Зачем быть честным?
план-конспект занятия (3 класс)

Королева Анна Андреевна

Этическая беседа.

«Зачем быть честным?»

Направлена на создание условий для формирования новых знаний и навыков действий, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать свои поступки.

Помогает углубить, расширить знания детей о честности человека, формировать навыки поведения в той или иной ситуации; развивать этические и нравственные взгляды учащихся.

Познавательные УУД. Формируется умение извлекать информацию из текстов, представлять её в виде схемы, выявлять сущность и особенности объектов, делать выводы на основе анализа, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД. Формируется умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в малой группе.

Регулятивные УУД. Формируется умение высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskaya_beseda_iyun_2025.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Анна Андреевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 46
имени Героя Советского Союза Георгия Невкипелого
 

3 класс

Этическая беседа

Тема: «Зачем быть честным?»

Цель: создание условий для формирования новых знаний и навыков действий, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать свои поступки.

Задачи: углубить, расширить знания детей о честности человека, формировать навыки поведения в той или иной ситуации; развивать этические и нравственные взгляды учащихся.

Познавательные УУД. Формируется умение извлекать информацию из текстов, представлять её в виде схемы, выявлять сущность и особенности объектов, делать выводы на основе анализа, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД. Формируется умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в малой  группе.

Регулятивные УУД. Формируется умение высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Оборудование: 2 пословицы, 1 высказывание, слова для синквейна, РЛ

Оформление доски:                                                                                            

                                         

  1. Название темы занятия ( можно работать с цветным мелом, или написать все пером, маркером на ватмане, можно использовать интерактивную доску).

2.3. Пословицы.

4. Высказывание.

5. Синквейн.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия.
  1. Приветствие
  2. Проверка внешнего вида учащихся и рабочих мест, класса.
  3.  Посадка.
  1. Сообщение темы и цели занятия.

- Дети, на доске вы видите 2 пословицы. Прочитав эти пословицы, подумайте над  ними и попробуйте сами определить тему нашего сегодняшнего занятия.

          Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Как вы думаете, честный человек обманывает друзей, родных и взрослых?

- Когда  так говорят?

 Все минется, одна правда останется. (В. Даль)

- О чем говорится в этой пословице?

- Как вы понимаете эту пословицу.

Иными словами можно сказать, что какова бы ни была ложь, правда всегда выйдет наружу и люди долго будут её помнить.

- Что объединяет эти 2 пословицы? (В них говориться о честности и правдивости).

- Теперь вы сможете сказать какая тема нашей сегодняшней беседы?

3. Уточнение и выявление знаний детей по теме.

- А знаете ли вы, кто слагает (придумывает) пословицы? (народ)

- Что выражают пословицы?( То, что происходит на самом деле)

Посло́вица— изречение в виде законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

- Но о честности можно говорить не только с помощью народных пословиц. Существует много высказываний, которые говорили великие люди. Одно из них написано на доске.

«Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворством, трусостью и ложью.»

Людмила Васильева-Гангнус (писательница)

- Какого человека называют честным?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Может ли честный человек скрывать неправильные (плохие) поступки?

- Берет ли чужое?

- Итак, честный человек- тот, кто говорит правду,  дорожит дружбой, смелый, держит своё обещание, не берёт чужое. Тот кто уважает и любит своих близких , друзей, товарищей.( заполнение ромашки на рабочем листе)

Физминутка:

А сейчас мы проверим, как вы умеете отличать правду от лжи, истину от обмана. Я буду читать фразу. Если это утверждение верное, правдивое, вы хлопаете. Если ложное, вы топаете.

- Честно ли бросать друга в беде?

- Честно ли признавать свою вину?

- Честно ли обсуждать поступки других?

- Честно ли без спроса брать чужие вещи?

-Честно ли не соблюдать правила игры?

- Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?

-Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

-Честно ли вернуть деньги в магазин, если продавец дал больше сдачи, чем надо было?

- Вы большие молодцы, на все вопросы ответили правильно.

4. Расширение, углубление понятий детей.

- Дети, прочитайте рассказ и скажите, правильно ли поступил мальчик?

(рассказ напечатан на листах, РЛ)

Начался урок. Учитель зашел в класс и увидел, что цветочный горшок, недавно стоявший на подоконнике, разбит и лежит на полу. В классе было тихо-тихо. Тогда учитель спросил: «Кто разбил цветочный горшок?» Но класс даже не пошевелился. Все сидели, молча, смотрели на учителя, и ждали, что же будет. Тогда учитель сказал:

- Вы уже достаточно взрослые люди, способные оценить свои поступки. Подумайте хорошо и скажите сами себе, честный вы человек или нет? А честный человек не бывает трусом. Я думаю, тот кто это сделал, сможет встать и прямо посмотреть нам в глаза.

Прошло несколько минут  и  встал дин ученик. Он сказал:

- Извините меня, пожалуйста. Это сделал я, случайно. Я больше  так не буду.

Учитель даже изменился в лице. Он не стал ругать мальчика, а лишь подумал: « Как хорошо, что мои ученики меня поняли».

А ученику сказал:

- Молодец, ты смелый человек. Думаю, что ты понял свою ошибку.

- Как вы оцениваете поступок ученика?

- Можно ли оправдать его поступок?

- Почему ученик решил признаться в своей ошибке?

- Всякий ли школьник может поступить так, как это ученик? Почему?

5. Формирование навыков и привычек правильного поведения

- Попробуйте в группах по желанию инсценировать  рассказ.

