Память о Великой Отечественной войне как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников
статья (4 класс)
Великая Отечественная война - одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю советского народа. Она оставила неизгладимый отпечаток в сознании людей и имела тяжелые последствия для нескольких поколений. В своей работе рассмотрела несколько путей сохранения исторической памяти об этом периоде в историии нашей страны
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Память о Великой Отечественной войне как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников»
(из опыта работы )
учитель начальных классов
высшей категории
Четнева Н.В.
2025г
Содержание
Введение
1.Историческая память и духовно-нравственное воспитание
2.Пути сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне
2.1Первый путь сохранения памяти о войне – это «живая память».
2.2.Второй путь сохранения памяти о войне- художественная культура
2.3 Третий путь сохранения памяти о войне- это просветительская
деятельность учителя
2.4 Четвертый путь сохранения памяти о войне - военно-патриотические
мероприятия
2.5 Пятый путь сохранения памяти о войне-знакомство с традициями и культурой нашего народа
Заключение
Список литературы и интернет-ресурсов
Приложение
Введение
Великая Отечественная война - одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю советского народа. Она оставила неизгладимый отпечаток в сознании людей и имела тяжелые последствия для нескольких поколений. Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне благодаря мужеству и героизму наших солдат, благодаря упорному труду тружеников деревень, сел, городов, благодаря усилиям всего советского народа .Битва против фашизма была справедливой, в защиту своего Отечества, ради освобождения от рабства других народов. Мир меняется достаточно быстро. И многие вещи могут казаться далекими и забытыми. Однако есть события, память о которых должна передаваться из поколения в поколение. Одно из таких событий — Великая Отечественная война .Всё дальше отдаляет нас время от Великой Отечественной войны. Современные политики многих стран мира пытаются «переписать» страницы самой кровопролитной войны. На фоне всего этого первостепенная задача учителя заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению сохранить память о подвиге нашего народа, привить ученикам гордость за свою Родину, воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, привить детям нравственные ценности. Мы не имеем права забывать о цене той войны и должны сделать так, чтобы ничего подобного в истории человечества больше никогда не случилось.
Основная часть
1.Историческая память и духовно-нравственное воспитание
Историческая память народа о Великой Отечественной войне — это память о предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности.
Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование
гармоничной личности. Одним из направлений духовно-нравственного
воспитания является
- воспитание любви к Родине, развитие патриотизма,
Духовно-нравственное воспитания включает в себя следующие формы:
1.Урочная деятельность: изучение лучших образцов художественной культуры, ознакомление с героическими историческими событиями, просмотр и обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов, проведение сюжетно-ролевых или деловых игр, организация дискуссионной формы общения, создание проблемных ситуаций, решение практических задач.
2.Внеурочная деятельность: общешкольные или семейные праздники, коллективные творческие дела, интерактивные квесты, интеллектуальные викторины, конкурсы,
3.Внешкольная деятельность: трудовые и экологические десанты, экскурсии, благотворительные или гражданские акции, военно-патриотические мероприятия.
4.Семейное воспитание: проведение семейных праздников, использование системы творческих домашних заданий, привлечение родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях.
5.Изучение и приобщение к историческим и культурологическим основам российских религий.
1
Патриотизм, любовь к Родине нужно воспитывать с раннего детства. Без помощи взрослых, ребенок не сможет выделить главное, правильно понять что хорошо, а что плохо, Как помочь маленькому человеку разобраться в этом? Каковы пути сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне?
2.Пути сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне
2.1Первый путь сохранения памяти о войне – это «живая память».
В младшем школьном возрасте дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных жизненных примерах. Именно поэтому необходимо сотрудничать с семьями своих учеников. Ребёнку необходимо слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек; рассматривать старые семейные фотографии, награды и письма тех, кто пережил Великую Отечественную войну; бережно хранить и передавать из поколения в поколение семейные реликвии. Мои ученики Лисенкова Мария, Россиева Вероника , Россиева Александра принимали участие в конкурсе « История семьи в истории моей страны» . Девочки при написании своих работ изучали архивные данные, изучали свою родословную, беседовали со старожилами села Абрамова, работали с семейными альбомами.
2.2.Второй путь сохранения памяти о войне - художественная культура.
