Методическая разработка по семейному воспитанию
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по семейному воспитанию
Совестный досуг детей и взрослых: «Вечер семьи»
Цели и задачи:
1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к собственным родителям, бабушкам и дедушкам, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.
2. Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу, сплочение коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитывать доброту, понимание, великодушие.
Подготовительная работа.
Вечеру семейного отдыха предшествует достаточно серьёзная подготовка. Так, ко дню пожилого человека провожу классный час на тему «О красоте души и сердца». Ребята пишут бабушкам и дедушкам письма, а во время семейного вечера эти письма станут маленькими сюрпризами.
Ко Дню матери дети рассказывают в своих работах о маме, посвящают ей стихи и (по желанию) рисуют её портрет.
Выбираем лучшие работы учеников - участников конкурса «История моей семьи в истории страны».
Кроме того, пишем приглашения родителям, бабушкам и дедушкам принять участие в праздничной программе.
Вместе с родителями (а также бабушками и дедушками) ребята выполняют домашнее задание – вышивают, вяжут, шьют, мастерят поделки и т.д.
Выставка совместных работ представлена на вечере.
Выставка книг подготовлена работниками библиотеки. Представлено большое количество книг по рукоделию для девочек и отдельно для мальчиков. Каждая книга сопровождается аннотацией.
Заранее составляется программа детского концерта (стихи, песни, танцы).
Зал, в котором проходит вечер, празднично украшен (воздушными шарами, плакатом, на котором нарисована детская и взрослая ладонь, соединённая вместе).
Важен музыкальный фон вечера. Это могут быть как песни прошлых лет, так и композиции классической музыки (Бетховена, Листа и др.).
Присутствие гостей на вечере – обязательное условие и залог успеха мероприятия, так как справедливую оценку за умения могут дать только зрители.
Столы накрываются скатертями, на каждый стол, за которым размещается семья, ставится ваза с цветами и угощения для чаепития.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия песни «Родительский дом». Ребята встречают гостей, проводят их за столики в зале. Весь класс выходит на сцену.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости нашей встречи. Мы рады видеть вас в этом уютном зале. Мы рады тому, что сегодня мы собрались с вами на вечер семейного отдыха.
Согласитесь, без семьи, которая с каждым человеком в беде и радости, невозможна жизнь на земле. Семья – это главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Но мы не так часто можем проводить время все вместе. Мамы и папы работают, дети учатся, много домашних дел и забот у бабушек и дедушек. Но в семье должно находиться время, которое все её члены будут проводить вместе. Поэтому мы и проводим наш семейный праздник.
Дети читают стихи.
1-й ученик. Мы любим вас. Мы говорим об этом снова.
2-й ученик. Как хорошо, что есть такое слово.
3-й ученик. Не будь его, Земля была б холодною и грустной.
4-й ученик. Не было б любви, семья не смогла бы родиться,
5-й ученик. Не было б любви, не пели бы в рощах птицы,
6-й ученик. Не было б любви, несчастными были бы люди,
7-й ученик. Если бы …
Все дети. Если бы на Земле не было любви!
Учитель. Ребята, а что сплачивает семью?
Ведущий. Интересы и быт.
Ведущая. А ещё совместные дела.
Учитель. Правильно.
Далее проводится конкурс, в котором участвуют те семьи, которые подготовили совместные работы (поделки, вышивку, вязание и т.д.).
Дети и их родители (бабушки, дедушки) рассказывают о том, как создавалась работа, как долго учились мастерству, перенимая опыт, ребята, и представляют своё изделие.
Слово предоставляется работнику библиотеки. Дети и родители знакомятся с новинками книг по домоводству и рукоделию. На выставке книг, о которых рассказывает библиотекарь, представлена литература как для девочек, так и для мальчиков. Каждая новинка сопровождается аннотацией.
Следующий этап мероприятия – инсценировка сказок, героями которых являются незадачливые персонажи: старуха Шапокляк, Незнайка, Кот Базилио и Лиса Алиса. (В роли литературных героев – работники библиотеки).
Ведущий. Ребята, вы узнали старуху Шапокляк? А вы, уважаемые гости, не узнали своего сына Незнайку?
Ведущая. Надеемся, что это всего лишь литературные герои книг Успенского, Носова, Толстого. И у них нет ничего общего с нашими ребятами и их родителями, которым по плечу любое испытание.
Ведущие объявляют конкурс «Осенний букет» и «Хозяюшка».
Эти два конкурса проходят одновременно (звучит музыка).
1. Предлагается из осенних цветов собрать композицию (букет). Это задание выполняют три малька и их папы, которые выступают в роли ассистентов.
2. Девочки получают задание приготовить три блюда (все ингредиенты записаны на отдельных листах). Необходимо выбрать лишь те, которые можно использовать для приготовления 1)салата; 2)борща; 3)пирожков.
По окончании конкурса подводятся итоги. Победительницей конкурса «Хозяюшка» становится участница, которая безошибочно выбрала нужные продукты для приготовления указанных блюд.
В конкурсе «Осенний букет» оценивается не только умение составить букет, но и умение правильно его подарить. (Цветы дарят мамам.)