( распределение ролей: Таня, мама, автор( 3 мин)  2- группы посмотреть )

Таня после уроков убирала класс и нашла карандаш.

ТАНЯ:   Чей это такой красивый карандаш?- прошептала Таня

- Пусть будет моим.

Дома Таня учит уроки. А её мама увидела карандаш и спрашивает:

МАМА: Где это ты Таня такой красивый карандаш взяла?

ТАНЯ: Я сегодня была дежурная в классе и нашла его. Он мне понравился, и я решила оставить его себе.

МАМА: Но ведь так нехорошо поступать. Это же не твоя вещь. У тебя  ведь есть свой карандаш, а у того, кто потерял этот, может быть он был один. И ему нечем теперь рисовать. И к тому же, его наверно, мама ругает за потерю. Ты просто должна вернуть карандаш хозяину. Ведь ты же у меня хорошая девочка.

Таня подумала и сказала:

ТАНЯ: Ты права, мама. Завтра я верну карандаш.

- Как вы думаете, правильно ли Таня решила поступить в начале рассказа?

- Почему она изменила свое решение?

- Что на это повлияло?

Заключительная часть.

- Сегодня мы беседовали о честности и правдивости человека. ( Слова для синквейна на доске расположены в хаотичном порядке, дети упорядочивают их записывая слова в РЛ)

Честность

Необходимая(нужная), общечеловеческая (людская).

Направляет ( указывает) , останавливает(тормозит), позволяет ( разрешает) .

С ней понимаешь многие моменты жизни.

Направление. ( ведение)

– А как быть, если вдруг ужасно захотелось сказать выдумку (пофантазировать),  чтобы развеселить друзей?

– Пожалуйста! Выдумывайте. Такая добрая, почти сказочная ложь-выдумка очень даже полезна для человека. Ведь из неё рождаются сказки, забавные рассказы и детские спектакли.

И называется она, такая выдумка, красивым словом: «ФАНТАЗИЯ»

- Надеюсь, что вы учтете всё то, о чем мы сегодня говорили, и всегда будете поступать только так, как поступают честные люди.

Задание для тех , кому стала интересна эта тема . Прочитайте произведение Н.Носова «Фантазёры».

Источники:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0 

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/11/07/konspekt-zanyatiya-chestnost-vsego-dorozhe 

3. https://yandex.ru/search/?text=%D0%A3%D0%A3%D0%B4+%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+&lr=35

4.https://www.yandex.ru/search/?text=%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0&lr=35&src=suggest_B 

 Честность

____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_______________________________________

Начался урок. Учитель зашел в класс и увидел, что цветочный горшок, недавно стоявший на подоконнике, разбит и лежит на полу. В классе было тихо-тихо. Тогда учитель спросил: «Кто разбил цветочный горшок?» Но класс даже не пошевелился. Все сидели, молча, смотрели на учителя, и ждали, что же будет. Тогда учитель сказал:

- Вы уже достаточно взрослые люди, способные оценить свои поступки. Подумайте хорошо и скажите сами себе, честный вы человек или нет? А честный человек не бывает трусом. Я думаю, тот кто это сделал, сможет встать и прямо посмотреть нам в глаза.

Прошло несколько минут  и  встал дин ученик. Он сказал:

-  Извините меня, пожалуйста. Это сделал я, случайно. Я больше  так не буду.

Учитель даже изменился в лице. Он не стал ругать мальчика, а лишь подумал: « Как хорошо, что мои ученики меня поняли».

А ученику сказал:

- Молодец, ты смелый человек. Думаю, что ты понял свою ошибку.

Рабочий лист «Зачем нужна честность?»

 Честность

____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_______________________________________

Начался урок. Учитель зашел в класс и увидел, что цветочный горшок, недавно стоявший на подоконнике, разбит и лежит на полу. В классе было тихо-тихо. Тогда учитель спросил: «Кто разбил цветочный горшок?» Но класс даже не пошевелился. Все сидели, молча, смотрели на учителя, и ждали, что же будет. Тогда учитель сказал:

- Вы уже достаточно взрослые люди, способные оценить свои поступки. Подумайте хорошо и скажите сами себе, честный вы человек или нет? А честный человек не бывает трусом. Я думаю, тот кто это сделал, сможет встать и прямо посмотреть нам в глаза.

Прошло несколько минут  и  встал дин ученик. Он сказал:

-  Извините меня, пожалуйста. Это сделал я, случайно. Я больше  так не буду.

Учитель даже изменился в лице. Он не стал ругать мальчика, а лишь подумал: « Как хорошо, что мои ученики меня поняли».

А ученику сказал:

- Молодец, ты смелый человек. Думаю, что ты понял свою ошибку.

Рабочий лист «Зачем нужна честность?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Зачем быть вежливым?

Конспект  занятия: - коммуникативное  воспитание              «Зачем быть вежливым?» (беседа)Предварительная работа: Чте...

Классный час "Зачем быть вежливым"

Конспект классного часа "Зачем быть вежливым"....

Презентация "Зачем быть вежливым"

Презентация к классному часу "Зачем быть вежливым"...

Зачем быть вежливым

Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.Систематизировать правила вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежли...

Классный час:"Зачем человеку быть честным"

Классный час       Зачем человеку быть честным   Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные...

Презентация: "Зачем человеку быть честным"

Классный час       Зачем человеку быть честным  Честность– такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди...

Беседа "Зачем быть вежливым?"

Беседа для детей начальной школы на тему: "Зачем быть вежливым?"...