацию из разных источников.
Оказывали посильную помощь в волонтёрском центре «Паучок». Гипотеза подтвердилась. Свою работу посвящаем всем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Память – наша совесть
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…
Ю. Воронов
Дети войны
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали… Война…
Чёрные дни от пожаров и гари
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.
Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!
Светлана Сирена
Введение
1. Дети блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда – самая продолжительная и страшная осада за всю историю человечества. Она началась 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград в блокадное кольцо, 12 января 1942 года блокада была прорвана – войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а уже почти через год, 27 почти через год, 27 января 1943 года Ленинград был полностью освобожден в этот день над Невой прозвучал салют из 24 залпов и 324 орудий.
Блокадный Ленинград… 900 страшных дней и ночей город был отрезан от мира. 900 дней и ночей люди, выживали, как могли. 900 дней и ночей костяная рука голода методично уносила жизни людей, не щадя ни старого, ни малого.
Самое страшное – это голод. Становится труднее двигаться, работать, думать.
Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружал город.
Таня Савичева родилась 25 января 1930 года. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье.
Сплоченная семья Савичевых решила, осталась в Ленинграде, помогать фронту. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.
Одиннадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. Когда читаешь его, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходивших ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными от голода детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне Нижегородская) область, поселок Шатки. Таня так и не поднялась. Врачи в течении 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучали страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище. Рядом – стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника.
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. Завод, где работала Нина. Был срочно эвакуирован, написать родным Нина не могла, письма в блокадный Ленинград не ходили. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Его считали погибшим, когда узнали, что его отряд попал в окружение фашистов под Псковом.
Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся 1-4 классов. Трудно было учиться изголодавшемуся ребёнку, но дети учились хорошо, хотя и быстро уставали, иногда кружилась голова.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Дети помогали на строительстве оборонительных рубежей. Из автобиографии пионера 7 класса 237 школы Юрия Бултакова: «… был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки
Единственной транспортной магистраль, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.
Мне повезло, я позже родилась,
Не надо мной в осколки небо рвалось,
Когда земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась.
Не мне ночами снился теплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся санок след
До ямы той, где хоронили мертвых.
Писала на листочках свой дневник
Не я ручонкой, скованной страданьем,
Где сохранился этот детский крик —
«Все умерли. Одна осталась Таня».
Так почему же, в сытости, в тепле
Меня тревожит эта боль чужая
Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле
Под этим небом я была — живая?
Какую жертву надо принести,
Какую цену заплатить — не знаю,
Чтоб девочку голодную спасти,
Хоть коркой хлеба удержать у края?!
Отсчитывает время метроном,
Он будит мир минутами молчанья...
— Не допусти беды в свой светлый дом,
Не допусти! — я слышу голос Тани...
О.Аникеева
Песня «Мальчишки у стен Ленинграда».
2. Дети Ставропольского края
1. Яша Годицкий
В августе 1942 года для ставропольчан начались долгие 6 месяцев гитлеровской оккупации. В Желобовском яру, среди малопроходимых кустарниковых зарослей, невидимом для постороннего взгляда, в том числе и для немцев, мире проходила жизнь Володи Косинова с друзьями: Яшей Годицким, Анатолием Трапезниковым, Колей Мартыновым, Сережей Слюсаренко. Именно там они разрабатывали планы своих действий: срывали распоряжения немецкого командования и городской управы, портили оставленную без присмотра технику, резали связь, устраивали короткие замыкания в электропроводке, ведущей к немецким штабам и предприятиям. А Яша Годицкий, устроившись помощником кочегара в штаб группы войск армии «А» генерал-фельдмаршала Эвальда фон Клейста, в самый лютый мороз бросил в печь мину, взрыв которой полностью лишил здание тепла.
На протяжении многих лет, как учёных, так и простых людей интересовал вопрос: как в годы оккупации смог уцелеть Ставропольский краеведческий музей? Неужели отступающие гитлеровцы решили не трогать это святое для города место? Ответ довольно прост: им помешали мальчишки Володи Косинова. Факт спасения юными патриотами здания краеведческого музея подтверждают свидетели того времени.
Из города гитлеровцы уходили из города по старой Михайловской дороге, по так называемому Чапаевскому мосту через речку Ташлу. Пытаясь сорвать операцию немцев по подрыву моста , они приняли неравный бой и все погибли.
2. Геннадий Голенев.
