Исследовательская работа "Моя прабабушка - дитя войны"
творческая работа учащихся (2 класс)

Бочкарева Валерия Михайловна

Исследовательская работа "Моя прабабушка - дитя войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ditya_voyny_-_moya_prababushka.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Казмасская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.С. Павлова»

Исследовательская работа

Моя прабабушка – дитя войны

                                                                            Автор работы:

                                                                            Бочкарева Юлия, 2а класс,

                                                                            Руководитель:

                                                                            Бочкарева Валерия Михайловна                                                                                                        

                                                                                                                                       

д.Н. Казмаска, 2025г

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………. 3                                                                      

II. Основная часть: Из воспоминаний прабабушки Сосуновой Клавдии Федоровны.        

III. Заключение ………………………………………………………………….6                                                    

IV. Список литературы и других источников ………………………………..7

V. Приложение……………………………………………..……………………8

Введение

Здравствуйте, меня зовут Бочкарева Юлия, я ученица 2а класса Казмасской школы. Хочу представить Вам исследование «Моя прабабушка – дитя войны».

Цель исследования:

- узнать, как жила моя прабабушка в военное и послевоенное время.

Задачи:

  1. Собрать сведения, материалы, воспоминания, фотографии о жизни моей прабабушки: Сосуновой (Никитиной) Клавдии Фёдоровны.
  2. Обобщить и систематизировать собранные материалы;
  3. Оформить исследование.

Предмет  исследования – рассказы, фотографии и воспоминания прабабушки.

Объект исследования: прабабушка Сосунова Клавдия Фёдоровна.

Методы исследования: беседа.

  1. Основная часть

 Дети войны. Кто же они? Я обратилась с этим вопросом в интернет – словарь и узнала, что это граждане Российской Федерации и бывшего Советского Союза, родившиеся в период с 23 июня 1923 по 1945 год включительно.

  1. Из воспоминаний прабабушки Сосуновой (Никитиной) Клавдии Федоровны.

 Моя прабабушка Сосунова (Никитина) Клавдия Федоровна родилась 5 января 1942 года в деревне Новая Казмаска, а в это время уже год как шла Великая Отечественная Война. Отец маленькой Клавы ушел на фронт, когда она была в утробе матери, то есть своего отца моя прабабушка знает только по фотографии, так как вернуться обратно ему было не суждено.

Страшная Война разделила семью Никитиных на до и после: мама моей прабабушки – Евгения Михайловна осталась одна с четырьмя детьми. Евгения Михайловна воспитывала детей: Георгия, Варвару, Анатолия и Клавдию. Приходилось очень тяжело, мало такого, что были маленькие дети, нужно было ходить на работу и вести хозяйство в одиночку, без мужской помощи.

Бабушка Клава вспоминает, что как тяжело и ей приходилось, её совсем маленькой оставляли одну на хозяйство, так все уходили работать ( Евгения Михайловна работала в колхозе, чаще всего на лошади возила сено с лугов, старшие братья также уходили работать на поля). Маленькая Клава в 6-7 летнем возрасте варила супы к приходу семьи, пасла уток, гусей, поливала огород, также и чистота в доме была её обязанностью, ведь мама с братьями домой приходила около 11 часов вечера.

 Сейчас и сама удивляется, как она справлялась со всем этим. Но хоть и было очень тяжко, но вспоминает моя прабабушка и хорошие моменты, как все вместе собирались с друзьями вечерами, играли в разные игры, а иногда и помогали друг другу: помнит, что даже полы мыли вместе по очереди в каждом доме, что так веселее.

Не зря говорят, что военное и послевоенное время - голодное время. Так и прабабушка говорит, что есть почти ничего не было. Стряпали из замороженной картошки (натирали ее, превращая ее в однородную массу). Также выручал огород: картошка, огурцы, капуста, морковка и свёкла. Мясо тоже было, но не так много, держали гусей, уток, баранов и корову. Свинью не держали, так как кормить её было нечем. Прабабушка говорит, что в основном выросла на картошке и кефире.

