Программа «В мире финансов» (стартовый уровень)
рабочая программа (3 класс)

Бобнева Оксана Александровна

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. 

В отношении вопросов финансовой безопасности дети находятся в наибольшей зоне риска, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой области. Поэтому образовательная организация должна помогать обучающимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_v_mire_finansov.docx117.11 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования города Курска

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени Героя Советского Союза Алексея Максимовича Ломакина»

ПРИНЯТА                                                               УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                             приказом директора МБОУ «Средняя

педагогического совета МБОУ                              общеобразовательная школа № 31

«Средняя общеобразовательная школа                 имени А.М.Ломакина»

№ 31 имени А.М.Ломакина»                                  (приказ №_____от __________2024 г.)

(протокол №____от __________2024 г.)                ____________________/Г.Г.Токарева/

_____________________/В.А.Болокина/

                                     

Дополнительная общеобразовательная  

общеразвивающая программа

           социально-гуманитарной направленности

«В мире финансов»

 (стартовый уровень)

 

 

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации 1 год

                                                                                           Автор – составитель

Бобнева Оксана Александровна

Педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

Г. Курск, 2024 г.

В программу внесены изменения и дополнения в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

ПРИНЯТА                                                               УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                             приказом директора МБОУ «Средняя

педагогического совета МБОУ                              общеобразовательная школа № 31

«Средняя общеобразовательная школа                 имени А.М.Ломакина»

№ 31 имени А.М.Ломакина»                                  (приказ №_____от __________2024 г.)

(протокол №____от __________2024 г.)                ____________________/Г.Г.Токарева/

_____________________/В.А.Болокина/

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ…………..3
  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цели и задачи программы………………………………………………...6
  3. Планируемые результаты…………………………………………………8
  4. Содержание программы…………………………………………………..9 
  1. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ….15
  1. Календарный учебный график…………………………………………...15
  2. Оценочные материалы………………………………………………...….15
  3. Формы аттестации……………………………………………………..….17
  4. Методические материалы…………………………………………….......19
  5. Условия реализации программы………………………………………....22
  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ……………………………….....23
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…26
  1. Список литературы, рекомендованной педагогам………………….......26
  2. Список литературы, рекомендованной родителя…………………..…...26
  3. Интернет-ресурсы для детей……………………..………………...……..27
  1. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...............28

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. Пояснительная записка 

 

Нормативная правовая база программы «В мире финансов»: 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

11.01.2023);  

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;  

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

 - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;  

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;  

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);  

- Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;  

- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 № 737-па;  

- Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023 г. № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;  

- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №         31 имени А. М. Ломакина», утверждён приказом №1320 от 25.12.2015 г.);

- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 имени А. М. Ломакина» (утверждено приказом 02-3/1 от 12.01.2021 г.);

- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утверждено приказом №2-3/1 от 12.01.2021 г.)

Направленность программы. Программа «В мире финансов» социально-гуманитарной направленности.  

Актуальность программы. Президентом нашей страны формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся в целом и финансовой грамотности, в частности, поставлено одной из приоритетных задач в области образования.  

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.  

В отношении вопросов финансовой безопасности дети находятся в наибольшей зоне риска, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой области. Поэтому образовательная организация должна помогать обучающимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.  

   Отличительные особенности программы. Образовательная программа  разработана в целях финансового просвещения обучающихся в возрасте 8- 10 лет. Содержание программы предполагает освоение основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.  

Занятия проводятся в игровой форме с постепенным усложнением материала. Это позволяет оптимально распределить и логично выстроить содержание каждого раздела, сформировать навыки и умения, развить логику, внимание, способности, поскольку все тематические задания и упражнения расположены в порядке постоянного возрастания степени сложности. В программе не предусматривается общее итоговое повторение изученного материала, поскольку повторение включено в содержание каждой области.  

Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому знания финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

    Уровень программы. Программа «В мире финансов» – стартового уровня. Учебный материал образовательных областей дополняет и расширяет речевые, мировоззренческие, художественные представления детей, формируя целостное мировосприятие.  

Адресат программы. Программа разработана для детей возраста 8-10 лет.  

Возраст 8 - 10 лет является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.  

        В это время интенсивно развивается память ребёнка, который как губка  впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.  

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.  

   Количество обучающихся в группе – от 5 до 15 человек.  

             Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов программы – 36 часов.

            Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность академического часа – 40 минут.

Форма обучения – очная.  

Формы организации учебного процесса: групповые.

