Творческая работа обучающихся 4 класса "Мой далекий предок"
проект (4 класс)

Щербакова Анжелика Станиславовна

Проект «Мой далекий предок » рассчитан на учащихся 4 класса начальной школы.

В ходе работы над проектом учащиеся собирают материал о своих предках, об их жизни, пишут мини- сообщения, создают творческие работы, фотографии, используют материалы сети Интернет.

Работа над проектом развивает умение работать с информацией, развивает умение работать самостоятельно, решать творческие проблемы и задачи, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.odt49.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Мой далекий предок»

Координатор проекта: Щербакова Анжелика Станиславовна

Аннотация

      Проект «Мой далекий предок » рассчитан на учащихся 4 класса  начальной школы.

      В ходе работы над проектом учащиеся собирают материал  о  своих предках, об их жизни, пишут мини- сообщения, создают творческие работы, фотографии, используют материалы сети Интернет.

        Работа над проектом развивает умение работать с информацией, развивает умение работать самостоятельно, решать творческие проблемы и задачи, делать выводы.

Цель проекта:

Расширить свои знания о своих предках, их жизни,  страницах истории своего рода.

Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому и настоящему своей семьи.

Задачи проекта:

  • Рассказать о  людях, оставивших след в  истории  семьи.
  • Воспитывать уважение и глубокую признательность к прошлому.
  • Развивать интерес к истории своей Родины.
  • Воспитывать гордость за своих соотечественников, любовь к Родине, своему народу.
  • Способствовать формированию потребности знать историю своей родины, своего рода;
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, чьё служение отечеству- пример мужества и доблести.
  • Развивать познавательный интерес и потребность быть достойным славы предков.

Актуальность:

Каждый человек должен знать о своих корнях, не забывать о жизни своих родственников, ведь большинство из них прожили достойную жизнь и оставили добрую память в сердцах потомков.

Участники проекта:

В проекте принимают участие обучающиеся 4 класса МКОУ «СОШ № 21» ИМОСК х. Спорного Изобильненского района Ставропольского края, родители учащихся.

Срок реализации проекта:

Начало работы над проектом :  10 октября 2025 г.

Окончание:   24 октября 2025 г.

Этапы проекта:

Подготовительный:

Включает в себя сбор информации.

Беседы с родственниками.

Основной:                                                                                                              Создание индивидуальных  мини- проектов, включая презентации.        Подготовка  классного часа

Методы исследования:

  • Опрос родственников, сбор информации.
  • Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
  • Анкетирование.
  • Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Практическая значимость

  Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и смогу рассказать всем родственникам о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».

Знать свои корни должен каждый, так как без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Дети растут в дружных и трудолюбивых семьях, которые с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знают свой род. Ценными помощниками в этой работе  мои родители, бабушки и дедушки, которые с интересом занимались изучением над изучением этой темы.

Заключительный этап:

  • Создание папки «Мой далекий предок»
  • Проведение классного часа
  • Размещение  материала на сайте школы,  в сети Интернет.

Введение

        Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Человеку всегда хотелось узнать побольше информации о происхождении моего рода и моих близких.. А что такое прошлое? Это не только перечень отдельных событий, происходивших в то или иное время. Это, прежде всего люди, наши предки, наши родные и близкие.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где родился. Вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.

  Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. К сожалению, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

    Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Сегодня всё большой интерес  возникает к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.

«МОЙ  

ДАЛЕКИЙ  ПРЕДОК»

КЛАССНЫЙ ЧАС

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4 КЛАССА

План- конспект внеклассного урока для 4 класса « Мой далекий предок»

Дидактическое обоснование урока:

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода, стимулировать познавательный интерес через составление родословной.

Задачи:

образовательная- повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся;

развивающая- развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности узнавать и изучать свою родословную;

воспитательная- воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.

Методическое оснащение урока:

Материально- техническая база:

кабинет начальных классов;

компьютер, проектор;

Дидактическое обеспечение: загадки; пословицы.

Методы обучения: беседа; рассказ- объяснение.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка, обществознание.

Запись на доске: тема урока, основные понятия, цитата.

Цитата: «История своей семьи, своего народа и своей страны- вот три слоя корней, удерживающих и укрепляющих в жизни- от самого её начала и до самого её конца- любого из нас».

Ход занятия:

Звучит песня « Родительский дом»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Учитель.

