Родительское собрание в 1-х классах «Особенности адаптации первоклассников к школе»
материал (1 класс)

Безуглова Анна Андреевна

Родительское собрание в 1-х классах «Особенности адаптации первоклассников к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_1_kl._adaptatsiya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1-х классах

«Особенности адаптации первоклассников к школе»

Безуглова А.А., педагог-психолог

МБОУ «Школа-лицей» №3 им.А.С.Макаренко»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Поздравляем Вас с началом школьной жизни. Идет вторая неделя учебы. Каждый ребенок проживает первые школьные дни по-своему. Сталкивается с первыми радостями и трудностями.

Слайд 1. Особенности адаптации первоклассников к школе (НАЗВАНИЕ).

Слайд 2. Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Период адаптации в школе существует у всех первоклассников.

Слайд 3. Если обратиться к словарю психологических терминов, то мы выясним, что  «адаптация» – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.  Адаптация к школе имеет две составляющие: физиологическую  и социально-психологическую.

Слайд 4. Этапы физиологической адаптации:

1. Первые 2-3 недели специалисты называют «физиологическая буря» или «период острой адаптации».  Это самое тяжелое время для первоклассника. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего уже в сентябре большинство детей начинает болеть (можно наблюдать признаки утомления: снижение артериального давления, головную боль, усталость).

2. К концу первой четверти у большинства первоклассников наступает второй этап физиологической адаптации. Его  называют  -  «неустойчивое приспособление». В этот период организм ребенка находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия: ученики привыкают к определенному режиму дня, продолжительности уроков, спокойнее ориентируются в здании школы, общая тревожность, связанная с учебой, снижается.

3. Относительно устойчивое физиологическое приспособление  наступает к концу второй четверти. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.

Слайд 5. Социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.

Примерно 55% первоклассников адаптируются к школе в течение первых двух месяцев (сентябрь-октябрь). Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

Иногда у них отмечаются сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с соседом, не дожидаясь звонка и т.п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, сглаживаются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым положением ученика и с новыми требованиями, и с новым режимом – он становится учеником.

Примерно 30% детей (вторая группа) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требования школы затягивается:

- дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не обращая внимания на замечания учителя или реагируя слезами, обидами. Только к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Примерно 14% первоклассников относятся к третьей группе.  Их социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они частично усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «задираются», «обижают  детей».

К большому сожалению, существует и четвертая группа. В эту немногочисленную группу (1%) входят дети, которые вообще не привыкают к школе.

Хочется обратить внимание на то, что за одинаковыми внешними проявлениями негативных форм поведения стоят самые различные причины:

- среди таких детей могут быть часто болеющие дети, которые просто не успевают привыкать к школе (н-р, имеющие хронические заболевания, перенесенные полосные операции, сотрясения головного мозга и т.п);

- не готовые к обучению, маленькие по возрасту, «домашние» дети;

- дети, нуждающиеся в специальном лечении (неврозы, фобии, мигрени и др);

- просто «перегруженные дети» (кружки, студии, музыкальные школы, секции и т.п);

- дети из семей со сложной социальной обстановкой (изменения в составе семьи, переезды, утрата близких или значимых взрослых и т.п).

В эту категорию могут попадать  и вполне благополучные дети.

Почему вопросу адаптации необходимо уделять пристальное внимание?

Потому что постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение,  и отрицательное отношение к сверстникам. Дети постепенно становятся «отверженными». Это рождает реакцию протеста: они конфликтуют на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараются хоть как-то выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения, то всё вместе может привести к срыву, возникновению стойкого неприятия школы, дальнейшей задержке психического развития и сильно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Как же помочь ребенку адаптироваться в школе:

рекомендации для родителей.

1. Составьте распорядок дня.  Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе.

Расположите часы с циферблатом на видном месте. Это научит ребенка ценить время.

Обсудите с ребенком школьные правила. Объясните в чем их смысл и необходимость.

2. Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, подготовка формы, выполнение посильных домашних поручений  и складывание игрушек – это самостоятельность.

3. Поддерживайте авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с  педагогом.

4. Сменяемость деятельности. Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире (не о телефонах и компьютерах).

5. Помогайте  своему первокласснику, адаптироваться к непростой школьной жизни используя положительное  подкрепление.

6. После уроков встречайте ребенка словами  «Что сегодня узнал нового?». Это поможет активизировать память ребенка.

7. Поддерживайте постоянный контакт с учителем и школьным психологом. Мы готовы к сотрудничеству.

Процесс адаптации к школе будет изучаться на протяжении всего учебного гола. Этот процесс мы будем отслеживать со всех сторон.

Отдельная просьба к родителям - отвечайте на вопросы максимально откровенно. Это поможет предупредить проблемы. Результаты по классу мы сообщим на собрании, а результаты по отдельному ребенку только на индивидуальных консультациях (по предварительной договоренности).

Спасибо за внимание!

22.09.2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

Родительское собрание в 1 классе " Трудности адаптации первоклассников к школе".

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»Цель: познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения; дать практические советы по организации общения роди...

Родительское собрание в 1 классе «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Родительское собрание в 1 классе  «Трудности адаптации первоклассников к школе»...

Родительское собрание в 1 классе "Трудности адаптации первоклассников в школе"

Содержание и призентация родительского собрания в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников в школе"...

Родительское собрание в 1 классе "Трудности адаптации первоклассников в школе"

Родительское собрание в 1 классе "Трудности адаптации первоклассников в школе".Цель: познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения; дать практические советы по ор...