Особенности организации образовательного процесса. 

Виды занятий – соединение теории и практики на познавательно-игровой основе. Занятия реализуются через различные формы: практическое занятие, игра-путешествие, экскурсия, викторина, презентация, защита проектов, ярмарка и др. Формы занятий выбираются с учетом целей, задач и содержания темы занятия, особенностей конкретной группы обучающихся.  

        Программа реализуется в рамках учреждения, может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Принципы программы:

  • принцип гуманизации образовательного  процесса:

 учет индивидуальных особенностей и возможностей, ориентация на личность ребенка, уважение уникальности и своеобразности каждого ребенка, признание ребенка высшей социальной ценностью;  

  • принцип самоценности дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных,  физических и художественных способностей ребенка;  
  • принцип систематичности и последовательности;  
  • принцип средового подхода: использование возможностей социокультурной среды, социальная адекватность, учет разнообразия влияния микросферы на ребенка;  
  • принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с перспективой успешного обучения;  
  • принцип добровольности;  
  • принцип         психологической         комфортности         (создается

образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);  

  • принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);  
  • принцип  творчества  (процесс  обучения  сориентирован  на  приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
  • принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).  

1.2. Цель и задачи программы  

Цель: формирование у обучающихся представления о финансах и экономике, создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами.  

Задачи:   

образовательные: 

  • создать условия для формирования элементарных экономических понятий у обучающихся;  
  • дать основы знаний о роли экономики в жизни людей;

- сформировать у обучающихся представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;  

  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «потребности», «бюджет», «товар», «стоимость», «цена», «покупка», «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;  
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг;  
  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;  
  • расширить представление детей о профессиях, связанных с экономикой;

  • развивающие:  
  • заложить основы экономического образа мышления у обучающихся;  
  • развивать любознательность, познавательную активность, творческую фантазию, изобретательность;  
  • развивать способы умственной деятельности как основы мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);  
  • развивать познавательные психические процессы (наблюдательность, внимание, память, восприятие, воображение);  
  • развивать стремление к взаимодействию и сотрудничеству;  
  • развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние;  

воспитательные:  

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность;  
  • воспитывать потребность слушать и слышать педагога,  
  • воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность;
  •  воспитывать нравственные представления, социальные и культурные нормы поведения в общественно-бытовых отношениях;  
  • воспитать разумный подход к свои желаниям, сопоставлению их с бюджетом семьи;  
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров необходимых для рационального поведения в сфере экономики.  

1.3. Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:  

  • понятия «потребности», «бюджет», «товар», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа» «рынок», «спрос», «предложение», «цена»,

«заработная плата»;  

  • роль экономики в жизни людей;  
  • разные виды ресурсов, понятие «экономия ресурсов», производителей товаров и услуг;  
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях; - названия и особенности профессий, связанных с экономикой.  

Обучающиеся будут уметь:  

  • различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);
  • начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
  • принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия «хочу» и «могу»;  
  • объяснять зависимость цены товара от его качества и количества;  
  • различать достоинства купюр;  
  • выделять экономическое содержание из художественных произведений;  
  • устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;  
  • выделять цепочку трудовых действий;  
  • определять выгодность бартера;  
  • самостоятельно совершать обменные операции;  
  • определяет выгодность сделки;  
  • совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу.  

Обучающиеся овладеют следующими компетенциями:  

  • проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игра, общение, конструирование и др.);  

  - активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;  

- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;  

-соблюдение правил безопасного поведения;  

-дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность;  

-потребность слушать и слышать педагога.  

Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

- понимание цели своих действий;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

- составление текстов в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами являются:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.

                                1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебный план

Таблица 1

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16 ч)

1.

Откуда деньги в семье?

1

1

2.

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

1

1

2

3.

Основной источник дохода современного человека.

1

1

4.

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

1

1

2

5.

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

1

1

2

6.

Пенсия. Стипендия. Пособие.

1

1

2

7.

Денежный займ.

1

1

8.

Имущество. Аренда.

1

1

9.

Проценты по вкладам. Кредиты.

1

1

2

10.

Мошенничество.

1

1

2

Раздел 2. На что тратятся деньги ( 8 ч)

1.

Обмен денег на товары и услуги.

1

1

2

2.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1

1

3.

Обязательные и необязательные расходы.

1

1

2

4.

Сбережения.

2

2

5.

Долги. Вредные привычки. Хобби.

