Воспитание и обучение ленивых и пассивных детей
статья

Мартемьянова Ольга Николаевна

Небольшая статья о  двух противоположных качествах – стремление к активности и бездеятельность. Они проявляются как у взрослых, так и детей.

Нежелание ученика действовать относят к проявлению слабости воли, в быту называют ленью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_i_obuchenie_lenivyh_i_passivnyh_detey.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание и обучение

ленивых и пассивных детей»

В жизни любого человека всегда сталкиваются два противоположных качества – стремление к активности и бездеятельность. Они проявляются как у взрослых, так и детей.

Нежелание ученика действовать относят к проявлению слабости воли, в быту называют ленью.

Слово «лень» с латинского означает «спокойный», «вялый». Именно так ведёт себя ленивый школьник. В психологии школьная лень чаще всего изучается с точки зрения волевой сферы.

Воля рассматривается как психический процесс, в основе которого лежит целенаправленная регуляция своего поведения и деятельности для достижения поставленных целей.

Противоположность её – безволие. Именно к безволию относят школьную лень, которая мешает активизации физических и психических сил для достижения желаемого результата.

Что же такое лень и как она проявляется?  Чаще всего это:

  • предпочтение отдыха труду;
  • нежелание прилагать волевые усилия, преодолевать трудности;
  • особенности темперамента, характера (застенчивость, уязвимость и неуверенность в себе);
  • нежелание повышать результативность своей деятельности.

Виды лени, которые встречаются у детей.

  • Мыслительная лень: отказ от размышления над результатом, постоянное бездумное выполнение неэффективных действий;
  • Физическая лень: отказ от физических действий, желание отдохнуть;
  • Эмоциональная лень: малое проявление или отсутствие эмоциональных реакций, апатия;
  • Творческая лень: нежелание учащихся выполнять задания творческого характера;
  • Патологическая лень – целиком поглощает человека, охватывая все сферы его жизни. Может быть симптомом серьезного заболевания;
  • Философская лень: основной причиной бездеятельности являются убеждения ребёнка - он задаёт себе вопрос: зачем учиться? Зачем трудиться? Зачем мне это надо?
  • Интеллектуальная лень - нежелание мыслить, прилагать умственные усилия, анализировать, оценивать поступки, исчезает любознательность.

Кроме понятия «лень», существует понятие «пассивный ребенок» - «безучастный, безразличный к окружающей жизни, зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности» (словарь С. Ожегова).

Можно выделить основные признаки пассивности ребенка:

  • недостатки физического развития, отставание в развитии;
  • предпочтение отдыха труду;
  • отсутствие познавательного отношения к действительности;
  • отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности.

Выделяют следующие причины проявления лени и пассивности учащихся в учебном процессе:

  • нежелание заниматься учебным трудом в связи с завышенной самооценкой и легкостью овладения знаниями в предыдущем классе, или с заниженной самооценкой, возникшей из-за постоянной неуспеваемости;
  • переключение внимания на внешкольную деятельность (участие в кружках, секциях, …);
  • ослабление контроля родителей за ребенком или, наоборот, слишком мелочный контроль;
  • усложнение учебного материала;
  • отрицательное влияние родителей - стремление оградить ребенка от любого труда, выполняют все его желания и капризы;
  • особенности темперамента, характера.

Выделяют 4 группы детей:

  • Группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью -  дети выбирают лёгкие пути достижения цели, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления.

Одной из основных причин этого вида пассивности является наличие избыточной развлекательной информации в семье – ребёнок пассивно получает информацию.

  • Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Она проявляется в шаблонности умственной деятельности, предпочтении знакомых, простых заданий.
  • Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивностью. Такие дети пассивны в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах.
  • Группа детей с общей интеллектуальной пассивностью. Дети не стремятся к получению новых знаний, нелюбознательны, избегают напряженной умственной работы. Пассивность проявляется у них не только в учебе, но и в игре.

Данная классификация не является жесткой, так как границы между группами подвижны (один и тот же ребенок может входить в обе группы).

Так как лень – «вредная привычка», то с ней надо начинать борьбу при первом её проявлении, иначе, искоренять её будет значительно труднее.

Чтобы помочь ученику справиться с ленью, учитель должен понять её «природу» и определить причину.