Очередной номер – танец «Пряники русские». Его исполняют девочки для своих бабушек. (Важно учесть и тот факт, что танец исполняется в костюме, выполненном в соответствии с русской национальной традицией, на что следует обратить внимание зрителей.)
Ведущий. Дорогие бабушки и дедушки! Этот танец – не единственный подарок для вас. Часто мы стесняемся признаваться в чувствах к своим близким.
Ведущая. Ваши внуки и внучки написали вам письма. В этих письмах признания ребят в том, как они вас любят и как вы им дороги.
Дети вручают письма.
Учитель. Мы уже говорили, на чём держится семья. Любая семья держится ещё и на любви и взаимопонимании. Мама должна понимать папу, принимать папину работу; папа должен вовремя заметить, если ребёнок чем-то огорчён; если мама очень занята, ей надо обязательно помочь. Хочется верить, что в ваших семьях так есть, что все наши семьи не только рукодельные, но и дружные.
Ведущий. Ребята, а вы знакомы с понятием «этикет»? А вам знакомы правила хорошего тона? Выявить знатоков вежливости мы предлагаем в очередном состязании.
Ведущая. Чтобы в нём победить,
Надо вам любезными быть.
Начинается сраженье
По законам уваженья.
Ведущий. В современной жизни мы ходим в гости, в театры и кинотеатры, музей. Мы приглашаем вас в театр.
Для участия в конкурсе ведущие приглашают мальчика и девочку, которые получают билет в театр и, в соответствии с указанным местом, идут и садятся в зрительный зал.
Другие ребята следят за правильностью выполнения этого задания.
Вопросы, на которые отвечают все дети:
- За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр?
- Как быть с мороженым, если ты в буфете не успел его съесть?
- Какие три ошибки допустил человек, когда крикнул прохожему: «Сколько время?»
- Откуда пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом, и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки?
- Какие советы можно дать человеку, идущему в гости?
Договорите фразу:
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
- Когда нас бранят за шалости, мы говорим… (прости, пожалуйста)
- Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Учитель. Вот и подошёл наш вечер семейного отдыха к завершению. Мне хочется всем пожелать дружбы и понимания, радости и успеха во всём, что делает ваша семья. Пусть ваши семьи будут надёжным тылом для своих детей, а ваши дети дарят вам радость и свою заботу.
Что на свете всего дороже?
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой, теплом,
Ведь все мы связаны семьёй.
Звучит музыка. Проводится чаепитие. Гости знакомятся с выставкой, на которой представлены работы детей (сочинения, стихи, портреты мам, поделки).
Маленькие призы гостям на память должны напоминать только о хорошем.
Прогнозируемый результат.
Считаю, что данное мероприятие очень результативно.
В процессе совместной деятельности решается множество задач:
от старшего ребенку передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, творческой, игровой;
участвуя в конкурсе, игре, дети не только получают сами удовольствие, но и восхищаются своими родителями, наслаждаются общением с ними;
происходит формирование нравственной культуры учащихся;
за счёт совместного позитивного переживания нормализуются семейные отношения детей и родителей;
родители лучше узнают своих детей, учитель – родителей;
происходит повышение педагогической культуры родителей.
Говоря о роли библиотеки в процессе обучения и воспитания школьников, следует отметить её главную функцию: библиотека координирует работу учителя и ученика.
В процессе совместной деятельности происходит:
приобщение ребёнка к миру культуры;
прививается любовь к культурному наследию страны;
оказывается педагогическая помощь ребёнку в разрешении жизненных проблем;
развивается эстетический вкус детей, умение видеть прекрасное;
расширяется кругозор, эрудиция, формируется культура чтения.
Всё это крайне важно в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного семейного мероприятия "Папа, мама, я-спортивная семья" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Методическая разработка данного мероприятия направлена на популяризацию здорового образа жизни, приобщение к активному отдыху, сплочение коллектива учащихся и родителей, сотрудничество семьи и школы, ...

Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»
Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...

Методическая разработка внеклассно семейного мероприятия," Папа, мама, я - спортивная семья", для начальной школы
Содержание мероприятия цели, задачи, конкурсы...
Методическая разработка внеклассного семейного мероприятия «Папа, мама, я-спортивная семья» для учащихся начальной школы по предмету: «Физическая культура»
Цели:- популяризация здорового образа жизни, физической культуры; приобщение к активному отдыху;- сплочение коллектива учащихся и родителей;- сотрудничество семьи и школы; повышение общественной актив...

Методическая разработка "Ошибки семейного воспитания"
Рекомендация для классным руководителям и родителям....

методическая разработка урока " Семейные праздники и традиции"
Представляет собой информационную карту урока с приложением...

Методическая разработка заседания семейного клуба "Праздник здоровья"
Методическая разработка заседания семейного клуба "Праздник здоровья". Мероприятие проводится в виде путешествия по станциям. Дети вместе с родителями участвуют в конкурсах, отгадывают загад...
