воспитательная практика "Казачата Кубани- будущее России"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Михайлюта Наталья Мансуровна

Паспорт воспитательной практики будет актуален для организации работы в казачьем классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Казачата Кубани- будущее России"70.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Казачата Кубани- будущее России»

Название воспитательной практики

Казачата Кубани- будущее России

Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Михайлюта Наталья Мансуровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 18 с УИОП г. Армавира Краснодарского края

Актуальность внедрения воспитательной практики

Современное общество теряет связь с прошлым, забываются исторические факты, происходит «переписывание истории», прививаются зарубежные ценности, что способствует разрушению личности подрастающего поколения. Мы рекомендуем комплексный подход к патриотическому воспитанию с помощью навыков функциональной грамотности в казачьих классах. Практика способствует выработке критичности мышления и сочетает жизненный опыт предков (с использованием доступных исторических сведений, описанием быта) и современные информационные технологии. Воспитание реализуется в урочное и внеурочное время, после окончания занятий рекомендуется организовывать встречи с социальными партнерами для расширения кругозора и влияния на эмоциональную сферу обучающихся. Социальный проект «Создание школьного музея казачества» способствует привлечению воспитанников к общественно- полезному делу, приучает к труду и поиску новых актуальных сведений в подготовке выставок, а также развивает эстетические чувства.

Описание воспитательной практики

Воспитательным компонентом выступает изучение и обсуждение традиций, поло-ролевой идентификации, правил и норм  поведения предков, что способствует гармоничному развитию личности. Использование текстов исторической направленности и детской литературы ведет к анализу смыслового содержания и обучающего компонента. Необходимо тесное взаимодействие с привлечением социальных партнеров и семьи обучающихся. Создание «эмоциональных всплесков» расширяет зону ближайшего развития и помогает  устойчивому осознанию полученной  информации. Посещение мероприятий, совместное участие в создании школьного музея казачества, взаимодействие с казаками районного казачьего общества стимулирует мыслительную деятельность и способствует накоплению субъективного опыта.

Целевая аудитория воспитательной практики

Обучающиеся начальной школы 6,5- 11,5лет,  обоих полов без разделения по социальному статусу и национальному признаку. Учитывается готовность и желание обучаться в казачьем классе.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: воспитать патриота с помощью традиций предков и применением новых актуальных форм развития образования

Задачи: -начать формирование российской гражданской идентичности через изучение исторических данных, описания быта и традиций народа (проживавшего на территории обучения ранее);

- развить навык критического мышления через функциональную грамотность и научиться применять полученные сведения;

-наладить связи с казачьим обществом и представителями православной церкви;

-создать экспозицию для школьного музея казачества;

-использовать рекомендованные образовательные платформы и сайты (Яндекс- Учебник, Учи. ру, Урок цифры, Олимпиада «Наше Наследие», РЭШ).

Технологии, методы реализации воспитательной практики

Технологии: личностно- ориентированного обучения, создание «ситуации успеха», проектного обучения, сотрудничества, кейс- технология, технология «Портфолио», информационно- коммуникационная, воспитание на основе системного подхода. Методы: кругового воздействия, интерактивные, стимулирования и формирования познания, организации деятельности и формирования опыта проведения.

SWOT-анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

          кадровые: педагог и казак-наставник, педагог-организатор (по согласованию);

          материально- технические: оборудованное компьютерное место педагога и устройства для выхода в Интернет обучающихся дома;

информационно- коммуникативные: аудио, видео, печатные материалы, электронные учебные издания, предметы быта и макеты подворья на тему казачества

Период реализации воспитательной практики

Даты: июнь 2021.-  сентябрь  2025г.*в приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Итогом воспитательной практики предполагается воспитание патриота, который знает историю и традиции своих предков, уважает свою Родину. У воспитанников будут формироваться российская гражданская идентичность на основе традиций и особенностей быта предков, модель поведения  с учетом изученных исторических событий происходивших на территории проживания и лучших современных практик воспитательного процесса. Приобретут навык критического мышления основанный на функциональной грамотности. Смогут прогнозировать  предпосылки и возможные результаты своих поступков, применяя полученный опыт изучения различных источников. Получат возможность расширить круг общения и знаний на основе встреч с представителями казачества и православной церкви, обучающимися казачьих классов города и края. Смогут создать экспозицию из собранных или самостоятельно созданных экспонатов для школьного музея. Проведут экскурсии для обучающихся школы/города с целью популяризации казачества. Научатся выбирать информационный контент, который поможет решить образовательно- воспитательные задачи без вреда для физического и психологического здоровья.


