Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках естественно-математического цикла
статья (3 класс)

Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общероссийская общественная организация

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

САРАТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

МОУ «СОШ «Аврора» г. Саратов

Калечина Валерия Владимировна, учитель начальных классов

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда ученые старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" – это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Умение учиться для ученика  складывается в  систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорят "учебная деятельность"?

Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

В нашей школе во все времена уделялось большое внимание активной учебной и внеурочной  деятельности обучающихся. Поэтому для коллектива  школы модернизация образования не потребовала кардинальных перемен в организации обучения. Активная внеурочная работа – многолетняя традиция  школы, которая определяет основные направления работы и представляет собой проектную деятельность.

Педагогами организуется подготовительная работа над проектами, в которой задействованы ученики, учителя и родители. Заканчивается работа общешкольным мероприятием, посмотреть которое приходят родители. Примером таких мероприятий являются семейные праздники, ярмарки, фольклорные мероприятия, выставки творчества и т.д. В рамках военно-патриотической работы ребята собирают сведения о – ветеранах Великой Отечественной войны, помогают разыскать «следы» погибших и пропавших без вести.

Внеурочная деятельность тесно связана с учебным процессом: предметные недели, олимпиады, конкурсы, отчеты кружков, предметные вечера, КВН и т.д. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса приоритетным направлением которой – активная деятельность самих ребят.

Работая над проектами, ребята активно осваивают ИКТ-технологии в процессе чего формируется ИКТ-компетентность, что является одним из требований ФГОС второго поколения.
Несколько лет назад в нашей школе была организована работа школьного СМИ – выпуск школьной газеты «Зеленый колокол» под руководстивом Никешиной Т.В.. Создана школьная редколлегия, в состав которой входят ребята разного возраста. Первое время возникали трудности работы в разновозрастной группе. Сейчас ребята сами распределяют обязанности: более сложную работу берут на себя старшеклассники, вовлекая в работу младших. Газета выпускается один раз в четверть. В процессе выпуска газеты решается предпрофильная подготовка, способствующая профессиональному самоопределению учащихся.

Ребята принимают участие и в других конкурсах. Особенно нравятся им участие в областном фестивале экологических театров.

Системно-деятельнсотный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовя их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.

Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется  тогда, когда учитель сам является творческим человеком.  Учитель должен быть ни  «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет свих воспитанников на сочинение музыки. Он дирижер ребячьей самодеятельности, но никто не должен видеть взмахов его палочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...

Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

Статья о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании младших школьников....

Системно- деятельностный подход к обучению и воспитанию школьников – основа реализации ФГОС

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Такой человек с...

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании в рамках программы «Все цвета, кроме чёрного».

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании". Я рассказала о своей работе в рамках программы "Все цвета кроме чёрного"....

Статья «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»

В статье «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»  раскрывается понятие и сущностьсистемно-деятельностного подхода....