Ученик средней школы № 7 г. Ставрополя Геннадий Голенев во время оккупации он собирал и прятал у себя дома на чердаке гранаты и винтовки, тайно пробирался к вражеским автомашинам и выводил их из строя, похищал у врага секретные документы. Голенев похитил у оккупантов радиоприемник, установил его на чердаке дома и тайно принимал сводки Совинформбюро, распространял их среди населения. Геннадий хотел выкрасть из вражеской машины ручной пулемет для подпольщиков, но был схвачен гитлеровцами и расстрелян. В честь героя-пионера Геннадия Голенева названа улица в Ставрополе.
В составе партизанского отряда «Сергей» Апанасенского района был и боец Кондратий КалистратовичУсков со своим четырнадцатилетним сыном Ваней. И хотя отец прикрывал сына в первом бою с оккупантами, смерть витала рядом. Вскоре не стало отца.
Все новые и новые сражения с гитлеровцами закалили Ваню Ускова. Сколько бессонных ночей, изматывающих переходов и прочих трудностей легло на его плечи! Когда под ним убило коня ,он пересел на пулеметную тачанку, где от управления лошадьми зависело очень многое. Лихо Ваня управлял тачанкой с пулеметчиками, не давая гитлеровцам поймать их в прицел. А пулеметчики из своего «максима» поливали гитлеровцев смертоносным свинцом.
18 декабря 1942 года у хутора Красная Заря Левокумского района произошел очередной бой, длившийся два часа. Партизаны решили отойти, и когда уже пулеметная тачанка Вани Ускова коснулась вод Кумы, шальная пуля сразила его наповал.
«Я сам положил в могилу нашего партизанского сынка, - вспоминал командир 2-го взвода отряда «Сергей» Василий Андреевич Белимов. – Суровые мужественные партизаны не скрывали слез. Над окрестностями прозвучал трехкратный залп – это бойцы отряда отдавали последний салют юному герою
4. «Киндерпартизанен» - Лёня Богачёв.
Советские войска покидали село Труновское, но на старом кладбище на колокольне уцелевшей церкви остался пулеметный расчет красноармейца Мироныча. Им нужно было задержать гитлеровцев хоть на немного. Рядом был местный мальчишка, лет двенадцати, Леня Богачев. Вскоре появились немецкие мотоциклисты, и солдаты Мироныча накрыли их свинцовой медью, заставив гитлеровцев искать надежное укрытие. Тогда солдаты спустились вниз и, отвязав лошадей, двинулись к спасительной, заросшей кустарниками балке. Немцы заметили уходящих бойцов и попытались стремясь перерезать дорогу отступавшим. Но с колокольни вновь ударил пулемет. Это Леня направил пулемёт на фашистов, вложив в это все свои силы, и единственная очередь заставила гитлеровцев шарахнуться в сторону. Затем он сбежал по крутым ступенькам колокольни и попытался незамеченным добраться до кукурузного поля. Здесь и догнала его немецкая пуля.
Обшарив все вокруг, фашисты наткнулись на распростертую фигуру мальчишки. Немецкий офицер со злостью сорвал с его гимнастерки маленькую звездочку.
« Партизанен! - процедил он сквозь зубы. - Киндер партизанен!!!»
Каждый год, в День защитника Отечества, на могилу Лени Богачева с красной звездочкой на скромном обелиске местные школьники возлагают цветы.
На братских на могилах
Растёт цветок на братской на могиле,
Простой и скромный – клевер полевой.
Не видел он, как в землю уходили
Бойцы, приняв последний в жизни бой.
Растёт он, крохотный, в земле священной этой,
Среди травы густой, у серых плит,
Над теми, кто на взлёте был убит,
Кто отдал жизнь за то, чтоб над планетой
Сияло солнце, плыли облака
По небу мирному, чтобы текла река,
Цвели цветы, чтоб детский смех струился.
Чтоб бой тот никогда не повторился…
Геннадий Дубров
3. Дети герои
Марат Казей, 14 лет, партизан.
Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР. Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, мать Марата, прятала у себя раненых партизан, за что была повешена. Марат ушел в партизаны. Он ходил в разведку, участвовал в рейдах и подрывал эшелоны.
В мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить было некуда, подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О подвиге юного партизана читайте в книге В. Морозова «Марат Казей» из серии «Пионеры – герои».
Валя Котик, 14 лет, разведчик.
Валя – один из самых юных Героев СССР. Родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.
В 1942 году начал выполнять поручения по разведке от подпольной партийной организации, а осенью этого же года выполнил первое боевое задание – ликвидировал начальника полевой жандармерии. В октябре 1943 года Валя разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. Парень был смертельно ранен в феврале 1944 года.
В 1958 году Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О юном разведчике – в книге Г. Наджафова «Валя Котик» из серии «Пионеры – герои».