1

1

Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами (6 ч)

1.

Бюджет – план доходов и расходов.

1

1

2.

Учет доходов и расходов.

1

1

3.

Сравниваем доходы и расходы.

1

1

2

4.

Способы экономии.

1

1

5.

Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».

1

1

Раздел 4. Как делать сбережения ( 6 ч)

1.

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

1

1

2.

Копилки.

1

1

3.

Банковский вклад. Недвижимость.

1

1

4.

Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

1

1

5.

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

1

1

2

Итого:

20

16

36

1.4.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16 ч)

Тема 1. Откуда деньги в семье?

Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещё деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.

Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада или же получение наследства. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.

Тема 3. Основной источник дохода современного человека.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 7. Денежный займ.

При нехватке денег их можно взять взаймы.

Тема 8. Имущество. Аренда.

Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации: беседа, диспут.

Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.

Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения. Форма организации: беседа, игра.

Тема 10. Мошенничество.

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды мошенничества. Просмотр видеосюжета.

Раздел 2. На что тратятся деньги (8 ч)

Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.

Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на продукты и коммунальные платежи. Просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по степени необходимости. Форма организации: беседа, сюжетно ролевая игра.

Тема 4. Сбережения.

Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма организации: Игра.

Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма организации: беседа.

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (6 ч)

Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое занятие.

Тема 2. Учет доходов и расходов.

Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Форма организации: мультимедийная презентация.

Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.

Тема 4. Способы экономии.

Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.

Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами».

Раздел 4. Как делать сбережения (6 ч)

Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 2. Копилки.

Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Форма организации: просмотр видеосюжета.

Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.

Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма организации: беседа.

Тема 4. Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

Виды ценных бумаг, их применение. Форма организации: викторина.

Тема 5. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».  

2. 2. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график  

Таблица 2  

 

 

 

 

1.  

1 год обучения,

стартовый уровень,

группа

№ 1, № 2 

02.09.2024

 

 26.05.2025

36  

36 

36  

1 час в

неделю

4 ноября,

           1-8

января, 8 марта, 23 февраля

Декабрь, май  

 

2.2. Оценочные материалы

       Для определения         уровня усвоения экономических знаний  используются методики А.Д. Шатовой (блиц-опрос, беседы с детьми «Зачем людям нужны деньги», «Зачем людям нужна реклама», «Что значит беречь книги, игрушки, вещи, природу», игровые ситуации «Нужно пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье», «Выставка-продажа игрушек»), адаптированные проблемные ситуации, предложенные А. А. Смоленцевой, наблюдение сюжетно-ролевой игры (по показателям В. Шевченко). 

      Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год.  

      Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.  

      Уровни сформированности экономических знаний у обучающихся:  

  1. уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.  
  2. уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно -следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.  
  3. уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.  

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Форма проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.  

            Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой.  (Приложение 2).  

2.3. Формы аттестации  

         Контроль за освоением программы проводится в форме контрольных заданий, защиты проекта.  

       Результатом освоения программы «Играем в финансы» должно стать приобретение обучающимися начальных знаний о финансах, формирование навыков решения элементарных вопросов в области управления личными финансами.  

      Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению детей.  

    В программе предусмотрена шкала оценки результатов:  

Минимальный уровень - обучающийся не освоил образовательную программу, не регулярно посещал занятия.  

Базовый уровень - обучающийся стабильно занимается, регулярно посещает занятия, освоил образовательную программу.  

Высокий уровень - обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, показывает положительную динамику развития способностей, проявляет инициативу и творчество.  

      Данная система оценки качества и эффективности деятельности участников образовательного процесса позволяет сравнивать ожидаемый и конечный результат образовательной деятельности.  

      Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие виды и методы контроля:  

     Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, умений и навыков. Дает информацию об уровне подготовки обучающихся.  

    Для этого вида контроля используются методы:  

  • письменные;  
  • дидактическая игра.  

Текущий, направленный на проверку усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях. Могут использоваться методы:  

  • устные (фронтальный опрос, беседа),  
  • письменные;  
  • индивидуальные (карточки с заданиями);  
  • наблюдение.  

        Тематический. Осуществляется по мере прохождения темы, раздела.  

       Имеет целью систематизацию знаний.

       Используются следующие методы:  

  • практические;
  • комбинированные.  

Итоговый. Проводится по результатам учебного года в форме защиты творческого проекта и квест-игры (Приложение № 3).  