В этом помогут скрытые сигналы - фразы – индикаторы лени:

  • Лень детская: «Не хочу!» и «Не буду!», «Мне мешают определённые обстоятельства»;
  • Лень активная. «Я очень занят», «У меня не хватит времени»;
  • Лень агрессивная. «Не верю!», «Мне плохо объясняют, учат…!»;
  • Лень пассивная. «Я завтра сделаю», «Со следующей недели начинаю хорошо учиться...»;
  • Лень умная. «У меня такой характер», «Я в книжке прочитал, что у моего знака зодиака сегодня несчастливый день», «У меня слабая воля, я не смогу это выучить…»;
  • Лень высокомерная. «Хотел бы – сделал, мне просто это не надо», «Я и так все умею»;
  • Лень оправдательная. «У меня живот заболел». «Я сегодня просто не выспался». «Так сложились семейные обстоятельства»;
  • Лень ситуативная - отсутствие настроения, усталость, болезнь, сонливость, голод, перегрузки.

Определившись с видами и причинами лени, педагог может строить работу по её преодолению.

Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности, в радостном переживании этого успеха и желании всё чаще включаться в процесс труда и учебы.

Рассмотрим некоторые пути борьбы с ленью:

  • Правильный выбор методов: использование метода убеждения и разъяснения; правильное применение методов поощрения и наказания. Применяя награды, надо стремиться, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной и трудовой деятельности и её результатов.

Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В качестве такового используются лишение награды, замечание.

Но наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство ребенка – оно вызывает обратный эффект: отвращение от деятельности, резкое падение работоспособности.

  • Правильная позиция педагога также является эффективным средством борьбы с ленью. Учитель из информатора знаний должен стать стимулятором мыслительной деятельности, создавать условия для проявления познавательной активности, атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе.
  • Создание ситуации успеха для каждого учащегося – это единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей, желания учиться. Это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат либо совпал с ожиданиями, либо превзошёл их. После этого формируются новые мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения, исчезает лень.
  • Учет личностных особенностей учащегося.
  • Использование различных дидактических средств - яркость изложения учебного материала, привлечение интересных фактов, ситуаций, использование демонстрационного и иллюстративного материала, связь литературы, музыки и изобразительных средств.
  • Создание проблемных ситуаций. Педагогу следует поставить перед учащимися такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Проблемное задание дается до объяснения материала. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  • Проведение бинарных уроков. Они являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков - дают возможность формировать знания в целом, преодолев разбивку по профилю предметов, а также усилить восприятие учебного материала.

Данные методы, используемые учителем регулярно и системно, дают возможность получить намеченный результат: искоренение лени и пассивности учащихся.

Обучение интеллектуально ленивого ребёнка отсутствующим у него знаниям и умениям может быть достигнуто путём применения специальной методики, методов и с помощью нетрадиционных уроков. Кроме того, преодоление детской лени возможно только при совместной работе педагогов всех предметов школы и родителей.

Борба М. предлагает рекомендации для родителей, которые могут помочь ученику стать более успешным и самостоятельным:

  • Организовать рабочее место для выполнения домашних заданий, собрать всё необходимое: письменные принадлежности, тетради и учебники и прочее;
  • Узнать требования учителя, а также приблизительные даты контрольных работ, сдачи зачётов;
  • Установить распорядок занятий;
  • Объяснить ребёнку, что выполнение домашних заданий обязательно. Требовать и поддерживать серьёзное и внимательное отношения к выполнению домашнего задания;
  • Предлагать помощь ребенку только тогда, когда она ему действительно необходима. Если ученику становится трудно, помогите ему, смоделировав аналогичную задачу и показывая, как по частям её выполнить;
  • Разбить задание на части для детей, которым трудно сконцентрироваться на его выполнении и которые теряются от большого объёма заданного.

 

Хороший способ - это усилить учебную мотивацию, связать учебу и труд с удовольствием. В дальнейшем мозг ребенка сам наладит внутренний распорядок, систему поощрений и стимулов. И тогда лень уйдет, а жизнь ученика станет не тяжким трудом, а пространством возможностей и радостных находок!

Какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остаётся искусством каждого конкретного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Роль школы в воспитании и обучении детей из неполных семей

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребёнка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семь...

Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи С.П. 2.4.3648-20

Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи С.П. 2.4.3648-20...