Леня Голиков, 16 лет.
Когда началась война, Леня добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел младше своих тогда еще 14 лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.
В 1942 году он вступил в партизанский отряд. Ходил в разведку, приносил важные сведения. Один бой Леня вел в одиночку против фашистского генерала. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр он преследовал врага и убил его. В портфеле оказались важные документы. Тогда штаб партизан немедленно переправил бумаги самолетом в Москву.
С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Мальчик погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области.
О юном партизане – в книге Ю. Королькова «Лёня Голиков» из серии «Пионеры-герои»
Зина Портнова, 17 лет
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. В 1942 году она вступила в подпольную комсомольско-молодежную организацию «Юные мстители». Там Зина активно участвовала в распространении агитационных листовок и устраивала диверсии против захватчиков. В 1943 году Портнова попала в плен к немцам. Во время допроса она схватила со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух фашистов, пыталась сбежать. Но ей не удалось этого сделать.
Из книги Василия Смирнова «Зина Портнова»:
«Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась «советской бандиткой». Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…».
10 января 1944 года 17-летнюю Зину Портнову расстреляли. В 1985-м ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Серёжа Алёшков считается самым юным сыном полка в истории Великой Отечественной войны. В начале ноября 1942 года вместе с полком попал под Сталинград. Там он спас своего нового отца, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он приказом № 013 от 26 апреля 1943 года был награждён медалью «За боевые заслуги».
У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На него солдатская шинель.
У войны недетское лицо,
Но в бою не разглядеть лица...
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.
Ирина Савельева
Сыны полков
Горнили "К бою" трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, на левый фланг,
В солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать.
Но все равно в боях они умели
Не отставать, не отступать
И побеждать.
В войне победа даром не дается,
Дорога к ней длинна и нелегка.
Но шел вперед на запад Ваня Солнцев
Шел на Берлин Отчизны сын
И сын полка.
Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне.
Валились с ног в минуту передышки
И в час ночной неслись домой
В коротком сне.
Вольт Суслов
4.Дети герои СВО
Пять подростков-героев СВО.
Мы решила напомнить читателям о подвигах детей и подростков, совершенных во время СВО на Украине. Эти герои достойны памяти Лени Голикова, Марата Казея, Зины Портновой и Володи Дубинина, сражавшихся на оккупированных фашистами территориях плечом к плечу со взрослыми во времена Великой Отечественной Войны.
Федор Симоненко
10-летний Федор Симоненко, несмотря на ранение, смог спасти еще двух детей при атаке украинских диверсантов в Брянской области. Все произошло 2 марта 2023 года, когда украинские диверсанты проникли в приграничный район Брянской области. Они обстреляли два автомобиля, их водители погибли, пострадал мальчик. Федор, сам получивший проникающее ранение, смог вывести двух девочек в безопасную лесополосу, а затем поймал для всех спасшихся попутку в город. Впоследствии он рассказал, что не сразу заметил, что ранен.
Третьекласснику провели четырехчасовую операцию, врачам удалось извлечь пулю натовского образца, попавшую в спину. Около двух недель Федор провел в больнице, в середине марта его выписали. За свой подвиг Федя был награжден ведомственной медалью Следственного комитета России "Доблесть и отвага". Губернатор региона Александр Богомаз пообещал, что купит на свои личные средства новый дом для семьи юного героя. Дом, в котором сейчас проживает семья мальчика, еще до нападения диверсантов был поврежден в результате пожара. Федя - из многодетной семьи, два старших его брата воюют в спецоперации. .
3 апреля 2022 года 14-летний Илья Семенов из Луганского села Красный Яр оказал помощь другу, который подорвался на противопехотной мине во время прогулки по берегу реки Северский Донец. Илья сразу понял, что рядом могут быть и другие неразорвавшиеся мины, установленные отступающими украинские военными. Несмотря на это, Илья без раздумий бросился на помощь приятелю, смог остановить кровотечение. Никто не решался вступить на минное поле, чтобы помочь Илье. Он сам взвалил раненого парня на спину и потащил в безопасное место. На пути он внимательно смотрел под ноги и заметил еще несколько мин. Преодолев заминированную местность, Илья передал раненого приятеля взрослым, и те вызвали бригаду скорой помощи. "Героем себя не считаю, так поступил бы каждый. Больше всего сейчас я мечтаю, чтобы моему другу помогли с протезом левой ноги и он снова смог ходить", - сказал Илья Семенов. Он был награжден медалью "За проявленное мужество"
Героический подвиг совершила и 16-летняя Лиза Шекмар из Мариуполя. Весной 2022 года при попытке высвободиться из заточения в квартале завода "Азовсталь" она получила ранение бедра, на ее глазах погибла мама. Затем из-за обстрела в доме возник пожар. С открытой раной Лиза выбралась из огненной ловушки, забрав с собой пятилетнюю девочку. "Я первая шла, потом мама этой девочки, потом моя мама. И вот я помогла маме девочки, ее звали Ира. У нее была сломана нога. Я ей помогла, к себе подтянула, - вспоминает девушка. За свой подвиг Елизавета была награждена медалью "За проявленное мужество".
