II.Основной | *просмотр и обсуждение видеоролика-интервью с ветеранами Великой Отечественной войны.* У: Как ветераны из России, Беларуси и Абхазии объясняют, почему важно сохранять дружбу между нашими народами? У: Как истории этих людей помогают нам ценить мир сегодня? У: Что, по мнению ветеранов разных стран, мы можем сделать для укрепления мира сегодня? У: Организует работу с иллюстративным материалом, просит сравнить фотографии на левой и правой части слайда У: Чем похожи и отличаются эти фотографии? У: Правильно У: Как вы думаете, было ли у детей военных лет детство и какое оно было? Похожа ли их жизнь на вашу? У: Вы правы У: С какими трудностями приходилось сталкиваться этим детям? У: Как вы думаете, работали ли школы в годы Великой Отечественной Войны? В каких условиях учились школьники? У: А теперь, давайте представим, что эти дети жили в холодном, неотапливаемом жилище, из-за заклеенных газетой окон слышны взрывы и звуки сирены, они были голодны, еды не хватало, папа на фронте, а на улице все дома разбиты вражескими бомбами... Учеба школьников проходила в тяжелых условиях. В школах не хватало учителей, они один за другим уходили на фронт. Ребята учились, не имея ни учебников, ни тетрадей. Мог быть один учебник на весь класс, вместо тетрадей писали на газетах, катастрофически не хватало бумаги и чернил — тогда дети еще писали перьями и чернилами. В школах было холодно, электричество зачастую отсутствовало, учились при свечах. Но даже в таких условиях обучение продолжалось. У: Как вы думаете, как ученики могли поддержать своих учителей на фронте? У: Как вы думаете, почему письма времен Великой Отечественной войны имели треугольную форму? У: Во времена Великой Отечественной войны был дефицит бумаги. И из-за этого, а также в связи с тем, что треугольник, в отличие от прямоугольника, лучше держит форму, письма были треугольной формы (учитель демонстрирует письмо треугольной формы). У: Как вы думаете, кто доставлял письма бойцам на фронт? У: Верно! У: Почтальоны. За четыре года войны почтальоны доставили адресатам 10,7 миллиарда писем. За каждым военным подразделением был закреплен конкретный почтальон. Работа почтальонов была трудной: им приходилось ежедневно проходить несколько десятков километров под обстрелами с почтовой сумкой на плече, чтобы доставить ценный груз на передовую. Как вы думаете, а кто еще доставлял письма? У: А еще письма доставляли пернатые почтальоны - голуби! Да, братья наши меньшие, так же, как и люди, совершали подвиги и приближали Победу. Голубей использовали для оперативной связи разведывательных и партизанских отрядов Трагедия войны коснулась не только людей, но и животных. У: Предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание «Боевые задачи животных». У: А теперь разомнемся Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на место побежали. У: «Дыхание смерти было повсюду, но выжили, выжили люди...» Война коснулась всего живого, никто и ничто не могло остаться в стороне. Отцы и деды уходили на фронт, матери и бабушки пытались оберегать своих детей и внуков, а сами дети с первых дней войны хотели хоть чем-то помочь фронту. У: Можно ли сказать, что каждый день этих детей был подвигом, почему? У: Конечно, молодцы! У: Дети испытывали все ужасы и тяготы войны. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали страну, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У: Были ли у детей тех лет обязанности? Как они помогали фронтовикам? У: Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее (презентация к занятию, слайд 5). Ребята на свой страх и риск вели разведку, помогали партизанским отрядам, спасали раненых, помогали им бежать из плена. Знаете ли вы примеры подвигов детей в тылу? У: Ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Многие из них едва дотягивались до рычагов, голодали, но выполняли работу. Выращивали овощи и фрукты для госпиталей, собирали в лесах ягоды и дикоросы. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, спектакли, устраивали концерты. У: Как вы думаете, насколько ценен был их вклад в Победу? У: Смогли бы вы сделать что-то из перечисленного? У: О каких подвигах детей на фронте вы знаете? У: Молодцы. У: Дети наравне со взрослыми воевали в действующей партизанских отрядах. Нередко и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами воевали дети 13-15 лет и младше. Во время войны в рядах Красной армии служили более 3500 фронтовиков младше 16 лет, а самому маленькому сыну полка было всего 6 лет. У детей войны были разные судьбы, кто-то работал на заводе или в поле, кто-то партизанил, но всех их объединяла общая трагедия... Знаете ли вы, чем известен 14-летний сын полка Жора Артёменков? У: Дети вместе со взрослыми дошли до Берлина, оставили свои надписи на поверженном рейхстаге. Жора Артёменков — пионер, сын полка 150-й стрелковой дивизии. Один из штурмовых флагов именно этой дивизии, водруженный над берлинским рейхстагом, 1 мая 1945 года стал Знаменем Победы (презентация к занятию, слайд 7). У: Что происходило в нашей стране, когда российская армия дошла до Берлина? У: Правильно У: После подписания акта о капитуляции Германии в Советском союзе по радио объявили, что в ближайшее время будет передано важное правительственное сообщение. Когда диктор радио Юрий Левитан получил в руки текст долгожданного сообщения, он сжимал кулаки, но старался говорить достойно, уверенно и сдержанно. В 02:10 его голос возвестил о полной и безоговорочной капитуляции Германии и завершении Великой Отечественной войны. По всей Москве мгновенно поднялась волна ликования. Жильцы домов будили соседей, зажигались окна, люди выходили во дворы, на улицы. Вся страна радовалась! Утром Красная площадь была переполнена ликующей толпой! Люди плясали, играли на гармошке, пели. Москвичи постепенно заполняли улицы рядом. Гуляние не утихало до сумерек! Вечером московское небо прорезали лучи прожекторов. Было дано 30 залпов из тысячи орудий. Высоко над городом был поднят аэростат с огромным алым стягом. После салюта улицы не пустели еще несколько часов: народные гуляния продолжались по всей стране! У: Почему новость о Победе вызвала такую бурную реакцию у людей? Можно ли сравнить народное ликование 9 мая 1945 года с современными праздниками? У: Как вы думаете, почему спустя 80 лет День Победы остается одним из самых важных праздников в нашей стране? У: Совершенно верно. У: Сейчас вы выполните задания, которые лежат у вас на партах. На выполнение у вас есть 1 минута | * ВИДЕОРОЛИК - Ответы обучающихся. - напоминают о цене мира и стабильности, о том, что война — это самое ужасное, что может случиться с человечеством. - хранить память об истории страны и великом героизме её народа во имя будущего всего человечества, ценить победу в войне. - Осознание принадлежности к стране - фото слева сделаны в годы ВОВ, а справа в наше время. - Нет, можно сказать, что война лишила их светлого и радостного детства, рано сделала взрослыми. - голод, холод, болезни, тяжелый труд. - Школы работали, но мало кто учился, все работали. - Ученики могли поддержать своих учителей на фронте, писав письма. - из-за дефицита бумаги.
