Особенности адаптации первоклассника к школе
статья (1 класс)
Первый учебный год является испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Головатенко Ю.В., учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Школа № 110», г. Нижний Новгород
Саранцева Г.С., учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Школа № 110», г. Нижний Новгород
Особенности адаптации первоклассника к школе
Первый учебный год является испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.
При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Ребенок осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, изменяется уклад его жизни.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.
Уровни адаптации первоклассников к школе
- Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
- Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Психологическая адаптация первоклассников к школе.
Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации.
Длительность физиологического привыкания зависит от состояния детского здоровья. В период адаптации организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Головные боли, капризы, невротические состояния, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения, упрямство– неполный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с ребёнком. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
Рекомендации родителям первоклассника с физиологической точки зрения
- Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
- Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
- Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
- Следите за правильной осанкой ученика.
- Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
- Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
- Активизируйте двигательную активность ребёнка.
- Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
- Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
- Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
- мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
- определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
- определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
- хорошее развитие фонематического слуха.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться. Если же у первоклассника преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать. Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Рекомендуется после уроков отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:
- Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
- Формируйте высокую самооценку ребёнка.
- Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
- Проводите время с ребенком после школьного дня.
- Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
- Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
- Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
- Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
Не менее важен и социальный момент. Адаптация первоклассников к школе часто затягивается, если они ранее не посещали ясли и детский сад. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе.
Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие.
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости.
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей.
Облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдаются двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий.
Большим подспорьем в благоприятной адаптации ребенка к школе является организация дошкольной подготовки будущих первоклассников при школах. Ребята знакомятся с учителями, будущими одноклассниками, нормами поведения, происходит плавный переход от игровой к учебной познавательной деятельности.
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.
У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.
Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:
с отставанием в биологическом развитии;
с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
с хроническими заболеваниями.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но: ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми .
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, т. к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности.
Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т. д.).
Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Обучение должно производиться без балльного оценивания успеваемости весь год и без домашних заданий первые полгода. Необходима организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
- создание комфортных условий для общения;
- проведение оздоровительно-профилактической работы;
- организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- организация активного досуга во внеурочное время;
- формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
- проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов, взаимодействие учителей, психолога, родителей.
Список литературы
- Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007 год
- Баркан А. И. Особенности изобразительной деятельности первоклассника в период адаптации к школе// Вопросы психологии„- М, 1993 №7.
- Баркан А. И, Типы адаптации первоклассников//Педиатрия.- М, 1983 №5.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М,; 287с.
- Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.— М, 1995 №3.
- Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание,- М,1988 №9.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М, 2004. - 224с.
- Гладко М. П. Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления. М.- , 2016
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М, 284с
- Зайцева В.А. 7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. "Первое сентября", 2008
- Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников.- М, 169с.
- Корнеева Е.Н.. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 2000
- Эльконин Д. Б. Детская психология.- М, ; 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.
Очень лёгкий и удобный в использовании.Рекомендую....
Статья "Особенности адаптации первоклассников к школе"
В статье говорится о том, с какими трудностями встречается первоклассник и его родители и как их преодолеть...
Доклад:"Особенности адаптации первоклассников к школе."
laquo;Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе....

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".
Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....

Родительское собрание в 1-х классах «Особенности адаптации первоклассников к школе»
Родительское собрание в 1-х классах «Особенности адаптации первоклассников к школе»...