Одежда также была скудной: Евгения Михайловна сама шила платья, покупая материал  или обменивая на что-то. Помнит, что до 2 класса ходила в лаптях на одну ногу. А почему так? Да просто её старший брат научился плести лапти только на одну ногу…но зато были новые, в то время, как у других ребят были старые и поношенные. Ходила прабабушка в Казмасскую школу, отучилась 7 лет, очень хотела идти учиться дальше (нужно было ехать в Завьялово), но её мама не отпустила, так как в этот же год старший брат пошёл в армию, а нужно было платить налог государству, Евгения Михайловна одна бы не справилась. И так и сложилась судьба Клавдии Фёдоровны – сразу со школьной скамьи пошла работать в колхоз дояркой, где и проработала всю свою жизнь, общий стаж насчитывается 40 лет. Трудно представить, как совсем юная девушка работа целый день, доила 16 коров руками 3 раза в день. Так проработала 8 лет, а потом стало легче – появились аппараты машинного доения. За добросовестный труд награждена медалью «Ветеран Труда».

Моя прабабушка вышла замуж в 20 летнем возрасте за Сосунова Пантелея Сергеевича, всю жизнь они прожили в нашей деревне, воспитали 2 дочерей, одна из них – моя бабуля – Елена Пантелеевна. У Клавдии Фёдоровны 2 внучки и 1 внук, 1 правнук и 2 правнучки.

Каждый год 9 мая моя прабабушка ходит на митинг, почтить память погибшим войнам, в частности своему отцу. Однажды ей посчастливилось со своими братьями съездить в Днепропетровскую область, на землю, где погиб её отец Никитин Фёдор Павлович. А об этом узнали совершенно чудесным образом: в сельскую администрацию пришло письмо от школьников - археологов этой области, они писали, что нашли документы моего прапрадедушки.

Судьбы детей военного времени такие разные, но во многом схожие. Жизнь у них была трудная, подчас невыносимая. Голод, разруха, потери близких – всё это прошло через каждого. Но они выстояли, выжили, после войны смогли поднять страну из руин, вырастить и поставить на ноги своих детей.

III. Заключение

Я проделала большую работу по сбору информации. И сделала несколько выводов:

1. Жизнь детей в военное и послевоенное время была очень тяжелой, порой было нечего есть;

2. Моя прапрабабушка очень много работала, чтобы обеспечить свою семью;

3. Хотя моей прабабушке было не так много лет, когда началась война, но они до сих пор помнят о трудном времени;

4. Я очень горжусь своей прабабушкой – Сосуновой Клавдией Федоровной.

IV. Список литературы и других источников

1.Воспоминания и рассказы Сосуновой К.Ф.

2.Документы и фотографии из архива семьи Сосуновых.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Эхо прошедшей войны"

Исследовательская работа выполнена в форме проекта в рамках конкурса "Солдаты Великой победы". Материалы могут быть использованы во внеклассной работе по патриотическому воспитани. младших школьников...

Исследовательский проект "Награды Великой войны"

В год 70-летия Великой Победы вспомнить тех, кто отстоял мир на Земле и был награжден за свой героический подвиг....

Исследовательская работа "Женщин на войне нет, все - бойцы..."

Война была тяжелым испытанием для всего советского народа, оставила глубокий след в сердцах и памяти не только оставшихся в живых, но и всех поколений людей, каждой семьи. Нет семьи, в которой бы не к...

исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

В годовщину 75-летия Победы в ВОВ учащиеся провели поисково-исследовательскую работу по теме "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Данный материал можно использовать на классны...

Исследовательская работа "Песни, опалённые войной"

Песни военных лет поддерживали боевой дух солдат, помогали выстоять и победить. Время проходит, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Мы слушаем и поём их, потому, что они воплощение...

Исследовательская работа «Сизокрылые герои войны»

Тема работы «Сизокрылые герои войны».Направление работы: военная история.Цель исследования:  Определить, какую роль играли голуби в годы войны.Задачи исследования: 1. Расширить знания...