Приложение № 1

(к Паспорту воспитательной практики)

SWOT-анализ воспитательной практики

«Казачата Кубани-будущее России»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

  1.  Патриотическое воспитание;
  2. знание традиций и быта казаков как народности предков; трансляция накопленного опыта;
  3. знание исторических фактов, понимание их значения
  4. онлайн-экскурсии, просмотр фильмов о патриотизме и казачестве для наглядности и улучшения восприятия сложного материала;
  5.  применение функциональной грамотности при изучении текстов для выявления нравственного подтекста;
  6. создание собственного школьного музея визуализирует результат деятельности  обучающихся, формирует устойчивую мотивацию к получению знаний о прошлом своего родного края.
  1. Социальное партнерство с казачьим обществом, онлайн-встречи с казаками разных войск;
  2. расширение круга общения с единомышленниками, организация досуга подрастающего поколения;
  3. навыки взаимодействия с библиотечной, музейной системой;
  4. участие воспитанников в городских патриотических мероприятиях (смотр казачьих классов, конкурсы по спортивному ориентированию,  строя и песни, подготовка тематических концертов и праздников к памятным датам, конкурсы чтецов проведение дней национальных культур);
  5. создание атмосферы преемственности поколений  и популяризации казачества как эффективной практики воспитания.

Слабые стороны

Угрозы (риски)

  1. отсутствие заинтересованности родителей в обучении и воспитании на основе казачьих традиций;
  1. охват различных категорий обучающихся осложняет индивидуализацию воспитания, происходит взаимовоспитание в коллективе;?
  2. организационно- методическая поддержка проводится самим педагогом до подключения районного казачьего общества;?
  3. сложности в отборе исторических фактов доступных для младшего школьного возраста.
  1. Заблуждения родителей, о религиозности обучения в казачьем классе;
  1. Влияние зарубежной культуры, обесценивание насилия, нарушение поло- ролевой идентификации, транслируемое различными сайтами и онлайн- играми;
  2. чрезмерная занятость родителей, недостаток внимания и совместного досуга;
  3. снижение уровня критичности мышления, нежелание получать информацию путем продуктивного чтения;


Приложение № 2

(к Паспорту воспитательной практики)

План-график реализации воспитательной практики

«Казачата Кубани-будущее России» (Диаграмма Ганта)

Наименование

этапа

Длительность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

июнь2021-сентябрь 2021г.

октябрь 2021- январь 2022г.

февраль 2022–август 2022г.

сентябрь 2022-январь 2023г.

февраль 2023–август 2023г.

сентябрь2023- январь 2024г.

февраль 2024 –август 2024г.

сентябрь 2024-январь 2025г.

февраль 2025–июнь 2025г.

июнь2025- сентябрь 2025г.

1

Организационно- подготовительный

 3 месяца

2

Практической реализации

45 месяцев

3

Аналитико-информационный.

3 месяца

Описание плана-графика реализации воспитательной практики

на период июнь 2021-август 2025г.

№ п/п

Наименование мероприятия

срок

1этап организационно- подготовительный

  1. Прохождение педагогом КПК по обучению казачьих классов;
  2. Обмен опытом с сообществом педагогов казачьих классов города и края;
  3. Изучение педагогом основ традиций, быта казачьих общин, сбор материалов для занятий с воспитанниками;
  4. Разработка программы воспитания «Казачата Кубани- будущее России»
  5. Проведение родительского собрания с обсуждением специфики обучения в казачьем классе, выяснение готовности к особенностям обучения, (спортивные и казачьи дисциплины, изучение основ православия и истории происхождения и становления казаков как особого сословия);
  6. Ознакомление с жилищно- бытовыми условиями семей, общение с родителями и ребенком.

июнь 2021-сентябрь 2021 г

2 этап практическая реализация

1 класс

  1. День образования Краснодарского края. (13 сентября)
  2. Проведение  Уроков мужества и Информационных пятиминуток
  3. Экскурсия по местам боевой славы г. Армавира
  4. Внеклассное мероприятие. Маяковский В. «Кем быть?» особенности выбора своего жизненного пути»
  5. Круглый стол «Профессии моих родителей»
  6. Проведение онлайн занятия на сайте Яндекс- Учебник «Устный счет- развиваем логические УУД»
  7. Родительский лекторий: «Установление контент- фильтрации для использования сети Интернет. Рекомендованные образовательные сайты и порталы»
  8. Месячник оборонно-массовой работы (по отдельному плану) 23 января – 23 февраля
  9. Проведение вводного занятия «Основные движения фланкировки»

октябрь 2021-январь 2022г.