2.4. Методические материалы  

Педагогические технологии. На занятиях применяются современные педагогические и информационные технологии, их комбинации и элементы:  

  • технологии личностно-ориентированного обучения;  
  • игровые технологии;  
  • технологии сотрудничества;  
  • технологии создания ситуации успеха;  
  • здоровьесберегающие технологии.  

              Методы обучения. В процессе реализации программы применяется ряд методов и приёмов:  

  • наглядно-образный метод (наглядные пособия, обучающие и сюжетные иллюстрации, видеоматериалы, показ педагога);  
  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);  
  • практический метод (выполнение упражнений, развивающих заданий);  
  • репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе изученного);  
  • метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, занимательные материалы).  

     На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов и приемов обучения по выбору педагога.

                  Дидактические         материалы.         

             Индивидуальные комплекты дидактических материалов для каждого обучающегося, рабочие тетради, карточки с заданиями, специализированная учебная литература, тематические фото - и видеоматериалы.

2.5. Условия реализации программы

         Кабинет. Для занятий используется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам. Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением. Кабинет эстетически оформлен, правильно организованы учебные места для детей.  

         Оборудование и материалы. Столы и стулья для обучающихся, ноутбук, интерактивная панель. Интерактивное оборудование дополнено методическими пособиями и инструкциями применения.  

             Рабочие тетради, письменные принадлежности, альбомы для рисования.  

           Кадровое обеспечение программы.   

           Программу может реализовывать педагог дополнительного образования с высшим (средне-профессиональным) педагогическим образованием и квалификация по профилю «дошкольное образование», «начальное образование» и прошедший курсы повышения квалификации по профилю «финансовая грамотность». Или педагог дополнительного образования с высшим (средне-профессиональным) педагогическим образованием, прошедший переподготовку по профилю «дошкольное образование», «начальное образование» и прошедший курсы повышения квалификации по профилю «финансовая грамотность».  

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

         «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».  

        Воспитательная работа в учебных группах осуществляется по пяти направлениям деятельности: духовно-нравственном, гражданско-патриотическом, экологическом, спортивно-оздоровительном, социально-педагогическом и направлена на организацию свободного времени детей, развитие их кругозора, формирование навыков общения.  

        Цель: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.  

Формы работы.  

       Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.  

         Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.  

         Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение выставок, музеев.  

         Прогнозируемые результаты. Реализация воспитательной программы будет способствовать:  

  • формированию и развитию положительных общечеловеческих и гражданских качеств учащихся;  
  • формированию коммуникативных умений и навыков, оптимизма,  способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;  
  • снижению агрессивности в поведении учащихся;  

-повышению уровня развития коллектива группы  и его сплоченности;  

-повышению уровня познавательного интереса детей, расширению их кругозора;  

-формированию у детей ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения;  

-формированию желания помогать другим, доброжелательного отношения к людям, ответственности за свои поступки;  

-развитию разносторонних интересов.  

         5Воспитательная работа с обучающимися ведется в течение всего периода обучения и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым «Календарным планом воспитательной работы» (Таблица 5).  

3.1. Календарный план воспитательной работы  

Таблица 5.  

 

п/п  

Названия мероприятия,

события 

Форма проведения 

Дата проведения 

Ответственный 

 

Те

матические мероприятия 

1 

День знаний 

Игровая программа 

сентябрь 

Зам.директора по ВР 

2 

День пожилого человека 

Акция 

Октябрь 

Зам.директора по ВР, классные руководители 

3 

День народного единства 

Викторина 

Ноябрь 

ПДО 

4  

День Матери  

Беседа  

Ноябрь  

ПДО  

5  

        Международный  день

инвалидов  

Акция  

Декабрь  

ПДО  

6  

Новогодний спектакль  

Представление  

Декабрь  

Учитель музыки, классные руководители 

7  

Мероприятия патриотического воспитания  

Конкурсно-игровая программа, викторина  

Февраль  

ПДО, советник по воспитанию 

8  

Широкая Масленица  

Чаепитие  

Февраль  

ПДО, классные руководители 

9  

Международный женский

день  

Беседа  

Март  

ПДО, классные руководители  

10  

        День  воссоединения

Крыма с Россией.  