- почтальоны и голуби.
- да, поскольку они проявляли мужество, отвагу и выносливость, выполняя различные задачи. - да, работали в сельхозе, на заводах и фабриках, помогали в госпиталях, работали в партизанских отрядах,. - Зинаида Портнова состояла в организации «Юные мстители» и совершила диверсию, отравив более 100 немецких офицеров.
- Вклад детей в победу в Великой Отечественной войне был ценен и разнообразен, мы бы смогли. - Во время Великой Отечественной войны пионеры выполняли задачи разведчиков и диверсантов, были связными для подпольщиков. Среди юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик. - Вместе с полком участвовал в освобождении Варшавы и штурме Берлина, убил трёх немецких солдат, неожиданно оказавшихся между ним и однополчанами. - это ознаменовало завершение Великой Отечественной войны и разгром нацистской Германии. Люди радовались и поздравляли друг друга. - потому что после долгих лет мучений советский народ наконец почувствовал себя свободным. - потому что память о Великой Отечественной войне продолжает передаваться из поколения в поколение.
![]() |
III.Заключительный | У: В 2024 году, выступая на Параде Победы, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы чествуем наших отцов и дедов, прадедов. Они защитил родную землю и сокрушили нацизм, освободили народы Европы достигли вершин ратной и трудовой доблести». Скажите, как вы поняли, в чём главная заслуга наших предков - Героев Великой Отечественной войны. И в чём наша священная обязанность перед ними? У: Верно! Молодцы! Мы должны хранить память об истории страны и великом героизме ее народа во имя будущего всего человечества, ценить победу в этой войне, осознавая ее истинное значение. У: Знаете ли вы, что такое Георгиевская ленточка? Как правильно ее носить? У: А какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, вы знаете? Знаете ли вы памятники, посвященные детям, пережившим войну? У: Создание таких памятников - это дань уважения и памяти людям, в том числе детям, на долю которых выпало тяжелое время войны. Это напоминание настоящим и будущим поколениям о тех, кто погиб на поле боя, в партизанских отрядах, в фашистских концлагерях, в катакомбах, кто просто не дожил до Победы, и о тех, кто сломил фашистского зверя в его логове и вернулся с Победой в родную деревню или город к своим родным. У: Что для вас значит Победа? Как в вашей семье отмечают этот праздник? У: 9 мая стало точкой отсчета новой жизни, мы с вами - последнее поколение, которое видит участников Великой Отечественной войны воочию. У: Почему война, о победе в которой сегодня шла речь, носит название Великой Отечественной? У: Почему мы должны сохранять память о Великой Отечественной войне? У: Как сохранение исторической памяти влияет на наше будущее? У: Великая Отечественная война 1941-1945 г. оставила в жизни нашей страны, каждой семьи и конкретного человека неизгладимый след. Прошло 80 лет с тех пор, как война закончилась, но память о ней остается с нами, не дает забыть тех, кто погиб на фронте, умер от полученных ран в госпиталях, самоотверженно трудился в тылу, приближал Победу. У: организует просмотр видеоролика «9 мая День Победы». | - хранить память об истории страны и великом героизме её народа во имя нашего будущего -Она напоминает о подвиге советских солдат и победе над фашизмом. Носить ее нужно на левой стороне груди, ближе к сердцу. - Героям битвы, курская дуга. - Памятник детям блокады в Красноярске, Памятник юным защитникам дедушек, бабушек, прадедов, их истории — порой страшные, порой светлые, но всегда настоящие. - Отечественная– она велась за свободу и независимость нашей Родины, весь народ встал на защиту страны. - Великая– из-за огромного масштаба, жертв (более 27 млн погибших) и исторического значения для СССР и всего мира. - уважение к подвигу, патриотизм. - сплочение народа, воспитание молодежи. - изучать историю, участвовать в акциях, помнить о ветеранах. - патриотизм, ответственность, смелость, единство. - мужество, дисциплина, |