Художественная культура - это литературные произведения о войне, документальные и художественные фильмы. Книга способна научить маленьких читателей ценить то, что есть в их жизни. Самыми интересными произведениями о войне для детей являются те произведения, где главные герои - их сверстники. Рассказы о Великой Отечественной войне и героях России играют важную роль в воспитании детей. Они формируют у них чувство долга, уважение к прошлому и любовь к своей стране.Но, к сожалению, книги дети читают редко, поэтому, предлагаю ученикам
2
просмотр фильмов. Бывает, что, посмотрев захватывающе интересный фильм, ребенку захочется и книгу прочитать. К счастью, в нашем кинематографе очень много фильмов, которые рассказывают о событиях Великой Отечественной войны. Это фильмы о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, угонялись в Германию, проходили через страшные испытания в концлагерях, голодали, брали в руки оружие, служили в партизанских отрядах, заботились о своих матерях, братьях и сестрах. (Приложение 1) Фильмы помогают детям лучше понять –сколько сложных испытаний пришлось преодолевать людям в войну, и какая часть этих испытаний выпала на долю детей. Фильмы, которые мы смотрели с детьми в классе:
-«Сестренка» (2019)
-«Жила-была девочка» (1944)
-«Солдатик» (2018)
-«Сын полка» (1946)
-«Мальчик в полосатой пижаме» (2008)
-«Садись рядом, Мишка» (1977)
Совместный просмотр сам по себе оказывает более глубокое воздействие на человека, потому что в это время происходит обмен эмоциями как больших, так и маленьких зрителей. Поэтому дети часто пересматривают фильмы дома вместе с родителями.
Каждый год в школе ко Дню Победы проходит работа над проектом «Стена памяти». Дети приносят фотографии своих родственников - участников войны, тружеников тыла. Здесь проходит конкурс чтецов, где дети выступают с произведениями на военную тематику. (Приложение 2)
3
2.3 Третий путь сохранения памяти о войне- это просветительская
деятельность учителя
Педагогическая практика накопила большой опыт патриотического воспитания младших школьников. Основными формами этой работы являются классные часы, экскурсии, посещение музеев, благотворительные акции. Просветительская функция классного часа заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Классные часы могут иметь самую разную тематику:
- Битва за Москву
-Главные сражения Великой Отечественной войны
- Пионеры-герои
- Подвиг генерала Дмитрия Карбышева
-Легендарный снайпер Василий Зайцев
- Советские танки Великой Отечественной войны и др
Применение ИКТ- технологий помогает сделать классные часы интересными и запоминающимися, помогает детям проживать события, связанные с военным временем.
Очень важную роль в развитии нравственных чувств и качеств личности играет посещение детьми музеев, памятников героям Великой Отечественной войны. Такие места помогают ощутить атмосферу того времени и увидеть реальные предметы, связанные с войной. Со своими учениками посещаем Арзамасскую центральную районную библиотеку им. И.Н. Сахарова. (Приложение 3) В сентябре 2024 года сотрудники библиотеки провели для детей тематическую беседу: «Первый период Великой Отечественной войны».
4
Совсем недавно с учениками ездили в Арзамасский историко-художественном музей, где сейчас работает выставка «Ими гордится Арзамас». (Приложение 4) Сотрудник музея – Косолапова Ирина Сергеевна провела замечательную экскурсию, познакомила детей с экспонатами выставки, рассказала об основных сражениях ВОВ 1941-1945 гг. Дети узнали имена наших земляков- арзамасцев, которые внесли свой вклад в Победу над фашизмом. Экскурсия прошла на одном дыхании. Такие встречи очень нравятся детям. Самое ценное то, что дети имеют слушать, запоминают информацию.
В нашей школе постоянно проходят различного рода акции. (Приложение 5) Дети участвуют в сборе гуманитарной помощи для наших земляков-участников СВО. Ученики приносят продукты питания, медикаменты, средства гигиены и другие необходимые вещи. Также дети пишут письма, в которых звучат слова любви к Родине, веры в победу и гордости за тех, кто стоит на страже нашей страны. Кроме этого ребята помогают плести маскировочные сети и изготавливать блиндажные свечи. Ежегодно дети участвуют в акции «Бессмертный Полк». Девиз Полка: «Они должны идти победным строем во все времена». Акция помогает воспитать любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе родного края и страны. Дети проходят по улицам нашего родного села с портретами своих родственников- участников Великой Отечественной войны. После митинга возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата. (Приложение 6)
2.4 Четвертый путь сохранения памяти о войне - военно-патриотические
Мероприятия.