Беседа  

Март  

ПДО, советник по воспитанию 

11  

День смеха  

Конкурсно-игровая программа  

Апрель  

ПДО, советник по воспитанию  

12  

День космонавтики  

Викторина  

Апрель  

ПДО, советник по воспитанию 

13  

День Земли  (экологическое мероприятие)  

Викторина  

Апрель  

ПДО, советник по воспитанию  

14  

День Весны и труда  

Беседа  

Май  

ПДО, советник по воспитанию 

15  

9 Мая  

Беседа, участие в митинге  

Май  

ПДО  

                 Работа с родителями 

1  

«Организационное родительское собрание»  

Собрание  

Сентябрь,  

Ноябрь,  

Февраль  

ПДО  

2 

Индивидуальные консультации  

Беседа  

По мере неоходимости  

ПДО  

3  

Привлечение родителей к совместной организации образовательного процесса,         участию в мероприятиях и  воспитательной работе  

Беседа  

По мере необходимости  

ПДО  

 

4. Список литературы  

4. 1. Список литературы,         рекомендованной педагогам 

1.Антонова Ю.В. Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные задания для детей по финансовой грамотности, СПб: Вита-Пресс, 2020 – 56 с.

2.Сазонова А. В. Путешествие в поисках экономики. Учебное пособие, Днепродзержинск: Генеза-Пивдень, 2008. –  36 с.  

3.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. Спб., Издательство: Детство-Пресс, 2008. – 176 с.  

4.Стахович Л.В. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019  –  140с.  

5.Стахович Л.В., Семенкова Е.В.: Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок, М.: Вакоша, 2022 – 32 с.  

6.Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаем: метод. пособие для педагогов / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016 – 279 с.

7.Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 7–9 лет. М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.  

4.2. Список литературы, рекомендованные родителям 

1. Попова Т.Л. Волшебный банкомат. Детям об экономике, М.: Манн, 2019. – 104 с.  

  1. Блискавка Е. Дети и деньги, Самоучитель семейных финансов для детей. М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.  
  2. Хо А., К. Чи. Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами. М.: Бомбора, 2021 – 224 с.  
  3. Хаббард Б. Дети и деньги. Первая книга о финансовой грамотности. М.: РОСМЭН, 2022. – 112 с.  
  4. Буйносова Е. А. Книжка для детей Финансовая грамотность. М: Феникс+,  2020. – 12 с.  
  5. Попова Т.Л. Зачем нужны налоги? М: Настя и Никита, 2021. – 24 с.  
  6. Попова Т.Л. Магазинчик летних надежд. Как научиться ценить деньги, соизмерять свои желания и возможности. М.: Абраказябра, 2021. – 96 с.  

4.3. Интернет-ресурсы для детей

  1. Азбука денег тетушки Совы - https://www.youtube.com/playlist?list=PLkLwod_eIKOWGVF6ZpVbspMPAwfLn Vg1w 
  2. Смешарики. Азбука финансовой грамотности - https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U7_AlFr9gvVo0xBnL73mz9z 

 

  Приложение 1

Календарно-тематическое планирование (36 часов)

п/п

Тема занятия

Всего часов

Форма/тип занятия

Дата

Форма контроля

1

Откуда деньги в семье?

1

Беседа с элементами игры/комбинированное

Опрос, наблюдение

2

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

2

 Игра– путешествие/Деловая игра

Наблюдение, беседа. Практическое задание

3

Основной источник дохода современного человека.

1

Беседа с элементами игры/комбинированное

Наблюдение, беседа

4

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

2

Деловая игра/комбинированное

Практическое задание

5

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

2

Беседа с элементами игры/комбинированное

Опрос, беседа

6

Пенсия. Стипендия. Пособие.

2

Беседа с элементами игры/комбинированное

Наблюдение, беседа, опрос

7

Денежный займ.

1

Комбинированное

Наблюдение, беседа, опрос

8

Имущество. Аренда.

1

Комбинированное

Наблюдение, беседа, опрос

9

Проценты по вкладам. Кредиты.

2

Беседа/комбинированное

Наблюдение, беседа, опрос

10

Мошенничество.

2

Деловая игра/комбинированное

Практическое задание, опрос

11

Обмен денег на товары и услуги.

2

Ролевая игра/комбинированное

Практическое задание, наблюдение

12

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1

Деловая игра/комбинированное

Практическое задание, наблюдение

13

Обязательные и необязательные расходы.

2

Учебная игра/комбинированное

Наблюдение, беседа

14

Сбережения.

2

Комбинированное

Наблюдение, беседа

15

Долги. Вредные привычки. Хобби.

1

Комбинированное

Наблюдение, беседа

16

Бюджет – план доходов и расходов.