-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас очень интересный и необычный урок. Вначале я прошу вас, ребята, отгадать загадки:

(дети отгадывают и записывают на доске слова)
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно ...(папа)

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...(семья)

-Скажите, ребята, о чем эти загадки? Что их объединяет?

Правильно семья, родственники, родные люди.

Значит, как будет звучать тема нашего урока?

(моя семья, мои родные)

-Правильно тема нашего урока «Моя родословная».

-А для чего живет на свете человек?

Правильно, наиболее важная цель в жизни человека – это, конечно, семья. Роль семьи в жизни человека очень велика. Только имея семью (жену и детей),  человек стремится к тому, чтобы больше знать, больше зарабатывать. То есть семья -  своего рода двигатель в совершенствовании себя и совершенствовании условий жизни для человека. Семья помогает обрести себя, становиться личностью! Семья – эта те люди,  которым ты доверяешь, на которых ты можешь положиться даже в самой трудной ситуации.

-Ребята, у каждого из нас есть семья. Она является нашей опорой и защитой.

Для каждого человека семья – это самое ценное и дорогое, что есть и будет. Семейные отношения, словно корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни.

А сейчас музыкальная карусель:

Частушки:

-Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

- Мама с папой и братишка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие. 
Что вы есть все у меня…

- Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо. 
- Ну, конечно, вам ответим. 
Это - наша мама.

- Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита. 
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.

- Сапоги ты дай мне, мама,
Я на улицу пойду. 
- Сухо ж там и нету грязи!
Ты не бойся, я найду!

- Ты когда исправишь двойку?
Сколько ж дожидаться?
- Очень сложно за журналом
В школьный сейф забраться!

- Оля с мамой поругалась,
Села на пол и ревёт
- Пусть меня обратно аист 
К себе в клюве унесёт…

- Ах, сегодня праздник в доме
Пирожки капустные. 
Павлик выучил уроки,
Все и даже устные.

-Спасибо, молодцы очень задорные частушки.

-Наши корни- это наши предки. Прежде всего, родители, отец и мать. Затем – бабушка и дедушка. И так далее- в глубину времен.

Многие люди интересуются историей своего рода, собирают сведения о своих предках, многие хотели бы разобраться в родственных связях, привлечь к этому близких. Я думаю, все мы хотим знать как можно больше о наших предках. Кроме того, изучать историю своей семьи очень познавательно. Наука, которая занимается изучением родословной, называется генеалогией. 
Генеалогия – это история рода. Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна и является одной из самых актуальных, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

Ребята, кто может перечислить своих родственников по имени отчеству?

(Дети называют имена родственников)

Конкурс «Кто это?».

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать как они знают своих родственников.

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

-Очень хорошо, все правильно ответили, спасибо!

-Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. В энциклопедическом словаре родословная расшифровывается как перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства. Иметь родословную – значит иметь документ об истории рода, предков. Составить родословную – значит восстановить историю своего рода, своих предков. Знать свою родословную до четвёртого колена - означает знать историю своей фамилии на протяжении четырёх поколений.

Выстраивание родословных связей – один из самых древних способов познания человеком окружающего мира. В русской и европейской традиции родословная ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии. Исследование родословной семьи проводится по линиям. Это может быть одна линия, например, отца или матери, или восемь, идущие вглубь от всех прадедушек и прабабушек. Каждая родословная линия связана с определённой фамилией, которая передаётся от отца к детям. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку.

Конкурс пословиц.

-Объясните значение пословиц, взрослые могут помочь детям:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Дружная семья и землю превращает в золото.

-Молодцы, очень хорошо!
-Очень важно знать своё родословное древо: место и год рождения, род занятий, национальные корни предков. Ведь это история семьи, хранящаяся в памяти каждого. Мы обязаны жизнью своим маме и папе, они – своим родителям. Получается своеобразная цепь. И чем она длиннее, тем древнее род, тем интереснее его изучать. При этом можно натолкнуться на важные факты. Например, когда какая-то профессия (врача, кузнеца, пекаря, музыканта) передаётся из поколения в поколение, передаются мастерство и талант, заложенный в генах, то можно говорить о семейном деле или целой династии. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

-Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи.

Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников?

Ребята отвечают.

-Ребята, домашним заданием было составить мини презентацию «Мои родственники в фотографиях». Сейчас мы посмотрим некоторые из них.

Скажите, для чего нужны человеку фотографии?

(Ответы детей)

Учитель.

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Мы проведём конкурс на самую интересную презентацию в фотографиях.

-Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире?

(ответ: предметы, вещи)

-Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их.

(Обзор выставки старинных вещей и рассказы детей о них).

-Одной из распространенных традиций и семейных праздников было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду и к какому событию его готовят.

(Дети рассказывают о своих любимых блюдах, которые готовят в их семьях).

-Семья – это не только родители, дети, тёти, дяди. Это бабушки, дедушки, прабабушки, прабабушки – то есть предки. Каждое поколение передаёт свой опыт, традиции, которые складываются в семейные ценности. Одно из условий сохранения крепкой семьи – знание, соблюдение и передача этих ценностей новому поколению. В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамится». И если вы будете изучать историю вашей семьи, сохранять её традиции, то ваш род не прекратится. Ведь вы являетесь одним из его продолжателей.

Возможно, ваше увлечение родословной перерастёт в серьёзное занятие, и вы сможете передать уже своим детям всё, что узнаете сами.

Рефлексия.

-Ответьте на любой из вопросов:

Я сегодня почувствовал...

Мне запомнилось...

Мне захотелось сделать...

Мне понравилось...

Я понял, что...

Заключительное слово.

-Ребята! Я думаю, наши предки были бы нам признательны за воспоминания о них, за то уважение, которое мы к ним испытываем. А для этого не важны знатные корни и наследства, не нужны и бумаги, это подтверждающие. Нет нужды копаться в архивах. Все необходимые архивы у нас рядом - это наши родители и родственники! А многие из них, порой, знают несоизмеримо больше, чем все архивы мира, вместе взятые.

Спасибо за урок! И в заключении мне хотелось прочитать высказывание священника Павла Флоренского:

«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями... Не ищите власти, богатства, влияния... Нам не свойственно всё это; в малой же доле оно само придёт - в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить...»

Учитель.

-Ребята, мы с вами сказали, что наш класс это тоже семья. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это гостеприимство. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы- хозяева, все кто пришел к нам- наши гости, поэтому приглашайте всех к праздничному столу на чаепитие!

Звучит песня «Моя семья»

Заключение:

Работая над данным проектом, мы выполнили все поставленные перед нами  задачи.

 Проводя исследовательскую работу, изучая фотографии, мы отметили очень большое внешнее сходство с нашими предками.

Мы надеемся, что наши потомки  будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для наших семей, для своей страны.

Накопили определённый опыт в изучении истории наших семей.

Много нового и интересного  узнали о своих предках, готовя этот материал, и наша гордость за них – это невидимая нить, которая называется «Связь поколений». В будущем эту гордость мы обязательно передадим своим детям, и они не вырастут «Иванами, не помнящими своего родства».

Выполняя данное исследование, мы пришли к выводу, что самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся, а тем, кто является надежной опорой для тех, кто живет рядом.  Мы убеждены, что не прервутся нити, связывающие поколения наших семей, и в наших детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

Литература:

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4.Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

5. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова   

6. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

7. Король М.В. Витражи мудрости. — Минск: Полымя,1991г. – 414с.

8. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. — №3 – 28-30.

9. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

10. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

11. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

12. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

13. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

Интернет ресурсы:

 http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/semya-i-semeynye-cennosti-7

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyy-chas-s-roditelyami-semya-i-semeynye-cennosti

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/semya_i_semeynye_cennosti_

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/semya-i-semeynye-cennosti

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5215-semeynye-tradicii-prezentaciya.html

http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-13/Semja-semejnye-tradicii.rar

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7767-semya-i-semeynye-tradicii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы обучающихся

Данные работы были предоставлены для печати в журнале "Занковец",отражающем одно из направлений работы городского методического объединения учителей и учеников- занковцев города Благовещенска...

Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках творческих работ по учебному предмету

Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках творческих работ по учебному предмету...

Творческие работы обучающихся

Обучение грамоте, литературное чтение...

Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Определяются задачи, решение которых должно привести кформированию духовно богатой, физически здоровой, социально активнойтворческой личности....

Региональный конкурс научно - исследовательских, проектных и творческих работ старших дошкольников и обучающихся 1-6 классов общеобразовательных школ и гимназий.«Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой»

Проектные работы учеников начальной школы содержат  введение, основную часть, выводы, заключение, список используемой литературы, приложение и презентации....

Презентация творческих работ обучающихся к Пасхе

В презентации представлены разные виды творческих работ детей с ОВЗ по теме "Пасха"...