В начальной школе каждый год проходит военно-спортивная игра «Зарница» Её задача - создание дружного коллектива, который может справиться с трудностями. Игра способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину,
5
защитнику Родины. (Приложение 7)
Важной составляющей патриотического воспитания подрастающего поколения считаю организацию и проведение праздников патриотической тематики: День защитника Отечества, День Победы. (Приложение 8) Эти мероприятия направлены на воспитание любви к Родине; на воспитание уважения памяти павших за их мужество и стойкость в борьбе против фашизма .Каждый год с детьми готовим подобные праздники, приглашаем в гости родителей, бабушек, дедушек, учеников начальной школы. Особо
торжественно проходят мероприятия , посвященные юбилейным датам со Дня Победы советского народа над фашистской Германией. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших соотечественников. Наиважнейшей задачей учителя является сохранение связей между поколениями в различных формах и методах. По инициативе бывшего настоятеля нашего храма в Честь Рождества Иоанна Предтечи иерея Николая Сорокина православная молодежь с 2012 года проводит Бал Победы. Это мероприятие каждый год вызывает у жителей села огромный интерес. В 2014 году нам предложили принять участие в этом мероприятии, чему мы были очень рады. (Приложение 8) После этого мои ученики являются постоянными участниками Бала Победы. Данную традицию поддерживает настоятель храма иерей Александр Орлов. За эти годы дети выступали со следующими номерами:
-попурри песен на военную тему
-танец « Птицы белые»
- танец « Журавли»
-танец «Дети войны»
-танец «Мир нужен детям»
-танец « Ромашка-символ доброты
6
2.5 Пятый путь сохранения памяти о войне -знакомство с традициями и культурой нашего народа
Знакомство с традициями и культурой нашего народа проходит через проведение внеклассных мероприятий на православную тематику.
Иеромонах Макарий (Маркиш) сказал такие слова : «Историческая память о войне сохраняется благодаря тому, что основана на христианской религиозности…. исторический факт: российская нация рождена Православной Церковью».
В основе Победы советского народа лежит объединение людей верующих и неверующих; молитва матерей и жен перед Божией Матерью и Спасителем Нашим Иисусом Христом. В связи с этим, каждый год со своими учениками проводим православные праздники. (Приложение 9) Сначала идет подготовительная работа: дети получают информацию о том или ином празднике, изучают житие Божией Матери. знакомятся с историей рождения Иисуса Христа, с Его детством, отрочеством. Разучиваем с детьми сценки, песни, готовим поделки по теме праздника, рисуем. Родители помогают с костюмами, организуют праздничное угощение. На празднике обязательными гостями являются родители. Каждое такое мероприятие приносит массу положительных эмоций, сплачивает семьи, знакомит с традициями русского народа. За годы своей педагогической деятельности таких мероприятий проведено огромное количество. Вот только некоторые из них:
- Земная жизнь Богородицы
-Рождество Христово
-Крещение Господне
-Праздник Покрова Богородицы
- Светлое Христово Воскресение
7
Также с учениками каждый год участвуем во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Православные следопыты», где ребята становятся призерами и победителями (Приложение 10)
Заключение
Память - наша история. Знать историю своего народа надо, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней. Великая Отечественная война не должна быть забыта , чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя.
В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной».
Нужно, чтобы дети знали, что, если бы каждому из 22 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.
8
Список литературы и интернет-ресурсов
1.Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных
условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. -
№1.
2. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям [Текст] / Василий Александрович Сухомлинский. - Москва : Концептуал, 2016. - 312 с.; 22 см. - (Воспитание человека).; ISBN 978-5-906756-73-2
3.Титков Е.П Духовный меч великой Победы .Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны/Е.П.Титков;АГПИ им.А.П.Гайдара-Арзамас:АГПИ ,2010.-616с.
4. multiurok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Память о Великой Отечественной войне
Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию младших школьников гимназии №513 Невского района Санкт-Петербурга.Читатели познакомятся с мероприятиями, приуроченными к знаменательным датам Великой...
Память о Великой Отечественной войне.
В проекте собран материал основанный на знаниях о Великой Отечественной воене,встрече с ветераном войны живущем в г.Лахденпохья....

Память о Великой Отечественной войне
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Память о Великой Отечественной войне
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