1

Деловая игра/комбинированное

Практическое задание

17

Учет доходов и расходов.

1

Деловая игра/комбинированное

Практическое задание

18

Сравниваем доходы и расходы.

1

Деловая игра/комбинированное

Практическое задание

19

Способы экономии.

1

Беседа/комбинированное

Беседа, опрос

20

Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами».

1

Игра – путешествие/Практическое

Практическое задание

21

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

1

Беседа/комбинированное

Наблюдение, опрос

22

Копилки.

1

Мастер – класс/комбинированное

Практическое задание

23

Банковский вклад. Недвижимость.

1

Беседа/комбинированное

Беседа, опрос, наблюдение

24

Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

1

Беседа/комбинированное

Беседа, опрос, наблюдение

25

Промежуточная аттестация

1

Контрольное занятие

Опрос

26

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

2

Защита проектов

Наблюдение, опрос

Итого:

36

Приложение 2.  Задания для проведения мониторинга 

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:  

  1. знания в области социально-экономической сферы;  
  2. знания в области товарно-денежных отношений;  
  3. знания в области производства и связанных с ним вопросов;  
  4. знания в области информационно-организаторской сферы;  
  5. знания в области нравственно-этической сферы;  6) знания в области государственно-юридической сферы.  

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.  

Примеры заданий первой серии.  

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»  

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»  

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.  

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.  

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.  

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.  

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.  

Примеры заданий второй серии.  

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»  

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».  

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).  

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»  

Задание 6.Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».  

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.  

Примеры заданий третьей серии.  

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»  

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»  

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»  

Задание 4.Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»  

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»  

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».  

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.  

Примеры заданий четвертой серии.  

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)  

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».  

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»  

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.  

Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию строительства дома.  

Задание 6.Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).  

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.  

Примеры заданий пятой серии.  

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».  

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».  

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».  

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».  

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».  

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».  

Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.  

Примеры заданий шестой серии.  

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»  

Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы:  

то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».  

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».  

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».  

Задание 6.Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».  

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:  

3 балла – при ярко выраженном признаке;  

2 балла – при его устойчивом проявлении; 1 балл – в случае слабого проявления признака; 0 баллов – при его отсутствии.  

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:  

I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;  II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;  

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.  

 

 

Приложение 3.  

   Диагностика для определения начального уровня финансово-

экономических знаний.  

Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем

уровням.         Задания         носят         проблемно-поисковый         характер,         раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.  

 

Задание 1 «Выбери верное предложение».  

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)  

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».  

  1. Чтобы жить, необходимы деньги / Чтобы жить, необходимы игрушки.  
  2. Только взрослые должны трудиться / И дети, и взрослые должны трудиться.  
  3. Реклама нужна человеку для развлечений / Реклама нужна для продажи товаров.  
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы / Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.  
  5. Бюджет семьи – это только доходы / Бюджет семьи – это доходы и расходы.  
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара / Чем качественнее товар, тем ниже его цена.  
  1. балл – правильно один или два ответа;  
  2. балла – правильно четыре ответа; 3 балла – правильно больше пяти ответов.  

Задание 2 «Найди лишнее».  

Материал: 6 карточек, на которых изображены:  

  • рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»);  
  • банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);  
  • кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории  

«товар», «производство»);  

  • человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);  
  • игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);  - одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).  

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать, одним словом, остальные три?».  

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;  2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;  

3 балла – все карточки отобраны правильно.  

 

Задание 3 «Продолжи предложение».  

Материал; предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.  

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи». 1. Любой труд приносит …. (пользу).  

  1. Моя мама получает за свой труд …, бабушка получает …, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).  
  2. Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)  
  3. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).  
  4. Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).  
  5. Место хранения и накопления денег называется … (банк).  
  6. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).  
  1. балл – правильно два ответа;  
  2. балла – правильно четыре-пять ответов;  
  3. балла – правильно больше пяти ответов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  при...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (базовый уровень) 3 класс Школа России В. П. Канакина

         Рабочая программа составлена на основании авторской программы Канакиной В.П., Горецкого М.В. и др. для общеобразовательных школ «Русский язык. 3 класс»  в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (базовый уровень) 3 б класс Е. Г. Рамзаева

         Рабочая программа составлена на основании авторской программы Рамзаевой Т.Г для общеобразовательных школ «Русский язык. 3 класс»  в соответствии с требова...

Рабочая программа учебного предмета Технология базовый уровень На основе программы «Перспектива» под ред. Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и мет...