  1. Посвящение в казачата (4.02.2021г.)
  2. Библиотечный урок «Волшебник Изумрудного города, стремимся к своей цели»
  3. Конкурс «Пасха в кубанской семье»
  4. Экологический конкурс костюмов из вторсырья или природных материалов «Экостиль»
  5. Подготовка к конкурсу детской казачьей песни, в рамках празднования 77-летия Победы в Великой Отечественной войне  
  6. Урок на платформе Учи.ру, Литературный кружок по теме « И.А. Крылов Басни».
  7. Основы строевой подготовки. Подготовка знаменной группы.
  8. Экскурсия в станицу Прочноокопская, для общения со местными жителями, сохранившими знания о быте казаков. Выяснение особенностей быта. Катание на лошадях.
  9. Посещение мемориального комплекса «Форштадт».

февраль 2022-август 2022г.

2 класс

  1. Всекубанский урок гражданственности и патриотизма.
  2. Просмотр фильма о казачестве. Беседа «История переселения казаков на Кубань. Многоликость Кубанского казачьего войска».
  3. Проведение  Уроков мужества и Информационных пятиминуток
  4. Литературное путешествие по книге Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков». Практическое применение школьных знаний.
  5. «Профессии моих родных и знакомых»
  6. Проведение интерактивного занятия на сайте Яндекс- Учебник «Каменные защитники Отечества» Значение укреплений в бою.
  7. Родительский лекторий: «Особенности воспитания детей в современных условиях. Безопасный Интернет».
  8. Экскурсия в этническую станицу «Атамань» для ознакомления с масштабной выставкой музея казачеству. Обсуждение экскурсий, создание наброска для экспозиции школьного музея.

сентябрь 2022-январь 2023г.

  1. Встречи с ветеранами ВОВ, членами ветеранского формирования «Морская душа», (февраль 2023г.) «Гвардия». Проверка навыков строевой подготовки.
  2.  Обсуждение произведения «Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители» Тема ответственности поступков детей».
  3. Внеклассное мероприятие с использованием платформы Учи.ру. Раздел: Внеурочная деятельность. Тема: «Города герои. Большая историческая экскурсия по городам СССР.»
  4. Экскурсия в станицу Отрадная, для общения со стариками, сохранившими знания о быте и подвигах казаков. Сбор предметов быта для музея.

февраль 2023-август 2023г.

3 класс

  1. «Традиции войскового народа». Встреча с казаком- наставником. Практическое занятие «Фигуры фланкировки».
  2. Проведение  Уроков мужества и Информационных пятиминуток
  3. Внеклассное мероприятие «Произведения детских писателей о патриотах. Гайдар А. «Военная тайна , Голубая чашка , Тимур и его команда» Обсуждение нравственного подтекста.
  4. Индивидуальная работа «Моя семья. Древо мастеров»
  5. Занятие на сайте Яндекс- Учебник-«Просто космос! Формируем математическую грамотность. Учимся готовить презентацию (визуализируем информацию)»
  6. Родительский лекторий: «Соцсети и сообщества, правила общения внутри группы, профилактические меры защиты ребенка»
  7. Месячник оборонно-массовой работы        23 января – 23 февраля

сентябрь 2023-январь 2024г.

  1. Посещение Никольского кафедрального собора, беседа с настоятелем.
  2. Подготовка к конкурсу-смотру казачьих классов.
  3. Защита проекта по результатам изучения «Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях». Интересные факты истории Кубани.
  4. Диагностика функциональной грамотности на портале Учи.ру. Последующий разбор допущенных ошибок в классе.
  5. Практическое занятие «Основы танцевального шага казаков».
  6. Экскурсия в станицу Григорополисская, для общения местными жителями, сохранившими знания о быте казаков. Сбор предметов быта для музея.

февраль 2024-август 2024г.

4 класс

  1. Интерактивная игра «Современное казачество, особенности возрождения великого народа»
  2. Проведение  Уроков мужества и Информационных пятиминуток.
  3. Изучение источника «Родная Кубань страницы истории, В. Н. Ратушняк» Обсуждение взаимосвязи исторических событий с изменением мировоззрения казаков.
  4. «Город мастеров» - творческие мастерские, встречи с родителями, интересные профессии  
  5. Родительский лекторий: «Особенности уклада казачьей семьи в современном обществе»

сентябрь 2024-январь 2025г.

  1. Особенности казачьего костюма, гигиенические требования к одежде казака.
  2. Распределение обязанностей в современных казачьих семьях.
  3. Внеклассное мероприятие: «Тема подвига и патриотизма в литературе для детей».  Катаев В. «Сын полка»
  4. Проведение Межпредметного квеста на сайте Яндекс-Учебник «Здравствуй-лето!»
  5. Пешая экспедиция на  Мемориал 6680(окрестности г. Армавира);
  6. Экскурсия в станицу Кавказская. Сбор предметов быта и для музея.
  7. Создание экспозиции для школьного музея казачеству.