Четырнадцатилетний Арсен Попов из Мариуполя был волонтером в больнице №2. Там парень наравне со взрослыми разбирал завалы, обеспечивал пострадавших водой и лекарствами, спасал из-под обстрелов раненых, несмотря на то что сам весит чуть больше 50 кг. "Я пришел на работу, переоделся, надел форму. За час привезли пять человек. Через полчаса двое приехали. Потом мама и два ребенка. Женщина после этого умерла, а ребенок - раненый осколками в глаза - и еще младший брат остались живы. Вечером еще человек пять привезли, – рассказал о буднях в больнице молодой волонтер. За отвагу и мужество Арсен получил награду от главы ДНР и путевку в лагерь "Артек".
17-летний Даниил Альяных закрыл собой знакомую девушку во время обстрела и погиб от полученных травм. Все произошло 7 ноября 2023 года. В тот день Даниил гулял с девушкой по вечернему Донецку, когда начался обстрел города украинскими боевиками. Он не побежал в укрытие, а ринулся доставать людей из-под завалов вместе с Александрой. Молодые люди знали, что украинцы часто выдерживают паузу примерно в полчаса, чтобы вокруг разрушенных зданий собралось побольше спасателей и пожарных, а затем повторно бьют в то же место. На этот раз обстрел начался раньше. Именно он и унес жизнь героя. Как рассказала потом Александра, когда раздался свист снарядов, он накрыл ее собой, что и спасло ей жизнь. Даниил награжден посмертно медалью "За храбрость" IV степени. Награду получили его родители Владимир и Анна.
27 июля – День памяти детей – жертв войны в Донбассе
Я не знаю, что в жизни правильно,
но чему быть не может места,
знаю точно – Аллеи Ангелов
не должно было быть в Донецке.
Эта скорбная дата учреждена главой Донецкой Народной Республики в 2022 году. В этот день мы всей страной вспоминаем детей, чьи жизни унес преступный киевский режим. Каждый ребенок по праву рождения заслуживает счастливое детство. Но у детей Донбасса его жестоко отняли.
Девять лет украинские националисты с молчаливого согласия Запада обстреливают мирное население Донбасса. Девять лет их снаряды целенаправленно летят в больницы и детские сады, школы и жилые дома, наказывая тех, кто отказался забывать свою историю и связь с братским русским народом, с предками, плечом к плечу освобождавшими Советский Союз от фашистов. Со стороны противника ежедневно раздаются преступные военные приказы, направленные на уничтожение мирного населения Донбасса, среди которых – дети. Цинично и безжалостно украинские вооруженные формирования отнимают жизни у тех, кто с чистой душой смотрел на мир, отбирают у родителей самое ценное, что есть в жизни, обрекая их на страдания до конца жизни.
На войну проводила я брата,
Как другие любимых отцов.
Но война – не прогулка солдата,
А проверка в бою храбрецов.
Они - защитники дома
И леса, и наших рек.
Они - защитники поля,
Где сеет и жнет человек.
Они - защитники неба
Без грохота и ракет.
Они – защитники жизни
Где утром встает рассвет.
Они - впереди.
Мы все рядом.
Все вместе - мы Русь одна.
Пусть будет цветущим садом
Любимая наша страна
Бэла Дениченко
Песня « О той весне»
ЛИТЕРАТУРА
1.Лекция «Метод проектов. Учебное проектирование как условие развития самостоятельности познавательной деятельности младших школьников». Доцент КНО кафедры НО СКИРО ПК и ПРО Никотина Е.В.
2.Лекция «Социальное проектирование как условие формирования гражданской позиции обучающихся начальной школы». Старший преподаватель кафедры НО СКИРОПК и ПРО Астрецова Н.В.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ.
Интернет – ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=767&v=qx0V_i6XR2s
https://lesorubb.livejournal.com/271497.html
https://topwar.ru/79300-.html
http://www.stav.aif.ru/society/person/1490108
https://www.chitalnya.ru/work/3242729L/
https://www.chitalnya.ru/work/3767424/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»
Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны
Статья об истории моего отца - ветерана труда....

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны" «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