февраль 2025-июнь 2025г.

3 этап аналитико- информационный

  1. Определение степени эффективности воспитательной программы «Казачата Кубани- будущее России»;
  2. Внесение корректировок в программу;
  3. Транслирование результатов воспитательной программы;
  4.  Сбор итоговых сведений о воспитанниках по итогам обучения в начальной школе.
  5. Подготовка характеристик на каждого воспитанника и семью для классного руководителя. Проведение совещания с педагогами старшей школы о преемственности казачьего компонента в образовательном процессе.  

июнь 2025г.-сентябрь 2025 г.


Приложение № 4

(к Паспорту воспитательной практики)  

Перечень исторических пособий

  1. Кубановедение 1 класс, практикум рабочая тетрадь
  2. Кубановедение 2 класс, практикум рабочая тетрадь
  3. Кубановедение 3 класс,учебное пособие
  4. Кубановедение 4 класс,учебное пособие
  5. Учебное пособие "Освобождение Кубани. Бои на "Голубой линии".
  6. Родная Кубань страницы истории, В. Н. Ратушняк
  7. Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях
  8. Родные сказки (Редактор В.В. Борзова)
  9. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном:очерки. (3-е изд. ,доп. )

Перечень литературных произведений

из «Культурного норматива школьника» [1], используемых для внеклассного чтения в рамках программы «Казачата Кубани-будущее России»

  1. Аксаков С. Аленький цветочек
  2. Алмазов Б. Казачьи сказки
  3. Андерсен ХансКристиан Сказки
  4. Бажов П. Уральские сказы
  5. Бианки В. Рассказы и сказки
  6. Буслаев Василий Добрыня и змей
  7. Былины. Сказки о богатырях Бой на Калиновом мосту.
  8. Волков Александр Волшебник изумрудного города
  9. Гайдар А. Военная тайна , Голубая чашка , Тимур и его команда
  10. Гаршин В. Лягушка-путешественница
  11. Гераскина Л. В стране невыученных уроков
  12. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  13. Даль В. И. Сказки
  14. Одоевский В. Ф. Городок в табакерке
  15. Драгунский Виктор Денискины рассказы
  16. Ершов Петр Конек-Горбунок
  17. Зощенко М. Лёля и Минька. Рассказы
  18. Катаев В. Сын полка ,Белеет парус одинокий
  19. Крылов И. А. Басни
  20. Кожемяка Никита. Богатыри и витязи Русской земли
  21. Ларри Я. Л. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  22. Маяковский В. Кем быть?
  23. Мошковская Э. Стихи, сказки
  24. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
  25. Некрасов Н. Дедушка Мазай и зайцы
  26. Носов Н. «Живая шляпа» и другие рассказы , Приключения Незнайки и его друзей , Витя Малеев в школе и дома , Незнайка на Луне
  27. О. Генри Вождь краснокожих
  28. Олеша Юрий Три толстяка
  29. Панова В. Сережа: Несколько историй из жизни очень маленького мальчика
  30. Пантелеев Л. Рассказы о войне для детей
  31. Паустовский К. Рассказы и сказки
  32. Пермяк Е. От костра до котла
  33. Пивоварова И. М. Однажды Катя с Манечкой , Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса.
  34. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители
  35. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
  36. Пушкин Александр Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ,  Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
  37. Русские народные сказки
  38. Скребицкий Георгий Друзья моего детства
  39. Твен Марк Приключения Тома Сойера
  40. Токмакова Ирина Аля, Кляксич и буква А
  41. Чарушин Е. И. Рассказы и сказки
  42. Черный Саша Библейские сказки
  43. Чуковский Корней Доктор Айболит
  44. Шварц Е. Два брата , Сказка о потерянном времени

Список используемой литературы

  1. Методические рекомендации по реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА» http://sch4132.ucoz.org/2019-2020/09/knsh.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа (1-4 класс) "Мы - твоё будущее, Россия!"

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части остаются в нём на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, ка...

урок кубановедения по теме "Кубань- здравница России",3класс

УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ-КУРОРТАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ...

Урок кубановедения "Кубань - здравница России"

На данном уроке дети познакомятся с особенностями городов черноморского побережья, с их здравницами, в преддверии знаменательного события для нашего края – Олимпиадой – 2014. Тема здоровья актуальна, ...

Воспитательная программа «Мы – будущее России»

Воспитательная программа "Мы - будущее России"Цель: создание условий для гармоничного развития личности ученика (гуманной, духовной, творческой, трудолюбивой, нравственно ориентированной, эстетически ...

Воспитательная программа "Мы будущее России"

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка , всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику ...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"

Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...